Возрастные изменения активного внимания у школьников - Определение. Факторы, влияющие на развитие школьной дезадаптации
.RU

Возрастные изменения активного внимания у школьников - Определение. Факторы, влияющие на развитие школьной дезадаптации


^ Возрастные изменения активного внимания у школьников

Физиологический механизм активного внимания заключается в возникновении в коре больших полушарий очага оптимальной возбудимости с индуцированным торможением по периферии. Очаг оптимальной возбудимости Павлов называл творческим отделом больших полушарий, где идет интенсивная выработка новых условных рефлексов, в отличие от других участков, в которых в это время могут лишь стереотипно осуществляться ранее выработанные рефлексы. Чем выше возбудимость в творческом отделе больших полушарий, тем быстрее вырабатываются в нем новые условные рефлексы, тем быстрее и точнее выполняется умственная работа.

Концентрированность и продолжительность активного внимания зависит от возраста школьников. Чем младше ребенок, тем слабее у него процессы торможения и тем легче иррадиация возбуждения по большим полушариям. Продолжительность активного внимания у школьников:

7-8 лет – 15 минут;

9-10 лет – 20 минут;

11-12 лет – 25 минут;

13-14 лет – 30 минут;

15-16 лет – 40 минут;

у взрослых – 55-60 минут.

При умственной работе, продолжающейся больше времени активного внимания, у школьников сначала ослабевает индуцированное торможение («растормаживаются тормоза»), появляется двигательное беспокойство и снижается точность умственной работы, а затем уменьшается возбудимость в творческом отделе больших полушарий.

Это ведет к замедлению скорости выработки новых условных рефлексов, то есть к снижению скорости умственной работы. Следовательно, в течение урока необходимо несколько раз менять виды умственной работы, чтобы их продолжительность не превышала времени активного внимания у школьников данного возраста.

Чем концентрированнее активное внимание, тем быстрее и точнее выполняется умственная работа.

О концентрации активного внимания можно судить по времени, затраченному на отыскание чисел в таблице. Так, при нахождении чисел от 1 до 25 в таблице (в которой числа расположены в случайном порядке) за 30-45 сек. концентрация активного внимания считается хорошей, за 45-60 сек. – удовлетворительной и свыше 1 мин. – неудовлетворительной.

^ Цель работы: научиться при помощи метода отыскания чисел определять степень концентрированности активного внимания у школьников различного возраста.

Для выполнения работы необходимы 4 таблицы размером 40х40 с числами от 1 до 25 (см. табл.1,2,3,4), секундомер или часы с секундной стрелкой, указка. Работа проводится со школьниками в возрасте 7-8,11-12 и 15-16 лет (по три человека каждой возрастной группы).

Сообщите учащемуся, что ему будут показаны таблицы (их демонстрируют в течение 1-2 сек.), в которых он должен по порядку показать указкой цифры от 1 до 25, громко называя их. Объясните, что сделать это нужно как можно быстрее.

После проверки (правильно ли понял задание испытуемый) начинайте опыт. На расстоянии 70-100 см от глаз школьника покажите таблицу 1, дайте команду: «Начали!» - и заметьте время. Необходимо тщательно следить за правильностью показа чисел. В случае ошибки попросите ученика снова найти нужную цифру. Если он заявляет, что какого-либо числа нет, то экспериментатор говорит, что все числа есть. После числа 25 записывайте время, затраченное на просмотр таблицы 1. Затем предложите таблицу 2. Скажите: «Еще одна таблица. Задача та же». Далее демонстрируйте таблицы 3 и 4.

Вычислите среднее время, затраченное на просмотр одной таблицы, сложите полученные данные и разделите сумму на 4.

Аналогично обследуются все остальные школьники и вычисляется среднее возрастное время для трех возрастных групп (7-8, 11-12, 15-16 лет).

В протокол запишите среднее индивидуальное время, затраченное на просмотр одной таблицы для каждого из 9 школьников, среднее возрастное время для учащихся 7-8, 11-12 и 15-16 лет. Начертите график, на котором по вертикали покажите среднее возрастное время, а по горизонтали – возраст учащихся. Сделайте вывод о возрастных изменениях активного внимания.


Таблица 1 Таблица 3



2

7

13

15

5

11

17

22

20

10

9

23

1

18

8

19

25

16

21

12

4

14

6

24

3

21

6

2

10

24

8

15

12

18

16

4

19

25

14

3

13

17

9

7

20

23

11

1

5

22



Таблица 2 Таблица 4


24

4

17

11

20

6

13

1

2

9

10

18

21

15

23

12

16

14

8

5

22

3

7

25

19

1

22

19

15

24

21

13

9

17

12

3

16

25

14

8

7

18

11

20

4

5

2

23

10

6



Задание № 4. Память



  1. Заполните схему:


Виды памяти





? ? ? ? ? ?


  1. Проведите практическую работу по оценке собственного типа памяти




  1. ^ Какие методы и приемы нужно использовать для формулирования памяти?




vremena-goda-chajkovskogo.html
vremena-goda-stihotvoreniya-shkolnikov.html
vremena-gruppi-continuous-active-stranica-8.html
vremena-sudej-domashnee-zadanie-13-lekciya-1-13-kniga-bitie-13-vremena-patriarhov-dopotopnoe-vremya-13-period-pervij.html
vremennaya-instrukciya-o-poryadke-perevozki-specialnogo-bagazha-federalnih-organov-pravitelstvennoj-svyazi-i-informacii-vozdushnim-transportom-310893-132261.html
vremennaya-instrukciya-o-poryadke-ucheta-i-soderzhaniya-zashitnih-sooruzhenij-grazhdanskoj-oboroni.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/referat-po-ortopedicheskoj-stomatologii.html
  • znanie.bystrickaya.ru/apollion-pravitel-furij-seyatelej-bed-razdorov-i-vojn-imeet-sedmoj-chin-klassifikacii-ada-po-angelskim-chinam-stranica-6.html
  • report.bystrickaya.ru/gosudarstvennaya-programma-forsirovannogo-industrialno-innovacionnogo-razvitiya-respubliki-kazahstan-na-2010-2014-godi.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/a-signal-i-smisl-obshesemiologicheskie-ponyatiya-vvedenie-v-semiologiyu.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tema-uroka-kol-chasov.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/sobyanin-poobeshal-ubrat-migayushuyu-reklamu-obzor-novostej-reklamnogo-rinka-za-28-11-02-12.html
  • essay.bystrickaya.ru/chaste-imperatora-tretyakov-v-t-ulyashov-p-s-utkin-a-i-oformlenie-hudozhnika-a-saukova-shimov-ya-sh-61-avstro-vengerskaya.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/vipusk-ii-vserossijskij-monotematicheskij-sbornik-nauchnih-statej-vipusk-posvyashaetsya-85-letiyu-akademika-gavriila-abramovicha-ilizarova-kazan-sankt-peterburg-2006.html
  • education.bystrickaya.ru/3-nacionalnie-resursi-i-socialno-ekonomicheskij-potencial-ustojchivogo-razvitiya-strani-perehod-strani-k-ustojchivomu-razvitiyu-vo-mnogom-opredelyaetsya-ee-rolyu-i.html
  • essay.bystrickaya.ru/e-g-yasin-uchenij-sekretar-stranica-4.html
  • college.bystrickaya.ru/36komissiya-po-delam-veteranov-i-invalidov-zasedanie-25-marta-2009-g-6-zasedanie-28-maya-2009-g-9.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-1-istochniki-i-ih-izuchenie-n-v-abaev-kandidat-filosofskih-nauk.html
  • predmet.bystrickaya.ru/rukovodstvo-po-samostoyatelnomu-izucheniyu-disciplini-matematika-dlya-specialnostej-130404-podzemnaya-razrabotka-mestorozhdenij-poleznih-iskopaemih.html
  • literature.bystrickaya.ru/chem-zanyati-fiziki-fiziki-prodolzhayut-shutit.html
  • education.bystrickaya.ru/1-cel-disciplini-proekt-programm-disciplin-uchebnogo-plana-po-napravleniyu.html
  • institut.bystrickaya.ru/uchebnaya-programma-syllabus-disciplina-kompyuternie-seti-specialnost-5v070400.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-9-dom-na-bolote.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/zotov-a-f-sovremennaya-zapadnaya-filosofiya-uchebn-stranica-72.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/p-rofil-tehnologiya-izdelij-legkoj-promishlennosti.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/melani-tem-luchshaya-polovina-vampiri-antologiya.html
  • literatura.bystrickaya.ru/rukovodstvo-po-ekspluatacii-ostorozhno.html
  • testyi.bystrickaya.ru/a-k-bajburin-vvedenie-v-etnologiyu.html
  • bukva.bystrickaya.ru/otvetstvennost-za-narushenie-trebovanij-zakonodatelstva-o-poryadke-podgotovki-i-provedeniya-obshego-sobraniya-akcionerov-obshestva.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/kriminalisticheskoe-issledovanie-lichnosti-i-poterpevshego-po-delam-ob-umishlennih-ubijstvah-chast-3.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/elektrosnabzhenie-sadovodstva.html
  • grade.bystrickaya.ru/ocenka-bezopasnosti-metodom-dereva-otkazov-na-primere-truboukladchi.html
  • spur.bystrickaya.ru/marijskij-pedagogicheskij-institut-imeni-nkkrupskoj-g-joshkar-oli-kniga-izdana-v-sootvetstvii-s-postanovleniem.html
  • education.bystrickaya.ru/12-sociologiya-povsednevnosti-v-d-leleko-ppoctpanctvo-povsednevnosti.html
  • predmet.bystrickaya.ru/sinopsis-ili-chto-bilo-ranshe-stranica-12.html
  • klass.bystrickaya.ru/42poryadok-provedeniya-aukciona-dokumentaciya-ob-aukcione-po-provedeniyu-otkritogo-aukciona-na-pravo-zaklyucheniya.html
  • nauka.bystrickaya.ru/voprosi-k-viktorine.html
  • institut.bystrickaya.ru/tablica-2-razmer-i-struktura-tovarnoj-produkcii-spk-ooo-.html
  • predmet.bystrickaya.ru/rok-akademicki-20082009-stranica-10.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/maskelajn-nevil.html
  • books.bystrickaya.ru/chast-vtoraya-dosudebnoe-proizvodstvo-uchebno-metodicheskoe-posobie-penza-izdatelstvo-penzenskogo-gosudarstvennogo.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.