.RU

Возникновение психики. Ситуации, где психика не нужна, и где она необходима

Министерство высшего профессионального образования РФ

Российский Государственный Гуманитарный Университет.

Институт Психологии.

Сорокин Александр Алексеевич

1 курс, 1 группа

Реферат

“Возникновение психики, ситуации где психика не нужна и где она необходима.”

Москва, 1999 год.

Что есть психика ?

Прежде чем затронуть вопрос о возникновении психики надо немного осветить вопрос о том, что есть психика в своём усреднённом значении. По одной из формулировок психика есть: существующее в различных формах свойство высокоорганизованных живых существ и продукт их жизнедеятельности, обеспечивающие их ориентацию и деятельность. Значит это неотъемлемое свойство живого, осуществляющее взаимодействие каждого живого существа с окружающим миром, которое реализуется посредством качественно отличных от физиологических, но неотъемлемых от них процессов, актов, состояний психических.

А с точки зрения материализма психика – это системное свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении неотчуждаемой от него картины мира и саморегуляции на её основе поведения и деятельности. Человек представляет о мире на основе данных объективного мира в совокупности с установками внутренней субъективности.

Если говорить о функциях психики, то они многогранны, ну например она обеспечивает более эффективное приспособление к среде. Психическое отражение мира всегда совершается только с наличием активной деятельности. В психике человека упорядочены события прошлого настоящего и будущего, они представлены: прошлое – память, данные опыта; настоящее – в совокупности образов, переживаний, умственных актов; возможного будущего – в побуждениях, намерениях, целях и фантазиях, грезах и.т.п. Психика человека существует в двух основных измерениях – осознанная и неосознанная, но и неосознанная качественно отличается от психики животных. Считается, что коренным отличием человеческой психики от животной является возможность сознательной целенаправленности психических проявлений, которые обусловлены трудовой деятельностью.

В реальной деятельности человека все психические проявления это не разобщённые факты, а тесно увязанная система переживаний, поступков, актов осмысления действующая в едином акте социально обусловленной сознательной деятельности личности. По ходу физиологического, социального, личностного развития человека все его многообразные психические проявления взаимодействуя, постепенно переходят в разряд относительно устойчивых психических образований, которые сознательно регулируемые могут быть направлены на решение задач разного рода.

Благодаря развитой психики человек может делать поступки адекватные внешним обстоятельствам Это можно разбить на три пункта.

1) Отражение, дающее образ среды, где действуют живые существа.

2) Их ориентация в этой среде.

3) Удовлетворение потребности в контактах с нею. А эти контакты за счёт обратной связи контролируют правильность отражения.

Контрольной инстанцией в психике человека есть социальная практика. Благодаря обратной связи результат действия сопоставляется с образом, возникновение коего опережает этот результат, предваряя его как специфическую модель действительности. Психика таким образом приобретает характер цикличной системы. В данном случае рефлекторность указывает на первичность объективных условий жизни организма и вторичность их воспроизведения в психике, закономерный переход воспринимающих компонентов системы в исполнительные, целесообразность двигательных эффектов и их “обратное” влияние на образ.

Такое вот понимание рефлекторной природы психики разработал отечественный учёный Сеченов. Оно является весомым противовесом против идеалистической теории считавшей психику особой бестелесной сущностью (т.е. душой) и материально-механистическому направлению банально сводившему психику к нервной деятельности.

(Здесь я отклонился от самой темы реферата, но это вызвано непременной необходимостью, если в самых общих чертах не осветить вопрос психики, то нельзя браться за вопрос где она возникает, так как что бы понять как она возникает надо приблизительно понимать что она есть и зачем служит. прим. автора).

Механистический подход отрицает наличие активной психики, однако активность существует, в доказательство её проявления можно привести по крайней мере три факта.

1) При отображении реальности происходит преобразование физико-химических раздражителей, действующих на нервные аппараты, в образы предметов.

2) В сфере побуждений, придающих побуждению энергию и стремительность.

3) При исполнении программы поведения, включающей поиск и выбор вариантов.

Психика возникает на определённой ступени биологической эволюции, и составляет неотъемлемый её фактор, в этом контексте она обеспечивает адекватное приспособление организма ко всё более усложняющимся условиям существования. Возникает сознание как ведущий уровень регуляции деятельности, формируется личность – источник высших проявлений активности психики. Одним словом психика всё более качественно преобразуется.

В истории естествознания психику неоднократно пытались “локализовать” в природе. Подтверждения тому создание теорий панпсихизма, зоопсихизма, антропопсихизма, биопсихизма и нейропсихизма. Ошибка всех заключалась в том, что психику приписывали какому-то определённому существу, даже не потому что оно обнаруживало определённые формы поведения, нет, просто оно относилось к определённому классу объектов; наличие психики было постулатом и не более. Есть ещё теории исходящие из внутренних, функциональных критериев. Они уже неверны тем, что пытаются свести психику к пунктам, ну ради примера некоторые из них: способность к поисковому поведению, способность к “гибкому” приспособлению к среде, способность “проигрывать” действие во внутренней среде и др. Яркое разнообразие таких теорий указывает на то, что они скорее являются дискуссионными гипотезами, нежели разработанными теориями призванными объяснять факты.

Среди этого разнообразия есть довольно неплохая и признанная (в нашей психологии) теория Леонтьева. В качестве объективного критерия психики она предлагает способность организмов реагировать на абиотические воздействия. Реагировать на них полезно потому, что они находятся в устойчивой связи с биологически значимыми объектами и, значит, являются их потенциальными сигналами. Отражение абиотических свойств неразрывно связано с иной формой активности – поведением. Если раньше существование сводилось к удовлетворению простейших естественных потребностей (пищевых, половых и др.), то теперь получается активность помещённая между актуальной ситуацией и витальным актом – обменом веществ. Смысл такой активности – это обеспечение организму биологического результата в условиях не позволяющих реализоваться ему непосредственно. С этим критерием связаны два понятия, раздражимость и чувствительность, причём первое предполагает субъективный аспект отражения.

Согласно психоанализу Фрейда, психика состоит из трёх инстанций – сознательного, предсознательного и бессознательного, а так же системы их взаимодействия. Разделение психики на критерии сознательные и бессознательные – основная предпосылка психоанализа, и только оно позволяет нам понять и исследовать часто наблюдающиеся и очень важные патологические процессы в душевной жизни. Итак, мы приходим к итогу наших рассуждений – психика шири, чем сознание, и уж во всяком случае это не тождественные понятия.

Здесь я попытался суммарно изложить существующие взгляды о понятие психика, с целью создания базы для рассуждений о том когда, как и где психика возникает.

Возникновение психики.

Теперь перейдём к возникновению психики. Здесь возникает двойственность понимания, рассматривать психику с позиции филогенеза или онтогенеза? Для составления общей картины полезно затронуть оба критерия развития, но это было бы слишком большой труд, поэтому чтобы не отклоняться от темы будем рассматривать развитие в онтогенезе, иногда добавляя филогенетические факты. . Если ориентироваться на работы П.Я. Гальперина, Л.С. Рубинштейна и Л.С. Выготского, то психика в отношении человека рассматривается ими как фактор, который должен развиться при должных условиях и то со временем. Новорожденный ребёнок не обладает той психикой, который обладает взрослый и сформировавшийся человек, однако со временем если он развивается в нормальных социальных условиях психика всё же появляется. Гальперин утверждает, что у ребёнка есть предрасположенность к формированию полноценной психики, а вот какова она будет, это зависит в первую очередь от окружающих его факторов. Поставим в сравнение две ситуации. Первая - ребёнок рождается и вырастает в нормальной семье, которая в свою очередь включена в социум, второе - ребёнок вырастает среди звериной стаи.

Развиваясь в социуме, ребёнок невольно “впитывает” в себя его установки, законы и правила. Человеческое общество на нашей планете является наиболее высоко организованной системой, где элементами являются живые существа. Следовательно и развитие происходит на высоком плане. Выготский справедливо считал, что младенец это “наиболее социальноадаптированное существо”, потому что он может приспособиться к жизни в любой системе: относительно высокой и относительно низкой (животная стая). Если развитие происходит в звериной стае, то большая часть способностей ребёнка не реализуется, так как условия для возникновения полноценной человеческой психики отсутствуют, всё способности сводятся к основным инстинктам (добыча пищи, выживание, положение в стае и. т. д.). Но чтобы добыть ту же самую пищу опять же нужно “знать”, как это сделать адекватно, а инстинкта бывает недостаточно для этого, потому что ситуации не стереотипны, развивается способность мыслить в одном направлении и целесообразно корректировать действия. А развивается ли психика у животных? Если в формулировке указано, что это свойство высокоорганизованных существ, то ступенью ниже человека стоят высшие животные, которые так же подпадают под определение. Как и в любых случаях требующих подтверждения, здесь незаменим пример. Известный полярник Э. Кренкель приводит следующее описание охоты белого медведя на тюленя. <<В бинокль с мыса Выходного, на расстоянии примерно около километра, а может быть поменьше, я увидел однажды, как к лежачему тюленю (а они очень чуткие) по-пластунски подкрадывался белый медведь. Самое интересное, что тюлень, изредка подымает голову, оглядывается – всё ли в порядке, всё ли спокойно, можно ли продолжать отдых, но медведя не замечает. А тот подкрадывался предельно осторожно, распластавшись на снегу, как меховой платок. Он полз на брюхе и одной лапой прикрывал свой чёрный нос, чтобы не выделяться на фоне белого снега.


vozrastnie-izmeneniya-aktivnogo-vnimaniya-u-shkolnikov-opredelenie-faktori-vliyayushie-na-razvitie-shkolnoj-dezadaptacii.html
vozrastnie-osobennosti-perehoda-ot-doshkolnogo-vozrasta-k-mladshemu-shkolnomu.html
vozrastnie-osobennosti-yurij-nikitin.html
vozrastnoe-obezvozhivanie-v-svoyu-ochered-privodit-k-issusheniyu-kozhi-ona-stanovitsya-bolee-chuvstvitelnoj-k-razdrazheniyam-i-solnechnim-ozhogam.html
vozrazhenie-etapi-prodazh.html
vozrozhdaem-russkie-tradicii-centralnaya-pressa-19-pomosh-obyazatelno-pridet-19.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-administracii-n-v-linchenko-informacionnij-byulleten-administracii-sankt-peterburga-27-728-25-iyulya-2011-g.html
  • notebook.bystrickaya.ru/i-neobhodimie-sostavlyayushie-pitaniya-stranica-7.html
  • lecture.bystrickaya.ru/8-klass-istoriya-otechestva-kalendarno-tematicheskoe-planirovanie-urokov-istorii-i-obshestvoznaniya-na-2008-2009-uchebnij-god.html
  • control.bystrickaya.ru/chastnoe-uchrezhdenie-obrazovaniya-institut-parlamentarizma-i-predprinimatelstva-kafedra-politologii-i-gumanitarnih-disciplin-diplomnaya-kursovaya.html
  • laboratory.bystrickaya.ru/vor-opalnie-rasskazi.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/obshie-voprosi-estestvoznaniya-i-g-petrovskij-predsedatel-akademik.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-disciplina-sd-f-05-proektirovanie-processa-okazaniya-uslug-specialnost-100101-65-servis.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/matematicheskaya-morfologiya-elektronnij-matematicheskij-i-mediko-biologicheskij-zhurnal-tom-10-vip-20-11.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/igra-metod-oznakomleniya-doshkolnikov-s-prirodoj.html
  • spur.bystrickaya.ru/lekciya-na-temu-mezhdunarodnoe-patentovanie.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/zadachi-aukciona-priobshenie-uchashihsya-k-socialno-znachimoj-praktiko-orientirovannoj-deyatelnosti-formirovanie-navikov-komandnoj-raboti-razvitie-delovoj-aktivnosti-molodezhi-interesa-k-biznes-proektirovaniyu.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/razdel-4-obsluzhivanie-turistov-avtomobilnim-transportom-konspekt-lekcij-disciplina-ds-08-transportnoe-obsluzhivanie.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/pravila-kirhgofa-dlya-razvetvlennih-cepej.html
  • knigi.bystrickaya.ru/skotarenko-lidiya-viktorovna.html
  • studies.bystrickaya.ru/kozlov-v-v-k-59-psihotehnologii-izmenennih-sostoyanij-soznaniya-2-e-izd-ispr-i-dop-stranica-2.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/matrica-bkg.html
  • klass.bystrickaya.ru/bakalavrskaya-programma-kafedra-psihologii-i-pedagogiki-napravlenie-psihologiya-disciplina-konsltativnaya-psihologiya-kredit.html
  • knigi.bystrickaya.ru/sandemu-m-s18-zhenshina-s-berega-roman-per-s-norvezhsk-borisa-zlobina-stranica-11.html
  • thescience.bystrickaya.ru/human-rights-center-memorial-rossiya-moskva-103051-m-karetnij-pereulok-12-tel-095-200-6506-faks-095-209-5779.html
  • books.bystrickaya.ru/ekologicheskij-aspekt-v-dizajne-izdelij-iz-polimerov.html
  • institut.bystrickaya.ru/svodnij-plan-meropriyatij-provodimih-uchrezhdeniyami-kulturi-municipalnih-obrazovanij-kostromskoj-oblasti-v-yanvare-2011-goda-stranica-8.html
  • spur.bystrickaya.ru/lichnaya-kartochka-gazodimozashitnika.html
  • teacher.bystrickaya.ru/forma-2-d--osnovnoe-obshee-obrazovanie-nachalnoe-obshee-obrazovanie.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/ya-ne-dam-svoyu-rodinu-vivesti.html
  • gramota.bystrickaya.ru/zakon-6-zavoevivaj-vnimenie-lyuboj-cenoj-robert-grin-48-zakonov-vlasti.html
  • spur.bystrickaya.ru/kozmodemyansk-privet-tebe-kozmodemyansk-vremya-v-kotorom-mi-zhivem-obladaet-sobstvennim-smislom-konec-veka.html
  • reading.bystrickaya.ru/markiz-de-sad-i-xx-vek-per-s-franc-m-rik-kultura-1992-256s.html
  • control.bystrickaya.ru/chudo-iz-bengali-i-promolvil-saadi-lukavij-prorok-niva-1906-32-s506-rbrauning.html
  • pisat.bystrickaya.ru/teoritecheskie-osnovi-np-detskogo-vozrasta-teoretich-osnovi-nejropsihologii-detskogo-vozrasta-6.html
  • tests.bystrickaya.ru/literatura-dlya-chteniya-1-klass-obucheniya.html
  • predmet.bystrickaya.ru/sluh-bez-ushej-chto-zhe-budet-za-konec-etidorpa.html
  • znanie.bystrickaya.ru/6of-lajnovie-metodi-raskrutki-internet-resursov-filipp-gurov.html
  • student.bystrickaya.ru/322-istochniki-plazmi-dlya-razdelitelnih-icr-ustanovok-uchebnoe-posobie-dlya-magistrantov-po-specialnosti-fizika.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-kursu-tehnologiya-dlya-10-a-b-klassa-prepodavatel.html
  • lesson.bystrickaya.ru/o-geoekologicheskih-aspektah-gidrogeologii.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.