.RU

Возрасты этноса - Ответственный редактор Н. М. Холотянц Предлагаемое Пособие вызвано к жизни многочисленными недоумениями...


^ Возрасты этноса
Согласно Гумилеву, этнос рождается в результате одновременного появления большого числа пассионариев. Этот старт Гумилев назвал этническим (или пассионарным) толчком. У него есть гипотеза, связывающая этот толчок с закономерностями астрофизическими (гипотеза крайне неубедительная). На сегодняшний день мы не знаем, почему возникает пассионарный толчок — то ли и вправду астрофизика виновата, то ли какие-то природные явления в пределах Земли, то ли Божья воля, — но он действительно возникает. А далее этнос проходит 5 основных фаз своей истории.

1. Фаза пассионарного подъема. Пассионарный подъем делится на скрытый и явный (или открытый) подъем. Скрытый подъем иногда у Гумилева в статьях называется «инкубационным периодом». Но в поздних работах Гумилев считал, что это одна фаза.

Скрытым подъем называется потому, что этнос еще не осознал себя как этническое единство, однако подъем уже идет, число пассионариев увеличивается, начинает работать механизм внутриэтнической солидарности, стягивающий, склеивающий этнос, который сам еще этого не понял. В инкубационной фазе (или в скрытом подъеме) этнос представляет собой «консорции» — группы людей, связанных именно общей судьбой. Что же касается групп людей, связанных общими интересами, то это — самые слабые, самые начальные звенья, называемые «конвиксиями». Конвиксии существуют в любом социуме. Можно рассматривать конвиксию купцов, ведущих восточную торговлю, конвиксию офицеров германского генштаба, конвиксию бомжей Курского вокзала. А консорцией в нашей ситуации могут быть, например, члены тоталитарной, жестко закрытой секты, хотя, заметим, что любая великая религия тоже начинается с консорции.

В качестве примера рассмотрим инкубационную фазу будущего византийского этноса. Они называли себя не «византийцами», а «ромеями» (т. е. «римлянами», по-гречески), и византийский император назывался «василевском ромеев». Ядро будущего ромейского (или византийского) этноса — раннехристианские грекоязычные общины в восточных провинциях Римской империи. Эти люди считали себя христианами и римлянами и очень долго не замечали, что они — уже другой народ. Поэтому они и имя унаследовали римское — «ромеос», хотя язык там господствовал греческий. Заметим только, что не все ранние христиане — предки именно будущих византийцев. Были ранние христиане и среди варварских народов, армян, сирийцев.

Но вот этнос осознает свое единство. Для русских это произошло на Куликовом поле. Прав был В. О. Ключевский: «Русь родилась на Куликовом поле, а не в скопидомном сундуке Ивана Калиты». И Гумилев был прав в 1980-ом юбилейном году, написав: «На Куликово поле пришли москвичи, суздальцы, владимирцы, а вернулись с Куликова поля русские». С того момента, как этнос себя осознает единым, подъем продолжается, но это — подъем уже явный.

В чем основная функция этноса в фазе подъема (в обеих его подфазах)? В фазе подъема этнос заполняет вмещающий ландшафт. Не Гумилев придумал, что ландшафт формирует этнос — об этом много писал великий русский историк прошлого века С. М. Соловьев, об этом же писали многие французские историки. Только они не учитывали, в отличие от Гумилева, что вмещающий ландшафт формирует этнические стереотипы не на протяжении всей истории, а лишь в фазе подъема. Пока идет подъем, эти стереотипы формируются в конкретно вмещающем ландшафте, и далее они уже сформированы.

Например, греки в фазе подъема (древние эллины) провели греческую колонизацию — греческие колонии разбросаны чуть ли не всюду по берегам Средиземного и Черного морей. Это было созданием эллинской среды обитания и своеобразным заполнением вмещающего ландшафта. Римляне в фазе этнического подъема добились гегемонии в Италии — они заполнили вмещающий ландшафт «итальянского сапожка». Славяне между II в. до н. э. и III в. н. э. спокойно заполнили обширный вмещающий ландшафт от Дуная до Северного Причерноморья, а может, и до низовьев Дона (т. е. уже Приазовья).

Постепенно пассионариев становится все больше. Если пассионарность все-таки наследуется (в пользу чего свидетельствует история ряда семейств, известных нам из поколения в поколение), тогда легко объяснить причины продолжающегося роста числа пассионариев: в фазе подъема наиболее высока внутриэтническая солидарность, поэтому девушкам в этой фазе нравятся больше всего не комедианты, а воины; и хотя пассионарий погибает первым, он, будучи самым престижным женихом, обычно успевает продолжить свой род.

2. Акматическая фаза. Фаза этнического подъема сменяется пассионарным перегревом или акматической фазой, для которой характерен избыток пассионарности. Пассионариев по-прежнему меньше 1 %, но где-то уже близко к 1 % (конечно, точных подсчетов нет), и им становится тесно. Данная ситуация чревата взрывом. Она способна привести к религиозной войне или внутренней междоусобице, которая не разорвет страны, но может ее ослабить. Поэтому в акматической фазе выгоднее всего сбросить избыточную пассионарность вовне. И не суть важно, что это будет — отвоевание чего-нибудь, завоевание чего-нибудь, колонизация. Классические примеры сброса избыточной пассионарности французов и немцев — первые Крестовые походы.

Однако в таком сбросе таится своя опасность — здесь требуется соблюсти меру и не уменьшить пассионарности этноса больше, чем это допустимо. Например, самой грозной страной Западной Европы к концу Средневековья была Испания, а испанские солдаты тогда считались лучшими (как известно, и в фазе подъема, и в акматической фазе этнос абсолютно непобедим). Но началась эпоха великих географических открытий, и за столетие Испания растратила энергию, превратившись из могущественной державы в третьеразрядную, так как все энергичные испанцы разъехались в колонии — во «владения испанского короля, над которыми никогда не заходит Солнце». Нечто аналогичное произошло где-то в XV в. и с литовцами.

3. ^ Фаза надлома. Пассионарность, наконец, израсходована, и этнос вступает в третью фазу — фазу надлома. Пассионариев стало меньше, поэтому каждый из них обретает большее влияние на соплеменников. В результате, этнос довольно резко снижает внутриэтническую солидарность. Это опасная фаза. В надломе этнос сильно открыт иноземным влияниям и может повредить собственный этнокультурный вариант, собственную культуру. Именно в это время чаще всего происходят революции. Как следствие, не все этносы выходят из фазы надлома.

Например, предки греков — ахейцы из надлома не вышли. Другой пример — готы, не только самый грозный, но и самый культурный из варварских народов эпохи Великого переселения, имевший своих великих просветителей, историков. Готы основали в V-VI вв. королевства в Причерноморье, Италии, Испании, а в VIII в. исчезли со страниц истории. Они не вышли из надлома, вероятно, потому, что были подавлены захваченной ими чужой культурой — античной.

А русские находятся в надломе с начала XIX в. Сейчас мы, возможно, в конце надлома, хотя скорее всего в очень неприятном переходном периоде. И нам необходимо понять, что даром никто из надлома не вышел, что усилия по восстановлению внутриэтнической солидарности требуются ото всех. Без всякой революции немцы в XVII в. в Тридцатилетнюю войну заплатили за свой выход из надлома двумя третями жизней всех живших тогда немцев. Тем не менее оставшейся трети хватило на все последующее, включая и нынешнюю процветающую Германию. И нам хватит, если проявим соответствующую волю!

4. ^ Фаза инерции. Если этнос благополучно вышел из надлома, для него наступает фаза инерции, которая может продолжаться 300—400 лет. Это эпоха благоденствия, когда достигается самый высокий культурный уровень (хотя гениев уже мало) и самый высокий жизненный уровень. Именно в данный период обычно основываются империи, ибо империя — не грубый захват, а фундаментальная государственная работа, созидание. Так основали свои империи римляне, персы. Фаза инерции — самая уютная фаза, поэтому никаких усилий не жалко для сохранения этнического баланса и жизни этноса.

5. ^ Фаза обскурации. Наконец, после фазы инерции наступает фаза обскурации (100 — 150 лет), когда происходит утрата внутриэтнической солидарности и распад этноса. Люди же, составлявшие его, естественно, не распадаются, а поступают в качестве человеческого материала на формирование новых этносов.

Гомеостаз. Однако может статься, что в результате обскурации этнос распался, появился этнический субстрат (остатки памяти, остатки самосознания), а нового витка этногенеза не началось, потому как нет подходящего этнического старта, чтобы поглотить этих людей и увлечь в состав нового народа. В таком случае этнос опять собирается и образовывает «реликт» — этнос в гомеостазе (или в стагнации).

Как же может что-то существовать после того, как распалось? Дело в том, что энергия этноса в обскурации — фактически величина отрицательная (пассионариев не осталось, зато субпассионариев хватает). Энергия же этноса в гомеостазе равна 0 (это сообщество одних гармоников, ибо последних пассионариев они лишились, а последних субпассионариев, чтоб не беспокоили, выгнали куда подальше, если не убили). А 0, как известно, больше отрицательной величины.

Гомеостаз — не фаза, это статическое состояние безвозрастного этноса. Никто не знает, сколько может просуществовать этнос в гомеостазе — возможно, долгие века, возможно, тысячелетия. Все реликты небольшие, все стремятся хотя бы к некоторой изоляции, потому что утрата изоляции равнозначна для них утрате этнического состояния. Им присуща в той или иной степени высокая культура, но это культура прошлого, культура в воспоминаниях, и они могут ее только сохранять. Реликтовые народы не способны ни к какой экспансии, в т. ч. и к экспансии культурной. Вообще, они приятны для своих соседей — не нападают, не разрушают природу. В гомеостазе этнос опять возвращается к тому, с чего начал, — к единству со вмещающим его ландшафтом, потому что жить без этого уже никак не может.

Сколько сейчас этносов на земном шаре, точно неизвестно, так как не всегда удается провести границу между маленьким этносом и субэтносом (некоторой обособленной частью этноса). Полагают, что их от 4000 до 8000. Из них в энергетических фазах — от подъема до обскурации — находятся в лучшем случае несколько сот, а все остальные, т. е. большинство народов, — это реликты. Они находятся в гомеостазе (см. Лекцию 4).

Однако не стоит думать, что они беспомощны. Реликты очень и очень могут защищаться, когда их пытаются лишить воспоминаний и вмещающего ландшафта и тем самым обречь на моментальный распад. По воле большевиков мы это почувствовали на себе в Финскую войну. Финны — очень старый народ, а стоила Финская кампания Советскому Союзу, по данным профессора И. А. Курганова (США), 400000 жизней за крошечный клочок Карельского перешейка! Умеют реликты защищаться и во все времена умели.



vrachi-gospitalizirovali-odnogo-iz-uchastnikov-golodovki-v-mahachkale-radio-rsn-novosti-10-10-2008-minaeva-natalya-16-00-10.html
vrachi-specialisti-osushestvlyayushie-mediko-ekonomicheskuyu-ekspertizu-i-ekspertizu-kachestva.html
vrag-pod-moskvoj-vremya-novostej-gudkov-aleksandr-29092005-180-str-2-press-sluzhba-frakcii-edinaya-rossiya-gosduma-rf.html
vragi-ne-otpuskayut-yamadaevih-gazeta-30032009-novosti-7.html
vramkah-celevoj-programmi-postavleni-sleduyushie-osnovnie-zadachi-obespechenie-dostupnosti-informacii-o-deyatelnosti-organov-ispolnitelnoj-vlasti-omskoj-oblasti-razvitie-edinoj-informacionno-kommunikacionnoj-infrastrukturi.html
vramkah-gosprogrammi-razvitiya-fizicheskoj-kulturi-i-sporta-v-rk-propaganda-zdorovogo-obraza-zhizni-i-populyarizaciya-ozdorovitelnogo-bega.html
  • urok.bystrickaya.ru/pribil-ee-sushnost-formi-i-faktori-opredelyayushie-velichinu-pribili-programma-itogovogo-mezhdisciplinarnogo-ekzamena.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/obedinenie-organizacij-vipolnyayushih-stroitelstvo-rekonstrukciyu-i-kapitalnij-remont-obektov-atomnoj-energii-soyuzatomstroj-stranica-9.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/koncepciya-treh-faktorov-proizvodstva-zh-b-seya-i-ee-sushnost-teoriya-stoimosti-v-rabote-e-bem-baverka-osnovi-teorii-cennosti-hozyajstvennih-blag.html
  • znanie.bystrickaya.ru/abazhur-bumazhnij-uninie-voobshe-abazhur-ozhidaj-milosti-stranica-7.html
  • university.bystrickaya.ru/ezhekvartalnij-otchet-stranica-8.html
  • credit.bystrickaya.ru/odopolnenii-spiska-pobeditelej-konkursa-na-poluchenie-denezhnogo-pooshreniya-luchshih-uchitelej-utverzhdennogo-prikazom-stranica-4.html
  • lecture.bystrickaya.ru/7-uchitelya-tatarskogo-yazika-i-literaturi-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-nachalnogo-obshego-obrazovaniya-v-kontekste.html
  • studies.bystrickaya.ru/kollizionnie-normi-2.html
  • notebook.bystrickaya.ru/itogi-vistupleniya-komandi-molodih-issledovatelej-respubliki-komi-na-vserossijskom-forume-nauchnoj-molodezhi-shag-v-budushee-moskva-21-25-marta-2011-g.html
  • learn.bystrickaya.ru/etika-reportera-lekciya-sovremennie-tendencii-v-podache-radioinformacii-.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/kriminalisticheskaya-harakteristika-ubijstv-s-primeneniem-ognestrelnogo-oruzhiya-chast-10.html
  • lecture.bystrickaya.ru/7-ezotericheskie-vliyaniya-dzhejmshbrennan-okkultnij-rejh.html
  • writing.bystrickaya.ru/analiz-sostoyaniya-debitorskoj-i-kreditorskoj-zadolzhennosti-chast-4.html
  • holiday.bystrickaya.ru/n-g-baranec-metamorfozi-etosa-stranica-18.html
  • occupation.bystrickaya.ru/obezyani-na-ferme-kniga-kita-manna-otpravlyaet-chitatelya-na-attrakcion-istorii-rasskazivaya-kak-razvivalos-dvizhenie.html
  • textbook.bystrickaya.ru/kachestvo-drevesnih-stvolov-povishenie-kachestvennoj-produktivnosti-nasazhdenij-na-lesovodstvennoj-osnove-06-03.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/polozhenie-o-tvorcheskih-konkursah-v-ramkah-iii.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-poseleniya-ea-bojcova-oficialnoe-izdanie-byulleten.html
  • tests.bystrickaya.ru/kurort-shmareshki-toplice-krka.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/literatura-xxx-nauchno-metodicheskaya-konferenciya-vladivostok.html
  • report.bystrickaya.ru/izmerenie-skorosti-sveta.html
  • books.bystrickaya.ru/cennostnie-orientiri-soderzhaniya-uchebnogo-predmeta-programma-literaturnoe-chtenie.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/raschet-vodosnabzheniya-poselka-i-nasosnoj-ustanovki.html
  • tasks.bystrickaya.ru/2-soderzhanie-i-poryadok-razrabotki-finansovoj-politiki-firmi-uchebnoe-posobie-2007-orenburg-soderzhanie-tema-soderzhanie.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/lekciya-posvyashena-opredeleniyu-termina-transkriptom.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-2-empiricheskoe-issledovanie-osobennostej-vospriyatiya-i-ocenki-studentami-korporativnoj-kulturi-rgsu.html
  • occupation.bystrickaya.ru/negosudarstvennij-pensionnij-fond-npf-erel-licenziya.html
  • literatura.bystrickaya.ru/rekomendacii-po-zapolneniyu-anketi.html
  • spur.bystrickaya.ru/konferenciya-provoditsya-v-ramkah-ii-vserossijskogo-festivalya-nauki-s-celyu-privlecheniya-starsheklassnikov-k-issledovatelskoj-deyatelnosti-podderzhki-raboti-shkolnih-nauchno-issledovatelskih-obshestv.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/vliyanie-na-vnutrennij-audit-predislovie.html
  • writing.bystrickaya.ru/biznes-plan-investicionnogo-proekta-stranica-3.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/respublikali-blm-mekemeler-oushilarini-arasinda-zh-zhabaeva-arnalan-zhir-alibi-zhambil-tairibindai-respublikali-zhas-aindar-ajtisin-tkzud.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/pravila-i-zadaniya-vtorogo-novosibirskogo-regionalnogo-turnira-yunih-biologov.html
  • bukva.bystrickaya.ru/perechen-rabochih-mest-dlya-realizacii-investicionnih-proektov-finansirovanie-meropriyatij-programmi-za-schet-sredstv.html
  • textbook.bystrickaya.ru/klassnij-chas-6-klass-otchet-o-provedenii-ekologicheskogo-uroka-dlya-shkolnikov.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.