ВОЗНИКНОВЕНИЕ ОЩУЩЕНИЙ - Психология основа творчества личности
.RU

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ОЩУЩЕНИЙ - Психология основа творчества личности


^ ВОЗНИКНОВЕНИЕ ОЩУЩЕНИЙ



ФИЗИЧЕСКИЙ

ПРОЦЕСС




ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ

ПРОЦЕСС




ПСИХИЧЕСКИЙ

ПРОЦЕСС



ОЩУЩЕНИЕ


^ ЦЕНТР В КОРЕ ГОЛОВНОГО МОЗГА

РАЗ

ДРА

ЖИТЕ

ЛИ
РАЗДРАЖЕНИЕ

ВОЗБУЖДЕНИЕ




ПРОВОДЯЩИЕ

ПУТИ


^ ОБЩИЕ СВОЙСТВА ОЩУЩЕНИЙ





КАЧЕСТВО







Каждый вид ощущений имеет свои специфические особенности, отличающие его от других видов. Так, слуховые ощущения характеризуются высотой, тембром, громкостью, зрительные – цветовым тоном, насыщенностью, светлотой.



















ИНТЕНСИВНОСТЬ







^ Определяется силой действующего раздражителя и функциональным состоянием рецептора



















ДЛИТЕЛЬНОСТЬ







^ Определяется функциональным состоянием органа чувств, временем действия раздражителя и его интенсивностью.



















П^ РОСТРАНСТВЕННАЯ ЛОКАОИЗАЦИЯ РАЗДРАЖИТЕЛЕЙ







Пространственный анализ, осуществляемый дистантными рецепторами, дает нам сведения о локализации раздражителя в пространстве. В некоторых случаях ощущения соотносятся с той частью тела, на которую воздействует раздражитель (вкусовые ощ.), а иногда они более разлиты (болевые ощ.)









11


^ КЛАССИФИКАЦИЯ ОЩУЩЕНИЙ














ДИСТАНТНЫЕ







СЛУХОВЫЕ


































ЗРИТЕЛЬНЫЕ


































ОБОНЯТЕЛЬНЫЕ

^ ПО КОНТАКТУ С РАЗДРАЖИТЕЛЕМ



















































КОНТАКТНЫЕ







КИНЕСТЕТИЧЕСКИЕ


































КОЖНЫЕ


































ВКУСОВЫЕ



















^ ПО РАСПОЛОЖЕНИЮ

РЕЦЕПТОРА







ОРГАНИЧЕСКИЕ


























































ЗРИТЕЛЬНЫЕ


























































СЛУХОВЫЕ













^ ИНТЕРОРЕЦЕПТИВНЫЕ – ОРГАНИЧЕСКИЕ






















КОЖНЫЕ













^ ПРОПРИОРЕЦЕПТИВНЫЕ - КИНЕСТЕТИЧЕСКИЕ






















ОБОНЯТЕЛЬНЫЕ













ЭКСТЕРОРЕЦЕПТИВНЫЕ



^ РЕЦЕПТЫ ВНИМАНИЯ


1. Все великие исследователи обладали исключительной способностью к сосредоточению мысли на главном предмете. Сократ решил принять участие в войне и присоединился к походной колонне войск. В пути он углубился в разрешение какого-то философского вопроса и остановился посреди дороги , глубоко задумавшись. Когда он пришел в себя , выяснилось , что он простоял несколько часов, отстав от войска.

Очевидно ( можно даже сказать – без сомнения ), каждый человек способен существенно развить в себе способность сосредотачиваться .

Главный элемент сосредоточения – внимание. Неумение сосредоточить свое внимание в данный момент на решающем , на главном- беда многих. Недаром говорят, самый короткий путь сделать много дел – делать в данное время одно дело.

^ 2. Очень важное качество внимания – способность к переключению. Тренировки на развитие внимания полезно подразделить на три формы.

3. Во время тренировок вы заметили – это уже заметили до нас ученые – «как ни странно , но обычно мы видим лишь то, с чем уже знакомы: мы редко замечаем что-либо новое , до тех пор нам не известное, даже если оно находится прямо перед нашими глазами».

4. Очень важно уметь, не только внимательно наблюдать, но и слушать. Оказывается, это не такое простое умение, как кажется на первый взгляд.

( Привычки)

Прежде всего большинству из нас мешают слушать плохие привычки , которые можно

перечислить в шести пунктах.

1) Наш ум не хочет ждать. Наши мысли бегут в 4-10 раз быстрее , чем речь большинства людей. И вот пока мы ждем , когда будут произнесены слова , наш мозг то отключается от того, что говорится, то опять включается… В результате в нем оседает лишь несколько слов , а мы теряем смысл сказанного.

^ 2) Нам кажется , что это мы уже знаем, поэтому мы слушаем вполуха.

3) Мы смотрим , а не слушаем : сколько раз вы не улавливали имени нового знакомого только потому, что ваши мысли были заняты его внешним видом или манерами.

^ 4) Мы слушаем , будучи все время занятыми: мы пытаемся слушать, отдавая часть своего внимания газете, радио или телевизору.

5) Мы забываем самое главное: внимаем словам , а не мыслям.

6) Наши эмоции оглушают нас: когда кто-либо пытается высказать мнение , противоположное тому, которое мы считаем единственно верным, - мы обязательно чувствуем , что слушать рискованно , ведь можем услышать нечто такое , что заставит нас усомниться в справедливости собственной точки зрения. Мы перестаем мысленно воспринимать говорящего и начинаем планировать свою собственною словесную контратаку.

( Советы)

Рекомендуем шесть способов для улучшения навыков слушать.

1) Учитесь медленно сосредотачиваться : практикуйте упражнения типа: «Сколько будет два плюс три минус пять плюс четыре, помноженное на два минус шесть?» (2+3=5-5=0+(4*2)-6=2)

2) Устройте себе радио -или телеэкзамен: прослушайте вместе с кем-нибудь передачу и проверьте , сколько положений , высказанных в этой передаче, вы оба запомнили ; попытайтесь найти общую точку зрения на главную идею , содержавшуюся в основных выводах передачи.

13

3) Отключитесь от того , что отвлекает ваше внимание: не пытайтесь слушать и одновременно делать еще два или три дела.

4) Учитесь понимать точки зрения , противоположные вашей: следите за своим подсознательным стремлением перестать, слушать и придумать «достойный» ответ. Вместо этого готовьте вопрос , относящийся к словам вашего собеседника. Этот вопрос отнюдь не должен « убивать» собеседника, он просто должен дать ему понять , что вы начинаете вникать в смысл сказанного.

5) Повторяйте про себя распоряжения и указания. Если вы не можете этого сделать , вы без сомнения, не сможете ни точно запомнить их, ни правильно выполнить их.

6) Помогайте слушать другим: мы поощряем в наших детях привычку внимательно слушать, повторяя одно и тоже по нескольку раз до тех пор , пока не привлечем внимания ребенка или не добьемся его послушания. Обращение к ребенку должно произноситься только один раз . если он не послушался , его следует разумно наказать, с тем чтобы он научился слушать, что ему говорят, с первого раза. В свою очередь , мы должны сами быть для детей хорошим примером, откликаясь на их слова с первого раза.


14

^ КАК УЛУЧШИТЬ ПАМЯТЬ


Задачи инженерной психологии и развития кибернетики потребовали сегодня ввести такие понятия о памяти , как:

а) долговременная память

б) кратковременная память

в) память оперативная , или промежуточная

Они все взаимосвязаны.

Если вы выясняете , что ваша память не отличается феноменальными характеристиками ( а это обычное явление) , не следует отчаиваться, а надо заняться её усовершенствованием . Не забудьте только главного закона саморазвития: Труд, Настойчивость, Регулярность.

^ 1. Полезно знать и правильный процесс повторения при запоминании прочитанного. Это-

а) упорное чередование чтения ( восприятия)

б) припоминание про себя

в) рассказывание прочитанного.

Причем надо повторять ( или заучивать текст – будь то проза или стихи – не по частям , а в целом . Если забыли что-то, не торопитесь заглянуть в книгу, лучше «загляните» в память.

2. При повторениях не следует утомляться . через 40-50 минут полезно делать перерыв на 10-15 минут . Полезно и повторять перед сном, а также утром, на свежую голову.

3. Очень эффективен метод логического , ассоциативного запоминания. Запоминая что-либо из прочитанного , надо не просто зазубривать факты, а стараться подобрать к ним какие –либо известные вам аналогии. Тогда в будущем сможете быстро «вытащить» из кладовой памяти эти сведения. Поможет ассоциативная обработка материала.

4. Полезно разбивать материал на смысловые куски, выделяя при этом главное и второстепенное, аргументированное и бездоказательное, сложное и простое. И главное , самое главное- все должно быть осмысленно- ни одного механического запоминания! Установлено, что продуктивность смысловой памяти в двадцать пять раз выше продуктивности механической памяти. Этим все сказано.

5. Как видите , память, подобно другим любым задаткам, развивается одним путем- упражнениями. Поэтому не правы те, кто жалуясь на слабость памяти, стремится не очень-то её обременять. Таким людям следует помнить: тот , кто воздерживается открывать рот, никогда не станет оратором.

Но развивая память, надо знать –тренировки не самоцель, а лишь вспомогательное средство. Как бы при этом не пришлось вспоминать мудрые слова: память намозолил -все перезабыл.

Известно- нарочитое удержание в памяти чего-либо ненужного снижает подвижность сознания , связывает мышление , мешает его оперативности.

Как установлено, легче всего человек запоминает сведения , связанные ассоциативно с его повседневной трудовой деятельностью. Этим объясняется известный «студенческий парадокс» , когда после сдачи экзаменов накопленная информация нередко выветривается из головы студента. Зато знания , полученные в процессе самостоятельной работы( а не только для сдачи очередного экзамена ) , оказываются на много выше и прочнее.

Но, к сожалению, в повседневной практике людям приходится запоминать и сведения , мало связанные с их непосредственной деятельностью. Тут на помощь приходит « мнемоника».

6. Мнемоника стара как мир. Ещё от древних греков дошли до нас некоторые из её примеров. Сами слова «мнемоника» , «мнемотехника» - греческого происхождения. Уже две с половиной тысячи лет назад Симонид описал мнемонический приём . если нужно удержать в памяти много разнородных сведений , следует мысленно вообразить город, поделенный на множество улиц. На каждой улице свое число домов, а в домах - комнаты , и в каждой комнате «наготове» то или иное воспоминание .

7. Последовательность цветов радуги школьники нередко запоминают с помощью фразы «Каждый Охотник Желает Знать , Где Сидят Фазаны» , в которой начальные буквы соответствуют начальным буквам цветов солнечного спектра.


15

ВООБРАЖЕНИЕ


Отражение человеком мира есть активный творческий процесс . это означает, что воспринимаемые предметы и явления , пережитые чувства не только отражаются в мозгу человека , но и перестраиваются в новые комбинации.

  1. Психический процесс, заключающийся в создании новых образов ( представлений) путем переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте , называется ВООБРАЖЕНИЕМ . Воображение присуще только человеку.

  2. Специфика воображения состоит в переработке прошлого опыта. В этом отношении оно неразрывно связано с процессом памяти. Оно преобразует то , что есть в памяти.

  3. Воображение тесно взаимосвязано и с процессом восприятия. Оно влияет на создание образов воспринимаемых предметов. Оно обогащает новые образы, делает их более продуктивными.

  4. Самые тесные связи существуют между воображением и мышлением. Особенно это проявляется в проблемной ситуации.

Воображение как своеобразная форма отражения действительности:

а) осуществляет мысленный отход за пределы непосредственно воспринимаемого ;

б) способствует предвосхищению будущего;

в) «оживляет» то, что было ранее.

^ 5) Воображение порождено трудовой деятельностью и развивается на её основе.

6) Физиологической основой воображения является сложная аналитико-синтетическая деятельность мозга , в процессе которой происходит образование новых систем временных связей на основе ранее сформированных.

^ 7) Важную роль в создании новых временных связей играет слово

Воображение значительно расширяет и углубляет процесс познания. Оно играет огромную роль и в преобразовании объективного мира . прежде чем изменить что-то практически, человек изменяет его мысленно. В этом существенное отличие психической и практической активности человека от активности животных. Так, паук совершает операции , напоминающие операции ткача, и пчела постройкой своих восковых ячеек посрамляет некоторых людей - архитекторов. Но и самый плохой архитектор от наилучшей пчелы отличается тем, что , прежде чем строить ячейку из воска, он уже построил её в своей голове. В конце процесса труда получается результат , который уже в начале этого процесса имелся в представлении человека.

8) Воображение – важнейшая составляющая часть творческого процесса. При этом воображение , преобразуя воспринимаемое , глубже и полнее отражает действительность, чем простое восприятие.

Деятельность воображения зависит от общей направленности личности.


Выделим нравственные качества

9) С деятельностью воображения связано формирование ряда нравственно-психологических качеств личности, таких, как :

10) Воображение связано со всей психической жизнью человека. Особенное значение в создании образов воображения имеет мировоззрение личности, его идейная направленность. Процесс воображения неразрывно связан с эмоционально-волевой и познавательной сферами личности.

Воображение тесно связано с мышлением.


^ 16

Общее и отличное между мышлением и воображением

И мышление и воображение возникают в проблемной ситуации , мотивируются потребностью личности, основу их составляет опережающее отражение. Но опережающее отражение действительности, осуществляемое в процессе воображения , происходит в виде ярких представлений, в то время как опережающее отражение в процессах мышления происходит путем оперирования понятиями, позволяющими обобщенно и опосредовано познавать окружающее.

Воображение может быть:

  1. Пассивным ( сновидения, грезы)

  2. Активным - которое в свою очередь разделяется на :



^ МЕЧТА-вид творческого воображения , связанного с осознанием желаемого будущего.


Этапы творческого воображения



Возникновение творческой идеи

«Вынашивание» замысла

Реализация замысла



Синтез , реализуемый в процессах воображения , осуществляется в разных формах:

  1. Агглютинация - «склеивание» различных в повседневной жизни несоединимых качеств, частей;

  2. Гиперболизация – характеризуется увеличением или уменьшением предмета , а также изменением отдельных частей;

  3. Схематизация – отдельные представления сливаются , различия сглаживаются, а черты сходства выступают четко;

  4. Типизация- выделение существенного , повторяющегося в однородных образах;

  5. Заострение-подчеркивание каких-либо признаков.

Образы воображения различаются между собой по степени яркости и по соотношению образов с действительностью. Выделяют:

    • Реалистическое воображение ( отражает действительность, предвосхищает события)

    • ^ Фантастическое воображение ( «отлетает» от действительности).



А теперь кратко рассмотрим мышление через структурно – логические схемы.

vozrast-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-geomorfologii-disciplina-dlya-specialnosti-050116-geografiya-050609-geografiya.html
vozrasti-etnosa-otvetstvennij-redaktor-n-m-holotyanc-predlagaemoe-posobie-vizvano-k-zhizni-mnogochislennimi-nedoumeniyami.html
vozrastnaya-dinamika-i-adaptacionnie-izmeneniya-funkcionalnogo-sostoyaniya-detej-5-14-let-pod-vliyaniem-zanyatij-fizicheskimi-uprazhneniyami-03-00-13-fiziologiya.html
vozrastnaya-periodizaciya-zhizni-cheloveka-programma-po-gistologii-citologii-i-embriologii-dlya-studentov-dnevnogo.html
vozrastnaya-struktura-gorodskogo-i-selskogo-naseleniya-vdoklade-otrazheni-meri-prinimaemie-gosudarstvom-po-realizacii.html
vozrastnie-fiziologicheskie-i-psihologicheskie-osobennosti-detej-6-7-let.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/supruzheskij-etiket.html
  • literature.bystrickaya.ru/bihevioristskie-koncepcii-religii.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-moskva-2006-bagandov-a-b-dmitriev-yu-a-stranica-6.html
  • nauka.bystrickaya.ru/uchenie-o-tvorenii-uchebnoe-posobie-po-patrologii-vosnovu-uchebnogo-posobiya-polozhen-princip-izucheniya-cerkovnoj-pismennosti.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/xxxvii-kak-baner-yavivshis-s-vizitom-k-katalonke-zastal-tam-parikmahershu-i-chto-za-etim-posledovalo.html
  • report.bystrickaya.ru/informacionnij-byulleten-vipusk-2-o-merah-gosudarstvennoj-podderzhki-agropromishlennogo-kompleksa-v-2010-godu-stranica-2.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/nominaciya-socialno-znachimaya-i-obshestvennaya-deyatelnost-12-kandidatov.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tema-6-filosofiya-vajsheshiki-i-nyai-programma-speckursa-indijskaya-filosofiya-drevnosti-i-srednevekovya-dlya-napravleniya.html
  • school.bystrickaya.ru/klassifikaciya-operatorskih-professij-chast-4.html
  • knigi.bystrickaya.ru/rozdl-2-nnovacjn-procesi-v-ekonomc.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/vopr-34-proizvodstvo-i-vipusk-izdaniya-osnovnie-etapi-voprosi-k-gosudarstvennomu-ekzamenu-po-napravleniyu-52600.html
  • tasks.bystrickaya.ru/34-harakteristiki-magnitnogo-polya-v-magnetikah-konspekt-lekcij-sankt-peterburg-2009-udk-532-6075-8-bbk-v334ya73.html
  • college.bystrickaya.ru/32-nacionalnie-prioriteti-rekomendacii-po-mezhgosudarstvennomu-sotrudnichestvu-42-zaklyuchenie-44.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/oshibka-faradeya-pyataya-lekciya-aksiomi-edinstva-posvyashaetsya-iskatelyam-nauchnih-istin-kanaryov-f-m.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/mutacii-i-novie-geni-mozhno-li-utverzhdat-chto-oni-sluzhat-materialom-makroevolyucii-chast-6.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/znachenie-religiozno-pedagogicheskoj-deyatelnosti.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/rol-gosudarstva-v-rinoch.html
  • report.bystrickaya.ru/itogi-vivodi-proshanie-doklad-dobri-den-uvazhaemie-chleni-zhyuri-komandi-sopernici-a-takzhe-prosto-zriteli-ya-bondarenko-aleksandr-hochu-predstavit-vam-reshenie-zadachi-zhidkaya-linza-sbornoj-komandi-liceya-bgu.html
  • bukva.bystrickaya.ru/ocenka-investicionnogo-klimata-v-rossii-chast-11.html
  • college.bystrickaya.ru/2-klassifikaciya-sportivnih-terminov-stematicheskoj-tochki-zreniya-coderzhanie.html
  • predmet.bystrickaya.ru/rej-duglas-bredberi-stranica-7.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/konkurs-tkzed-ostanaj-oblisi-bojinsha-memlekettk-krster-departament-arabali-audani-bojinsha-memlekettk-krster-basarmasi.html
  • studies.bystrickaya.ru/1innovacii-kak-sredstvo-razvitiya-lichnosti-pedagoga-i-uchenika-l-b-kucenko-barskova-kand-ped-nauk-zav-uchebno-metodicheskim.html
  • universitet.bystrickaya.ru/stilisticheskij-komponent-slova-i-ego-leksikograficheskoe-otrazhenie-chast-3.html
  • assessments.bystrickaya.ru/e-m-mamontova-russkij-harakter-kak-virazhenie-nacionalnoj-idei-v-proze-vyacheslava-pecuha.html
  • grade.bystrickaya.ru/o-metodah-snizheniya-vibrosov-oksidov-azota-v-atmosferu-v-processe-plazmennoj-rezki.html
  • lecture.bystrickaya.ru/5-otstupleniya-ot-prav-v-sluchae-chrezvichajnogo-zamechaniya-obshego-poryadka-prinyatie-komitetom-oon-po-pravam-cheloveka.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/metodicheskoe-napravlenie-73-konsultacionnoe-napravlenie-73-ii-osnovnie-napravleniya-deyatelnosti-i-zadachi-asdg-v-2006-godu-100.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/poyasnitelnaya-zapiska-predstavlennaya-programma-yunie-druzya-prirodi-pozvolyaet-uglubit-rabotu-po-vospitaniyu-ekologicheskoj-kulturi-lichnosti.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-trinadcataya-aleksandr-prozorov-aleksej-zhivoj.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/posrednichestvo-chast-2.html
  • turn.bystrickaya.ru/otchet-o-prohozhdenii-praktiki-vid-praktiki.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/uchet-raschetov-s-ispolzovaniem-vekselej.html
  • laboratory.bystrickaya.ru/yazikovaya-sprava-1640-h-gg-staropechatnoj-psaltiri.html
  • desk.bystrickaya.ru/ot-socialnogo-reketa-k-socialnomu-investirovaniyu.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.