.RU

Возраст ребёнка и тип воспитания отца

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ Р. Ф.

УРАЛЬСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ

ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ

Допустить к защите Карпову О. Г.

Курсовая Работа

Тема: «Возраст ребёнка и тип воспитания отца»

Научный руководитель

к. пс. н. доц. ___________________ Токарева Ю. А.

Студентка

П – 401 з. ____________________ Карпова О. Г.

г. Екатеринбург, 2004 г.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………………………3

I. Родители и дети: в контексте науки и культуры ……………………………………………4

1.1. Культурно-исторический аспект отношений родителей к ребёнку…………..5

1.2. Ценности русской культуры и воспитания в семье……………………………8

1.3. Теоретическое обоснование работы психолога с семьёй………….…………11

II. Психологические аспекты взаимоотношений семьи и ребёнка …………………………15

2.1. Роль матери и отца в воспитании ребёнка ………………………………………15

2.1.1. Стиль семейного воспитания и его влияние на развитие ребёнка. ………18

2.2. Тип воспитания отца. ……………………………………………………………..21

2.2.1. Патриархат. …………………………………………………………………..21

2.2.2. Проблемы отцовства. ………………………………………………………..25

2.2.3. Воспитание детей в семье без отца. ………………………………………..27

2.3. Роль отца в воспитании подростка. ………………………………………………30

2.3.1. Формирование мужественности у мальчиков старшего

дошкольного возраста………………………………………………………..31

2.3.2. Подростковый возраст. ……………………………………………………...34

III. Методы диагностики родительско-детских отношений. ………………………………..41

3.1. Экспериментальная часть…………………………………………………………41

Заключение ……………………………………………………………………………………..44

Литература ……………………………………………………………………………………...45

Приложение 1…………………………………………………………………………………...46

Приложение 2…………………………………………………………………………………...47

Приложение 3…………………………………………………………………………………...48

Приложение 4…………………………………………………………………………………...49

Введение

Наиболее существенным фактором, влияющим на воспитание личности, является семья. Это связано с тем, что основную информацию о мире и о себе ребёнок получает от родителей. К тому же родители обладают уникальной возможностью влиять на ребёнка в связи с его физической, эмоциональной и социальной зависимостью от них.

Семья – это малая первичная группа, которая состоит из лиц, связанных двумя типами отношений: супружества и родства, которая обеспечивает личности эмоциональную стабильность, психологическую и физическую безопасность и личностный рост.

Отец и мать реализуют различные функции воспитания, которые обусловлены целым рядом причин исторического и культурного свойства.

Отец в современной российской семье выполняет одну из самых яркий ролей в воспитании ребёнка. С одной стороны над ним довлеют исторические установки прошлого, с другой стороны, отец всё больше становится полноценным субъектом воспитания.

Целостный образ человека можно рассматривать как результат воспитательных воздействий как матери, так и отца. Мы не будем рассматривать в данной работе педагогический потенциал других членов семьи, а также стороннее воздействие на ребёнка. Остановимся на типологии отцовства в современной российской семье. Всё чаще, в психоаналитической работе, связанной с проблемами подростка, психолог ищет причины во взаимоотношениях отца и ребёнка, имеет ли какие-нибудь особенности «мужской стиль» в воспитании и как эти особенности могут учитываться психологом в его работе. Следовательно, выявление типа воспитания отца в семье становится задачей психолога.

Целью данной работы является изучение типа воспитания отцом подростка.

Задачи: 1 - обобщение теоретических воззрений на проблему воспитания отца.

2 – подбор тестовых материалов для диагностики типов семейного воспитания.

3 – выделение типа воспитания отцом подростка.

Объектом исследования данной работы является психология семьи и семейного воспитания.

Предметом исследования стиль семейного воспитания.

Гипотеза. Можно предположить, что в воспитании подростка отец чаще всего использует демократический стиль общения.

В своей работе мы исходим из того, что роль отца в семейном воспитании исторически недооценивалось и в работе психолога более детально не рассматривалось.

В современном мире с учётом всё возрастающей роли отца, психологу для наиболее полной диагностической и коррекционной работе с подростком необходимо изучить и использовать тип отцовского воспитания.

В современной российской семье повышается образовательный уровень отца, который позволяет ему сознательно и на более высоком уровне вести воспитательную работу с ребёнком. В связи с изменяющимися юридическими и экономическими отношениями в обществе меняется статус отца в семье. Хотя доля неполных семей ещё чрезвычайно велика, в полных семьях уровень ответственности за воспитание детей возрастает с каждым годом.

Следовательно, одним из направлений работы психолога, работающего в детском саду, в школе, в психологическом центре является взаимодействие с семьёй для создания оптимальных условий для развития ребёнка.

1. РОДИТЕЛИ И ДЕТИ В КОНТЕКСТЕ НАУКИ И КУЛЬТУРЫ

Наиболее существенным фактором, влияющим на воспитание личности, является семья. Это связано с тем, что основную информацию о мире и себе ребенок получает от родителей. К тому же родители обладают уникальной возможностью влиять на ребенка в связи с его физической, эмоциональной и социальной зависимостью от них.

Семья имеет ряд функций, которые можно разделить на институциональные и базисные. Институциональные функции носят безличный характер. К ним относятся:

- функция воспроизводства;

- первичный социальный и сексуальный конт­роль;

- экономическая поддержка детей;

- поддержка нетрудоспособных;

- защита права ребенка на полноценное разви­тие.

Базисные функции направлены на то, чтобы человек удовлетворял свои личные потреб­ности в семье. К ним относятся:

- удовлетворение потребности в любви;

- функция эмоциональной поддержки и раз­вития индивидуальности;

- функция самоутверждения, самореализации и личностного роста;

- психотерапевтическая функция семьи;

- функция социальной ответственности за каждого члена семьи;

- функция формирования позитивных отно­шений;

- функция формирования культурной общно­сти.

Современная семья утратила многие функ­ции, цементировавшие ее в прошлом: производ­ственную, охранительную, образовательную и др. Большее значение приобрели такие функции, как психологическая безопасность, эмоциональная удовлетворенность всех членов семьи и подго­товка детей к жизни в обществе. Реализация этих функций предполагает зрелость чувств и психологическую культуру всех членов семьи и, прежде всего, родителей.

Высокоинтегрированная семья отличается тем, что ее члены хорошо знают индивидуаль­но-психологические особенности друг друга и имеют большие резервы влияния друг на дру­га; ее характеризует высокий уровень разви­тия взаимопомощи, а члены имеют хорошо развитые «просемейные» мотивы; семья имеет хороший контакт и взаимодействие с соци­альным окружением (А. С. Спиваковская). Наи­большее значение для супружеских отношений имеет согласие по таким семейным ценностям, как сексуальное общение, рождение и воспита­ние детей, моральная и эмоциональная поддер­жка, социальные контакты.

Э. Г. Эйдемиллер, описывая сплоченную семью, называет следующие особенности: укреп­ление семьи и забота о ней, которые воспринимаются ее членами как самый простой и есте­ственный способ удовлетворения собственных потребностей; развитое доверие членов семьи руг к другу; симпатия. В. Сатир называет среди свойств, присущих зрелым семьям, высокую самооценку, непосредственную, ясную и честную коммуникацию, гибкие и гуманные правила поведения. В такой семье ее члены ориентированы на рост, социальные установки позитивны и открыты.

Для того чтобы выстраивать конструктив­ные взаимоотношения с семьей, психолог должен знать социальный и культурный контекст, внутри которого существует семья, ее струк­турные особенности, характер установок по от­ношению к ребенку.

1.1. КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ОТНОШЕНИЙ РОДИТЕЛЕЙ К РЕБЕНКУ

Миссия семьи на каждом историческом этапе меняется в зависимости от принятой челове­ческим сообществом системы ценностей. Пред­оставления о том, каким должен быть ребенок и какова роль семьи в его воспитании, определяют содержание, методы, позицию и отношение родителей к ребенку, уклад жизни семьи в це­лом.

На ранних этапах развития человеческого об­щества воспитание не было прерогативой обще­ственных институтов или семьи. Уход за детьми был делом всей общины. Для первобытного общества нормой являлась двойственность отно­шения к детям. Широкое распространение имел инфантицид (убийство детей), обусловленный дефицитом средств к существованию. Характер­но то, что вероятность инфантипида в обществах охотников, собирателей и рыболовов была почти в 7 раз выше, чем у скотоводческих и земле­дельческих племен. Оседлый образ жизни и бо­лее надежные условия существования снижали вероятность инфантипида, который практиковал­ся в основном по 4 качественным» признакам. Убивали главным образом младенцев, которых считали физически или психически неполноцен­ными, исходя из предрассудков (например, близ­нецов)и т, п. Вместе с тем, иметь детей счита­лось почетным, и не только родители, но и близ­кие родственники могли быть ласковыми и внимательными к детям.

Детоубийство в античном обществе мало ис­следовано, несмотря на сотни ясных указаний античных авторов на повседневность и общепринятость этого. Детей швыряли в реку, са­жали в кувшин, чтобы уморить голодом, остав­ляли на обочине дороги на растерзание птицам и зверям (Л. Демоз). Ребенок в буквальном смысле этого слова принадлежит родителям как собственность. Цицерон писал, что смерть ре­бенка надо переносить «со спокойной душой», а Сенека считал разумным топить слабых и уродливых младенцев.


vpunkte-11-svoego-resheniya-ix12-konferenciya-storon-konvencii-o-biologicheskom-raznoobrazii-postanovila-stranica-4.html
vpusti-menya-stranica-16.html
vputin-utverdil-sostav-obshestvennoj-palati-rf-iz-42-chelovek-tv-11-pervij-kanal-novosti-ekonomiki-30-09-2005.html
vr-mustakimov-a-mindubaeva-hronologiya-razvitiya-podzemnoj-urbanizacii-kak-zashishennoj-sredi-obitaniya-i-aktivnoj-zhiznedeyatelnosti.html
vrabote-nad-knigoj-prinimali-uchastie.html
vrabote-rassmatrivayutsya-voprosi-modelirovaniya-adaptivnogo-povedeniya-mobilnogo-robota-s-pomoshyu-dinamicheskogo-dsm-metoda-minirobot-sozdan-v-ramkah-proekta-ad.html
  • school.bystrickaya.ru/konspekt-uchebnika-mamontova-osnovi-kulturologiim-izd-rou-1996.html
  • reading.bystrickaya.ru/l-kulikova-kommunikativnij-stil-v-mezhkulturnoj-paradigme.html
  • notebook.bystrickaya.ru/kniga-snovidenij-stranica-15.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-7-httpwww-truechristianity-info.html
  • letter.bystrickaya.ru/ob-osnovnih-itogah-socialno-ekonomicheskogo-razvitiya-goroda-kovrova-v-2011-godu-i-zadachah-na-2012-god.html
  • grade.bystrickaya.ru/nauchno-issledovatelskaya-rabota-studentov-otchet-orezultatah-samoobsledovaniya-po-specialnosti-032015-050717.html
  • knigi.bystrickaya.ru/socialno-psihologicheskie-aspekti-razvitiya-samosoznaniya-podrostkov.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/organizaciya-vzaimodejstviya-sestrinskogo-i-vrachebnogo-personala.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/proslushajte-tekst-i-vipolnite-zadanie-s1-na-otdelnom-liste-ili-blanke-snachala-napishite-nomer-zadaniyaa-zatem-tekst-szhatogo-izlozheniya.html
  • holiday.bystrickaya.ru/o-b-otraslevih-balansovih-komissiyah.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/zaklyuchenie-1-osnovnie-tendencii-v-privlechenii-inostrannih-investicij-v-regioni-rf-8.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/programma-kreditovaniya-fizicheskih-lic-na-priobretenie-transportnogo-sredstva-pod-transportnim-sredstvom-v-ramkah-programmi-kreditovaniya-dalee-programma-ponimayutsya.html
  • znanie.bystrickaya.ru/7-kak-vi-schitaete-chto-yavlyaetsya-osnovnoj-prichinoj-soversheniya-molodyozhyu-prestuplenij-protiv-lichnosti-ubijstva-prichinenie-tyazhkogo-vreda-zdorovyu-iznasilovaniya.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-55-zahvativayushij-kvestovij-triller-tainstvennoe-drevnee-bratstvo-uchenih-ateistov-illyuminati-ugrozhaet.html
  • literatura.bystrickaya.ru/sozdanie-blagopriyatnih-uslovij-dlya-ekonomicheskogo-i-socialnogo-razvitiya-regionov-podvergshihsya-radiacionnomu-zagryazneniyu-v-rezultate-avarii-na-chernobilskoj-aes-ozhidaemi-j-itog-proekta.html
  • reading.bystrickaya.ru/korporativnaya-identichnost-kak-chast-brenda.html
  • thescience.bystrickaya.ru/iiiosnovnie-napravleniya-socialnoj-politiki-programma-dejstvij-administracii-vladimirskoj-oblasti-v-socialno-ekon.html
  • universitet.bystrickaya.ru/trebovaniya-k-administrativnim-i-bitovim-zdaniyam-zakonodatelnie-normativnie-i-pravovie-akti-proizvodstvennoj-bezopasnosti.html
  • literatura.bystrickaya.ru/shkrm-azati-tish-ksbi-filosofi.html
  • esse.bystrickaya.ru/rajonnij-konkurs-detskogo-tvorchestva-doroga-i-mi-provoditsya-otdelom-obrazovaniya-vasileostrovskogo-rajona-celi-i-zadachi-konkursa.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/programma-soveshaniya-rukovoditelej-sferi-obrazovaniya-avtonomnogo-okruga-mesto-provedeniya-koncertno-teatralnij-centr-yugra-klassik-konferenc-zal-amadeus.html
  • tests.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-dlya-samostoyatelnoj-raboti-studentov-omsk-2010.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/ob-utverzhdenii-mirovogo-soglasheniya-i-prekrashenii-proizvodstva-po-delu.html
  • credit.bystrickaya.ru/organizaciya-perevozok-i-upravlenie-na-transporte-chast-9.html
  • notebook.bystrickaya.ru/itogi-uspevaemosti-za-2009-2010-uchebnij-god-doklad-o-rezultatah-deyatelnosti-mou-srednyaya-obsheobrazovatelnaya-shkola-6.html
  • laboratory.bystrickaya.ru/zayavlenie-vsemirnoj-organizacii-zakonodateli-zasbalansirovannuyu-okruzhayushuyu-sredu-globe.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/v-poiskah-novih-putej-vvodnij-kurs-nlp-treninga-yanvar-1978-g-1-predislovie-dvadcat-let-nazad-kogda-ya-bil-studentom.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/44-vzaimodejstvie-s-municipalnimi-organami-upravleniya-obrazovaniem.html
  • predmet.bystrickaya.ru/sedmaya-lekciya-chast-pervaya-oshibochnie-dejstviya-1916-1915-.html
  • klass.bystrickaya.ru/4-ya-tolko-issledovatel-predislovie.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/6-ponyatie-volnovoj-funkcii-kvantovo-mehanicheskoj-chastici-formula-planka-dlya-rascheta-parametrov-teplovogo.html
  • institute.bystrickaya.ru/formi-raboti-s-odarennimi-uchashimisya-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-obsheobrazovatelnogo-uchrezhdeniya-mou-voznesenovskaya.html
  • reading.bystrickaya.ru/konspekti-zanyatij.html
  • write.bystrickaya.ru/fakultet-psihologii-programma-disciplini-ekonomicheskaya-psihologiya.html
  • control.bystrickaya.ru/bibliograficheskoe-oformlenie-referatov-kursovih-diplomnih-rabot-dissertacij.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.