.RU

Возраст ребёнка и тип воспитания отца

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ Р. Ф.

УРАЛЬСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ

ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ

Допустить к защите Карпову О. Г.

Курсовая Работа

Тема: «Возраст ребёнка и тип воспитания отца»

Научный руководитель

к. пс. н. доц. ___________________ Токарева Ю. А.

Студентка

П – 401 з. ____________________ Карпова О. Г.

г. Екатеринбург, 2004 г.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………………………3

I. Родители и дети: в контексте науки и культуры ……………………………………………4

1.1. Культурно-исторический аспект отношений родителей к ребёнку…………..5

1.2. Ценности русской культуры и воспитания в семье……………………………8

1.3. Теоретическое обоснование работы психолога с семьёй………….…………11

II. Психологические аспекты взаимоотношений семьи и ребёнка …………………………15

2.1. Роль матери и отца в воспитании ребёнка ………………………………………15

2.1.1. Стиль семейного воспитания и его влияние на развитие ребёнка. ………18

2.2. Тип воспитания отца. ……………………………………………………………..21

2.2.1. Патриархат. …………………………………………………………………..21

2.2.2. Проблемы отцовства. ………………………………………………………..25

2.2.3. Воспитание детей в семье без отца. ………………………………………..27

2.3. Роль отца в воспитании подростка. ………………………………………………30

2.3.1. Формирование мужественности у мальчиков старшего

дошкольного возраста………………………………………………………..31

2.3.2. Подростковый возраст. ……………………………………………………...34

III. Методы диагностики родительско-детских отношений. ………………………………..41

3.1. Экспериментальная часть…………………………………………………………41

Заключение ……………………………………………………………………………………..44

Литература ……………………………………………………………………………………...45

Приложение 1…………………………………………………………………………………...46

Приложение 2…………………………………………………………………………………...47

Приложение 3…………………………………………………………………………………...48

Приложение 4…………………………………………………………………………………...49

Введение

Наиболее существенным фактором, влияющим на воспитание личности, является семья. Это связано с тем, что основную информацию о мире и о себе ребёнок получает от родителей. К тому же родители обладают уникальной возможностью влиять на ребёнка в связи с его физической, эмоциональной и социальной зависимостью от них.

Семья – это малая первичная группа, которая состоит из лиц, связанных двумя типами отношений: супружества и родства, которая обеспечивает личности эмоциональную стабильность, психологическую и физическую безопасность и личностный рост.

Отец и мать реализуют различные функции воспитания, которые обусловлены целым рядом причин исторического и культурного свойства.

Отец в современной российской семье выполняет одну из самых яркий ролей в воспитании ребёнка. С одной стороны над ним довлеют исторические установки прошлого, с другой стороны, отец всё больше становится полноценным субъектом воспитания.

Целостный образ человека можно рассматривать как результат воспитательных воздействий как матери, так и отца. Мы не будем рассматривать в данной работе педагогический потенциал других членов семьи, а также стороннее воздействие на ребёнка. Остановимся на типологии отцовства в современной российской семье. Всё чаще, в психоаналитической работе, связанной с проблемами подростка, психолог ищет причины во взаимоотношениях отца и ребёнка, имеет ли какие-нибудь особенности «мужской стиль» в воспитании и как эти особенности могут учитываться психологом в его работе. Следовательно, выявление типа воспитания отца в семье становится задачей психолога.

Целью данной работы является изучение типа воспитания отцом подростка.

Задачи: 1 - обобщение теоретических воззрений на проблему воспитания отца.

2 – подбор тестовых материалов для диагностики типов семейного воспитания.

3 – выделение типа воспитания отцом подростка.

Объектом исследования данной работы является психология семьи и семейного воспитания.

Предметом исследования стиль семейного воспитания.

Гипотеза. Можно предположить, что в воспитании подростка отец чаще всего использует демократический стиль общения.

В своей работе мы исходим из того, что роль отца в семейном воспитании исторически недооценивалось и в работе психолога более детально не рассматривалось.

В современном мире с учётом всё возрастающей роли отца, психологу для наиболее полной диагностической и коррекционной работе с подростком необходимо изучить и использовать тип отцовского воспитания.

В современной российской семье повышается образовательный уровень отца, который позволяет ему сознательно и на более высоком уровне вести воспитательную работу с ребёнком. В связи с изменяющимися юридическими и экономическими отношениями в обществе меняется статус отца в семье. Хотя доля неполных семей ещё чрезвычайно велика, в полных семьях уровень ответственности за воспитание детей возрастает с каждым годом.

Следовательно, одним из направлений работы психолога, работающего в детском саду, в школе, в психологическом центре является взаимодействие с семьёй для создания оптимальных условий для развития ребёнка.

1. РОДИТЕЛИ И ДЕТИ В КОНТЕКСТЕ НАУКИ И КУЛЬТУРЫ

Наиболее существенным фактором, влияющим на воспитание личности, является семья. Это связано с тем, что основную информацию о мире и себе ребенок получает от родителей. К тому же родители обладают уникальной возможностью влиять на ребенка в связи с его физической, эмоциональной и социальной зависимостью от них.

Семья имеет ряд функций, которые можно разделить на институциональные и базисные. Институциональные функции носят безличный характер. К ним относятся:

- функция воспроизводства;

- первичный социальный и сексуальный конт­роль;

- экономическая поддержка детей;

- поддержка нетрудоспособных;

- защита права ребенка на полноценное разви­тие.

Базисные функции направлены на то, чтобы человек удовлетворял свои личные потреб­ности в семье. К ним относятся:

- удовлетворение потребности в любви;

- функция эмоциональной поддержки и раз­вития индивидуальности;

- функция самоутверждения, самореализации и личностного роста;

- психотерапевтическая функция семьи;

- функция социальной ответственности за каждого члена семьи;

- функция формирования позитивных отно­шений;

- функция формирования культурной общно­сти.

Современная семья утратила многие функ­ции, цементировавшие ее в прошлом: производ­ственную, охранительную, образовательную и др. Большее значение приобрели такие функции, как психологическая безопасность, эмоциональная удовлетворенность всех членов семьи и подго­товка детей к жизни в обществе. Реализация этих функций предполагает зрелость чувств и психологическую культуру всех членов семьи и, прежде всего, родителей.

Высокоинтегрированная семья отличается тем, что ее члены хорошо знают индивидуаль­но-психологические особенности друг друга и имеют большие резервы влияния друг на дру­га; ее характеризует высокий уровень разви­тия взаимопомощи, а члены имеют хорошо развитые «просемейные» мотивы; семья имеет хороший контакт и взаимодействие с соци­альным окружением (А. С. Спиваковская). Наи­большее значение для супружеских отношений имеет согласие по таким семейным ценностям, как сексуальное общение, рождение и воспита­ние детей, моральная и эмоциональная поддер­жка, социальные контакты.

Э. Г. Эйдемиллер, описывая сплоченную семью, называет следующие особенности: укреп­ление семьи и забота о ней, которые воспринимаются ее членами как самый простой и есте­ственный способ удовлетворения собственных потребностей; развитое доверие членов семьи руг к другу; симпатия. В. Сатир называет среди свойств, присущих зрелым семьям, высокую самооценку, непосредственную, ясную и честную коммуникацию, гибкие и гуманные правила поведения. В такой семье ее члены ориентированы на рост, социальные установки позитивны и открыты.

Для того чтобы выстраивать конструктив­ные взаимоотношения с семьей, психолог должен знать социальный и культурный контекст, внутри которого существует семья, ее струк­турные особенности, характер установок по от­ношению к ребенку.

1.1. КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ОТНОШЕНИЙ РОДИТЕЛЕЙ К РЕБЕНКУ

Миссия семьи на каждом историческом этапе меняется в зависимости от принятой челове­ческим сообществом системы ценностей. Пред­оставления о том, каким должен быть ребенок и какова роль семьи в его воспитании, определяют содержание, методы, позицию и отношение родителей к ребенку, уклад жизни семьи в це­лом.

На ранних этапах развития человеческого об­щества воспитание не было прерогативой обще­ственных институтов или семьи. Уход за детьми был делом всей общины. Для первобытного общества нормой являлась двойственность отно­шения к детям. Широкое распространение имел инфантицид (убийство детей), обусловленный дефицитом средств к существованию. Характер­но то, что вероятность инфантипида в обществах охотников, собирателей и рыболовов была почти в 7 раз выше, чем у скотоводческих и земле­дельческих племен. Оседлый образ жизни и бо­лее надежные условия существования снижали вероятность инфантипида, который практиковал­ся в основном по 4 качественным» признакам. Убивали главным образом младенцев, которых считали физически или психически неполноцен­ными, исходя из предрассудков (например, близ­нецов)и т, п. Вместе с тем, иметь детей счита­лось почетным, и не только родители, но и близ­кие родственники могли быть ласковыми и внимательными к детям.

Детоубийство в античном обществе мало ис­следовано, несмотря на сотни ясных указаний античных авторов на повседневность и общепринятость этого. Детей швыряли в реку, са­жали в кувшин, чтобы уморить голодом, остав­ляли на обочине дороги на растерзание птицам и зверям (Л. Демоз). Ребенок в буквальном смысле этого слова принадлежит родителям как собственность. Цицерон писал, что смерть ре­бенка надо переносить «со спокойной душой», а Сенека считал разумным топить слабых и уродливых младенцев.


vpunkte-11-svoego-resheniya-ix12-konferenciya-storon-konvencii-o-biologicheskom-raznoobrazii-postanovila-stranica-4.html
vpusti-menya-stranica-16.html
vputin-utverdil-sostav-obshestvennoj-palati-rf-iz-42-chelovek-tv-11-pervij-kanal-novosti-ekonomiki-30-09-2005.html
vr-mustakimov-a-mindubaeva-hronologiya-razvitiya-podzemnoj-urbanizacii-kak-zashishennoj-sredi-obitaniya-i-aktivnoj-zhiznedeyatelnosti.html
vrabote-nad-knigoj-prinimali-uchastie.html
vrabote-rassmatrivayutsya-voprosi-modelirovaniya-adaptivnogo-povedeniya-mobilnogo-robota-s-pomoshyu-dinamicheskogo-dsm-metoda-minirobot-sozdan-v-ramkah-proekta-ad.html
  • school.bystrickaya.ru/8-pravaya-i-levaya-storona-osoznaniya-kniga-dar-orla.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/41-dogovori-posrednichestva-v-ved-dogovor-porucheniya-dogovor-komissii-agentskij-dogovor.html
  • apprentice.bystrickaya.ru/vklyuchenie-v-prepodavanie-uchebnih-predmetov-novogo-soderzhaniya-obrazovaniya.html
  • grade.bystrickaya.ru/nomenklatura-vipuskaemoj-produkcii-uchebno-metodicheskij-kompleks-dlya-slushatelej-programmi-mva-master-delovogo.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/sagi-geroicheskie-saga-o-kuhuline.html
  • predmet.bystrickaya.ru/referatov-prakticheskij-finansovij-menedzhment-novie-metodi-dlya-mestnogo-pravitelstva.html
  • testyi.bystrickaya.ru/7-literatura-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-itogovoj-gosudarstvennoj-attestacii.html
  • credit.bystrickaya.ru/otchet-o-rezultatah-provedeniya-studencheskoj-nauchno-prakticheskoj-konferencii-molodyozh-v-nauke.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/programma-disciplini-chelovecheskoe-razvitie-dlya-napravleniya-080100-62-ekonomika-podgotovki-bakalavrov-avtor-e-n-kobzar-ekobzarhse-ru.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/licenzionnie-prava-na-ispolzovanie-produkta-microsoft-russkij-yanvar-2009-stranica-8.html
  • literatura.bystrickaya.ru/referatov-po-discipline-operacionnie-sistemi.html
  • bystrickaya.ru/vidi-podhodov-v-associanizme.html
  • klass.bystrickaya.ru/4sistema-elektronnih-tablic-microsoft-excel-kompyuternoe-deloproizvodstvo.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/zagryaznenie-atmosferi-i-vodi-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-030600-tehnologiya-i-predprinimatelstvo.html
  • knigi.bystrickaya.ru/socialno-pravovie-aspekti-regulirovaniya-reklamnoj-deyatelnosti.html
  • literature.bystrickaya.ru/d-yu-adamenko-zam-generalnogo-direktora-ooo-sibagro-k-stranica-4.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/kursovaya-rabota-po-discipline-grazhdanskoe-pravo-na-temu-osobennosti-pravovogo-regulirovaniya-dogovora-perevozok-rk.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tajni-prostranstva-vremeni-stranica-2.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tema8-organizaciya-i-poryadok-ucheta-operacij-s-inostrannoj-valyutoj-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline.html
  • university.bystrickaya.ru/give-the-english-equivalents.html
  • abstract.bystrickaya.ru/21-37-esli-ukradet-kto-nibud-bika-ili-ovcu-i-zarezhet-ili-prodast-to-stoimost-pyati-bikov-dolzhen-on-zaplatit-za-bika-i-stoimost-chetireh-ovec-za-ovcu-stranica-4.html
  • tests.bystrickaya.ru/laboratornoe-zanyatie-izmerenie-geometricheskih-parametrov-frezprakticheskie-zanyatiya.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tulikov-av-rossijskij-komitet-programmi-yunesko-informaciya-dlya-vseh-byuro-yunesko-v-moskve.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-k-kursovomu-proektu-po-kursu.html
  • tasks.bystrickaya.ru/28-abaj-atindai-zhalpi-orta-blm-beretn-mektept-direktordi-trbie-s-zhnndeg-orinbasari-ahmetova-batigl-dalabaevna-2015-2016-ou-zhilina-arnalan.html
  • tests.bystrickaya.ru/literatura-i-s-sominskij-metod-matematicheskoj-indukcii-m-1952.html
  • literatura.bystrickaya.ru/smazki-konsistentnie-testi-otrabotavshego-masla-46-motornie-masla-petro-canada-dlya-benzinovih-dvigatelej-48.html
  • essay.bystrickaya.ru/boris-vladimirovich-zahoder-seraya-zvezdochka.html
  • doklad.bystrickaya.ru/ukranska-pravoslavna-cerkva-na-donechchin-obshaya-istoriya-pravoslavnih-cerkvej-avtokefalnie-pravoslavnie-cerkvi.html
  • control.bystrickaya.ru/chast-i-perspektivi-estestvennih-rodov-zdorovij-obraz-zhizni-isbn-5-88782-005-5.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/predsedatel-schetnoj-palati-respubliki-tatarstan.html
  • testyi.bystrickaya.ru/avtomobilnie-generatori-peremennogo-toka.html
  • crib.bystrickaya.ru/ierusalim-bilo-podvizhnim-i-v-raznoe-vremya-stranica-2.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/razdel-1-obshie-polozheniya-informacionnij-byulleten-administracii-sankt-peterburga-26-727-18-iyulya-2011-g.html
  • reading.bystrickaya.ru/konspekt-uroka-po-feerii-a-grina-alie-parusa-celi-1-ocenit-v-hode-issledovatelskoj-gruppovoj.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.