.RU

Возраст ребёнка и тип воспитания отца

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ Р. Ф.

УРАЛЬСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ

ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ

Допустить к защите Карпову О. Г.

Курсовая Работа

Тема: «Возраст ребёнка и тип воспитания отца»

Научный руководитель

к. пс. н. доц. ___________________ Токарева Ю. А.

Студентка

П – 401 з. ____________________ Карпова О. Г.

г. Екатеринбург, 2004 г.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………………………3

I. Родители и дети: в контексте науки и культуры ……………………………………………4

1.1. Культурно-исторический аспект отношений родителей к ребёнку…………..5

1.2. Ценности русской культуры и воспитания в семье……………………………8

1.3. Теоретическое обоснование работы психолога с семьёй………….…………11

II. Психологические аспекты взаимоотношений семьи и ребёнка …………………………15

2.1. Роль матери и отца в воспитании ребёнка ………………………………………15

2.1.1. Стиль семейного воспитания и его влияние на развитие ребёнка. ………18

2.2. Тип воспитания отца. ……………………………………………………………..21

2.2.1. Патриархат. …………………………………………………………………..21

2.2.2. Проблемы отцовства. ………………………………………………………..25

2.2.3. Воспитание детей в семье без отца. ………………………………………..27

2.3. Роль отца в воспитании подростка. ………………………………………………30

2.3.1. Формирование мужественности у мальчиков старшего

дошкольного возраста………………………………………………………..31

2.3.2. Подростковый возраст. ……………………………………………………...34

III. Методы диагностики родительско-детских отношений. ………………………………..41

3.1. Экспериментальная часть…………………………………………………………41

Заключение ……………………………………………………………………………………..44

Литература ……………………………………………………………………………………...45

Приложение 1…………………………………………………………………………………...46

Приложение 2…………………………………………………………………………………...47

Приложение 3…………………………………………………………………………………...48

Приложение 4…………………………………………………………………………………...49

Введение

Наиболее существенным фактором, влияющим на воспитание личности, является семья. Это связано с тем, что основную информацию о мире и о себе ребёнок получает от родителей. К тому же родители обладают уникальной возможностью влиять на ребёнка в связи с его физической, эмоциональной и социальной зависимостью от них.

Семья – это малая первичная группа, которая состоит из лиц, связанных двумя типами отношений: супружества и родства, которая обеспечивает личности эмоциональную стабильность, психологическую и физическую безопасность и личностный рост.

Отец и мать реализуют различные функции воспитания, которые обусловлены целым рядом причин исторического и культурного свойства.

Отец в современной российской семье выполняет одну из самых яркий ролей в воспитании ребёнка. С одной стороны над ним довлеют исторические установки прошлого, с другой стороны, отец всё больше становится полноценным субъектом воспитания.

Целостный образ человека можно рассматривать как результат воспитательных воздействий как матери, так и отца. Мы не будем рассматривать в данной работе педагогический потенциал других членов семьи, а также стороннее воздействие на ребёнка. Остановимся на типологии отцовства в современной российской семье. Всё чаще, в психоаналитической работе, связанной с проблемами подростка, психолог ищет причины во взаимоотношениях отца и ребёнка, имеет ли какие-нибудь особенности «мужской стиль» в воспитании и как эти особенности могут учитываться психологом в его работе. Следовательно, выявление типа воспитания отца в семье становится задачей психолога.

Целью данной работы является изучение типа воспитания отцом подростка.

Задачи: 1 - обобщение теоретических воззрений на проблему воспитания отца.

2 – подбор тестовых материалов для диагностики типов семейного воспитания.

3 – выделение типа воспитания отцом подростка.

Объектом исследования данной работы является психология семьи и семейного воспитания.

Предметом исследования стиль семейного воспитания.

Гипотеза. Можно предположить, что в воспитании подростка отец чаще всего использует демократический стиль общения.

В своей работе мы исходим из того, что роль отца в семейном воспитании исторически недооценивалось и в работе психолога более детально не рассматривалось.

В современном мире с учётом всё возрастающей роли отца, психологу для наиболее полной диагностической и коррекционной работе с подростком необходимо изучить и использовать тип отцовского воспитания.

В современной российской семье повышается образовательный уровень отца, который позволяет ему сознательно и на более высоком уровне вести воспитательную работу с ребёнком. В связи с изменяющимися юридическими и экономическими отношениями в обществе меняется статус отца в семье. Хотя доля неполных семей ещё чрезвычайно велика, в полных семьях уровень ответственности за воспитание детей возрастает с каждым годом.

Следовательно, одним из направлений работы психолога, работающего в детском саду, в школе, в психологическом центре является взаимодействие с семьёй для создания оптимальных условий для развития ребёнка.

1. РОДИТЕЛИ И ДЕТИ В КОНТЕКСТЕ НАУКИ И КУЛЬТУРЫ

Наиболее существенным фактором, влияющим на воспитание личности, является семья. Это связано с тем, что основную информацию о мире и себе ребенок получает от родителей. К тому же родители обладают уникальной возможностью влиять на ребенка в связи с его физической, эмоциональной и социальной зависимостью от них.

Семья имеет ряд функций, которые можно разделить на институциональные и базисные. Институциональные функции носят безличный характер. К ним относятся:

- функция воспроизводства;

- первичный социальный и сексуальный конт­роль;

- экономическая поддержка детей;

- поддержка нетрудоспособных;

- защита права ребенка на полноценное разви­тие.

Базисные функции направлены на то, чтобы человек удовлетворял свои личные потреб­ности в семье. К ним относятся:

- удовлетворение потребности в любви;

- функция эмоциональной поддержки и раз­вития индивидуальности;

- функция самоутверждения, самореализации и личностного роста;

- психотерапевтическая функция семьи;

- функция социальной ответственности за каждого члена семьи;

- функция формирования позитивных отно­шений;

- функция формирования культурной общно­сти.

Современная семья утратила многие функ­ции, цементировавшие ее в прошлом: производ­ственную, охранительную, образовательную и др. Большее значение приобрели такие функции, как психологическая безопасность, эмоциональная удовлетворенность всех членов семьи и подго­товка детей к жизни в обществе. Реализация этих функций предполагает зрелость чувств и психологическую культуру всех членов семьи и, прежде всего, родителей.

Высокоинтегрированная семья отличается тем, что ее члены хорошо знают индивидуаль­но-психологические особенности друг друга и имеют большие резервы влияния друг на дру­га; ее характеризует высокий уровень разви­тия взаимопомощи, а члены имеют хорошо развитые «просемейные» мотивы; семья имеет хороший контакт и взаимодействие с соци­альным окружением (А. С. Спиваковская). Наи­большее значение для супружеских отношений имеет согласие по таким семейным ценностям, как сексуальное общение, рождение и воспита­ние детей, моральная и эмоциональная поддер­жка, социальные контакты.

Э. Г. Эйдемиллер, описывая сплоченную семью, называет следующие особенности: укреп­ление семьи и забота о ней, которые воспринимаются ее членами как самый простой и есте­ственный способ удовлетворения собственных потребностей; развитое доверие членов семьи руг к другу; симпатия. В. Сатир называет среди свойств, присущих зрелым семьям, высокую самооценку, непосредственную, ясную и честную коммуникацию, гибкие и гуманные правила поведения. В такой семье ее члены ориентированы на рост, социальные установки позитивны и открыты.

Для того чтобы выстраивать конструктив­ные взаимоотношения с семьей, психолог должен знать социальный и культурный контекст, внутри которого существует семья, ее струк­турные особенности, характер установок по от­ношению к ребенку.

1.1. КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ОТНОШЕНИЙ РОДИТЕЛЕЙ К РЕБЕНКУ

Миссия семьи на каждом историческом этапе меняется в зависимости от принятой челове­ческим сообществом системы ценностей. Пред­оставления о том, каким должен быть ребенок и какова роль семьи в его воспитании, определяют содержание, методы, позицию и отношение родителей к ребенку, уклад жизни семьи в це­лом.

На ранних этапах развития человеческого об­щества воспитание не было прерогативой обще­ственных институтов или семьи. Уход за детьми был делом всей общины. Для первобытного общества нормой являлась двойственность отно­шения к детям. Широкое распространение имел инфантицид (убийство детей), обусловленный дефицитом средств к существованию. Характер­но то, что вероятность инфантипида в обществах охотников, собирателей и рыболовов была почти в 7 раз выше, чем у скотоводческих и земле­дельческих племен. Оседлый образ жизни и бо­лее надежные условия существования снижали вероятность инфантипида, который практиковал­ся в основном по 4 качественным» признакам. Убивали главным образом младенцев, которых считали физически или психически неполноцен­ными, исходя из предрассудков (например, близ­нецов)и т, п. Вместе с тем, иметь детей счита­лось почетным, и не только родители, но и близ­кие родственники могли быть ласковыми и внимательными к детям.

Детоубийство в античном обществе мало ис­следовано, несмотря на сотни ясных указаний античных авторов на повседневность и общепринятость этого. Детей швыряли в реку, са­жали в кувшин, чтобы уморить голодом, остав­ляли на обочине дороги на растерзание птицам и зверям (Л. Демоз). Ребенок в буквальном смысле этого слова принадлежит родителям как собственность. Цицерон писал, что смерть ре­бенка надо переносить «со спокойной душой», а Сенека считал разумным топить слабых и уродливых младенцев.


vpunkte-11-svoego-resheniya-ix12-konferenciya-storon-konvencii-o-biologicheskom-raznoobrazii-postanovila-stranica-4.html
vpusti-menya-stranica-16.html
vputin-utverdil-sostav-obshestvennoj-palati-rf-iz-42-chelovek-tv-11-pervij-kanal-novosti-ekonomiki-30-09-2005.html
vr-mustakimov-a-mindubaeva-hronologiya-razvitiya-podzemnoj-urbanizacii-kak-zashishennoj-sredi-obitaniya-i-aktivnoj-zhiznedeyatelnosti.html
vrabote-nad-knigoj-prinimali-uchastie.html
vrabote-rassmatrivayutsya-voprosi-modelirovaniya-adaptivnogo-povedeniya-mobilnogo-robota-s-pomoshyu-dinamicheskogo-dsm-metoda-minirobot-sozdan-v-ramkah-proekta-ad.html
  • shpora.bystrickaya.ru/zadachi-dlya-kontrolnoj-proverki-znanij-studenta-uchebno-metodicheskij-kompleks-dlya-specialnostej-080105-finansi.html
  • klass.bystrickaya.ru/a-yu-nizovskij-100-velikih-arheologicheskih-otkritij-stranica-20.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/polozhenieo-licenzirovanii-perevozok-vnutrennim-vodnim-transportom-passazhirovutv-postanovleniem-pravitelstva-rf-ot-13-avgusta-2006g-n490.html
  • universitet.bystrickaya.ru/teoretiko-metodologicheskie-voprosi-duhovno-nravstvennogo-vospitaniya-psihologiya-duhovnosti.html
  • shkola.bystrickaya.ru/pravila-bezopasnogo-povedeniya-v-bitu-tragicheskie-yavleniya-kotorie-opasni-dlya-zhizni-cheloveka.html
  • tasks.bystrickaya.ru/15-tekushee-razvitie-rossii-i-vedushih-stran-mira-prilozhenie-1-k-strategicheskomu-planu-razvitiya-g-o-tolyatti.html
  • nauka.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-umk-disciplini-ocenka-intellektualnoj-sobstvennosti-dlya-specialnosti-kafedri-tu.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/prikaz-ot-28-oktyabrya-2009-goda-n-493.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/kosta-rka-ekonomko-geografchna-harakteristika-krani.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/21-soderzhanie-obrazovaniya-samoanaliz-municipalnogo-obsheobrazovatelnogo-uchrezhdeniya.html
  • student.bystrickaya.ru/3-literatura-i-osnovnie-pravovie-akti-ko-vsemu-kursu-programma-disciplini-konstitucionnoe-pravo-rossii-dlya.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/pravila-tehnicheskoj-ekspluatacii-magistralnih-nefteproduktoprovodov-rd-153-39-4-041-99-stranica-8.html
  • learn.bystrickaya.ru/godovoj-otchet-oao-kamchatgazprom-za-2006-god.html
  • universitet.bystrickaya.ru/sto-pudov-5-ot-160705-g-obyavleniya-stranica-414.html
  • college.bystrickaya.ru/22-soderzhanie-razdelov-disciplini-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-speckursu-politicheskoe-razvitie-stran-afro-aziatskogo.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tatyani-troyanskoj-art-lanch.html
  • notebook.bystrickaya.ru/imperiya-nekromantov-dvadcatie-pyatidesyatie-godi-v-amerike-stali-vremenem-rascveta-populyarnih-zhurnalov-dlya-chteniya.html
  • abstract.bystrickaya.ru/-selskie-poseleniya-s-m-ermakova-municipalnoe-uchrezhdenie-otdel-obrazovaniya-administracii-toropeckogo-rajona.html
  • knigi.bystrickaya.ru/risunok-1-sovremennoe-miroustrojstvo-globalnij-mir.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/metodi-optimizacii-raboti-kompyuternih-setej.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/programmi-raboti-doklad-o-hode-realizacii-i-rassmotrenie-predlozhenij-otnositelno-dalnejshih-dejstvij-zapiska-ispolnitelnogo-sekretarya.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glossarij-uchebnik-po-prakticheskim-tehnikam-dlya-sodejstviya-lichnostnim-izmeneniyam-transformational-paths-facilitator.html
  • doklad.bystrickaya.ru/vopros-2-harakteristika-evroobligacij-zakonodatelnaya-i-normativnaya-baza-pravovogo-regulirovaniya-rcb-8.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-23-sovremennij-menedzhment-uchebnoe-posobie-dlya-studentov-vuzov-m-akademicheskij-proekt-2000-352-s-gaudeamus.html
  • lecture.bystrickaya.ru/akvadistillyator-gosudarstvennoe-kazyonnoe-predpriyatie-kbr-direkciya-edinogo-zakazchika-g-nalchik-ul-i-armand.html
  • pisat.bystrickaya.ru/syuzhet-pyatij-pozicionnij-tupik-na-severe-sergej-pereslegin.html
  • shkola.bystrickaya.ru/monitoring-zdanij-i-sooruzhenij.html
  • education.bystrickaya.ru/4-kollektivnoe-povedenie-agentov-v-i-gorodeckij-m-s-grushinskij-a-v-habalov.html
  • writing.bystrickaya.ru/doklad-soderzhit-opisanie-provedyonnoj-raboti-po-verifikacii-biblioteki-nejtronnih-konstant-bnab-rf-na-modelnih-zadachah-i-benchmark-eksperimentah.html
  • bukva.bystrickaya.ru/ramenki-biloe-nastoyashee-i-perspektivnoe-budushee.html
  • report.bystrickaya.ru/iz-biografii-doktora-chelushkina-minakov-v-i-komandiri-krilatih-linkorov.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/put-putina-vremya-novostej-vera-sitnina-28022008-032-str-1-2-gosduma-rf-monitoring-smi-28-fevralya-2008-g.html
  • apprentice.bystrickaya.ru/zno-ukrainskij-yazik-i-literatura-2008-s-otvetami.html
  • desk.bystrickaya.ru/polozhenie-i-svedeniya-o-provodimom-otkritom-aukcione-v-elektronnoj-forme.html
  • crib.bystrickaya.ru/institut-po-podgotovke-kadrov-dlya-byulleten-konstitucionnogo.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.