Возрастные физиологические и психологические особенности детей 6-7 лет
.RU

Возрастные физиологические и психологические особенности детей 6-7 лет


Возрастные физиологические и психологические особенности детей 6-7 лет

Рассматривая, готовность ребенка к школе выделим физическую готовность, как один из самостоятельных аспектов. Физическая готовность к обучению в школе характеризует функциональные возможности ребенка и состояние его здоровья. М.М. Безруких в книге «Ступеньки к школе» пишет о возрастных физиологических особенностях детей 6 – 7 лет. Рассмотрим некоторые из этих данных, характеризующих готовность детей к школе.

Возраст 6 - 7 лет относится к периоду первого детства. В этом возрасте происходит первое изменение пропорций тела. К 6 – 7 годам соотношение головы и туловища становятся такими же, как у взрослых. К 6 годам начинается смена молочных зубов на постоянные.

В 6 – 7 лет интенсивно идет развитие опорно-двигательной системы (скелета, суставно-связочного аппарата, мускулатуры). Изменение пропорций тела используется как показатель «школьной зрелости». Не сформировавшийся, не завершивший свое построение опорно-двигательный аппарат дошкольника испытывает нагрузку, поэтому часто ребенок непоседлив, а долго удерживаемая неправильная поза приводит к нарушениям осанки, деформациям грудной клетки и т.п. У ребенка 6-7 лет еще слабо развиты мелкие мышцы рук, не закончено окостенение костей запястья и фаланг пальцев. Поэтому часто звучит жалоба: «болит рука», «рука устала».

Несовершенна нервная регуляция движений. Основной контроль в этом возрасте принадлежит зрению. Дети тщательно, со старанием выводят буквы, срисовывают рисунки, им трудно проводить параллельные линии. Им гораздо легче писать крупные буквы, рисовать большие фигуры, чем пытаться писать в узкой строке. К 6 годам дошкольники достаточно легко копируют простейшие геометрические фигуры, соблюдают размеры и пропорции. Штрихи становятся более четкими, ровными, снижается или почти совсем исчезает тремор (дрожание линии), более правильными и завершенными становятся овалы.

В 6 - 7 лет продолжается развитие сердечно-сосудистой системы, совершенствуется регуляция кровообращения. Даже 15 – 20 минутная учебная нагрузка вызывает серьезное напряжение сердечно-сосудистой системы. Из-за несовершенства нервной регуляции может нарушаться работа сердца.

В этом возрасте происходит завершение процессов развития и преобразования системы органов дыхания, пищеварения, эндокринной и других систем. Организм ребенка растет, развивается, совершенствуется.

Шесть – семь лет – период интенсивного развития мозга. К 6 годам уже достаточно четко проявляются индивидуальные особенности высшей нервной деятельности. Для ребенка шестилетнего возраста чрезвычайно важна сформированность основных анализаторных систем, и, прежде всего, зрительной системы. В этот период зрение находится в стадии становления.

Нарушения любых гигиенических требований к обучению: неправильная или недостаточная освещенность, неудачное положение тетради или книги, малое расстояние до них при письме и чтении, неудобная поза – очень быстро приводят к нарушению зрения. Считается, что ребенок 6 лет более 80% информации получает с помощью зрения. У него существенно возрастает острота зрения, повышаются точность и тонкость различения цветов и оттенков. К 6 годам совершенствуется слуховая чувствительность. Дети могут различать звуки разной высоты, хорошо улавливают и различают ритм, темп.

Уровень развития основных психических процессов лежит в основе интеллектуальной готовности, необходимой для освоения учебной программы начальной школы. К 6-7 годам у детей – дошкольников происходит интенсивное развитие основных психических процессов таких, как восприятие, внимание, память, мышление, речь, произвольность.

Рассмотрим общий возрастной портрет ребенка-дошкольника перед поступлением в школу.

Социальное развитие. В возрасте 6-7 лет дети умеют общаться со сверстниками и взрослыми, знают основные правила общения. Дети стремятся быть хорошими, первыми, очень огорчаются при неудаче. Они тонко реагируют на изменение настроения взрослых.

Организация деятельности. Дети 6-7 лет способны воспринимать инструкцию и по инструкции выполнять задание, если поставлены цель и четкая задача действия. Они могут сосредоточенно, без отвлечений работать по инструкции в течение 10 – 15 минут.

В речевом развитии детей 6-7 лет выделяют следующие показатели готовности к школе. Дети способны правильно произносить все звуки родного языка. Словарный запас составляет - 3,5 – 7 тысяч слов. Дети грамматически правильно строят предложения, умеют самостоятельно пересказать знакомую сказку или составить рассказ по картинкам. Способны передавать интонацией различные чувства, способны использовать все союзы и приставки, обобщающие слова, придаточные предложения.

Говоря об интеллектуальном развитии детей-дошкольников можно выделить следующее. Они проявляют самостоятельный интерес к животным, к природным объектам и явлениям, наблюдательны, задают много вопросов, с удовольствием воспринимают любую новую информацию, имеют элементарный запас сведений и знаний об окружающем мире, быте, жизни.

Рассматривая компоненты интеллектуального развития (внимание, память, мышление) детей 6-7 лет, можно выделить следующие показатели.

Развитие внимания. Дети этого возраста способны к произвольному вниманию, однако устойчивость его еще невелика (10-15 минут) и зависит от условий и индивидуальных особенностей ребенка. Количество одновременно воспринимаемых объектов невелико (1-2). Дети этого возраста не способны быстро и часто переключать внимание с одного объекта или вида деятельности на другой.

Развитие памяти. Развитие памяти имеет большое значение на успешное обучение ребенка в школе. У детей-дошкольников 6-7 лет преобладает непроизвольная память, но дети способны и к произвольному запоминанию, они могут овладеть приемами логического запоминания.

Развитие мышления. К моменту поступления в школу у ребенка 6-7 лет уже должно быть сформировано наглядно-действенное мышление, которое является необходимым базисным образованием для развития мышления наглядно-образного, составляющего основу успешного обучения в начальной школе. Доступна логическая форма мышления.

Рассматривая зрительно-пространственное восприятие дошкольников 6-7 лет, выделяют следующие показатели развития. Дети способны различать пространственное расположение фигур, деталей в пространстве и на плоскости (над - под, на - за, перед - возле, сверху - внизу, справа - слева и т.п.). Они могут различать и выделять простые геометрические фигуры (круг, овал, ромб и т.д.), классифицируют фигуры по форме, величине. Они способны различать и выделять буквы и цифры, написанные разным шрифтом, мысленно могут находить часть от целой фигуры, достраивать фигуры по схеме, конструировать фигуры.

В развитии зрительно-моторных координаций для детей 6-7 лет характерна способность срисовывать простые геометрические фигуры, пересекающиеся линии, буквы, цифры с соблюдением размеров пропорций, соотношения штрихов.

В развитии слухо-моторных координаций для детей этого возраста характерна способность различать и воспроизводить несложный ритмический рисунок, они могут выполнять под музыку ритмические (танцевальные) движения.

В развитии движений для детей 6-7 лет характерна уверенность владением элементами техники всех бытовых движений, способность к самостоятельным, точным, ловким движениям, производимым под музыку, в группе детей. Дети способны освоить и правильно реализовать сложнокоординированные действия при ходьбе, выполнять сложнокоординированные гимнастические упражнения, способны к координированным движениям пальцев, кисти, руки при выполнении бытовых действий, при работе с конструктором, мозаикой. Могут выполнять простые графические движения (вертикальные, горизонтальные линии, овалы, круги и т.п.), могут овладеть игрой на различных музыкальных инструментах.

В личностном развитии, самосознании и самооценке у детей выявлена способность осознавать свое положение в системе отношений со взрослыми и сверстниками. Уже в этом возрасте дети стремятся соответствовать требованиям взрослых, стремятся к достижениям в тех видах деятельности, которые они выполняют. Самооценка у детей 6-7 лет в разных видах деятельности может существенно отличаться, они неспособны к адекватной самооценке, она в значительной степени зависит от оценки взрослых (педагога, воспитателей, родителей).

В мотивах поведения у детей 6-7 лет выделяют: интерес к новым видам деятельности, интерес к миру взрослых, стремление быть похожими на них.

Для детей этого возраста характерны познавательные интересы, установление и сохранение положительных взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, мотивы личных достижений, признания, самоутверждения.

Произвольность. Развитие произвольности – является одним из основных показателей готовности к школе. У детей - дошкольников выделяют следующие показатели развития произвольности. Дети 6-7 лет способны к волевой регуляции поведения на основе внутренних побуждений и установленных правил, они способны проявить настойчивость, преодолевать трудности.

Итак, описав показатели развития детей 6-7 лет, мы знаем, каким может быть «возрастной портрет» ребенка перед поступлением в школу. Однако, каждый ребенок индивидуален. Он имеет свои темпы биологического развития и, кроме того, на его развитие влияют как внешние (социокультурные, экологические, педагогические), так и внутренние (генетические, биологические и т.п.) условия. Если условия благоприятны, то ребенок развивается, и имеет показатели развития, описанные выше. Если условия для развития ребенка неблагоприятны, то они могут нарушить или затормозить развитие и сформированность отдельных показателей.

vred-sotovih-mobilnih-telefonov-kak-umenshit-i-nejtralizovat-vred-mobilnih-telefonov.html
vrednaya-pyaterka-i-poleznaya-desyatka.html
vrednie-privichki.html
vrednim-privichkam-skazhi-net.html
vrednost-ne-porok.html
vreligii-drevnih-egiptyan-reshayushee-znachenie-imeli-ih-predstavleniya-o-zagrobnoj-zhizni-eto-predstavleniya-okazali-bolshoe-vliyanie-na-razvitie-i-formirovanie-stilya.html
  • control.bystrickaya.ru/dinamika-pribili-za-2008-god-po-proizvodstvu-produkcii-ezhekvartalnij-otchet-otkritoe-akcionernoe-obshestvo-izhstal-kod-emitenta.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/razdel-1-samosoznanie-glava-1-absolyutnaya-gibkost-menedzhment-i-mogushestvo-nlp.html
  • bukva.bystrickaya.ru/mezhdunarodnij-dogovor-kupli-prodazhi-v-sovremennoj-vneshnej-torgovle.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-chetvertaya-dihatelnaya-gimnastika-strelnikovoj.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/prekrasnij-angel-spal-so-mnoyu-i-sdelal-devushkoj-menya-stranica-10.html
  • doklad.bystrickaya.ru/vibori-v-sootvetstvii-so-statya.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-14-zhestokoe-obrashenie-s-detmi-i-otsutstvie-roditelskoj-zaboti.html
  • student.bystrickaya.ru/12-problemi-pri-prilaganeto-na-zakonovata-i-podzakonovata-normativna-uredba-i-predlozheniya-za-zakonodatelni-promeni.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/programma-itogovoj-gosudarstvennoj-attestacii-po-specialnosti-100103-socialno-kulturnij-servis-i-turizm-ekaterinburg-2010.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/informacionno-poiskovie-yaziki-seti-internet.html
  • holiday.bystrickaya.ru/obrazovatelnaya-programma-nachalnogo-obshego-obrazovaniya-na-2011-2015-goda-stranica-32.html
  • nauka.bystrickaya.ru/v-chetireh-naselennih-punktah-irkutskoj-oblasti-voznikli-problemi-s-elektrosnabzheniem-informacionnoe-agentstvo-interfaks-29042011.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-uchebnogo-kursa-literaturi-v-8-klasse.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/professionalnoe-obrazovatelnoe-uchrezhdenie.html
  • report.bystrickaya.ru/iii-samostoyatelnoe-izuchenie-teoreticheskogo-razdela-kursa-filosofiya.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/rasporyazheniya-glavi-administracii-gubernatora-krasnodarskogo-kraya-ot-30-01-2007-43-r-ob-utverzhdenii-planov-meropriyatij-po-provedeniyu-administrativnoj-reform.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tema-2-ponyatie-predmet-i-metodi-finansovogo-prava-programma-disciplini-finansovoe-pravo-moskva-2010.html
  • grade.bystrickaya.ru/obshaya-harakteristika-filosofii-novogo-vremeni-uchebnik-dlya-studentov-estestvennonauchnih-fakultetov.html
  • occupation.bystrickaya.ru/novij-kompanon-ria-novosti-regions-ru-eho-moskvi-pravda-ru-km-ru-novosti-moskovskij-komsomolec-ria-ura.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/zadachi-uroka-povtorit-material-o-kodirovanii-chislovoj-informacii-v-kompyutere-povtorit-material-o-kodirovanii-tekstovoj-informacii-v-kompyutere-dat-predstavlenie-o-rastrovom-kodirovanii-izobrazhenij-v-kompyutere.html
  • universitet.bystrickaya.ru/svyataya-rus-v-xvii-stoletii-chast-2.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-prepodavatelyu-uchebno-metodicheskij-kompleks-uchebnoj-disciplini-medicinskoe-pravo-dlya.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/kurs-5-forma-obucheniya-ochnaya-semestr-10-vsego-nedel-po-rabochemu-uchebnomu-planu-8-nedeli-raspredelenie-form-kontrolya.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-6-den-triffidov.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tematika-seminarskih-zanyatij-seminar-1-osnovnie-harakteristiki-sovremennogo-obshestvennogo-soznaniya-obshestvennoe-soznanie-sociologicheskaya-struktura-vidi-urovni-.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/razdel-iv-territorialnoe-razvitie-programma-socialno-ekonomicheskogo-razvitiya-respubliki-buryatiya-na-2011-2015-godi-pasport.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-3-nauka-v-srednevekove-uchebnoe-posobie-dlya-vuzov.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-dlya-studentov-specialnosti-080104-nalogi-i-nalogooblozhenie.html
  • literature.bystrickaya.ru/cel-obespechenie-dostupnogo-i-kachestvennogo-obrazovaniya-kazhdomu-rebenku-na-territorii-sela-bolshie-klyuchi-ribinskogo-rajona-krasnoyarskogo-kraya.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-5-avtomatizirovannie-informacionnie-sistemi-i-tehnologii-buhgalterskogo-ucheta-i-audita.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/sidorov-da-aspirant-tezisi-dokladov.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/razvitie-turizma-v-rossii-chast-4.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/programma-razvitiya-municipalnogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-sibirskaya-obsheobrazovatelnaya-srednyaya-shkola-1.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/rubchenko-maksim-krizisnij-scenarij-uzhe-vdejstvii1-.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/v-kostrome-prohodit-oblastnaya-nauchnaya-konferenciya-shag-v-budushee-21-vgorodskoj-bolnice-kostromi-medikam-ne-daet-sanitarnuyu-odezhdu-21.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.