.RU

Возрастные изменения активного внимания у школьников - Определение. Факторы, влияющие на развитие школьной дезадаптации


^ Возрастные изменения активного внимания у школьников

Физиологический механизм активного внимания заключается в возникновении в коре больших полушарий очага оптимальной возбудимости с индуцированным торможением по периферии. Очаг оптимальной возбудимости Павлов называл творческим отделом больших полушарий, где идет интенсивная выработка новых условных рефлексов, в отличие от других участков, в которых в это время могут лишь стереотипно осуществляться ранее выработанные рефлексы. Чем выше возбудимость в творческом отделе больших полушарий, тем быстрее вырабатываются в нем новые условные рефлексы, тем быстрее и точнее выполняется умственная работа.

Концентрированность и продолжительность активного внимания зависит от возраста школьников. Чем младше ребенок, тем слабее у него процессы торможения и тем легче иррадиация возбуждения по большим полушариям. Продолжительность активного внимания у школьников:

7-8 лет – 15 минут;

9-10 лет – 20 минут;

11-12 лет – 25 минут;

13-14 лет – 30 минут;

15-16 лет – 40 минут;

у взрослых – 55-60 минут.

При умственной работе, продолжающейся больше времени активного внимания, у школьников сначала ослабевает индуцированное торможение («растормаживаются тормоза»), появляется двигательное беспокойство и снижается точность умственной работы, а затем уменьшается возбудимость в творческом отделе больших полушарий.

Это ведет к замедлению скорости выработки новых условных рефлексов, то есть к снижению скорости умственной работы. Следовательно, в течение урока необходимо несколько раз менять виды умственной работы, чтобы их продолжительность не превышала времени активного внимания у школьников данного возраста.

Чем концентрированнее активное внимание, тем быстрее и точнее выполняется умственная работа.

О концентрации активного внимания можно судить по времени, затраченному на отыскание чисел в таблице. Так, при нахождении чисел от 1 до 25 в таблице (в которой числа расположены в случайном порядке) за 30-45 сек. концентрация активного внимания считается хорошей, за 45-60 сек. – удовлетворительной и свыше 1 мин. – неудовлетворительной.

^ Цель работы: научиться при помощи метода отыскания чисел определять степень концентрированности активного внимания у школьников различного возраста.

Для выполнения работы необходимы 4 таблицы размером 40х40 с числами от 1 до 25 (см. табл.1,2,3,4), секундомер или часы с секундной стрелкой, указка. Работа проводится со школьниками в возрасте 7-8,11-12 и 15-16 лет (по три человека каждой возрастной группы).

Сообщите учащемуся, что ему будут показаны таблицы (их демонстрируют в течение 1-2 сек.), в которых он должен по порядку показать указкой цифры от 1 до 25, громко называя их. Объясните, что сделать это нужно как можно быстрее.

После проверки (правильно ли понял задание испытуемый) начинайте опыт. На расстоянии 70-100 см от глаз школьника покажите таблицу 1, дайте команду: «Начали!» - и заметьте время. Необходимо тщательно следить за правильностью показа чисел. В случае ошибки попросите ученика снова найти нужную цифру. Если он заявляет, что какого-либо числа нет, то экспериментатор говорит, что все числа есть. После числа 25 записывайте время, затраченное на просмотр таблицы 1. Затем предложите таблицу 2. Скажите: «Еще одна таблица. Задача та же». Далее демонстрируйте таблицы 3 и 4.

Вычислите среднее время, затраченное на просмотр одной таблицы, сложите полученные данные и разделите сумму на 4.

Аналогично обследуются все остальные школьники и вычисляется среднее возрастное время для трех возрастных групп (7-8, 11-12, 15-16 лет).

В протокол запишите среднее индивидуальное время, затраченное на просмотр одной таблицы для каждого из 9 школьников, среднее возрастное время для учащихся 7-8, 11-12 и 15-16 лет. Начертите график, на котором по вертикали покажите среднее возрастное время, а по горизонтали – возраст учащихся. Сделайте вывод о возрастных изменениях активного внимания.


Таблица 1 Таблица 3



2

7

13

15

5

11

17

22

20

10

9

23

1

18

8

19

25

16

21

12

4

14

6

24

3

21

6

2

10

24

8

15

12

18

16

4

19

25

14

3

13

17

9

7

20

23

11

1

5

22



Таблица 2 Таблица 4


24

4

17

11

20

6

13

1

2

9

10

18

21

15

23

12

16

14

8

5

22

3

7

25

19

1

22

19

15

24

21

13

9

17

12

3

16

25

14

8

7

18

11

20

4

5

2

23

10

6



Задание № 4. Память



  1. Заполните схему:


Виды памяти





? ? ? ? ? ?


  1. Проведите практическую работу по оценке собственного типа памяти




  1. ^ Какие методы и приемы нужно использовать для формулирования памяти?




vremena-goda-chajkovskogo.html
vremena-goda-stihotvoreniya-shkolnikov.html
vremena-gruppi-continuous-active-stranica-8.html
vremena-sudej-domashnee-zadanie-13-lekciya-1-13-kniga-bitie-13-vremena-patriarhov-dopotopnoe-vremya-13-period-pervij.html
vremennaya-instrukciya-o-poryadke-perevozki-specialnogo-bagazha-federalnih-organov-pravitelstvennoj-svyazi-i-informacii-vozdushnim-transportom-310893-132261.html
vremennaya-instrukciya-o-poryadke-ucheta-i-soderzhaniya-zashitnih-sooruzhenij-grazhdanskoj-oboroni.html
  • report.bystrickaya.ru/kniga-kak-napisat-genialnij-roman.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-61-rodoslovnaya-semi-krishni-a-ch-bhaktivedanta-svami-prabhupada-krishna-verhovnaya-lichnost-boga-istochnik.html
  • textbook.bystrickaya.ru/hrestomatiya.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/zone-raiders-zakonchit-postrojku-vibrannogo-obekta.html
  • shkola.bystrickaya.ru/obshnost-idej-mora-i-kampanelli.html
  • holiday.bystrickaya.ru/nauchno-issledovatelskaya-rabota-04-07-10-07-2011.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-vi-normirovanie-truda-zakonodatelstva-o-trude.html
  • notebook.bystrickaya.ru/ispolzovanie-narodnoj-skazki-v-processe-formirovaniya-ekspressivnosti-rechi-detej.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/65-proektirovanie-konstrukcii-upakovki-konspekt-lekcij-dlya-studentov-vseh-form-obucheniya-specialnosti-261201.html
  • school.bystrickaya.ru/analiz-proizvodstva.html
  • letter.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-po-laboratornim-rabotam-po-discipline-stranica-4.html
  • klass.bystrickaya.ru/8-avotu-st-rigalv-1011.html
  • literatura.bystrickaya.ru/s-prioritetnim-osushestvleniem-fizicheskogo-napravleniya-razvitiya-vospitannikov.html
  • letter.bystrickaya.ru/nauchnaya-rabota-studentov-i-aspirantov.html
  • desk.bystrickaya.ru/otvetstvennij-za-orgnizacionnie-voprosi-ass-titova-d-yu-pred-sno-najdenkova-n.html
  • university.bystrickaya.ru/ezhekvartalnijotche-t-emitenta-emissionnih-cennih-bumag-stranica-10.html
  • notebook.bystrickaya.ru/harakteristika-razlichnih-tipov-reshetok-uchebno-metodicheskij-kompleks-tyumenskij-gosudarstvennij-universitet-2008.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tema-kutuzov-i-napoleon-v-romane-vojna-i-mir.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tvorchestvo-v-reklame.html
  • write.bystrickaya.ru/eta-kniga-posvyashaetsya-dine-kniga-odinochestva.html
  • spur.bystrickaya.ru/konspekt-otkritogo-uroka-po-predmetu-matematika.html
  • shpora.bystrickaya.ru/zanyatie-4-otnoshenie-k-sebe-samoocenka-razvitie-i-lichnostnij-rost-cennost-moej-i-tvoej-lichnosti.html
  • znanie.bystrickaya.ru/82-podemnie-mashini-i-lebedki-pravila-bezopasnosti-pri-stroitelstve-podzemnih-sooruzhenij-pb-03-428-02-utv.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/postatejnij-kommentarij-k-ugolovnomu-kodeksu-rossijskoj-federacii-stranica-31.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-11-organizaciya-i-soderzhanie-drugih-vidov-rukovodstvo-poorganizaciirabot-i.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/pravila-okazaniya-informacionnoj-podderzhki-hozyajstvuyushim-subektam-respublikanskaya-celevaya-programma-razvitie.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/politicheskie-aspekti-mezhdunarodnogo-sotrudnichestva-v-sfere-ispolzovaniya-chistoj-vodi.html
  • knigi.bystrickaya.ru/reshenie-zadach-transportnogo-tipa-metodom-potencialov-chast-4.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/informacionno-reklamnaya-deyatelnost-vvedenie.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/zadachi-1-opirayas-na-nauchnie-trudi-izvestnih-russkih-lingvistov-opisat-znachenie-fonetiki-lyubogo-yazika-iz-chego-sostoit-moment-eyo-izucheniya-2-sravnit-i-proanalizirovat-principi-orfografii-oboih-yazikov.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/13-perechen-klyuchevih-dejstvij-po-vipolneniyu-meropriyatij-s-planovimi-srokami-ih-vipolneniya.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/veleonov-m-p-gorchakova-sibirskaya-otv-red-spbgieu-d-r-filosof-nauk-prof.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/tvardovskij-a-t-obshaya-harakteristika-tvorchestva.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-2-istoricheskij-obzor-missii-pravoslavnoj-cerkvi-sredi-zaklyuchennih-s-apostolskih-vremen-do-nashih-dnej.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/uvedomlenie-ob-otzive-zayavki-v-a-sazonov.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.