Возникновение науки "социология"
.RU

Возникновение науки "социология"

Введение

Кто такой социолог? В самом расхожем представлении – это человек с анкетой, с которой он обращается к окружающим его людям по месту работы, жительства, а то и просто на улице, чтобы узнать их мнение по тому или иному вопросу. Такой подход, с одной стороны, придает социологу имидж человека, который-де не теряет связи с реальностью (другое дело, как эти усилия оцениваются в обществе). С другой стороны, нет ничего печальнее сводить социологию к сбору случайных мнений по случайным (а нередко и глупым) вопросам, что дискредитирует социологию как науку и низводит её до некоего вспомогательного средства познания, да ещё и такого, которым можно манипулировать.

Между тем, если говорить о социологии, то это теория. И наука не об обществе вообще (общество изучают и социальная философия, и история, и политология, и юридические науки, и культурология), а обществе в его социально-человеческом обличии. Даже не просто общество для человека, а человек в обществе – вот что составляет суть социологии. А с чего начинается человек в своём социальном обличье? С сознания, со способности познавать мир, оценивать его с личных и общественных позиций, осмысливать , исходя из определённых ценностей, окружающую действительность и на этой основе строить поведение, учитывая влияние как макросреды (всех общественных отношений), так и микросреды (непосредственное окружение).

Для такого подхода социология использует всё богатство философского знания о сознании вообще и общественном сознании в частности, о деятельности и её роли в социальной жизни, о влиянии объективных и субъективных условий на это сознание и поведение. Для социального анализа важны и выводы психологической науки о сознании и поведении каждого индивида, отдельных микро- и макрогрупп.

На основе уже имеющегося знания социология даёт свою интерпретацию общественного сознания и поведения людей, формирует свой категориальный аппарат (например, о видах и типах сознания и деятельности), своё видение объективного и субъективного в общественных процессах, своё представление о макро-, мезо- и микроуровнях человеческой деятельности.

Возникновение и развитие социологии

Социология как самостоятельная наука о закономерностях функционирования и развития социальных систем возникла в середине XIXв. Не потому, что появился новый объект исследования, а потому, что существовавшие в тот период науки об обществе – прежде всего социальная философия – столкнулись с методологическими проблемами, которые невозможно было решить в рамках существовавшей системы научного знания.

Первая половина XIXв. – эпоха перехода ведущих европейских стран (Англии, Франции и др.) от традиционного аграрного общества к индустриальному. Бурный рост промышленности в городах привёл к интенсивной миграции сельского населения в индустриальные центры и обострению социальных проблем: бездомности, нищеты, преступности, безработицы. Органы управления столкнулись с ситуацией , в которой традиционные структуры и методы управления оказались малоэффективными, а обострение социальных противоречий неизбежно вело к социальному взрыву, как это произошло в различных европейских столицах во время революций 1848г. В таких исторических условиях сформировался «социальный заказ» на «позитивную» науку об обществе, которая могла бы служить инструментом для его реформирования и решения острых социальных проблем.

История каждой науки свидетельствует, что вначале зарождаются, формируются и развиваются лишь отдельные элементы науки, а затем уже уточняется и закрепляется наименование, объясняющее её сущность и содержание. Иначе говоря, дело не в термине и не в том , когда и как он появился. Дело в том, что каждая наука возникает как ответ на потребности общественного развития. И хотя сам термин социология связан с именем О.Конта, это вовсе не означает, что именно он создал эту науку. Его гений проявился в том, что он сумел обобщить и по-новому увидеть те нарождающиеся явления, которые были характерны для конца XVIII – начала XIX столетия.

А выйти на такое обобщение ему помогли непосредственные его предшественники и учителя, которые подготовили большой материал по осмыслению новых явлений в жизни в общества. В трудах Жан-Жака Руссо (1712 – 1778), А. Сен-Симона (1760 –1825) и др. Был осуществлён глубокий анализ реальной социально-экономической ситуации, изложены основы функционирования общественных отношений и, главное, замечено изменение роли человека как активного участника исторического процесса.

В этот период под влиянием Великой французской революции происходило формирование гражданского общества со всеми присущими ему качественными характеристиками и гуманистическими особенностями, в центр которого постепенно становился человек в его специфическом общественном измерении.

Стремительное развитие капитализма, нарастающая волна социальных конфликтов, противоречия в функционировании буржуазной демократии настоятельно требовали не столько абстрактного, сколько позитивистского изучения и объяснения социальных процессов и явлений. Происходящее одновременно быстрое развитие других общественных наук – истории, экономики, права, социальной философии – лишь высветило новый комплекс проблем, которые лежали на грани этих наук и требовали самостоятельного рассмотрения.

Социология в России в XIX - начале XX века

Социологическая мысль России начала складываться в рамках других социальных наук, и долгое время её было трудно вычленить из них, не говоря о том, чтобы её представить в качестве самостоятельной дисциплины.

Если исходить из того, что предметом социологии является гражданское общество, то эти идеи в той или иной мере нашли отражение в работах предшественников отечественной социологии – ярких представителей социальной мысли – П.Я.Чаадаева, В.Г.Белинского, А.И.Герцена, Н.А.Добролюбова, М.А.Бакунина и др. Их основные выводы в той или иной мере питались идеями, рождёнными Великой французской революцией и развитыми её идеологами и последователями, суть которых заключалась в созидательной, преобразующей социальной силе человека, созданных им коллективов и сообществ. И хотя эти мыслители не создали логически завершённой концепции, однако именно их выводы и умозаключения об обществе, в котором каждый человек может (и должен) стать активной творческой силой, представляют значительный, новаторский для своего времени интерес.

Собственно социологические школы в России развивались в рамках нескольких направлений.

Одно из них – географическое – было наиболее ярко представлено Л.И.Мечниковым (1838 – 1888), который в своей основной работе «Цивилизация и великие исторические реки. Географическая теория развития современных обществ» объяснил неравномерность общественного развития под влиянием географических условий, главным образом водных ресурсов и путей сообщения. Именно эти факторы, по его мнению, и определяют основную тенденцию развития человечества – от деспотии к свободе, от примитивных форм организации жизни к экономическим и социальным достижениям, покоящихся на кооперативных формах хозяйствования.

Второе направление – органическая школа – представлена Е.В.де Роберти (1843 – 1915), А.И.Строниным (1827 – 1889), П.Ф.Лилиенфельдом (1829 – 1903), Я.А.Новиковым (1830 – 1912). В основе теории де Роберти лежало понятие «надорганическое», которое проходит в своём развитии две стадии: простых психофизических отношений, представляющих собой исходный пункт социальности и психологических взаимодействий, которые подразделяются на четыре большие группы – науку, философию (или религию), искусство и практическую деятельность, под которой и понимается поведение людей в технике, экономике, праве и политике.

Заметное, важнейшее место в социологической мысли принадлежит социолого-юридическому направлению – учёным, работающим в области права и социологии, - Н.М.Коркунову (1853 – 1904), Л.И.Петражицкому (1867 – 1931), П.И.Новгородцеву (1866 – 1924), Б.А.Кистяковскому (1868 – 1920), Б.Н.Чичерину (1828 – 1904), которых интересовало взаимодействие социальных, физиологических и биологических причин в праве. Петражицкий выступал против традиционных подходов в учении о государстве, праве и морали в обществе, уделив пристальное внимание юридическим и политическим институтам. Заслуги социологов-юристов, особенно Новгородцева, состояли также в том, что они много писали о правосознании, о его роли в регулировании жизни общества, о нормативном и асоциальном поведении.

Марксистская школа в социологии была представлена М.И.Туган-Барановским (1865 – 1919), А.А.Богдановым (1873 – 1928), Г.В.Плехановым (1856 – 1918), В.И.Лениным (1870 – 1924) и отчасти, до определённого времени П.Б.Струве (1870 – 1944), С.Н.Булгаковым (1871 – 1944) и Н.А.Бердяевым (1874 – 1948), которые, хотя каждый по-своему, развивали свои представления о материалистическом понимании истории. Так,Богданов, говоря о самостоятельности социологии как науки, активно отстаивал её тесную и близкую связь с одной из наук о природе – биологией. Он много времени посвятил разработке теорий социальной адаптации (адаптации к знанию и адаптации к идеологии) и социальной революции. Уже после революции он опубликовал свою работу «Тектология», в которой разработал организационные основы любой социальной системы, любой социальной организации.

У Туган-Барановского наиболее привлекательно его учение о пяти основных группах интересов человека, среди которых для социального развития наиболее важными являются психологические, альтруистические и религиозные.

Плехановым в наиболее полном виде изложена марксистская теория общественного развития, рассмотрены проблемы соотношения общественного бытия и общественного сознания.

Идеи Ленина в социологии связаны с развитием учения К.Маркса о классах, классовой борьбе, роли народных масс в истории, а также с решением вопросов о соотношении демократии и диктатуры, роли государства в создании и функционировании нового социалистического государства.


vozrast-na-moment-podpisaniya-stranica-12.html
vozrast-na-moment-podpisaniya-stranica-17.html
vozrast-na-moment-podpisaniya-stranica-5.html
vozrast-na-moment-podpisaniya-stranica-61.html
vozrast-na-moment-podpisaniya-stranica-7.html
vozrast-rebyonka-i-tip-vospitaniya-otca.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/ponyatie-cennoj-bumagi-v-rossijskoj-praktike.html
  • grade.bystrickaya.ru/obzor-pressi-po-veterinarnomu-nadzoru-rinok-molochnoj-produkcii-rf-poluchatel.html
  • lesson.bystrickaya.ru/osnovnie-prichini-i-usloviya-vozniknoveniya-dtp-gosudarstvennij-doklad.html
  • tasks.bystrickaya.ru/100-kshi-za-mesec-konfiskuvat-v-grciya-tema-stroitelstvo-stroitelen-kontrol.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/prilozhenie-gobyazatelnoeforma-anketi-organizacionno-tehnicheskoj-gotovnosti.html
  • composition.bystrickaya.ru/popravka-xiv-uchebnoe-posobie-sost-prof-v-v-maklakov-2-e-izd-isprav-i-dop-m-izdatelstvo-bek-584-s.html
  • write.bystrickaya.ru/f-programma-vstupitelnogo-ekzamena-v-aspiranturu-utverzhdayu.html
  • shkola.bystrickaya.ru/sociologicheskaya-shkola.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskoe-posobie-dlya-samostoyatelnoj-raboti-studentov-zaochnoj-formi-obucheniya-po-napravleniyu-podgotovki-bakalavrov-stranica-7.html
  • write.bystrickaya.ru/g-a-bondarev-antroposofiya-na-skreshenii-okkultno-politicheskih-techenij-sovremennosti-v-2-h-tomah-stranica-4.html
  • predmet.bystrickaya.ru/socialnie-partneri-napravleniya-deyatelnosti-dogovori-po-okazaniyu-dopolnitelnih-obrazovatelnih-uslug.html
  • crib.bystrickaya.ru/kakuyu-summu-firma-videlila-vam-dlya-torgovli-volkov-a-redaktori-perevoda-gorshkov-k-g-samotaev-i-v-shvager.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/programma-vstupitelnogo-ispitaniya-po-russkomu-yaziku-i.html
  • esse.bystrickaya.ru/rabochij-uchebnij-plan-filologicheskogo-fakulteta-ozo-na-20062007uch-god.html
  • essay.bystrickaya.ru/chast-5-problematika-krizisnoj-situacii-centr-transoanaliza-transoanaliz-psihologiya-perezhivaniya-aleksej-uit-moskva.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/ostrosyuzhetnij-roman-povestvuyushij-o-borbe-sledstvennih-organov-s-organizovannoj-prestupnostyu-stranica-14.html
  • knigi.bystrickaya.ru/shancev-ne-somnevaetsya-chto-nnovgorod-budet-vklyuchen-v-okonchatelnij-spisok-gorodov-gde-projdut-matchi-chm-po-futbolu-2018-goda.html
  • books.bystrickaya.ru/drs-1-geografiya-ilimdarini-zhjes-oni-ttastii-sratar.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/uchebniki-soderzhanie-kotorih-sootvetstvuyuet-federalnomu-komponentu-gosudarstvennogo-obrazovatelnogo-standarta-obshego-obrazovaniya.html
  • literature.bystrickaya.ru/chetvertij-ocenochnij-doklad.html
  • institut.bystrickaya.ru/teoreticheskie-osnovi-konnotacii-kak-lingvisticheskoj-kategorii.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tema-15-trudovie-otnosheniya-v-mezhdunarodnom-chastnom-prave-uchebno-metodicheskij-kompleks-specialnost-030501-yurisprudenciya.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/strani-opek-chast-2.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/municipalnij-kontrakt-na-okazanie-uslug-po-organizacii-i-provedeniyu-prazdnichnogo-meropriyatiya-novogodnyaya-skazka-dlya-detej-sirot-i-detej-ostavshihsya-bez-popecheniya-roditelej.html
  • knigi.bystrickaya.ru/sergej-esenin-28-stihotvorenij-stranica-5.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/sravnitelnij-analiz-metodologicheskih-osnovanij-variantov-ekzistencialnogo-analiza-lbinsvangera-i-mbossa.html
  • student.bystrickaya.ru/232-uroven-zhizni-i-dohodi-naseleniya-obshestvo-s-ogranichennoj-otvetstvennostyu-inzhiniring-konstruirovanie-arhitektura.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tema7-pravovoe-regulirovanie-hozyajstvenno-finansovoj-deyatelnosti-byudzhetnogo-uchrezhdeniya.html
  • nauka.bystrickaya.ru/v-priamure-vozobnovili-poiski-tel-dvuh-malchikov-bessledno-ischeznuvshih-iz-sanatoriya-belie-gori-gazeta-rg-dalnij-vostok-internet-versiya-28042011.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/programma-po-kursu-pravo-mezhdunarodnih-dogovorov.html
  • occupation.bystrickaya.ru/o-tehnicheskoj-gruppe-shkolnogo-press-centra-e-s-kozlova-zaveduyushaya-informacionno-izdatelskim-otdelom-visshej.html
  • shkola.bystrickaya.ru/otrasli-subekti-i-principi-mezhdunarodnogo-prava.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-discipline-mirovaya-ekonomika-dlya-specialnostej-080105-finansi-i-kredit-080109-buhgalterskij-uchet-analiz-i-audit.html
  • textbook.bystrickaya.ru/informacionnaya-spravka-kurs-2-fakultet-5-sp-zhurn-i-so-semestr-2-sroki-izucheniya-disciplini-19-02-07-12.html
  • shkola.bystrickaya.ru/nalog-na-imushestvo-predpriyatij-i-perspektivi-ego-razvitiya-chast-3.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.