.RU

Возрастные физиологические и психологические особенности детей 6-7 лет


Возрастные физиологические и психологические особенности детей 6-7 лет

Рассматривая, готовность ребенка к школе выделим физическую готовность, как один из самостоятельных аспектов. Физическая готовность к обучению в школе характеризует функциональные возможности ребенка и состояние его здоровья. М.М. Безруких в книге «Ступеньки к школе» пишет о возрастных физиологических особенностях детей 6 – 7 лет. Рассмотрим некоторые из этих данных, характеризующих готовность детей к школе.

Возраст 6 - 7 лет относится к периоду первого детства. В этом возрасте происходит первое изменение пропорций тела. К 6 – 7 годам соотношение головы и туловища становятся такими же, как у взрослых. К 6 годам начинается смена молочных зубов на постоянные.

В 6 – 7 лет интенсивно идет развитие опорно-двигательной системы (скелета, суставно-связочного аппарата, мускулатуры). Изменение пропорций тела используется как показатель «школьной зрелости». Не сформировавшийся, не завершивший свое построение опорно-двигательный аппарат дошкольника испытывает нагрузку, поэтому часто ребенок непоседлив, а долго удерживаемая неправильная поза приводит к нарушениям осанки, деформациям грудной клетки и т.п. У ребенка 6-7 лет еще слабо развиты мелкие мышцы рук, не закончено окостенение костей запястья и фаланг пальцев. Поэтому часто звучит жалоба: «болит рука», «рука устала».

Несовершенна нервная регуляция движений. Основной контроль в этом возрасте принадлежит зрению. Дети тщательно, со старанием выводят буквы, срисовывают рисунки, им трудно проводить параллельные линии. Им гораздо легче писать крупные буквы, рисовать большие фигуры, чем пытаться писать в узкой строке. К 6 годам дошкольники достаточно легко копируют простейшие геометрические фигуры, соблюдают размеры и пропорции. Штрихи становятся более четкими, ровными, снижается или почти совсем исчезает тремор (дрожание линии), более правильными и завершенными становятся овалы.

В 6 - 7 лет продолжается развитие сердечно-сосудистой системы, совершенствуется регуляция кровообращения. Даже 15 – 20 минутная учебная нагрузка вызывает серьезное напряжение сердечно-сосудистой системы. Из-за несовершенства нервной регуляции может нарушаться работа сердца.

В этом возрасте происходит завершение процессов развития и преобразования системы органов дыхания, пищеварения, эндокринной и других систем. Организм ребенка растет, развивается, совершенствуется.

Шесть – семь лет – период интенсивного развития мозга. К 6 годам уже достаточно четко проявляются индивидуальные особенности высшей нервной деятельности. Для ребенка шестилетнего возраста чрезвычайно важна сформированность основных анализаторных систем, и, прежде всего, зрительной системы. В этот период зрение находится в стадии становления.

Нарушения любых гигиенических требований к обучению: неправильная или недостаточная освещенность, неудачное положение тетради или книги, малое расстояние до них при письме и чтении, неудобная поза – очень быстро приводят к нарушению зрения. Считается, что ребенок 6 лет более 80% информации получает с помощью зрения. У него существенно возрастает острота зрения, повышаются точность и тонкость различения цветов и оттенков. К 6 годам совершенствуется слуховая чувствительность. Дети могут различать звуки разной высоты, хорошо улавливают и различают ритм, темп.

Уровень развития основных психических процессов лежит в основе интеллектуальной готовности, необходимой для освоения учебной программы начальной школы. К 6-7 годам у детей – дошкольников происходит интенсивное развитие основных психических процессов таких, как восприятие, внимание, память, мышление, речь, произвольность.

Рассмотрим общий возрастной портрет ребенка-дошкольника перед поступлением в школу.

Социальное развитие. В возрасте 6-7 лет дети умеют общаться со сверстниками и взрослыми, знают основные правила общения. Дети стремятся быть хорошими, первыми, очень огорчаются при неудаче. Они тонко реагируют на изменение настроения взрослых.

Организация деятельности. Дети 6-7 лет способны воспринимать инструкцию и по инструкции выполнять задание, если поставлены цель и четкая задача действия. Они могут сосредоточенно, без отвлечений работать по инструкции в течение 10 – 15 минут.

В речевом развитии детей 6-7 лет выделяют следующие показатели готовности к школе. Дети способны правильно произносить все звуки родного языка. Словарный запас составляет - 3,5 – 7 тысяч слов. Дети грамматически правильно строят предложения, умеют самостоятельно пересказать знакомую сказку или составить рассказ по картинкам. Способны передавать интонацией различные чувства, способны использовать все союзы и приставки, обобщающие слова, придаточные предложения.

Говоря об интеллектуальном развитии детей-дошкольников можно выделить следующее. Они проявляют самостоятельный интерес к животным, к природным объектам и явлениям, наблюдательны, задают много вопросов, с удовольствием воспринимают любую новую информацию, имеют элементарный запас сведений и знаний об окружающем мире, быте, жизни.

Рассматривая компоненты интеллектуального развития (внимание, память, мышление) детей 6-7 лет, можно выделить следующие показатели.

Развитие внимания. Дети этого возраста способны к произвольному вниманию, однако устойчивость его еще невелика (10-15 минут) и зависит от условий и индивидуальных особенностей ребенка. Количество одновременно воспринимаемых объектов невелико (1-2). Дети этого возраста не способны быстро и часто переключать внимание с одного объекта или вида деятельности на другой.

Развитие памяти. Развитие памяти имеет большое значение на успешное обучение ребенка в школе. У детей-дошкольников 6-7 лет преобладает непроизвольная память, но дети способны и к произвольному запоминанию, они могут овладеть приемами логического запоминания.

Развитие мышления. К моменту поступления в школу у ребенка 6-7 лет уже должно быть сформировано наглядно-действенное мышление, которое является необходимым базисным образованием для развития мышления наглядно-образного, составляющего основу успешного обучения в начальной школе. Доступна логическая форма мышления.

Рассматривая зрительно-пространственное восприятие дошкольников 6-7 лет, выделяют следующие показатели развития. Дети способны различать пространственное расположение фигур, деталей в пространстве и на плоскости (над - под, на - за, перед - возле, сверху - внизу, справа - слева и т.п.). Они могут различать и выделять простые геометрические фигуры (круг, овал, ромб и т.д.), классифицируют фигуры по форме, величине. Они способны различать и выделять буквы и цифры, написанные разным шрифтом, мысленно могут находить часть от целой фигуры, достраивать фигуры по схеме, конструировать фигуры.

В развитии зрительно-моторных координаций для детей 6-7 лет характерна способность срисовывать простые геометрические фигуры, пересекающиеся линии, буквы, цифры с соблюдением размеров пропорций, соотношения штрихов.

В развитии слухо-моторных координаций для детей этого возраста характерна способность различать и воспроизводить несложный ритмический рисунок, они могут выполнять под музыку ритмические (танцевальные) движения.

В развитии движений для детей 6-7 лет характерна уверенность владением элементами техники всех бытовых движений, способность к самостоятельным, точным, ловким движениям, производимым под музыку, в группе детей. Дети способны освоить и правильно реализовать сложнокоординированные действия при ходьбе, выполнять сложнокоординированные гимнастические упражнения, способны к координированным движениям пальцев, кисти, руки при выполнении бытовых действий, при работе с конструктором, мозаикой. Могут выполнять простые графические движения (вертикальные, горизонтальные линии, овалы, круги и т.п.), могут овладеть игрой на различных музыкальных инструментах.

В личностном развитии, самосознании и самооценке у детей выявлена способность осознавать свое положение в системе отношений со взрослыми и сверстниками. Уже в этом возрасте дети стремятся соответствовать требованиям взрослых, стремятся к достижениям в тех видах деятельности, которые они выполняют. Самооценка у детей 6-7 лет в разных видах деятельности может существенно отличаться, они неспособны к адекватной самооценке, она в значительной степени зависит от оценки взрослых (педагога, воспитателей, родителей).

В мотивах поведения у детей 6-7 лет выделяют: интерес к новым видам деятельности, интерес к миру взрослых, стремление быть похожими на них.

Для детей этого возраста характерны познавательные интересы, установление и сохранение положительных взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, мотивы личных достижений, признания, самоутверждения.

Произвольность. Развитие произвольности – является одним из основных показателей готовности к школе. У детей - дошкольников выделяют следующие показатели развития произвольности. Дети 6-7 лет способны к волевой регуляции поведения на основе внутренних побуждений и установленных правил, они способны проявить настойчивость, преодолевать трудности.

Итак, описав показатели развития детей 6-7 лет, мы знаем, каким может быть «возрастной портрет» ребенка перед поступлением в школу. Однако, каждый ребенок индивидуален. Он имеет свои темпы биологического развития и, кроме того, на его развитие влияют как внешние (социокультурные, экологические, педагогические), так и внутренние (генетические, биологические и т.п.) условия. Если условия благоприятны, то ребенок развивается, и имеет показатели развития, описанные выше. Если условия для развития ребенка неблагоприятны, то они могут нарушить или затормозить развитие и сформированность отдельных показателей.

vred-sotovih-mobilnih-telefonov-kak-umenshit-i-nejtralizovat-vred-mobilnih-telefonov.html
vrednaya-pyaterka-i-poleznaya-desyatka.html
vrednie-privichki.html
vrednim-privichkam-skazhi-net.html
vrednost-ne-porok.html
vreligii-drevnih-egiptyan-reshayushee-znachenie-imeli-ih-predstavleniya-o-zagrobnoj-zhizni-eto-predstavleniya-okazali-bolshoe-vliyanie-na-razvitie-i-formirovanie-stilya.html
  • turn.bystrickaya.ru/plan-raboti-administracii-oblasti-na-ii-kvartal-2011-goda.html
  • doklad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-geopolitika-napravleniya-podgotovki-bakalavrov.html
  • lesson.bystrickaya.ru/mutacii-i-novie-geni-mozhno-li-utverzhdat-chto-oni-sluzhat-materialom-makroevolyucii-chast-3.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/razdel-emalirovanie-edinij-tarifno-kvalifikacionnij-spravochnik.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/zdorovaya-osetiya-detyam-sirotam-rossijskaya-blagotvoritelnost-v-zerkale-smi.html
  • grade.bystrickaya.ru/novosti-sprosil-tot-chto-bil-povishe-stranica-25.html
  • holiday.bystrickaya.ru/obrazovatelnaya-oblast-matematika-obrazovatelnaya-programma-municipalnogo-obsheobrazovatelnogo-uchrezhdeniya.html
  • uchit.bystrickaya.ru/strategicheskij-plan-ministerstva-obrazovaniya-i-nauki-respubliki-kazahstan-na-2009-2011-godi-soderzhanie-stranica-11.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-33-anzhelika-s-sostradaniem-vzglyanula-na-podrostka-kotorogo-ohrannik-chyu-golovu-pokrivalo-nekoe-podobie.html
  • bystrickaya.ru/uspeshnij-upravlyayushij-rostom-kakoj-on.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/laboratornaya-rabota-2-osnovnie-elementi-nebesnoj-sferi-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-astronomiya.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/gosudarstvennij-kontrol-konkurencii-na-rinkah-obrazovatelnih-uslug-pravovie-normi-reguliruyushie-strahovuyu-deyatelnost.html
  • esse.bystrickaya.ru/razdel-1-opredelenie-ponyatiya-sindrom-vigoraniya-posobie-dlya-sotrudnikov-rabotayushih-v-programmah-snizheniya-vreda-2006.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-ix-chelovek-i-ego-dvojnik-slova-i-veshi-arheologiya-gumanitarnih-nauk.html
  • assessments.bystrickaya.ru/chetirideset-i-deveto-zasedanie.html
  • reading.bystrickaya.ru/konspekt-lekcij-po-kursu-organizaciya-evm-i-sistem-dlya-studentov-specialnosti-220100-vichislitelnaya-tehnika-sistemi-kompleksi-i-seti-moskva-200-stranica-53.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-8-prestupleniya-protiv-interesov-sluzhbi-v-kommercheskih-i-inih-ugolovnij-kodeks.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/administrativno-pravovoj-status-gosudarstvennih-sluzhashih-v-rossii-chast-6.html
  • holiday.bystrickaya.ru/nalogovie-stavki-otkritoe-akcionernoe-obshestvo-moskovskaya-gorodskaya-telefonnaya-set-inn-7710016640.html
  • predmet.bystrickaya.ru/socialnoe-obsluzhivanie-naseleniya-poryadok-i-usloviya-predostavleniya-socialnih-uslug-grazhdanam-pozhilogo-vozrasta-i-invalidam.html
  • thescience.bystrickaya.ru/imanbekova-bibgl-iliyasizi-azastan-respublikasini-ilimi-tehnikali-sayasati.html
  • university.bystrickaya.ru/fond-socstrahovaniya-rf-obeshaet-vipolnit-vse-svoi-obyazatelstva-pered-invalidami-stranica-4.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-discipline-psihologiya-i-pedagogika-dlya-specialnosti-080502-ekonomika-i-upravlenie-na-predpriyatii-mashinostroeniya.html
  • writing.bystrickaya.ru/analiz-proizvoditelnosti-truda-i-rezervi-ee-povisheniya.html
  • report.bystrickaya.ru/izvrashenie-fiziologicheskih-reakcij-k-i-platonov-slovo-kak-fiziologicheskij-i-lechebnij-faktor.html
  • student.bystrickaya.ru/38vivodi-o-dalnejshih-merah-po-povisheniyu-bezopasnosti-dorozhnogo-dvizheniya-snizheniyu-chisla-pogibshih-pri-dorozhno-transportnih.html
  • gramota.bystrickaya.ru/zayavlenie-predstavitelej-npo-otchet-o-deyatelnosti-mkur-za-2001-g.html
  • assessments.bystrickaya.ru/delphi-rasshiryaet-svoyu-deyatelnost-v-rossii-centralnoj-i-vostochnoj-evrope.html
  • education.bystrickaya.ru/33-fiziko-himicheskie-processi-pri-tverdenii-magnezialnogo-cementa-kristalloenergetika-kak-osnova-ocenki-svojstv.html
  • lecture.bystrickaya.ru/algoritm-ekspertnogo-ocenivaniya-rezultativnosti-pedagogicheskoj-deyatelnosti-pedagogov-dopolnitelnogo-obrazovaniya-uvazhaemij-ekspert.html
  • tasks.bystrickaya.ru/117-pedagogicheskie-kadri-doo-konsolidirovannij-tretij-i-chetvertij-doklad.html
  • literatura.bystrickaya.ru/samaya-podhodyashaya-obuv-v-etom-vozraste-nevisokie-botinochki-so-shnurovkoj-na-nebolshom-primerno-05-sm-kabluchke.html
  • testyi.bystrickaya.ru/63-svedeniya-o-dole-uchastiya-gosudarstva-ili-municipalnogo-obrazovaniya-v-ustavnom-skladochnom-kapitale-paevom-fonde-lica-predostavivshego-obespechenie-nalichii-specialnogo-prava-zolotoj-akcii.html
  • university.bystrickaya.ru/eshe-ne-zakopane-no-den-pervij.html
  • assessments.bystrickaya.ru/dogovor-na-turisticheskoe-obsluzhivanie-agentsk-ij-dogovor-.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.