.RU

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ОЩУЩЕНИЙ - Психология основа творчества личности


^ ВОЗНИКНОВЕНИЕ ОЩУЩЕНИЙ



ФИЗИЧЕСКИЙ

ПРОЦЕСС




ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ

ПРОЦЕСС




ПСИХИЧЕСКИЙ

ПРОЦЕСС



ОЩУЩЕНИЕ


^ ЦЕНТР В КОРЕ ГОЛОВНОГО МОЗГА

РАЗ

ДРА

ЖИТЕ

ЛИ
РАЗДРАЖЕНИЕ

ВОЗБУЖДЕНИЕ




ПРОВОДЯЩИЕ

ПУТИ


^ ОБЩИЕ СВОЙСТВА ОЩУЩЕНИЙ





КАЧЕСТВО







Каждый вид ощущений имеет свои специфические особенности, отличающие его от других видов. Так, слуховые ощущения характеризуются высотой, тембром, громкостью, зрительные – цветовым тоном, насыщенностью, светлотой.



















ИНТЕНСИВНОСТЬ







^ Определяется силой действующего раздражителя и функциональным состоянием рецептора



















ДЛИТЕЛЬНОСТЬ







^ Определяется функциональным состоянием органа чувств, временем действия раздражителя и его интенсивностью.



















П^ РОСТРАНСТВЕННАЯ ЛОКАОИЗАЦИЯ РАЗДРАЖИТЕЛЕЙ







Пространственный анализ, осуществляемый дистантными рецепторами, дает нам сведения о локализации раздражителя в пространстве. В некоторых случаях ощущения соотносятся с той частью тела, на которую воздействует раздражитель (вкусовые ощ.), а иногда они более разлиты (болевые ощ.)









11


^ КЛАССИФИКАЦИЯ ОЩУЩЕНИЙ














ДИСТАНТНЫЕ







СЛУХОВЫЕ


































ЗРИТЕЛЬНЫЕ


































ОБОНЯТЕЛЬНЫЕ

^ ПО КОНТАКТУ С РАЗДРАЖИТЕЛЕМ



















































КОНТАКТНЫЕ







КИНЕСТЕТИЧЕСКИЕ


































КОЖНЫЕ


































ВКУСОВЫЕ



















^ ПО РАСПОЛОЖЕНИЮ

РЕЦЕПТОРА







ОРГАНИЧЕСКИЕ


























































ЗРИТЕЛЬНЫЕ


























































СЛУХОВЫЕ













^ ИНТЕРОРЕЦЕПТИВНЫЕ – ОРГАНИЧЕСКИЕ






















КОЖНЫЕ













^ ПРОПРИОРЕЦЕПТИВНЫЕ - КИНЕСТЕТИЧЕСКИЕ






















ОБОНЯТЕЛЬНЫЕ













ЭКСТЕРОРЕЦЕПТИВНЫЕ



^ РЕЦЕПТЫ ВНИМАНИЯ


1. Все великие исследователи обладали исключительной способностью к сосредоточению мысли на главном предмете. Сократ решил принять участие в войне и присоединился к походной колонне войск. В пути он углубился в разрешение какого-то философского вопроса и остановился посреди дороги , глубоко задумавшись. Когда он пришел в себя , выяснилось , что он простоял несколько часов, отстав от войска.

Очевидно ( можно даже сказать – без сомнения ), каждый человек способен существенно развить в себе способность сосредотачиваться .

Главный элемент сосредоточения – внимание. Неумение сосредоточить свое внимание в данный момент на решающем , на главном- беда многих. Недаром говорят, самый короткий путь сделать много дел – делать в данное время одно дело.

^ 2. Очень важное качество внимания – способность к переключению. Тренировки на развитие внимания полезно подразделить на три формы.

3. Во время тренировок вы заметили – это уже заметили до нас ученые – «как ни странно , но обычно мы видим лишь то, с чем уже знакомы: мы редко замечаем что-либо новое , до тех пор нам не известное, даже если оно находится прямо перед нашими глазами».

4. Очень важно уметь, не только внимательно наблюдать, но и слушать. Оказывается, это не такое простое умение, как кажется на первый взгляд.

( Привычки)

Прежде всего большинству из нас мешают слушать плохие привычки , которые можно

перечислить в шести пунктах.

1) Наш ум не хочет ждать. Наши мысли бегут в 4-10 раз быстрее , чем речь большинства людей. И вот пока мы ждем , когда будут произнесены слова , наш мозг то отключается от того, что говорится, то опять включается… В результате в нем оседает лишь несколько слов , а мы теряем смысл сказанного.

^ 2) Нам кажется , что это мы уже знаем, поэтому мы слушаем вполуха.

3) Мы смотрим , а не слушаем : сколько раз вы не улавливали имени нового знакомого только потому, что ваши мысли были заняты его внешним видом или манерами.

^ 4) Мы слушаем , будучи все время занятыми: мы пытаемся слушать, отдавая часть своего внимания газете, радио или телевизору.

5) Мы забываем самое главное: внимаем словам , а не мыслям.

6) Наши эмоции оглушают нас: когда кто-либо пытается высказать мнение , противоположное тому, которое мы считаем единственно верным, - мы обязательно чувствуем , что слушать рискованно , ведь можем услышать нечто такое , что заставит нас усомниться в справедливости собственной точки зрения. Мы перестаем мысленно воспринимать говорящего и начинаем планировать свою собственною словесную контратаку.

( Советы)

Рекомендуем шесть способов для улучшения навыков слушать.

1) Учитесь медленно сосредотачиваться : практикуйте упражнения типа: «Сколько будет два плюс три минус пять плюс четыре, помноженное на два минус шесть?» (2+3=5-5=0+(4*2)-6=2)

2) Устройте себе радио -или телеэкзамен: прослушайте вместе с кем-нибудь передачу и проверьте , сколько положений , высказанных в этой передаче, вы оба запомнили ; попытайтесь найти общую точку зрения на главную идею , содержавшуюся в основных выводах передачи.

13

3) Отключитесь от того , что отвлекает ваше внимание: не пытайтесь слушать и одновременно делать еще два или три дела.

4) Учитесь понимать точки зрения , противоположные вашей: следите за своим подсознательным стремлением перестать, слушать и придумать «достойный» ответ. Вместо этого готовьте вопрос , относящийся к словам вашего собеседника. Этот вопрос отнюдь не должен « убивать» собеседника, он просто должен дать ему понять , что вы начинаете вникать в смысл сказанного.

5) Повторяйте про себя распоряжения и указания. Если вы не можете этого сделать , вы без сомнения, не сможете ни точно запомнить их, ни правильно выполнить их.

6) Помогайте слушать другим: мы поощряем в наших детях привычку внимательно слушать, повторяя одно и тоже по нескольку раз до тех пор , пока не привлечем внимания ребенка или не добьемся его послушания. Обращение к ребенку должно произноситься только один раз . если он не послушался , его следует разумно наказать, с тем чтобы он научился слушать, что ему говорят, с первого раза. В свою очередь , мы должны сами быть для детей хорошим примером, откликаясь на их слова с первого раза.


14

^ КАК УЛУЧШИТЬ ПАМЯТЬ


Задачи инженерной психологии и развития кибернетики потребовали сегодня ввести такие понятия о памяти , как:

а) долговременная память

б) кратковременная память

в) память оперативная , или промежуточная

Они все взаимосвязаны.

Если вы выясняете , что ваша память не отличается феноменальными характеристиками ( а это обычное явление) , не следует отчаиваться, а надо заняться её усовершенствованием . Не забудьте только главного закона саморазвития: Труд, Настойчивость, Регулярность.

^ 1. Полезно знать и правильный процесс повторения при запоминании прочитанного. Это-

а) упорное чередование чтения ( восприятия)

б) припоминание про себя

в) рассказывание прочитанного.

Причем надо повторять ( или заучивать текст – будь то проза или стихи – не по частям , а в целом . Если забыли что-то, не торопитесь заглянуть в книгу, лучше «загляните» в память.

2. При повторениях не следует утомляться . через 40-50 минут полезно делать перерыв на 10-15 минут . Полезно и повторять перед сном, а также утром, на свежую голову.

3. Очень эффективен метод логического , ассоциативного запоминания. Запоминая что-либо из прочитанного , надо не просто зазубривать факты, а стараться подобрать к ним какие –либо известные вам аналогии. Тогда в будущем сможете быстро «вытащить» из кладовой памяти эти сведения. Поможет ассоциативная обработка материала.

4. Полезно разбивать материал на смысловые куски, выделяя при этом главное и второстепенное, аргументированное и бездоказательное, сложное и простое. И главное , самое главное- все должно быть осмысленно- ни одного механического запоминания! Установлено, что продуктивность смысловой памяти в двадцать пять раз выше продуктивности механической памяти. Этим все сказано.

5. Как видите , память, подобно другим любым задаткам, развивается одним путем- упражнениями. Поэтому не правы те, кто жалуясь на слабость памяти, стремится не очень-то её обременять. Таким людям следует помнить: тот , кто воздерживается открывать рот, никогда не станет оратором.

Но развивая память, надо знать –тренировки не самоцель, а лишь вспомогательное средство. Как бы при этом не пришлось вспоминать мудрые слова: память намозолил -все перезабыл.

Известно- нарочитое удержание в памяти чего-либо ненужного снижает подвижность сознания , связывает мышление , мешает его оперативности.

Как установлено, легче всего человек запоминает сведения , связанные ассоциативно с его повседневной трудовой деятельностью. Этим объясняется известный «студенческий парадокс» , когда после сдачи экзаменов накопленная информация нередко выветривается из головы студента. Зато знания , полученные в процессе самостоятельной работы( а не только для сдачи очередного экзамена ) , оказываются на много выше и прочнее.

Но, к сожалению, в повседневной практике людям приходится запоминать и сведения , мало связанные с их непосредственной деятельностью. Тут на помощь приходит « мнемоника».

6. Мнемоника стара как мир. Ещё от древних греков дошли до нас некоторые из её примеров. Сами слова «мнемоника» , «мнемотехника» - греческого происхождения. Уже две с половиной тысячи лет назад Симонид описал мнемонический приём . если нужно удержать в памяти много разнородных сведений , следует мысленно вообразить город, поделенный на множество улиц. На каждой улице свое число домов, а в домах - комнаты , и в каждой комнате «наготове» то или иное воспоминание .

7. Последовательность цветов радуги школьники нередко запоминают с помощью фразы «Каждый Охотник Желает Знать , Где Сидят Фазаны» , в которой начальные буквы соответствуют начальным буквам цветов солнечного спектра.


15

ВООБРАЖЕНИЕ


Отражение человеком мира есть активный творческий процесс . это означает, что воспринимаемые предметы и явления , пережитые чувства не только отражаются в мозгу человека , но и перестраиваются в новые комбинации.

  1. Психический процесс, заключающийся в создании новых образов ( представлений) путем переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте , называется ВООБРАЖЕНИЕМ . Воображение присуще только человеку.

  2. Специфика воображения состоит в переработке прошлого опыта. В этом отношении оно неразрывно связано с процессом памяти. Оно преобразует то , что есть в памяти.

  3. Воображение тесно взаимосвязано и с процессом восприятия. Оно влияет на создание образов воспринимаемых предметов. Оно обогащает новые образы, делает их более продуктивными.

  4. Самые тесные связи существуют между воображением и мышлением. Особенно это проявляется в проблемной ситуации.

Воображение как своеобразная форма отражения действительности:

а) осуществляет мысленный отход за пределы непосредственно воспринимаемого ;

б) способствует предвосхищению будущего;

в) «оживляет» то, что было ранее.

^ 5) Воображение порождено трудовой деятельностью и развивается на её основе.

6) Физиологической основой воображения является сложная аналитико-синтетическая деятельность мозга , в процессе которой происходит образование новых систем временных связей на основе ранее сформированных.

^ 7) Важную роль в создании новых временных связей играет слово

Воображение значительно расширяет и углубляет процесс познания. Оно играет огромную роль и в преобразовании объективного мира . прежде чем изменить что-то практически, человек изменяет его мысленно. В этом существенное отличие психической и практической активности человека от активности животных. Так, паук совершает операции , напоминающие операции ткача, и пчела постройкой своих восковых ячеек посрамляет некоторых людей - архитекторов. Но и самый плохой архитектор от наилучшей пчелы отличается тем, что , прежде чем строить ячейку из воска, он уже построил её в своей голове. В конце процесса труда получается результат , который уже в начале этого процесса имелся в представлении человека.

8) Воображение – важнейшая составляющая часть творческого процесса. При этом воображение , преобразуя воспринимаемое , глубже и полнее отражает действительность, чем простое восприятие.

Деятельность воображения зависит от общей направленности личности.


Выделим нравственные качества

9) С деятельностью воображения связано формирование ряда нравственно-психологических качеств личности, таких, как :

10) Воображение связано со всей психической жизнью человека. Особенное значение в создании образов воображения имеет мировоззрение личности, его идейная направленность. Процесс воображения неразрывно связан с эмоционально-волевой и познавательной сферами личности.

Воображение тесно связано с мышлением.


^ 16

Общее и отличное между мышлением и воображением

И мышление и воображение возникают в проблемной ситуации , мотивируются потребностью личности, основу их составляет опережающее отражение. Но опережающее отражение действительности, осуществляемое в процессе воображения , происходит в виде ярких представлений, в то время как опережающее отражение в процессах мышления происходит путем оперирования понятиями, позволяющими обобщенно и опосредовано познавать окружающее.

Воображение может быть:

  1. Пассивным ( сновидения, грезы)

  2. Активным - которое в свою очередь разделяется на :



^ МЕЧТА-вид творческого воображения , связанного с осознанием желаемого будущего.


Этапы творческого воображения



Возникновение творческой идеи

«Вынашивание» замысла

Реализация замысла



Синтез , реализуемый в процессах воображения , осуществляется в разных формах:

  1. Агглютинация - «склеивание» различных в повседневной жизни несоединимых качеств, частей;

  2. Гиперболизация – характеризуется увеличением или уменьшением предмета , а также изменением отдельных частей;

  3. Схематизация – отдельные представления сливаются , различия сглаживаются, а черты сходства выступают четко;

  4. Типизация- выделение существенного , повторяющегося в однородных образах;

  5. Заострение-подчеркивание каких-либо признаков.

Образы воображения различаются между собой по степени яркости и по соотношению образов с действительностью. Выделяют:

    • Реалистическое воображение ( отражает действительность, предвосхищает события)

    • ^ Фантастическое воображение ( «отлетает» от действительности).



А теперь кратко рассмотрим мышление через структурно – логические схемы.

vozrast-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-geomorfologii-disciplina-dlya-specialnosti-050116-geografiya-050609-geografiya.html
vozrasti-etnosa-otvetstvennij-redaktor-n-m-holotyanc-predlagaemoe-posobie-vizvano-k-zhizni-mnogochislennimi-nedoumeniyami.html
vozrastnaya-dinamika-i-adaptacionnie-izmeneniya-funkcionalnogo-sostoyaniya-detej-5-14-let-pod-vliyaniem-zanyatij-fizicheskimi-uprazhneniyami-03-00-13-fiziologiya.html
vozrastnaya-periodizaciya-zhizni-cheloveka-programma-po-gistologii-citologii-i-embriologii-dlya-studentov-dnevnogo.html
vozrastnaya-struktura-gorodskogo-i-selskogo-naseleniya-vdoklade-otrazheni-meri-prinimaemie-gosudarstvom-po-realizacii.html
vozrastnie-fiziologicheskie-i-psihologicheskie-osobennosti-detej-6-7-let.html
  • spur.bystrickaya.ru/metod-simmetrichnih-sostavlyayushih-lekciya-1.html
  • notebook.bystrickaya.ru/habarovskij-kraj-monitoring-sredstv-massovoj-informacii-13-dekabrya-2010-goda.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tema-metodiki-polucheniya-anatomicheskih-ottiskov-dlya-izgotovleniya-individualnih-lozhek-i-materiali-primenyaemie-dlya-etih-celej-cel-zanyatiya.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-po-napravleniyu-030300-psihologiya-magisterskaya-programma-psihologiya-spor.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/usloviya-organizacii-i-provedeniya-zaklyuchitelnogo-etapa-vserossijskoj-olimpiadi-obuchayushihsya-v-obrazovatelnih-uchrezhdeniyah-srednego-professionalnogo-obrazovaniya-po-specialnosti.html
  • credit.bystrickaya.ru/po-prodazhe-zemelnih-uchastkov-pod-torgovuyu-zonu-v-pos-sosnovo-administraciya-municipalnogo-obrazovaniya-priozerskij-municipalnij-rajon-leningradskoj-oblasti.html
  • literature.bystrickaya.ru/cerkovno-prosvetitelskaya-deyatelnost-knyazya-k-k-ostrozhskogo-okonchanie-cerkovno-prosvetitelskaya-deyatelnost-knyazya-k-k-ostrozhskogo.html
  • grade.bystrickaya.ru/nachalnij-ochag-hlebopashestva-a-d-kolesnikov-a-d-kolesnikov.html
  • institut.bystrickaya.ru/tehnicheskaya-specifikaciya-predsedatelya-pravleniya-ao-agrarnaya-kreditnaya-korporaciya-49.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-9-tajna-avtor-etoj-knigi-viros-v-moskve-pereproboval-ryad-professij-no-po-nastoyashemu-nashel-sebya-v-hudozhestvennom.html
  • testyi.bystrickaya.ru/alina-kabaeva-ege-sdavajsya-v-spbgu-v-aprele-2010-g-proshli-meropriyatiya-provedennie-laboratoriej-sprint-i-korporaciej-intel.html
  • writing.bystrickaya.ru/geologicheskoe-stroenie-dna-mirovogo-okeana.html
  • writing.bystrickaya.ru/den-vtoroj-mark-levi.html
  • thesis.bystrickaya.ru/povishennie-poteri-bikarbonata-cherez-zhkt-kislotno-shelochnoj-balans-v-intensivnoj-terapii-kostyuchenko.html
  • occupation.bystrickaya.ru/modulnaya-programma-povisheniya-kvalifikacii-direktorov-shkol.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/prikaz-ministerstva-selskogo-hozyajstva-i-prodovolstviya-respubliki-belarus-31-maya-1996-g-142-stranica-3.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/semin-i-bozhovich-doigrayutsya-do-otstavki-v-bashkirii-poyavitsya-eshe-odin-fizkulturnij-kompleks-9-budem-stroit-dvorci.html
  • holiday.bystrickaya.ru/obsherossijskij-profsoyuz-obrazovaniya-glavnij-tehnicheskij-inspektor-truda-profsoyuza-centralnij-sovet-profsoyuza.html
  • letter.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-k-vipolneniyu-vipusknoj-kvalifikacionnoj-raboti-kvalifikaciya-buhgalter.html
  • znanie.bystrickaya.ru/aventyura-iii-o-tom-kak-zigfrid-priehal-v-vorms-v-g-admoni-pesn-o-nibelungah.html
  • student.bystrickaya.ru/1-zhalpi-erezheler-azastan-respublikasi-aumainda-zhilzhimajtin-mlk-obektlern-mekenzhajin-anitau-zhnnde-anitama-beru.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tema-grckata-vorzhena-propaganda-v-makedoniya-1903-1908.html
  • desk.bystrickaya.ru/plan-meropriyatij-po-nadzoru-na-obektah-nadzora-na-2009-g-p-p-stranica-6.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-17-eksodusa.html
  • lesson.bystrickaya.ru/trebovaniya-k-oformleniyu-kadrovih-dokumentov-chast-2.html
  • klass.bystrickaya.ru/5finansovo-ekonomicheskaya-deyatelnost-publichnij-doklad.html
  • institut.bystrickaya.ru/stupeni-visshego-professionalnogo-obrazovaniya-informacionno-metodicheskij-sbornik-dlya-starsheklassnikov-klassnih.html
  • crib.bystrickaya.ru/izuchite-sleduyushee-kazahstan-universitet-sirdariya.html
  • lecture.bystrickaya.ru/72testovie-zadaniya-uchebno-metodicheskij-kompleks-specialnost-032401-reklama-moskva-2009.html
  • education.bystrickaya.ru/2-harakteristika-i-klassifikaciya-analiticheskih-metodov-optimizacii.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tablica-2-grafik-organizacii-samostoyatelnoj-raboti-poyasnitelnaya-zapiska-1-mesto-kursa-v-professionalnoj-podgotovke.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rabochaya-uchebnaya-programma-disciplina-zarubezhnaya-literatura-i-literatura-strani-izuchaemogo-yazika.html
  • university.bystrickaya.ru/federalnie-organi-gosudarstvennoj-ohrani-rf-struktura-i-polnomochiya-pravoohranitelnie-organi.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/prakticheskoe-ispolzovanie-nauchnogo-znaniya-filosofiya-nauki.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/na-proficit-ne-pokushatsya-radio-7-mayak-novosti-21-08-2008-lobanov-oleg-06-00-07-00-7.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.