.RU

Возникновение науки "социология"

Введение

Кто такой социолог? В самом расхожем представлении – это человек с анкетой, с которой он обращается к окружающим его людям по месту работы, жительства, а то и просто на улице, чтобы узнать их мнение по тому или иному вопросу. Такой подход, с одной стороны, придает социологу имидж человека, который-де не теряет связи с реальностью (другое дело, как эти усилия оцениваются в обществе). С другой стороны, нет ничего печальнее сводить социологию к сбору случайных мнений по случайным (а нередко и глупым) вопросам, что дискредитирует социологию как науку и низводит её до некоего вспомогательного средства познания, да ещё и такого, которым можно манипулировать.

Между тем, если говорить о социологии, то это теория. И наука не об обществе вообще (общество изучают и социальная философия, и история, и политология, и юридические науки, и культурология), а обществе в его социально-человеческом обличии. Даже не просто общество для человека, а человек в обществе – вот что составляет суть социологии. А с чего начинается человек в своём социальном обличье? С сознания, со способности познавать мир, оценивать его с личных и общественных позиций, осмысливать , исходя из определённых ценностей, окружающую действительность и на этой основе строить поведение, учитывая влияние как макросреды (всех общественных отношений), так и микросреды (непосредственное окружение).

Для такого подхода социология использует всё богатство философского знания о сознании вообще и общественном сознании в частности, о деятельности и её роли в социальной жизни, о влиянии объективных и субъективных условий на это сознание и поведение. Для социального анализа важны и выводы психологической науки о сознании и поведении каждого индивида, отдельных микро- и макрогрупп.

На основе уже имеющегося знания социология даёт свою интерпретацию общественного сознания и поведения людей, формирует свой категориальный аппарат (например, о видах и типах сознания и деятельности), своё видение объективного и субъективного в общественных процессах, своё представление о макро-, мезо- и микроуровнях человеческой деятельности.

Возникновение и развитие социологии

Социология как самостоятельная наука о закономерностях функционирования и развития социальных систем возникла в середине XIXв. Не потому, что появился новый объект исследования, а потому, что существовавшие в тот период науки об обществе – прежде всего социальная философия – столкнулись с методологическими проблемами, которые невозможно было решить в рамках существовавшей системы научного знания.

Первая половина XIXв. – эпоха перехода ведущих европейских стран (Англии, Франции и др.) от традиционного аграрного общества к индустриальному. Бурный рост промышленности в городах привёл к интенсивной миграции сельского населения в индустриальные центры и обострению социальных проблем: бездомности, нищеты, преступности, безработицы. Органы управления столкнулись с ситуацией , в которой традиционные структуры и методы управления оказались малоэффективными, а обострение социальных противоречий неизбежно вело к социальному взрыву, как это произошло в различных европейских столицах во время революций 1848г. В таких исторических условиях сформировался «социальный заказ» на «позитивную» науку об обществе, которая могла бы служить инструментом для его реформирования и решения острых социальных проблем.

История каждой науки свидетельствует, что вначале зарождаются, формируются и развиваются лишь отдельные элементы науки, а затем уже уточняется и закрепляется наименование, объясняющее её сущность и содержание. Иначе говоря, дело не в термине и не в том , когда и как он появился. Дело в том, что каждая наука возникает как ответ на потребности общественного развития. И хотя сам термин социология связан с именем О.Конта, это вовсе не означает, что именно он создал эту науку. Его гений проявился в том, что он сумел обобщить и по-новому увидеть те нарождающиеся явления, которые были характерны для конца XVIII – начала XIX столетия.

А выйти на такое обобщение ему помогли непосредственные его предшественники и учителя, которые подготовили большой материал по осмыслению новых явлений в жизни в общества. В трудах Жан-Жака Руссо (1712 – 1778), А. Сен-Симона (1760 –1825) и др. Был осуществлён глубокий анализ реальной социально-экономической ситуации, изложены основы функционирования общественных отношений и, главное, замечено изменение роли человека как активного участника исторического процесса.

В этот период под влиянием Великой французской революции происходило формирование гражданского общества со всеми присущими ему качественными характеристиками и гуманистическими особенностями, в центр которого постепенно становился человек в его специфическом общественном измерении.

Стремительное развитие капитализма, нарастающая волна социальных конфликтов, противоречия в функционировании буржуазной демократии настоятельно требовали не столько абстрактного, сколько позитивистского изучения и объяснения социальных процессов и явлений. Происходящее одновременно быстрое развитие других общественных наук – истории, экономики, права, социальной философии – лишь высветило новый комплекс проблем, которые лежали на грани этих наук и требовали самостоятельного рассмотрения.

Социология в России в XIX - начале XX века

Социологическая мысль России начала складываться в рамках других социальных наук, и долгое время её было трудно вычленить из них, не говоря о том, чтобы её представить в качестве самостоятельной дисциплины.

Если исходить из того, что предметом социологии является гражданское общество, то эти идеи в той или иной мере нашли отражение в работах предшественников отечественной социологии – ярких представителей социальной мысли – П.Я.Чаадаева, В.Г.Белинского, А.И.Герцена, Н.А.Добролюбова, М.А.Бакунина и др. Их основные выводы в той или иной мере питались идеями, рождёнными Великой французской революцией и развитыми её идеологами и последователями, суть которых заключалась в созидательной, преобразующей социальной силе человека, созданных им коллективов и сообществ. И хотя эти мыслители не создали логически завершённой концепции, однако именно их выводы и умозаключения об обществе, в котором каждый человек может (и должен) стать активной творческой силой, представляют значительный, новаторский для своего времени интерес.

Собственно социологические школы в России развивались в рамках нескольких направлений.

Одно из них – географическое – было наиболее ярко представлено Л.И.Мечниковым (1838 – 1888), который в своей основной работе «Цивилизация и великие исторические реки. Географическая теория развития современных обществ» объяснил неравномерность общественного развития под влиянием географических условий, главным образом водных ресурсов и путей сообщения. Именно эти факторы, по его мнению, и определяют основную тенденцию развития человечества – от деспотии к свободе, от примитивных форм организации жизни к экономическим и социальным достижениям, покоящихся на кооперативных формах хозяйствования.

Второе направление – органическая школа – представлена Е.В.де Роберти (1843 – 1915), А.И.Строниным (1827 – 1889), П.Ф.Лилиенфельдом (1829 – 1903), Я.А.Новиковым (1830 – 1912). В основе теории де Роберти лежало понятие «надорганическое», которое проходит в своём развитии две стадии: простых психофизических отношений, представляющих собой исходный пункт социальности и психологических взаимодействий, которые подразделяются на четыре большие группы – науку, философию (или религию), искусство и практическую деятельность, под которой и понимается поведение людей в технике, экономике, праве и политике.

Заметное, важнейшее место в социологической мысли принадлежит социолого-юридическому направлению – учёным, работающим в области права и социологии, - Н.М.Коркунову (1853 – 1904), Л.И.Петражицкому (1867 – 1931), П.И.Новгородцеву (1866 – 1924), Б.А.Кистяковскому (1868 – 1920), Б.Н.Чичерину (1828 – 1904), которых интересовало взаимодействие социальных, физиологических и биологических причин в праве. Петражицкий выступал против традиционных подходов в учении о государстве, праве и морали в обществе, уделив пристальное внимание юридическим и политическим институтам. Заслуги социологов-юристов, особенно Новгородцева, состояли также в том, что они много писали о правосознании, о его роли в регулировании жизни общества, о нормативном и асоциальном поведении.

Марксистская школа в социологии была представлена М.И.Туган-Барановским (1865 – 1919), А.А.Богдановым (1873 – 1928), Г.В.Плехановым (1856 – 1918), В.И.Лениным (1870 – 1924) и отчасти, до определённого времени П.Б.Струве (1870 – 1944), С.Н.Булгаковым (1871 – 1944) и Н.А.Бердяевым (1874 – 1948), которые, хотя каждый по-своему, развивали свои представления о материалистическом понимании истории. Так,Богданов, говоря о самостоятельности социологии как науки, активно отстаивал её тесную и близкую связь с одной из наук о природе – биологией. Он много времени посвятил разработке теорий социальной адаптации (адаптации к знанию и адаптации к идеологии) и социальной революции. Уже после революции он опубликовал свою работу «Тектология», в которой разработал организационные основы любой социальной системы, любой социальной организации.

У Туган-Барановского наиболее привлекательно его учение о пяти основных группах интересов человека, среди которых для социального развития наиболее важными являются психологические, альтруистические и религиозные.

Плехановым в наиболее полном виде изложена марксистская теория общественного развития, рассмотрены проблемы соотношения общественного бытия и общественного сознания.

Идеи Ленина в социологии связаны с развитием учения К.Маркса о классах, классовой борьбе, роли народных масс в истории, а также с решением вопросов о соотношении демократии и диктатуры, роли государства в создании и функционировании нового социалистического государства.


vozrast-na-moment-podpisaniya-stranica-12.html
vozrast-na-moment-podpisaniya-stranica-17.html
vozrast-na-moment-podpisaniya-stranica-5.html
vozrast-na-moment-podpisaniya-stranica-61.html
vozrast-na-moment-podpisaniya-stranica-7.html
vozrast-rebyonka-i-tip-vospitaniya-otca.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/vliyanie-na-istoriyu-cherez-post-i-molitvu-derek-prins.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/mental-aspects-inedelya-4-perioda-razvitiya-grammatiki-i-deskriptivnaya-grammatika-ii-predpisatelnaya-preskriptivnaya.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/vergilij-eneida-otrivki-stranica-3.html
  • crib.bystrickaya.ru/jorkshir-uikli-post-mezhdvuhmiro-v.html
  • esse.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-disciplini-v12-poligraficheskij-dizajn-i-reklama-obrazovatelnoj-programmi-po-napravleniyu-podgotovki-bakalavriata-050100-62-pedagogicheskoe-obrazovanie.html
  • pisat.bystrickaya.ru/storya-medicini-v-epohu-vdrodzhennya.html
  • lecture.bystrickaya.ru/baspasz-habarlamasi.html
  • education.bystrickaya.ru/216-celi-i-zadachi-v-sfere-upravleniya-municipalnim-imushestvom-v-2008-godu.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-administracii-rajona-vazamahaev-ob-utverzhdenii-polozheniya-o-sisteme-oplati-truda-rabotnikov-uchrezhdenij-kulturi.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-25-yavlyaetsya-hudozhestvennim-proizvedeniem-v-tom-smisle-chto-opisannie-v-nem-sobitiya-imeya-otnoshenie-k-avtorskomu.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-4-bokser-ti-chto-kupil-bileti-na-eto-shou-ili-kak.html
  • shkola.bystrickaya.ru/modelirovanie-kak-metod-socialnih-issledovanij.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/takim-obrazom-v-rezultate-problemno-orientirovannogo-analiza-raboti-shkoli-viyavleni-sleduyushie-problemi.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-64-glen-charlz-kuk.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/rezultati-uchebnoj-deyatelnosti-po-klassam-publichnij-otchet-direktora-mou-kamchugskaya-oosh.html
  • assessments.bystrickaya.ru/ekonomicheskaya-geografiya.html
  • znanie.bystrickaya.ru/avtoservis-formirovanie-strategii-i-scenarnij-analiz-v-usloviyah-neopredelennosti-chast-3.html
  • knigi.bystrickaya.ru/sekciya-stroitelnih-konstrukcij-nauchno-issledovatelskaya-rabota-studentov-materiali-58-j-nauchnoj-studencheskoj.html
  • apprentice.bystrickaya.ru/zadachi-avtomatizacii-processa-proektirovaniya-chast-3.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/vliyanie-opornoj-razgruzki-na-spontannuyu-kvantovuyu-sekreciyu-mediatora-v-sinapsah-skeletnih-mishc-raznogo-funkcionalnogo-profilya.html
  • books.bystrickaya.ru/biologiyaekologiya.html
  • uchit.bystrickaya.ru/spravochnik-dlya-postupayushih-v-uchebnie-zavedeniya-srednego.html
  • report.bystrickaya.ru/iskusstvo-borbi-s-pomislami.html
  • occupation.bystrickaya.ru/nejronnie-modeli-pamyati-i-obucheniya-i-predmet-zadachi-i-metodi-psihofiziologii.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tablica-234-rezultati-shkalogrammnogo-analiza-note-bene.html
  • studies.bystrickaya.ru/12-obstoyatelstva-isklyuchayushie-materialnuyu-otvetstvennost-rabotnika.html
  • exam.bystrickaya.ru/vliyanie-masonskih-idej-na-razvitie-otechestvennoj-zhurnalistiki-chast-8.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/prikaz-ot-6-avgusta-2004-g-n-20-e2-ob-utverzhdenii-metodicheskih-ukazanij-po-raschetu-reguliruemih-tarifov-i-cen-na-elektricheskuyu-teplovuyu-energiyu-na-roznichnom-stranica-24.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-disciplini-teoreticheskie-osnovi-tehnologii-pererabotki-zerna.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-23-vozdushnie-linii-elektroperedachi-i-tokoprovodi-prikaz-ot-13-yanvarya-2003-goda-n-6-ob-utverzhdenii-pravil.html
  • spur.bystrickaya.ru/kristalloenergetika-kak-osnova-ocenki-svojstv-tverdotelnih-materialov-stranica-11.html
  • teacher.bystrickaya.ru/godovoj-otchet-otkritogo-akcionernogo-obshestva-ryazannefteprodukt-za-2011-god-2012-god.html
  • composition.bystrickaya.ru/osnovnoe-obshee-obrazovanie-uchebniki-didaktiche.html
  • education.bystrickaya.ru/26-soderzhanie-urn-instrukciya-po-organizacii-i-provedeniyu-rabot-pri-soderzhanii-pridomovih-territorij-proekt-pervaya-redakciya.html
  • thesis.bystrickaya.ru/prilozhenie-4a-pb-10-574-03-pravila-ustrojstva-i-bezopasnoj-ekspluatacii-parovih-i-vodogrejnih-kotlov-vzamen.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.