.RU

Возникновение науки "социология"

Введение

Кто такой социолог? В самом расхожем представлении – это человек с анкетой, с которой он обращается к окружающим его людям по месту работы, жительства, а то и просто на улице, чтобы узнать их мнение по тому или иному вопросу. Такой подход, с одной стороны, придает социологу имидж человека, который-де не теряет связи с реальностью (другое дело, как эти усилия оцениваются в обществе). С другой стороны, нет ничего печальнее сводить социологию к сбору случайных мнений по случайным (а нередко и глупым) вопросам, что дискредитирует социологию как науку и низводит её до некоего вспомогательного средства познания, да ещё и такого, которым можно манипулировать.

Между тем, если говорить о социологии, то это теория. И наука не об обществе вообще (общество изучают и социальная философия, и история, и политология, и юридические науки, и культурология), а обществе в его социально-человеческом обличии. Даже не просто общество для человека, а человек в обществе – вот что составляет суть социологии. А с чего начинается человек в своём социальном обличье? С сознания, со способности познавать мир, оценивать его с личных и общественных позиций, осмысливать , исходя из определённых ценностей, окружающую действительность и на этой основе строить поведение, учитывая влияние как макросреды (всех общественных отношений), так и микросреды (непосредственное окружение).

Для такого подхода социология использует всё богатство философского знания о сознании вообще и общественном сознании в частности, о деятельности и её роли в социальной жизни, о влиянии объективных и субъективных условий на это сознание и поведение. Для социального анализа важны и выводы психологической науки о сознании и поведении каждого индивида, отдельных микро- и макрогрупп.

На основе уже имеющегося знания социология даёт свою интерпретацию общественного сознания и поведения людей, формирует свой категориальный аппарат (например, о видах и типах сознания и деятельности), своё видение объективного и субъективного в общественных процессах, своё представление о макро-, мезо- и микроуровнях человеческой деятельности.

Возникновение и развитие социологии

Социология как самостоятельная наука о закономерностях функционирования и развития социальных систем возникла в середине XIXв. Не потому, что появился новый объект исследования, а потому, что существовавшие в тот период науки об обществе – прежде всего социальная философия – столкнулись с методологическими проблемами, которые невозможно было решить в рамках существовавшей системы научного знания.

Первая половина XIXв. – эпоха перехода ведущих европейских стран (Англии, Франции и др.) от традиционного аграрного общества к индустриальному. Бурный рост промышленности в городах привёл к интенсивной миграции сельского населения в индустриальные центры и обострению социальных проблем: бездомности, нищеты, преступности, безработицы. Органы управления столкнулись с ситуацией , в которой традиционные структуры и методы управления оказались малоэффективными, а обострение социальных противоречий неизбежно вело к социальному взрыву, как это произошло в различных европейских столицах во время революций 1848г. В таких исторических условиях сформировался «социальный заказ» на «позитивную» науку об обществе, которая могла бы служить инструментом для его реформирования и решения острых социальных проблем.

История каждой науки свидетельствует, что вначале зарождаются, формируются и развиваются лишь отдельные элементы науки, а затем уже уточняется и закрепляется наименование, объясняющее её сущность и содержание. Иначе говоря, дело не в термине и не в том , когда и как он появился. Дело в том, что каждая наука возникает как ответ на потребности общественного развития. И хотя сам термин социология связан с именем О.Конта, это вовсе не означает, что именно он создал эту науку. Его гений проявился в том, что он сумел обобщить и по-новому увидеть те нарождающиеся явления, которые были характерны для конца XVIII – начала XIX столетия.

А выйти на такое обобщение ему помогли непосредственные его предшественники и учителя, которые подготовили большой материал по осмыслению новых явлений в жизни в общества. В трудах Жан-Жака Руссо (1712 – 1778), А. Сен-Симона (1760 –1825) и др. Был осуществлён глубокий анализ реальной социально-экономической ситуации, изложены основы функционирования общественных отношений и, главное, замечено изменение роли человека как активного участника исторического процесса.

В этот период под влиянием Великой французской революции происходило формирование гражданского общества со всеми присущими ему качественными характеристиками и гуманистическими особенностями, в центр которого постепенно становился человек в его специфическом общественном измерении.

Стремительное развитие капитализма, нарастающая волна социальных конфликтов, противоречия в функционировании буржуазной демократии настоятельно требовали не столько абстрактного, сколько позитивистского изучения и объяснения социальных процессов и явлений. Происходящее одновременно быстрое развитие других общественных наук – истории, экономики, права, социальной философии – лишь высветило новый комплекс проблем, которые лежали на грани этих наук и требовали самостоятельного рассмотрения.

Социология в России в XIX - начале XX века

Социологическая мысль России начала складываться в рамках других социальных наук, и долгое время её было трудно вычленить из них, не говоря о том, чтобы её представить в качестве самостоятельной дисциплины.

Если исходить из того, что предметом социологии является гражданское общество, то эти идеи в той или иной мере нашли отражение в работах предшественников отечественной социологии – ярких представителей социальной мысли – П.Я.Чаадаева, В.Г.Белинского, А.И.Герцена, Н.А.Добролюбова, М.А.Бакунина и др. Их основные выводы в той или иной мере питались идеями, рождёнными Великой французской революцией и развитыми её идеологами и последователями, суть которых заключалась в созидательной, преобразующей социальной силе человека, созданных им коллективов и сообществ. И хотя эти мыслители не создали логически завершённой концепции, однако именно их выводы и умозаключения об обществе, в котором каждый человек может (и должен) стать активной творческой силой, представляют значительный, новаторский для своего времени интерес.

Собственно социологические школы в России развивались в рамках нескольких направлений.

Одно из них – географическое – было наиболее ярко представлено Л.И.Мечниковым (1838 – 1888), который в своей основной работе «Цивилизация и великие исторические реки. Географическая теория развития современных обществ» объяснил неравномерность общественного развития под влиянием географических условий, главным образом водных ресурсов и путей сообщения. Именно эти факторы, по его мнению, и определяют основную тенденцию развития человечества – от деспотии к свободе, от примитивных форм организации жизни к экономическим и социальным достижениям, покоящихся на кооперативных формах хозяйствования.

Второе направление – органическая школа – представлена Е.В.де Роберти (1843 – 1915), А.И.Строниным (1827 – 1889), П.Ф.Лилиенфельдом (1829 – 1903), Я.А.Новиковым (1830 – 1912). В основе теории де Роберти лежало понятие «надорганическое», которое проходит в своём развитии две стадии: простых психофизических отношений, представляющих собой исходный пункт социальности и психологических взаимодействий, которые подразделяются на четыре большие группы – науку, философию (или религию), искусство и практическую деятельность, под которой и понимается поведение людей в технике, экономике, праве и политике.

Заметное, важнейшее место в социологической мысли принадлежит социолого-юридическому направлению – учёным, работающим в области права и социологии, - Н.М.Коркунову (1853 – 1904), Л.И.Петражицкому (1867 – 1931), П.И.Новгородцеву (1866 – 1924), Б.А.Кистяковскому (1868 – 1920), Б.Н.Чичерину (1828 – 1904), которых интересовало взаимодействие социальных, физиологических и биологических причин в праве. Петражицкий выступал против традиционных подходов в учении о государстве, праве и морали в обществе, уделив пристальное внимание юридическим и политическим институтам. Заслуги социологов-юристов, особенно Новгородцева, состояли также в том, что они много писали о правосознании, о его роли в регулировании жизни общества, о нормативном и асоциальном поведении.

Марксистская школа в социологии была представлена М.И.Туган-Барановским (1865 – 1919), А.А.Богдановым (1873 – 1928), Г.В.Плехановым (1856 – 1918), В.И.Лениным (1870 – 1924) и отчасти, до определённого времени П.Б.Струве (1870 – 1944), С.Н.Булгаковым (1871 – 1944) и Н.А.Бердяевым (1874 – 1948), которые, хотя каждый по-своему, развивали свои представления о материалистическом понимании истории. Так,Богданов, говоря о самостоятельности социологии как науки, активно отстаивал её тесную и близкую связь с одной из наук о природе – биологией. Он много времени посвятил разработке теорий социальной адаптации (адаптации к знанию и адаптации к идеологии) и социальной революции. Уже после революции он опубликовал свою работу «Тектология», в которой разработал организационные основы любой социальной системы, любой социальной организации.

У Туган-Барановского наиболее привлекательно его учение о пяти основных группах интересов человека, среди которых для социального развития наиболее важными являются психологические, альтруистические и религиозные.

Плехановым в наиболее полном виде изложена марксистская теория общественного развития, рассмотрены проблемы соотношения общественного бытия и общественного сознания.

Идеи Ленина в социологии связаны с развитием учения К.Маркса о классах, классовой борьбе, роли народных масс в истории, а также с решением вопросов о соотношении демократии и диктатуры, роли государства в создании и функционировании нового социалистического государства.


vozrast-na-moment-podpisaniya-stranica-12.html
vozrast-na-moment-podpisaniya-stranica-17.html
vozrast-na-moment-podpisaniya-stranica-5.html
vozrast-na-moment-podpisaniya-stranica-61.html
vozrast-na-moment-podpisaniya-stranica-7.html
vozrast-rebyonka-i-tip-vospitaniya-otca.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/socialnaya-reklama-na-zapade-i-v-rossii.html
  • testyi.bystrickaya.ru/anketa-soiskatelya.html
  • urok.bystrickaya.ru/programma-gosudarstvennogo-ekzamena-dlya-specialnosti-060600-080102-65-mirovaya-ekonomika-moskva-2010-programma-gosudarstvennogo-ekzamena-po-specialnosti-mirovaya-ekonomika.html
  • writing.bystrickaya.ru/administrativnaya-otvetstvennost.html
  • literature.bystrickaya.ru/bkomissiya-organizacii-obedinennih-nacij-po-kompensacii-obzor-sushestvuyushih-sootvetstvuyushih-dokumentov-i-opredelenie.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/teoreticheskaya-i-prakticheskaya-osnova-politicheskoj-reklami.html
  • testyi.bystrickaya.ru/5-osnovnoe-soderzhanie-struktura-i-obem-diplomnogo-proekta-metodicheskie-ukazaniya-k-diplomnomu-proektirovaniyu.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-dlya-prepodavatelej.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/pismo-29-svyatitel-nikolaj-serbskij-velimirovich-missionerskie-pisma-2003.html
  • student.bystrickaya.ru/14-obzor-realizacii-programmi-raboti-po-ohranyaemim-rajonam-rassmotrenie-voprosa-o-processe-provedeniya-obzora.html
  • report.bystrickaya.ru/ispolzovanie-klinoptilolita-uzbekskogo-mestorozhdeniya-kermine-dlya-udaleniya-iz-prirodnih-i-stochnih-vod-ammonijnogo-azota.html
  • studies.bystrickaya.ru/krizis-v-otnosheniyah-rossii-i-yaponii-chast-4.html
  • turn.bystrickaya.ru/polozhenie-ob-oblastnoj-olimpiade-shkolnikov-po-obsheobrazovatelnim-predmetam-sostav-predmetnogo-zhyuri-oblastnoj-olimpiadi.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-disciplini-a-s-pushkin-v-russkoj-literature-hh-veka.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/povishenie-effektivnosti-deyatelnosti-krupnih-rossijskih-avtomobilestroitelnih-predpriyatij-yavlyaetsya-zalogom-ih-vizhivaniya-v-nastoyashem-i-uderzhaniya-rinochnih-pozici.html
  • grade.bystrickaya.ru/o-hode-realizacii-federalnogo-zakona-o-lombardah.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tbilisi-proshel-tochku-vozvrata-gosduma-rf-monitoring-smi-29-sentyabrya-2006-g.html
  • control.bystrickaya.ru/doklad-lebedevich-valerij-vladimirovich-stranica-4.html
  • bukva.bystrickaya.ru/ponyatijnaya-sostavlyayushaya-konceptov-prostranstva-i-vremeni.html
  • predmet.bystrickaya.ru/s-vinnimi-pogromami-v-petrograde-narodnaya-borba-za-trezvost-v-russkoj-istorii.html
  • control.bystrickaya.ru/elektivnij-kurs-biologiya-i-medicina-9-klass-30-chasov-poyasnitelnaya-zapiska.html
  • literature.bystrickaya.ru/bibliograficheskij-ukazatel-omsk-2007.html
  • tests.bystrickaya.ru/kratkaya-hronika-zhizni-i-tvorchestva-marini-cvetaevoj.html
  • report.bystrickaya.ru/im-patenti-vremya-novostej-sklyarova-irina-15072005-126-str-4-pervij-kanal-novosti-14-07-2005-15-00-00-10.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-66-glen-charlz-kuk.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/rabochaya-uchebnaya-programma-uchebnaya-disciplina-stroitelnaya-teplofizika.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/aparatne-zabezpechennya-sapr.html
  • spur.bystrickaya.ru/kurs-lekcij-po-anatomo-fiziologicheskim-osnovam-fk-i-s-chast-anatomiya.html
  • znanie.bystrickaya.ru/a-g-asmolov-a-a-bodalev-s-k-bondireva-a-v-brushlinskij-v-p-zinchenko-l-p-kezina-e-a-klimov-o-a-konopkin-a-m-matyushkin-a-i-podolskij-v-v-rubcrv-v-d-shadrikov-m-g-yaroshevskij-stranica-21.html
  • textbook.bystrickaya.ru/iz-pisma-egipetskomu-drugu-stranica-2.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-elektivnogo-kursa-po-matematike-reshenie-tekstovih-zadach-11-klass.html
  • thesis.bystrickaya.ru/programma-kandidatskogo-ekzamena-po-specialnosti.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/yu-naumchev-starshij-trener-sbornoj-komandi-moskvi-po-skorostnomu-plavaniyu-v-lastah-podgotovka-yunih-podvodnih-plovcov-skorostnikov.html
  • lesson.bystrickaya.ru/the-maltese-falcon-essay-research-paper-the.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/poyasnitelnaya-zapiska-8-klass-tematicheskoe-planirovanie-po-anglijskomu-yaziku-po-uchebniku-o-v-afanasevoj-i.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.