.RU

Возрастные изменения активного внимания у школьников - Определение. Факторы, влияющие на развитие школьной дезадаптации


^ Возрастные изменения активного внимания у школьников

Физиологический механизм активного внимания заключается в возникновении в коре больших полушарий очага оптимальной возбудимости с индуцированным торможением по периферии. Очаг оптимальной возбудимости Павлов называл творческим отделом больших полушарий, где идет интенсивная выработка новых условных рефлексов, в отличие от других участков, в которых в это время могут лишь стереотипно осуществляться ранее выработанные рефлексы. Чем выше возбудимость в творческом отделе больших полушарий, тем быстрее вырабатываются в нем новые условные рефлексы, тем быстрее и точнее выполняется умственная работа.

Концентрированность и продолжительность активного внимания зависит от возраста школьников. Чем младше ребенок, тем слабее у него процессы торможения и тем легче иррадиация возбуждения по большим полушариям. Продолжительность активного внимания у школьников:

7-8 лет – 15 минут;

9-10 лет – 20 минут;

11-12 лет – 25 минут;

13-14 лет – 30 минут;

15-16 лет – 40 минут;

у взрослых – 55-60 минут.

При умственной работе, продолжающейся больше времени активного внимания, у школьников сначала ослабевает индуцированное торможение («растормаживаются тормоза»), появляется двигательное беспокойство и снижается точность умственной работы, а затем уменьшается возбудимость в творческом отделе больших полушарий.

Это ведет к замедлению скорости выработки новых условных рефлексов, то есть к снижению скорости умственной работы. Следовательно, в течение урока необходимо несколько раз менять виды умственной работы, чтобы их продолжительность не превышала времени активного внимания у школьников данного возраста.

Чем концентрированнее активное внимание, тем быстрее и точнее выполняется умственная работа.

О концентрации активного внимания можно судить по времени, затраченному на отыскание чисел в таблице. Так, при нахождении чисел от 1 до 25 в таблице (в которой числа расположены в случайном порядке) за 30-45 сек. концентрация активного внимания считается хорошей, за 45-60 сек. – удовлетворительной и свыше 1 мин. – неудовлетворительной.

^ Цель работы: научиться при помощи метода отыскания чисел определять степень концентрированности активного внимания у школьников различного возраста.

Для выполнения работы необходимы 4 таблицы размером 40х40 с числами от 1 до 25 (см. табл.1,2,3,4), секундомер или часы с секундной стрелкой, указка. Работа проводится со школьниками в возрасте 7-8,11-12 и 15-16 лет (по три человека каждой возрастной группы).

Сообщите учащемуся, что ему будут показаны таблицы (их демонстрируют в течение 1-2 сек.), в которых он должен по порядку показать указкой цифры от 1 до 25, громко называя их. Объясните, что сделать это нужно как можно быстрее.

После проверки (правильно ли понял задание испытуемый) начинайте опыт. На расстоянии 70-100 см от глаз школьника покажите таблицу 1, дайте команду: «Начали!» - и заметьте время. Необходимо тщательно следить за правильностью показа чисел. В случае ошибки попросите ученика снова найти нужную цифру. Если он заявляет, что какого-либо числа нет, то экспериментатор говорит, что все числа есть. После числа 25 записывайте время, затраченное на просмотр таблицы 1. Затем предложите таблицу 2. Скажите: «Еще одна таблица. Задача та же». Далее демонстрируйте таблицы 3 и 4.

Вычислите среднее время, затраченное на просмотр одной таблицы, сложите полученные данные и разделите сумму на 4.

Аналогично обследуются все остальные школьники и вычисляется среднее возрастное время для трех возрастных групп (7-8, 11-12, 15-16 лет).

В протокол запишите среднее индивидуальное время, затраченное на просмотр одной таблицы для каждого из 9 школьников, среднее возрастное время для учащихся 7-8, 11-12 и 15-16 лет. Начертите график, на котором по вертикали покажите среднее возрастное время, а по горизонтали – возраст учащихся. Сделайте вывод о возрастных изменениях активного внимания.


Таблица 1 Таблица 3



2

7

13

15

5

11

17

22

20

10

9

23

1

18

8

19

25

16

21

12

4

14

6

24

3

21

6

2

10

24

8

15

12

18

16

4

19

25

14

3

13

17

9

7

20

23

11

1

5

22



Таблица 2 Таблица 4


24

4

17

11

20

6

13

1

2

9

10

18

21

15

23

12

16

14

8

5

22

3

7

25

19

1

22

19

15

24

21

13

9

17

12

3

16

25

14

8

7

18

11

20

4

5

2

23

10

6



Задание № 4. Память



  1. Заполните схему:


Виды памяти





? ? ? ? ? ?


  1. Проведите практическую работу по оценке собственного типа памяти




  1. ^ Какие методы и приемы нужно использовать для формулирования памяти?




vremena-goda-chajkovskogo.html
vremena-goda-stihotvoreniya-shkolnikov.html
vremena-gruppi-continuous-active-stranica-8.html
vremena-sudej-domashnee-zadanie-13-lekciya-1-13-kniga-bitie-13-vremena-patriarhov-dopotopnoe-vremya-13-period-pervij.html
vremennaya-instrukciya-o-poryadke-perevozki-specialnogo-bagazha-federalnih-organov-pravitelstvennoj-svyazi-i-informacii-vozdushnim-transportom-310893-132261.html
vremennaya-instrukciya-o-poryadke-ucheta-i-soderzhaniya-zashitnih-sooruzhenij-grazhdanskoj-oboroni.html
  • knigi.bystrickaya.ru/sergij-radonezhskij-stranica-3.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/realizm-ili-idealizm-chto-luchshe-obyasnyaet-sovremennie-mezhdunarodnie-otnosheniya.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/razrabotka-uroka-v-10-klasse-po-teme-semejnie-cennosti.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/missiya-i-celi-menedzhmenta.html
  • assessments.bystrickaya.ru/dvorec-dozhej-krasilnikova-e-lena-nikolaevna-veneciya.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-chetvertaya-m-m-shornikov-doktor-istoricheskih-nauk.html
  • notebook.bystrickaya.ru/kak-disnej-sdelal-belosnezhku-kak-disnej-stal-hudozhnikom.html
  • bukva.bystrickaya.ru/privatne-zhittya-zhittya-kompan-z-etichnih-poglyadv.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/temi-kursovih-rabot-dlya-studentov-3-kursa-mief-gu-vshe-temi-kursovih-rabot-dlya-studentov-3-kursa.html
  • occupation.bystrickaya.ru/nedelnij-uchebnij-plan-dlya-8b-i-9b-klassov-zakona-rossijskoj-federacii-ot-10-07-1992-g-3266-1-ob-obrazovanii.html
  • turn.bystrickaya.ru/plan-vvedenie-ponyatie-voennogo-iskusstva-kratkaya-istoriya-voennogo-dela.html
  • abstract.bystrickaya.ru/22-cikli-obmena-informaciej-zadacha-eto-nabor-funkcij-vipolnenie-kotorih-trebuetsya-ot-elektronnoj-sistemi.html
  • essay.bystrickaya.ru/bogoslovskogo-v-a-pod-redakciej-usachyova-d-a.html
  • tasks.bystrickaya.ru/10-zoni-i-obekti-specialnogo-ispolzovaniya-zadachi-territorialnogo-planirovaniya-perechen-meropriyatij-po-territorialnomu.html
  • thescience.bystrickaya.ru/institut-menedzhmenta-i-biznesa-dalnevostochnogo-gosudarstvennogo-universiteta-referat.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-literatura-5-klass-paramonova-lyubov-ivanovna-rassmotreno-na-zasedanii-pedagogicheskogo-soveta-protokol-.html
  • college.bystrickaya.ru/14-kosmogoniya-asuri-debiprasad-chattopadhyaya.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/prigovor-imenem-rossijskoj-federacii-stranica-35.html
  • lesson.bystrickaya.ru/sistemi-elektronnogo-dokumentooborota-paket-prikladnih-programm-documentum-chast-5.html
  • tasks.bystrickaya.ru/0-fio-kozirkin-igor-nikolaevich-informaciya-soderzhashayasya-v-nastoyashem-ezhekvartalnom-otchete-podlezhit-raskritiyu.html
  • nauka.bystrickaya.ru/uchebnik-anglijskogo-stranica-17.html
  • grade.bystrickaya.ru/modul-3razrabotka-institucionalnih-mehanizmov-i-programma-dopolnitelnogo-professionalnogo-pedagogicheskogo.html
  • klass.bystrickaya.ru/5-ocenka-effekta-gosudarstvennih-denezhnih-transfertov-na-blagosostoyanie-semej-s-detmi.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/vlast-deneg-rossijskij-centr-obucheniya-izbiratelnim-tehnologiyam-pri-centralnoj-izbiratelnoj-komissii-rossijskoj-federacii.html
  • write.bystrickaya.ru/g-i-shulik-10-iyulya-2012g-soglasovano.html
  • thesis.bystrickaya.ru/prilozheniya-prilozhenie-1-e-i-ivanova-zam-direktora-po-uvr-mou-shkola-6-g-tihvina.html
  • reading.bystrickaya.ru/metodicheskaya-napravlennost-obucheniya-elementarnoj-matematike-studentov-matematicheskih-specialnostej-pedvuza-13-00-02-teoriya-i-metodika-obucheniya-i-vospitaniya-matematika.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/programma-disciplini-upravlenie-it-proektami-cikl.html
  • pisat.bystrickaya.ru/terri-pratchett-stranica-6.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/zhoba-leumettk-maizi-bar-oblisarali-atinastar-bojinsha-zholaushilar-tasimaldarin-zhzege-asirua-bajlanisti-tasimaldaushilardi-shiindarin-subsidiyalau-turali-shart.html
  • shkola.bystrickaya.ru/sovremennij-vengerskij-detektiv-stranica-4.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/rajonnoe-polozhenie-o-11-ezhegodnom-vserossijskom-konkurse-istoricheskih-issledovatelskih-rabot-starsheklassnikov-chelovek-v-istorii-rossii-hh-vek.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/kontrolnaya-rabota-dlya-zaochnikov.html
  • uchit.bystrickaya.ru/stroiteli-urala-stranica-5.html
  • essay.bystrickaya.ru/byulleten-viu-1-36-1998-2011-g-g.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.