.RU

Возрастные изменения активного внимания у школьников - Определение. Факторы, влияющие на развитие школьной дезадаптации


^ Возрастные изменения активного внимания у школьников

Физиологический механизм активного внимания заключается в возникновении в коре больших полушарий очага оптимальной возбудимости с индуцированным торможением по периферии. Очаг оптимальной возбудимости Павлов называл творческим отделом больших полушарий, где идет интенсивная выработка новых условных рефлексов, в отличие от других участков, в которых в это время могут лишь стереотипно осуществляться ранее выработанные рефлексы. Чем выше возбудимость в творческом отделе больших полушарий, тем быстрее вырабатываются в нем новые условные рефлексы, тем быстрее и точнее выполняется умственная работа.

Концентрированность и продолжительность активного внимания зависит от возраста школьников. Чем младше ребенок, тем слабее у него процессы торможения и тем легче иррадиация возбуждения по большим полушариям. Продолжительность активного внимания у школьников:

7-8 лет – 15 минут;

9-10 лет – 20 минут;

11-12 лет – 25 минут;

13-14 лет – 30 минут;

15-16 лет – 40 минут;

у взрослых – 55-60 минут.

При умственной работе, продолжающейся больше времени активного внимания, у школьников сначала ослабевает индуцированное торможение («растормаживаются тормоза»), появляется двигательное беспокойство и снижается точность умственной работы, а затем уменьшается возбудимость в творческом отделе больших полушарий.

Это ведет к замедлению скорости выработки новых условных рефлексов, то есть к снижению скорости умственной работы. Следовательно, в течение урока необходимо несколько раз менять виды умственной работы, чтобы их продолжительность не превышала времени активного внимания у школьников данного возраста.

Чем концентрированнее активное внимание, тем быстрее и точнее выполняется умственная работа.

О концентрации активного внимания можно судить по времени, затраченному на отыскание чисел в таблице. Так, при нахождении чисел от 1 до 25 в таблице (в которой числа расположены в случайном порядке) за 30-45 сек. концентрация активного внимания считается хорошей, за 45-60 сек. – удовлетворительной и свыше 1 мин. – неудовлетворительной.

^ Цель работы: научиться при помощи метода отыскания чисел определять степень концентрированности активного внимания у школьников различного возраста.

Для выполнения работы необходимы 4 таблицы размером 40х40 с числами от 1 до 25 (см. табл.1,2,3,4), секундомер или часы с секундной стрелкой, указка. Работа проводится со школьниками в возрасте 7-8,11-12 и 15-16 лет (по три человека каждой возрастной группы).

Сообщите учащемуся, что ему будут показаны таблицы (их демонстрируют в течение 1-2 сек.), в которых он должен по порядку показать указкой цифры от 1 до 25, громко называя их. Объясните, что сделать это нужно как можно быстрее.

После проверки (правильно ли понял задание испытуемый) начинайте опыт. На расстоянии 70-100 см от глаз школьника покажите таблицу 1, дайте команду: «Начали!» - и заметьте время. Необходимо тщательно следить за правильностью показа чисел. В случае ошибки попросите ученика снова найти нужную цифру. Если он заявляет, что какого-либо числа нет, то экспериментатор говорит, что все числа есть. После числа 25 записывайте время, затраченное на просмотр таблицы 1. Затем предложите таблицу 2. Скажите: «Еще одна таблица. Задача та же». Далее демонстрируйте таблицы 3 и 4.

Вычислите среднее время, затраченное на просмотр одной таблицы, сложите полученные данные и разделите сумму на 4.

Аналогично обследуются все остальные школьники и вычисляется среднее возрастное время для трех возрастных групп (7-8, 11-12, 15-16 лет).

В протокол запишите среднее индивидуальное время, затраченное на просмотр одной таблицы для каждого из 9 школьников, среднее возрастное время для учащихся 7-8, 11-12 и 15-16 лет. Начертите график, на котором по вертикали покажите среднее возрастное время, а по горизонтали – возраст учащихся. Сделайте вывод о возрастных изменениях активного внимания.


Таблица 1 Таблица 3



2

7

13

15

5

11

17

22

20

10

9

23

1

18

8

19

25

16

21

12

4

14

6

24

3

21

6

2

10

24

8

15

12

18

16

4

19

25

14

3

13

17

9

7

20

23

11

1

5

22



Таблица 2 Таблица 4


24

4

17

11

20

6

13

1

2

9

10

18

21

15

23

12

16

14

8

5

22

3

7

25

19

1

22

19

15

24

21

13

9

17

12

3

16

25

14

8

7

18

11

20

4

5

2

23

10

6



Задание № 4. Память



  1. Заполните схему:


Виды памяти





? ? ? ? ? ?


  1. Проведите практическую работу по оценке собственного типа памяти




  1. ^ Какие методы и приемы нужно использовать для формулирования памяти?




vremena-goda-chajkovskogo.html
vremena-goda-stihotvoreniya-shkolnikov.html
vremena-gruppi-continuous-active-stranica-8.html
vremena-sudej-domashnee-zadanie-13-lekciya-1-13-kniga-bitie-13-vremena-patriarhov-dopotopnoe-vremya-13-period-pervij.html
vremennaya-instrukciya-o-poryadke-perevozki-specialnogo-bagazha-federalnih-organov-pravitelstvennoj-svyazi-i-informacii-vozdushnim-transportom-310893-132261.html
vremennaya-instrukciya-o-poryadke-ucheta-i-soderzhaniya-zashitnih-sooruzhenij-grazhdanskoj-oboroni.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/kontrolnaya-po-yazikovedeniyu-chast-2.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/razvitie-poznavatelnoj-deyatelnosti-uchashihsya-na-principe-lichnostno-orientirovannogo-obucheniya-v-processe-izucheniya-russkogo-yazika-i-literaturi-i-vo-vneklassnoj-rabote.html
  • essay.bystrickaya.ru/e-renan-s-74-iisus-hristos-v-zhizni.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/soldatami-ne-rozhdayutsya-scenarii-konkursnaya-programma-k-23-fevralya-30-scenarij-krossvord-i-zagadki-k-23-fevralya-32.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/filosofskie-osnovi-kibernetiki-i-metodologiya-primeneniya-v-voennom-dele.html
  • notebook.bystrickaya.ru/kafedra-informacionnih-sistem-v-iskusstve-i-gumanitarnih-naukah-plan-nauchnoj-raboti-na-2010-god-temi-annotacii.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/prikaz-ot-8-iyulya-2002-goda-325-o-prikaze-ministerstva-morskogo-flota-sssr-ot-17-07-83-148-stranica-9.html
  • writing.bystrickaya.ru/izbrannie-raboti-raparichi-mediaobrazovanie-v-zarubezhnih-stranah.html
  • laboratory.bystrickaya.ru/yarovaya-pshenica-sort-irgina.html
  • thescience.bystrickaya.ru/itogovij-test-po-kursu-teoriya-organizacii-metodicheskie-ukazaniya-po-izucheniyu-kursa-teoriya-organizacii.html
  • composition.bystrickaya.ru/perevod-s-polskogo-a-ermilova-i-b-fedorova-izdatelstvo-inostrannoj-literaturi-moskva-1962-stranica-4.html
  • report.bystrickaya.ru/iii-prilozhenie-principa-v-mehanicheskih-teoriyah-pod-obshej-redakciej-a-d-arhangelskogo-v-a-kosticina-n.html
  • report.bystrickaya.ru/grizlov-podvel-itogi-raboti-novoj-gocdumi-nezavisimaya-gazeta-alkej-07-07-2008-137-str-1-8.html
  • testyi.bystrickaya.ru/8-liberalizacionnij-optimum-vladimir-kucherenko-maksim-kalashnikov-i-drugie.html
  • write.bystrickaya.ru/filosofskij-enciklopedicheskij-slovar-stranica-58.html
  • tests.bystrickaya.ru/kornilova-t-v-smirnov-s-d-metodologicheskie-osnovi-psihologii-spb-piter-2006-320-s-leontev-a-n-filosofiya-psihologii.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/sabati-tairibi-astana-arman-ala.html
  • esse.bystrickaya.ru/programma-povisheniya-kvalifikacii-pedagogicheskih-rabotnikov-sovremennie-tehnologii-obrazovatelnogo-processa-prepodavanie-inostrannih-yazikov-i-kultur-razrabotchiki-programmi-povisheniya-kvalifikacii.html
  • abstract.bystrickaya.ru/17tematika-prakticheskih-rabot-uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-informacionnie-tehnologii-upravleniya-kod.html
  • nauka.bystrickaya.ru/unitarnoe-forma-gosudarstvennogo-ustrojstva.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tema-vidi-smetnih-sistem-fiksirovannie-i-gibkie-smeti-nulevie-i-prirostnie-smeti-periodicheskie-i-neprerivnie-smeti.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/prilozhenie-7-otchet-o-nauchno-organizacionnoj-i-hozyajstvennoj-deyatelnosti.html
  • university.bystrickaya.ru/etapi-razvitiya-otechestvennoj-kosmonavtiki-metodicheskij-centr-suo.html
  • learn.bystrickaya.ru/federalnaya-celevaya-programma-zhilishe-na-2002-2010-godi-moskva-2005.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-4-bednost-i-neravenstvo-socialnaya-mobilnost-234-voprosi-i-zadaniya-278.html
  • apprentice.bystrickaya.ru/vospitanie-razlichnih-kategorij-deviantnogo-povedeniya.html
  • turn.bystrickaya.ru/polozhenie-ob-organizacii-obucheniya-v-oblasti-grazhdanskoj-oboroni-v-federalnoj-sluzhbe-gosudarstvennoj-registracii-kadastra-i-kartografii.html
  • letter.bystrickaya.ru/nepomnyashij-n-n-stranniki-vselennoj-stranica-10.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/kurs-prednaznachen-dlya-bibliotekarej-obrazovatelnih-uchrezhdenij-s-opitom-raboti-na-kompyutere-neobhodimaya-podgotovka-k-kursu.html
  • reading.bystrickaya.ru/kurs-god-obucheniya-dlya-aspirantov-naimenovanie-ispolnitelnogo-organa-gosudarstvennoj-vlasti-za-kotorim-budet-zakreplen-stipendiat-predlozheniya.html
  • crib.bystrickaya.ru/informacionnie-sistemi-i-tehnologii-spravochni-k.html
  • studies.bystrickaya.ru/kompleks-marketinga-ponyatie-i-harakteristika.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tema-19-finansovij-analiz-predpriyatiya-kreditovanie-biznesa-1-sushnost-i-funkcii-deneg-denezhnoe-obrashenie.html
  • doklad.bystrickaya.ru/uroki-1718-metodicheskij-kommentarij-k-urokam.html
  • thesis.bystrickaya.ru/programma-disciplini-opd-f-03-pedagogika-nachalnogo-obrazovaniya-teoriya-obucheniya-detej-mladshego-shkolnogo-vozrasta.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.