.RU

Возрастные физиологические и психологические особенности детей 6-7 лет


Возрастные физиологические и психологические особенности детей 6-7 лет

Рассматривая, готовность ребенка к школе выделим физическую готовность, как один из самостоятельных аспектов. Физическая готовность к обучению в школе характеризует функциональные возможности ребенка и состояние его здоровья. М.М. Безруких в книге «Ступеньки к школе» пишет о возрастных физиологических особенностях детей 6 – 7 лет. Рассмотрим некоторые из этих данных, характеризующих готовность детей к школе.

Возраст 6 - 7 лет относится к периоду первого детства. В этом возрасте происходит первое изменение пропорций тела. К 6 – 7 годам соотношение головы и туловища становятся такими же, как у взрослых. К 6 годам начинается смена молочных зубов на постоянные.

В 6 – 7 лет интенсивно идет развитие опорно-двигательной системы (скелета, суставно-связочного аппарата, мускулатуры). Изменение пропорций тела используется как показатель «школьной зрелости». Не сформировавшийся, не завершивший свое построение опорно-двигательный аппарат дошкольника испытывает нагрузку, поэтому часто ребенок непоседлив, а долго удерживаемая неправильная поза приводит к нарушениям осанки, деформациям грудной клетки и т.п. У ребенка 6-7 лет еще слабо развиты мелкие мышцы рук, не закончено окостенение костей запястья и фаланг пальцев. Поэтому часто звучит жалоба: «болит рука», «рука устала».

Несовершенна нервная регуляция движений. Основной контроль в этом возрасте принадлежит зрению. Дети тщательно, со старанием выводят буквы, срисовывают рисунки, им трудно проводить параллельные линии. Им гораздо легче писать крупные буквы, рисовать большие фигуры, чем пытаться писать в узкой строке. К 6 годам дошкольники достаточно легко копируют простейшие геометрические фигуры, соблюдают размеры и пропорции. Штрихи становятся более четкими, ровными, снижается или почти совсем исчезает тремор (дрожание линии), более правильными и завершенными становятся овалы.

В 6 - 7 лет продолжается развитие сердечно-сосудистой системы, совершенствуется регуляция кровообращения. Даже 15 – 20 минутная учебная нагрузка вызывает серьезное напряжение сердечно-сосудистой системы. Из-за несовершенства нервной регуляции может нарушаться работа сердца.

В этом возрасте происходит завершение процессов развития и преобразования системы органов дыхания, пищеварения, эндокринной и других систем. Организм ребенка растет, развивается, совершенствуется.

Шесть – семь лет – период интенсивного развития мозга. К 6 годам уже достаточно четко проявляются индивидуальные особенности высшей нервной деятельности. Для ребенка шестилетнего возраста чрезвычайно важна сформированность основных анализаторных систем, и, прежде всего, зрительной системы. В этот период зрение находится в стадии становления.

Нарушения любых гигиенических требований к обучению: неправильная или недостаточная освещенность, неудачное положение тетради или книги, малое расстояние до них при письме и чтении, неудобная поза – очень быстро приводят к нарушению зрения. Считается, что ребенок 6 лет более 80% информации получает с помощью зрения. У него существенно возрастает острота зрения, повышаются точность и тонкость различения цветов и оттенков. К 6 годам совершенствуется слуховая чувствительность. Дети могут различать звуки разной высоты, хорошо улавливают и различают ритм, темп.

Уровень развития основных психических процессов лежит в основе интеллектуальной готовности, необходимой для освоения учебной программы начальной школы. К 6-7 годам у детей – дошкольников происходит интенсивное развитие основных психических процессов таких, как восприятие, внимание, память, мышление, речь, произвольность.

Рассмотрим общий возрастной портрет ребенка-дошкольника перед поступлением в школу.

Социальное развитие. В возрасте 6-7 лет дети умеют общаться со сверстниками и взрослыми, знают основные правила общения. Дети стремятся быть хорошими, первыми, очень огорчаются при неудаче. Они тонко реагируют на изменение настроения взрослых.

Организация деятельности. Дети 6-7 лет способны воспринимать инструкцию и по инструкции выполнять задание, если поставлены цель и четкая задача действия. Они могут сосредоточенно, без отвлечений работать по инструкции в течение 10 – 15 минут.

В речевом развитии детей 6-7 лет выделяют следующие показатели готовности к школе. Дети способны правильно произносить все звуки родного языка. Словарный запас составляет - 3,5 – 7 тысяч слов. Дети грамматически правильно строят предложения, умеют самостоятельно пересказать знакомую сказку или составить рассказ по картинкам. Способны передавать интонацией различные чувства, способны использовать все союзы и приставки, обобщающие слова, придаточные предложения.

Говоря об интеллектуальном развитии детей-дошкольников можно выделить следующее. Они проявляют самостоятельный интерес к животным, к природным объектам и явлениям, наблюдательны, задают много вопросов, с удовольствием воспринимают любую новую информацию, имеют элементарный запас сведений и знаний об окружающем мире, быте, жизни.

Рассматривая компоненты интеллектуального развития (внимание, память, мышление) детей 6-7 лет, можно выделить следующие показатели.

Развитие внимания. Дети этого возраста способны к произвольному вниманию, однако устойчивость его еще невелика (10-15 минут) и зависит от условий и индивидуальных особенностей ребенка. Количество одновременно воспринимаемых объектов невелико (1-2). Дети этого возраста не способны быстро и часто переключать внимание с одного объекта или вида деятельности на другой.

Развитие памяти. Развитие памяти имеет большое значение на успешное обучение ребенка в школе. У детей-дошкольников 6-7 лет преобладает непроизвольная память, но дети способны и к произвольному запоминанию, они могут овладеть приемами логического запоминания.

Развитие мышления. К моменту поступления в школу у ребенка 6-7 лет уже должно быть сформировано наглядно-действенное мышление, которое является необходимым базисным образованием для развития мышления наглядно-образного, составляющего основу успешного обучения в начальной школе. Доступна логическая форма мышления.

Рассматривая зрительно-пространственное восприятие дошкольников 6-7 лет, выделяют следующие показатели развития. Дети способны различать пространственное расположение фигур, деталей в пространстве и на плоскости (над - под, на - за, перед - возле, сверху - внизу, справа - слева и т.п.). Они могут различать и выделять простые геометрические фигуры (круг, овал, ромб и т.д.), классифицируют фигуры по форме, величине. Они способны различать и выделять буквы и цифры, написанные разным шрифтом, мысленно могут находить часть от целой фигуры, достраивать фигуры по схеме, конструировать фигуры.

В развитии зрительно-моторных координаций для детей 6-7 лет характерна способность срисовывать простые геометрические фигуры, пересекающиеся линии, буквы, цифры с соблюдением размеров пропорций, соотношения штрихов.

В развитии слухо-моторных координаций для детей этого возраста характерна способность различать и воспроизводить несложный ритмический рисунок, они могут выполнять под музыку ритмические (танцевальные) движения.

В развитии движений для детей 6-7 лет характерна уверенность владением элементами техники всех бытовых движений, способность к самостоятельным, точным, ловким движениям, производимым под музыку, в группе детей. Дети способны освоить и правильно реализовать сложнокоординированные действия при ходьбе, выполнять сложнокоординированные гимнастические упражнения, способны к координированным движениям пальцев, кисти, руки при выполнении бытовых действий, при работе с конструктором, мозаикой. Могут выполнять простые графические движения (вертикальные, горизонтальные линии, овалы, круги и т.п.), могут овладеть игрой на различных музыкальных инструментах.

В личностном развитии, самосознании и самооценке у детей выявлена способность осознавать свое положение в системе отношений со взрослыми и сверстниками. Уже в этом возрасте дети стремятся соответствовать требованиям взрослых, стремятся к достижениям в тех видах деятельности, которые они выполняют. Самооценка у детей 6-7 лет в разных видах деятельности может существенно отличаться, они неспособны к адекватной самооценке, она в значительной степени зависит от оценки взрослых (педагога, воспитателей, родителей).

В мотивах поведения у детей 6-7 лет выделяют: интерес к новым видам деятельности, интерес к миру взрослых, стремление быть похожими на них.

Для детей этого возраста характерны познавательные интересы, установление и сохранение положительных взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, мотивы личных достижений, признания, самоутверждения.

Произвольность. Развитие произвольности – является одним из основных показателей готовности к школе. У детей - дошкольников выделяют следующие показатели развития произвольности. Дети 6-7 лет способны к волевой регуляции поведения на основе внутренних побуждений и установленных правил, они способны проявить настойчивость, преодолевать трудности.

Итак, описав показатели развития детей 6-7 лет, мы знаем, каким может быть «возрастной портрет» ребенка перед поступлением в школу. Однако, каждый ребенок индивидуален. Он имеет свои темпы биологического развития и, кроме того, на его развитие влияют как внешние (социокультурные, экологические, педагогические), так и внутренние (генетические, биологические и т.п.) условия. Если условия благоприятны, то ребенок развивается, и имеет показатели развития, описанные выше. Если условия для развития ребенка неблагоприятны, то они могут нарушить или затормозить развитие и сформированность отдельных показателей.

vred-sotovih-mobilnih-telefonov-kak-umenshit-i-nejtralizovat-vred-mobilnih-telefonov.html
vrednaya-pyaterka-i-poleznaya-desyatka.html
vrednie-privichki.html
vrednim-privichkam-skazhi-net.html
vrednost-ne-porok.html
vreligii-drevnih-egiptyan-reshayushee-znachenie-imeli-ih-predstavleniya-o-zagrobnoj-zhizni-eto-predstavleniya-okazali-bolshoe-vliyanie-na-razvitie-i-formirovanie-stilya.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/zakonodatelstvo-o-krestyanah-kurs-russkoj-istorii-1-lekciya-lxii-7-znachenie-voennoj-reformi-7-polozhenie-dvoryanstva.html
  • report.bystrickaya.ru/iniciativnuyu-gruppu-agentstvo-kulturi-administracii-krasnoyarskogo-kraya.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tima-bartona-edvard-ruki-nozhnici-stranica-2.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/osnovnie-pokazateli-ekonomicheskogo-razvitiya-rajona-stranica-4.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/razdel-4-kompyuternie-metodi-v-sisteme-obrazovaniya-uchebnoe-posobie-prednaznacheno-dlya-studentov-vuzov-estestvennonauchnih.html
  • shkola.bystrickaya.ru/mnogoprocessornie-sistemi-operacionnie-sistemi-unix.html
  • literatura.bystrickaya.ru/sobranie-deputatov-krasnochetajskogo-rajona-reshilo-stranica-3.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/zao-irelyahneft-pravitelstvo-respubliki-saha-yakutiya-postanovlenie-ot-27-oktyabrya-2005-g-n-585-ob-utverzhdenii.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/zov-morya-pareti-kapoliveri-ostrov-elba-23-noyabrya-1976-g.html
  • predmet.bystrickaya.ru/rozhdenie-tragedii-iz-duha-muziki-stranica-5.html
  • universitet.bystrickaya.ru/statya-14-tehnicheskoe-predlozhenie-postavka-uchebnoj-literaturi-na-yazikah-korennih-malochislennih-narodov-severa.html
  • testyi.bystrickaya.ru/5-konceptualnie-osnovi-i-opit-predprofilnoj-podgotovki-5.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/organizaciya-turisticheskoj-deyatelnosti-za-rubezhom.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/otrazhatelnaya-pech-dlya-plavki-mednih-koncentratov-na-shtejn.html
  • shkola.bystrickaya.ru/mezhdunarodnaya-set-molodezhnoe-pravozashitnoe-dvizhenie-fridom-haus-budapesht.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/razrabotano-na-osnovanii-programmi-obsheobrazovatelnih-uchrezhdenij-muzika-5-7-klassi-2010-g-avtori-g-p-sergeeva-e-d-kritskaya-5-klass-muzika-tematicheskoe-planirovanie.html
  • knigi.bystrickaya.ru/russkij-chernij-terer-zhadi-buazhelu-ot-medzhik-flejm.html
  • spur.bystrickaya.ru/lekciya-3-riski-sushestvennost-v-audite-i-auditorskaya-viborka.html
  • notebook.bystrickaya.ru/itogo-5-konkursnaya-dokumentaciya.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/pravila-igri-v-ruletku-4-stranica-7.html
  • esse.bystrickaya.ru/raznie-nazvaniya-odnogo-lidera-kirbidzhon-kolduell.html
  • notebook.bystrickaya.ru/holodnogo-vodosnabzheniya-stranica-3.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/razdel-2-avtomatizirovannie-rabochie-mesta-informacionnie-i-kommunikacionnie-tehnologii-v-dou-i-arhivovedenii.html
  • nauka.bystrickaya.ru/vliyanie-cvetov-interera-v-pomesheniyah-gou-na-uchashihsya-konferenciya-kupchinskie-yunosheskie-chteniya-nauka-tvorchestvo-poisk.html
  • lesson.bystrickaya.ru/programma-uchebnogo-kursa-po-viboru-dlya-specialnosti-030501-65-yurisprudenciya.html
  • essay.bystrickaya.ru/blagotvoritelnaya-deyatelnost-yuzhnouralskogo-kupechestva-v-pervoj-polovine-xix-veka.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/kommentarij-k-state-66-zemelnogo-kodeksa-rossijskoj-federacii-metodi-ocenki-zemli-zemlya-kak-obekt-ekonomicheskoj-ocenki.html
  • control.bystrickaya.ru/chupahina-olega-nikolaevicha-stranica-2.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/0601-ekonomika-buhgalterskij-uchet-i-kontrol-po-otraslyam.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/oblozhenie-nalogovoj-vremya-novostej-sklyarova-irina-29092006-178-str-4-gosduma-rf-monitoring-smi-29-sentyabrya-2006-g.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tablica-5-ya-v-krasheninnikova-detkov-m-g-tyurmi-lagerya-i-kolonii-rossii-m-verdikt-lm-1999-448s-il.html
  • uchit.bystrickaya.ru/teoreticheskij-i-empiricheskij-analiz-predstavlenij-o-yadre-lichnosti-model-soglasovannosti-nekotorie-voprosi-voznikayushie.html
  • report.bystrickaya.ru/k-temam-11-12-o-gosudarstvennoj-granice-rossijskoj-federacii-zakon-rf-ot-1-aprelya-1993-goda-vedomosti-rf-1993-17-st-594.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-16-reshenie-suda-statya-zakonodatelstvo-o-grazhdanskom-sudoproizvodstve.html
  • pisat.bystrickaya.ru/stroitelnaya-mehanika-i-metallicheskie-konstrukcii.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.