.RU

Возникновение науки "социология"

Введение

Кто такой социолог? В самом расхожем представлении – это человек с анкетой, с которой он обращается к окружающим его людям по месту работы, жительства, а то и просто на улице, чтобы узнать их мнение по тому или иному вопросу. Такой подход, с одной стороны, придает социологу имидж человека, который-де не теряет связи с реальностью (другое дело, как эти усилия оцениваются в обществе). С другой стороны, нет ничего печальнее сводить социологию к сбору случайных мнений по случайным (а нередко и глупым) вопросам, что дискредитирует социологию как науку и низводит её до некоего вспомогательного средства познания, да ещё и такого, которым можно манипулировать.

Между тем, если говорить о социологии, то это теория. И наука не об обществе вообще (общество изучают и социальная философия, и история, и политология, и юридические науки, и культурология), а обществе в его социально-человеческом обличии. Даже не просто общество для человека, а человек в обществе – вот что составляет суть социологии. А с чего начинается человек в своём социальном обличье? С сознания, со способности познавать мир, оценивать его с личных и общественных позиций, осмысливать , исходя из определённых ценностей, окружающую действительность и на этой основе строить поведение, учитывая влияние как макросреды (всех общественных отношений), так и микросреды (непосредственное окружение).

Для такого подхода социология использует всё богатство философского знания о сознании вообще и общественном сознании в частности, о деятельности и её роли в социальной жизни, о влиянии объективных и субъективных условий на это сознание и поведение. Для социального анализа важны и выводы психологической науки о сознании и поведении каждого индивида, отдельных микро- и макрогрупп.

На основе уже имеющегося знания социология даёт свою интерпретацию общественного сознания и поведения людей, формирует свой категориальный аппарат (например, о видах и типах сознания и деятельности), своё видение объективного и субъективного в общественных процессах, своё представление о макро-, мезо- и микроуровнях человеческой деятельности.

Возникновение и развитие социологии

Социология как самостоятельная наука о закономерностях функционирования и развития социальных систем возникла в середине XIXв. Не потому, что появился новый объект исследования, а потому, что существовавшие в тот период науки об обществе – прежде всего социальная философия – столкнулись с методологическими проблемами, которые невозможно было решить в рамках существовавшей системы научного знания.

Первая половина XIXв. – эпоха перехода ведущих европейских стран (Англии, Франции и др.) от традиционного аграрного общества к индустриальному. Бурный рост промышленности в городах привёл к интенсивной миграции сельского населения в индустриальные центры и обострению социальных проблем: бездомности, нищеты, преступности, безработицы. Органы управления столкнулись с ситуацией , в которой традиционные структуры и методы управления оказались малоэффективными, а обострение социальных противоречий неизбежно вело к социальному взрыву, как это произошло в различных европейских столицах во время революций 1848г. В таких исторических условиях сформировался «социальный заказ» на «позитивную» науку об обществе, которая могла бы служить инструментом для его реформирования и решения острых социальных проблем.

История каждой науки свидетельствует, что вначале зарождаются, формируются и развиваются лишь отдельные элементы науки, а затем уже уточняется и закрепляется наименование, объясняющее её сущность и содержание. Иначе говоря, дело не в термине и не в том , когда и как он появился. Дело в том, что каждая наука возникает как ответ на потребности общественного развития. И хотя сам термин социология связан с именем О.Конта, это вовсе не означает, что именно он создал эту науку. Его гений проявился в том, что он сумел обобщить и по-новому увидеть те нарождающиеся явления, которые были характерны для конца XVIII – начала XIX столетия.

А выйти на такое обобщение ему помогли непосредственные его предшественники и учителя, которые подготовили большой материал по осмыслению новых явлений в жизни в общества. В трудах Жан-Жака Руссо (1712 – 1778), А. Сен-Симона (1760 –1825) и др. Был осуществлён глубокий анализ реальной социально-экономической ситуации, изложены основы функционирования общественных отношений и, главное, замечено изменение роли человека как активного участника исторического процесса.

В этот период под влиянием Великой французской революции происходило формирование гражданского общества со всеми присущими ему качественными характеристиками и гуманистическими особенностями, в центр которого постепенно становился человек в его специфическом общественном измерении.

Стремительное развитие капитализма, нарастающая волна социальных конфликтов, противоречия в функционировании буржуазной демократии настоятельно требовали не столько абстрактного, сколько позитивистского изучения и объяснения социальных процессов и явлений. Происходящее одновременно быстрое развитие других общественных наук – истории, экономики, права, социальной философии – лишь высветило новый комплекс проблем, которые лежали на грани этих наук и требовали самостоятельного рассмотрения.

Социология в России в XIX - начале XX века

Социологическая мысль России начала складываться в рамках других социальных наук, и долгое время её было трудно вычленить из них, не говоря о том, чтобы её представить в качестве самостоятельной дисциплины.

Если исходить из того, что предметом социологии является гражданское общество, то эти идеи в той или иной мере нашли отражение в работах предшественников отечественной социологии – ярких представителей социальной мысли – П.Я.Чаадаева, В.Г.Белинского, А.И.Герцена, Н.А.Добролюбова, М.А.Бакунина и др. Их основные выводы в той или иной мере питались идеями, рождёнными Великой французской революцией и развитыми её идеологами и последователями, суть которых заключалась в созидательной, преобразующей социальной силе человека, созданных им коллективов и сообществ. И хотя эти мыслители не создали логически завершённой концепции, однако именно их выводы и умозаключения об обществе, в котором каждый человек может (и должен) стать активной творческой силой, представляют значительный, новаторский для своего времени интерес.

Собственно социологические школы в России развивались в рамках нескольких направлений.

Одно из них – географическое – было наиболее ярко представлено Л.И.Мечниковым (1838 – 1888), который в своей основной работе «Цивилизация и великие исторические реки. Географическая теория развития современных обществ» объяснил неравномерность общественного развития под влиянием географических условий, главным образом водных ресурсов и путей сообщения. Именно эти факторы, по его мнению, и определяют основную тенденцию развития человечества – от деспотии к свободе, от примитивных форм организации жизни к экономическим и социальным достижениям, покоящихся на кооперативных формах хозяйствования.

Второе направление – органическая школа – представлена Е.В.де Роберти (1843 – 1915), А.И.Строниным (1827 – 1889), П.Ф.Лилиенфельдом (1829 – 1903), Я.А.Новиковым (1830 – 1912). В основе теории де Роберти лежало понятие «надорганическое», которое проходит в своём развитии две стадии: простых психофизических отношений, представляющих собой исходный пункт социальности и психологических взаимодействий, которые подразделяются на четыре большие группы – науку, философию (или религию), искусство и практическую деятельность, под которой и понимается поведение людей в технике, экономике, праве и политике.

Заметное, важнейшее место в социологической мысли принадлежит социолого-юридическому направлению – учёным, работающим в области права и социологии, - Н.М.Коркунову (1853 – 1904), Л.И.Петражицкому (1867 – 1931), П.И.Новгородцеву (1866 – 1924), Б.А.Кистяковскому (1868 – 1920), Б.Н.Чичерину (1828 – 1904), которых интересовало взаимодействие социальных, физиологических и биологических причин в праве. Петражицкий выступал против традиционных подходов в учении о государстве, праве и морали в обществе, уделив пристальное внимание юридическим и политическим институтам. Заслуги социологов-юристов, особенно Новгородцева, состояли также в том, что они много писали о правосознании, о его роли в регулировании жизни общества, о нормативном и асоциальном поведении.

Марксистская школа в социологии была представлена М.И.Туган-Барановским (1865 – 1919), А.А.Богдановым (1873 – 1928), Г.В.Плехановым (1856 – 1918), В.И.Лениным (1870 – 1924) и отчасти, до определённого времени П.Б.Струве (1870 – 1944), С.Н.Булгаковым (1871 – 1944) и Н.А.Бердяевым (1874 – 1948), которые, хотя каждый по-своему, развивали свои представления о материалистическом понимании истории. Так,Богданов, говоря о самостоятельности социологии как науки, активно отстаивал её тесную и близкую связь с одной из наук о природе – биологией. Он много времени посвятил разработке теорий социальной адаптации (адаптации к знанию и адаптации к идеологии) и социальной революции. Уже после революции он опубликовал свою работу «Тектология», в которой разработал организационные основы любой социальной системы, любой социальной организации.

У Туган-Барановского наиболее привлекательно его учение о пяти основных группах интересов человека, среди которых для социального развития наиболее важными являются психологические, альтруистические и религиозные.

Плехановым в наиболее полном виде изложена марксистская теория общественного развития, рассмотрены проблемы соотношения общественного бытия и общественного сознания.

Идеи Ленина в социологии связаны с развитием учения К.Маркса о классах, классовой борьбе, роли народных масс в истории, а также с решением вопросов о соотношении демократии и диктатуры, роли государства в создании и функционировании нового социалистического государства.


vozrast-na-moment-podpisaniya-stranica-12.html
vozrast-na-moment-podpisaniya-stranica-17.html
vozrast-na-moment-podpisaniya-stranica-5.html
vozrast-na-moment-podpisaniya-stranica-61.html
vozrast-na-moment-podpisaniya-stranica-7.html
vozrast-rebyonka-i-tip-vospitaniya-otca.html
  • university.bystrickaya.ru/federalnie-aviacionnie-pravila-medicinskoe-obespechenie-poletov-v-grazhdanskoj-aviacii-termini-i-opredeleniya-avarijno-spasatelnie-raboti.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tehnicheskoe-obsluzhivanie-i-ekspluataciya-avtomaticheskih-vozdushnih-viklyuchatelej.html
  • composition.bystrickaya.ru/opechatkispisok-opechatok-est-publichnaya-ispoved-izdatelya-pered-chitatelem-veslav-lesyuk-polskij-aforist.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/izuchenie-metodov-ocenki-kachestva-masla-vologodskogo-chast-4.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/referat-po-it-4-primenenie-informacionnih-tehnologij-4-v-psihologicheskom-issledovanii-4-kompyuternaya-psihodiagnostika-4.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/ramushevskij-koridor-malinovskij-b-n-uchast-svoyu-ne-vibirali.html
  • writing.bystrickaya.ru/25razvitie-materialno-tehnicheskoj-bazi-shkoli-programma-razvitiya-gosudarstvennogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/5cvetovoe-konstruirovanie-osnovi-cveta-iohanes-itten.html
  • turn.bystrickaya.ru/opoznanie-v-ugolovnom-processe.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/kompyuternie-sistemi-upravleniya-dokumentooborotom-v-sfere-zdravoohraneniya.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/osoblivost-operacjnih-sistem-realnogo-chasu.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/rossijskie-smi-o-mchs-monitoring-za-17-fevralya-2011-g.html
  • nauka.bystrickaya.ru/vi-vneshneekonomicheskaya-politika-rasporyazhenie-ot-17-noyabrya-2008-g-1662-r.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/kurs-1-sessiya-s-26-01-2011-po-08-02-2011-zaochnaya-forma-obucheniya.html
  • literatura.bystrickaya.ru/sochinenie-skazki-na-temu-skazka-o-poteryannom-zdorove.html
  • universitet.bystrickaya.ru/trebovaniya-promishlennoj-bezopasnosti-na-prikaz-ot-29-dekabrya-2006-goda-n-1155-ob-utverzhdenii-tipovoj-programmi.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tema-15-osobennosti-regulirovaniya-truda-otdelnih-kategorij-rabotnikov.html
  • essay.bystrickaya.ru/ekonomikali-leumettanu-ekonomika-leumettanudi-zertteu-obekts.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/uprazhnenie-kto-znaet-pro-tebya-kakoj-ti-na-samom-dele-centr-prakticheskoj-psihologii.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/kursovaya-mikroprocessori-stranica-6.html
  • znanie.bystrickaya.ru/alternativi-transportirovki-i-kriterii-vibora-logisticheskih-posrednikov.html
  • occupation.bystrickaya.ru/most-iz-proshlogo-gazeta-marina-yurshina-22102008-201-str-8-radio-10-mayak-novosti-21-10-2008-stadnickaya.html
  • apprentice.bystrickaya.ru/valovoj-nacionalnij-produkt.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/poslanie-preemniku-izvestiya-grigoreva-ekaterina-26042005-71-str-1-pervij-kanal-novosti-25-04-2005-9-00-00-19.html
  • institut.bystrickaya.ru/tehnika-byulleten-novih-postuplenij-vnauchnuyu-biblioteku-rgu-imeni-s-a-esenina-za-3-kvartal-2006-g.html
  • learn.bystrickaya.ru/franchajzing-yuridicheskoe-ponyatie-i-kak-sposob-vedeniya-biznesa.html
  • bukva.bystrickaya.ru/proektirovanie-osnovaniya-i-fundamenta.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/lianozovo-chast-2.html
  • holiday.bystrickaya.ru/obshaya-teoriya-yuridicheskoj-otvetstvennosti-12-00-01-teoriya-i-istoriya-prava-i-gosudarstva-istoriya-uchenij-o-prave-i-gosudarstve-stranica-2.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-literature-11-klassa-stranica-3.html
  • education.bystrickaya.ru/31-obshie-ukazaniya-rukovodstvo-po-ekspluatacii-mez-794-00-000-re.html
  • esse.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-uchebnogo-predmeta-municipalnogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-srednej-obsheobrazovatelnoj-shkoli-s-bereznyak-stranica-2.html
  • student.bystrickaya.ru/24-billingovaya-sistema-dlya-operatorov-ip-telefonii-kurs-3-specialnost-210401-fizika-i-tehnika-opticheskoj-svyazi-nauchnij.html
  • thescience.bystrickaya.ru/kareliya-ezhednevnij-informacionnij-obzor-po-energoeffektivnosti-energosberezheniyu-i-vozobnovlyaemim-istochnikam-energii.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/prilozhenie-1-doklad-osostoyanii-i-ispolzovanii-zemel-v-tulskoj-oblasti-v-2010-godu.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.