.RU

Возрождение и гуманизм в Европе


Тема: Возрождение и гуманизм в Европе.

Цель: 1) изучить философию гуманизма, 2) научиться определять мировоззренческие установки Раннего нового времени, работать с историческими источниками, анализировать, высказывать свою точку зрения; 3) воспитание гуманных качеств личности, целеустремленности.

Оборудование: карта, портреты, раздаточный материал (тесты, документы)

Понятия: Возрождение, гуманизм, утопия.

На доске:

План:

1Возрождение, основные этапы.

2Гуманизм и гуманисты

3.Писатели гуманисты. Утопии.

Эразм Роттердамский(1469-1536)- голландский богослов и филолог. «Похвала Глупости»

Томас Мор (1478-1535)- английский гуманист, мудрый политик и первый министр короля.«Золотая книга, столь же полезная, как и поучительная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия»

Франсуа Рабле (1494-15530 – французский писатель-гуманист. «Гаргантюа и Пантагрюэль».

Уильям Шекспир(1564-1616)- английский поэт, драматург.

Мигель Сервантес (1547-1616) – испанский писатель.

«Дон Кихот»


Ход урока

  1. Повторение изученного материала.

1.Фронтальная беседа.

- Назовите причины Великих географических открытий.

-Значение ВГО.

-Последствия ВГО?

2. Кроссворд

3. Работа с датами

2.Переход к изучению нового материала.

План:

1Возрождение, основные этапы.

2Гуманизм и гуманисты

3.Писатели гуманисты. Утопии.


  1. Изучение нового материала.

-Каким представляли себе мир люди средневековья? ( по картинке) Что является центром земного мира?


Прочитайте средневековую притчу. Соотнесите сословия общества с животными, которым их уподоблял автор притчи.

Предназначение овец – давать молоко и шерсть, быков – пахать землю, псов – защищать овец и быков от волков. Бог хранит их, коли каждый вид сих животных исполняет свой долг. Так же и сословия учинил он, дабы несли различные службы в этом мире. Он установил одним… молиться за других, чтобы они исполненные доброты, подобно овцам, наставляли людей, питая их молоком проповеди, и внушали им горячую любовь к Богу руном доброго примера. Он установил другим, чтобы они, подобно быкам, обеспечивали жизнь себе и другим. Наконец, третьим установил он, как собакам, проявлять силу в необходимых пределах, как от волков защищая тех, кто молится и пашет землю.

1. Рыцари А. Овцы

2. Духовенство Б. Быки

3. Крестьяне В. Собаки.

-Какие выводы можно сделать на основе этого документа о положении человека в обществе? Кто определял судьбу человека?( в средневековье люди считали, что их судьба зависит от бога. Бог определяет их судьбу, человек должен покорно следовать этому принципу. Отказаться от земных удовольствий ради спасения души)

-^ Какие качества характера ценились в человеке в средневековье? (вера, смирение, доброта, щедрость, терпение)

Большое внимание в средние века уделялось человеческой душе. Она должна быть чистой, красивой. А в античности? 9красоте тела)


^ 1) Возрождение, основные этапы.

В 14-16 веке европейцы перестали считать античную греко-римскую культуру порождением поганых язычников. Все больше образованных людей читают стихи и пьесы античных писателей, в которых воспевается не любовь к богу, а земная любовь мужчины и женщины. Художники и поэты пытались постигнуть приемы, используемые мастерами прошлого. При этом они оставались верующими людьми.


Возрождение-эпоха в развитии европейской культуры (14-16 века), для которой характерно возрождение интереса к человеку, обращение к наследию античности, философии гуманизма. Словарь в учебнике. Запись в словарях, тетрадях.

Эпоха Возрождения (Ренессанс) делится на три периода:

1 Раннее Возрождение (14-15вв)

2 Высокое Возрождение (15-16вв)

3 Позднее Возрождение (17в)

-Почему эпоха Возрождения начинается именно в Италии? ( интенсивное развитие буржуазных отношений, богатые банки, обширные торговые связи способствовали формированию культуры Возрождении, на территории Италии находилось древнее государство Рим, именно здесь сохранились древние книги скульптуры и др. произведения искусства античности).

Данте писал: «Развалины стен Рима заслуживают почитания, и земля на которой стоит город, священнее, чем думают люди.»


  1. ^ Гуманизм и гуманисты.

Философов Возрождения называют гуманистами («гуманус» -человечный). Прочитайте их высказывания. (По цепочке)


«Человек одарен от природы, и если он упорен и смел, то необычайно преуспевает в делах». (Франческо Гвиччарди).

-От чего зависит судьба, счастье человека по мнению Ф. Гвиччарди? ( от его желания преуспевать в делах, упорства)

«Я ставлю тебя в центре мира, чтобы оттуда тебе удобнее обозревать все, что есть в мире. Я сделал тебя ни небесным, ни земным, ни смертным, ни бессмертным, чтобы ты сам, свободный и славный мастер, сформировал себя в образе, который ты предпочитаешь» (Пико дела Мирандола)

- Какого место человека в мире, по мнению Мирандолы? (в центре мира, способный сам формировать себя, свою судьбу)


«Люди не только будут обладать знанием всех вещей, но и станут почти всемогущими» (Бернардино Толезио)

-Как вы думаете, благодаря чему человек станет всемогущим?


Себастьян Брант «Корабль дураков» (отрывок)

«Душеспасительные книжки Не тщись быть мудрым, знай одно:

Пекут у нас теперь в излишке, Признавший сам себя глупцом

Но, несмотря на их число, Считаться в праве мудрецом,

Не уменьшилось в людях зло: А кто твердит, что он мудрец,

Писанья эти ничему Тот именно и есть глупец.

Теперь не учат! В ночь и в тьму Стремиться надо, как известно,

Мир погружен, отвергнут Богом, - Жить добродетельно и честно

Кишат глупцы по всем дорогам. И, чтобы быть всегда в чести,

Жить дураками им не стыдно, Благоразумие блюсти».

но узнанными быть обидно.

- В чем состоит, с точки зрения гуманиста Бранта, цель жизни человека? (стать мудрым, жить честно)

Насколько важно для человека познавать мир?


- Изменила ли философия гуманизма взгляд европейцев на человека и его место в мире?

-Каковы главные цели в жизни человека по мнению гуманистов?

Вывод.:

Гуманисты – сторонники не божественного, а светского взгляда на мир. Они мечтали об обществе, в котором люди смогут освободиться от предрассудков Средневековья, в котором они будут стремиться к счастью, используя все свои силы и способности.


Запись в тетрадь Гуманизм - философское учение, направление в живописи и литературе, которое осуждает пороки средневекового общества, возрождает веру в человека и его разум, объявляет душу и тело одинаково прекрасными.

Итальянские гуманисты открывали мир классической древности, разыскивали в забытых книгохранилищах творения древних авторов и кровопролитным трудом очищали их от искажений, внесенных средневековыми монахами.


-Какие строчки из высказываний вам кажутся актуальными? Что можно взять за правило сегодня?

- Гуманизм и гуманный – родственные слова. Гуманный в переводе означает человечный. Какими качествами должен обладать гуманный человек?

3. Писатели гуманисты. Утопии.

Величие и свобода античных героев, полководцев, ученых писателей порождала у людей эпохи Возрождения желание быть похожими на них. Вместо средневековых сочинений подразумевавших ничтожность людей перед Богом, люди начинают читать новые сочинения, в которых больше не противопоставляли «чистую душу» и «грешное тело». Весь человек прекрасный и телом, и душой считался теперь лучшим божьим творением, способным мечтать и стремиться к счастью.


Задание: Прослушайте сообщения и ответьте на вопрос: Какие недостатки высмеивали в человеке гуманисты?


Сообщения:

  1. ^ Эразм Роттердамский(1469-1536)- голландский богослов и филолог. «Похвала Глупости»


Будучи выдающимся знатоком латыни, Эразм Роттердамский комментировал сочинения древних христианских писателей, показывая, как позднейшие невежественные толкования извратили их подлинный смысл; составил сборник греческих и латинских поговорок, давая возможность читателю проникнуть в мир подлинно высокой античной культуры. Еще в юности зарабатывая на жизнь частными уроками, он составил что-то вроде наставления для своих учеников, в котором учил их красиво и изящно выражать свои мысли. Позднее сборник был опубликован под названием «Разговоры запросто». Однако самым знаменитым творение Э. Роттердамского стала книга, написанная им всего за несколько дней и посвященная другу и гуманисту Томасу мору. Эта книга имеет выразительное название «Похвала Глупости»: главная героиня госпожа глупость, одетая в мантию ученного, произносит хвалебную речь самой себе. Выступая перед многолюдным собранием, Глупость убеждает слушателей, что именно она способствует движению мира, ибо «божественная сила» Глупости простирается так широко, что в служении ей объединяется весь мир. Вполне серьезно она утверждает, что «в этой жизни лишь тот, кто одержим глупостью может именоваться человеком».

-Какие недостатки высмеивает э. Роттердаский? (Глупость)

В эпоху Возрождения стала высоко цениться образованность. Состоятельные люди приглашали ученных, знающих греческий язык, чтобы дать образование своим детям. «Знания доставляют разуму столько приятного и утешительного, как ничто другое, а наука дает сознание того, что ты человек, а не животное».


  1. Томас Мор (1478-1535)- английский гуманист, мудрый политик и первый министр короля.«Золотая книга, столь же полезная, как и поучительная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия»

Утопия –место которого нет.

Томас мор учился в Оксфордском университете, знал несколько языков, увлекался историей, философией, литературой. В начале 16 века он написал и опубликовал «золотую книгу, столь же полезную ,как и приятную, о наилучшем устройстве государства и о новом острове утопия».

Работа с историческим источником.

- Что по мнению Т. Мора является не справедливым в обществе?

- Как Т. Мор предлагал изменить общество?

Во второй части книги повествуется о замечательно устроенной жизни людей на острове утопия. Установлена коллективная собственность- имущество и земля принадлежат всем. В обществе царит порядок, преступления крайне редки. Нет ни бедных, ни богатых, а все необходимое островитяне получают бесплатно из специальных хранилищ. Жители острова не завидуют друг другу и один раз в 10 лет они производят между собой обмен всего, чем владеют.

Автор описал идеальное государство. Однако как воплотить мечту в реальность он не знал.

А вы какое государство могли бы считать справедливым? Возможно ли его создать?

С тех пор утопиями называли произведения, описывающие справедливое, но несбыточное общество будущего.

^ 3. Франсуа Рабле (1494-1553) – французский писатель-гуманист. «Гаргантюа и Пантагрюэль»

Герои повествования – мудрые короли –великаны, которые встречаются в народных легендах и сказках. С юмором описывает Рабле их жизнь, веселые пиры, во время которых под шутки и смех поглощается немыслимое количество еды. Но герои живут в очень неспокойном мире, правители которого годны только на то, чтобы делать зло своим подданным и ради своего удовольствия возмущать мир войнами. Рядом с великанами появляются на страницах романа герои вполне обычного роста: брат Жан Сокрушитель, заступник притесняемых, и пройдоха Панург, воплощение здравого смысла простого народа. Роман возрождал старинные традиции народных представлений, во время которых шуты веселили народ и высмеивали тупость, уродство и ханжество власть имущих.

-Какие недостатки высмеивал автор? (Тупость, ханжество власть имущих.)


^ 4. Уильям Шекспир(1564-1616)- английский поэт, драматург.

«Ромео и Джульетта», «Гамлет», «Отелло», «Король лир», «Ричард III» и др.

Шекспир был влюблен в театр, выступал как актер, сочинял пьесы. Окружающий мир воспринимал как сцену, а людей как актеров. Он свято верил в то, что театр должен стать для современников настоящей школой, которая научит их не сгибаться под ударами судьбы, презирать предательство и лицемерие, противостоять подлости. В произведениях Шекспира много прекрасных, мудрых и гордых людей. Герои любят и страдают, совершают ошибки, разочаровываются, борются за свое счастье и чаще всего в этой борьбе проигрывают.

Разыгрывается сцена 2 (Сад Капуллети) из «Ромео и Джульетты»


Ромео и Джульетта выросли и живут в обстановке вековой вражды их семейств. Монтеки и Капулетти уже забыли с чего началась между ними вражда, но они фанатично воюют друг с другом и вся жизнь города-государства Вероны проходит под знаком бесчеловечной розни. Главные принципы в общественной жизни по мнению Шекспира это прекращение феодальных раздоров, мир и порядок в государстве. В средние века было принято находить жениха или невесту своим детям из практического расчета. Джульетта пытается сопротивляться выбору отца. Утверждение любви как основы семейной жизни – такова нравственная идея, утверждаемая Шекспиром.

^ 5. Мигель Сервантес (1547-1616) – испанский писатель.

«Дон Кихот»

Сервантес происходил из семьи обедневшего дворянина, получил университетское образование и поступил на военную службу. В морском сражении он теряет руку, а по дороге домой он попадает к разбойникам и 5 лет томится в плену в Алжире. За огромную сумму семье удается выкупить его и вернуть на родину. Здесь начинается самый важный период в его жизни: он становится писателем. «Дон Кихот был задуман автором как пародия на средневековый рыцарский роман. Высоченный, тощий рыцарь Печального образа, взгромоздившись на полуживую клячу, надев старые помятые доспехи и шлем с картонным забралом, отправляется странствовать. Всякая несправедливость вокруг: жадный хозяин, который не плати жалованье батраку, страдания каторжников, осужденных жестоким судом, -вызывает его благородное негодование. Как истинный рыцарь, дон Кихот защищает обиженных, потому что ради свободы.. как ради чести, можно и должно рисковать жизнью».

4 Закрепление

- Какое направление культуры и искусства господствовало в Европе в XV – XVII вв.?

-Кто такие гуманисты?

- Какие недостатки средневековья высмеивали писатели-гуманисты?

- Актуальны ли взгляды гуманистов сегодня?

-Как вы думаете почему в эпоху гуманизма появляются первые утопии?(внимание к человеку заставляло задумать и возможность совершенствования «земного» политического и социального устройства.)

5 Домашнее задание

1.Напишите сочинение эссе от имени гуманиста 16-17 вв. на тему «Моя Утопия».

2. Сообщения:

Леонардо да Винчи

Микельанджело Буанарроти

Рафаэль Санти

3. Тетрадь на печатной основе с. 11-12.


Приложение

№1

Прочитайте средневековую притчу. Соотнесите сословия общества с животными, которым их уподоблял автор притчи.

Предназначение овец – давать молоко и шерсть, быков – пахать землю, псов – защищать овец и быков от волков. Бог хранит их, коли каждый вид сих животных исполняет свой долг. Так же и сословия учинил он, дабы несли различные службы в этом мире. Он установил одним… молиться за других, чтобы они исполненные доброты, подобно овцам, наставляли людей, питая их молоком проповеди, и внушали им горячую любовь к Богу руном доброго примера. Он установил другим, чтобы они, подобно быкам, обеспечивали жизнь себе и другим. Наконец, третьим установил он, как собакам, проявлять силу в необходимых пределах, как от волков защищая тех, кто молится и пашет землю.

1. Рыцари А. Овцы

2. Духовенство Б. Быки

3. Крестьяне В. Собаки.

-Какие выводы можно сделать на основе этого документа о положении человека в обществе


№2


Прочитайте высказывания.


«Человек одарен от природы, и если он упорен и смел, то необычайно преуспевает в делах». (Франческо Гвиччарди).

-^ От чего зависит судьба, счастье человека по мнению Ф. Гвиччарди?


«Я ставлю тебя в центре мира, чтобы оттуда тебе удобнее обозревать все, что есть в мире. Я сделал тебя ни небесным, ни земным, ни смертным, ни бессмертным, чтобы ты сам, свободный и славный мастер, сформировал себя в образе, который ты предпочитаешь» (Пико дела Мирандола)

- Какого место человека в мире по мнению Мирандолы?


«Люди не только будут обладать знанием всех вещей, но и станут почти всемогущими» (Бернардино Толезио)

-Как вы думаете благодаря чему человек станет всемогущим?


Себастьян Брант «Корабль дураков» (отрывок)

«Душеспасительные книжки Не тщись быть мудрым, знай одно:

Пекут у нас теперь в излишке, Признавший сам себя глупцом

Но, несмотря на их число, Считаться в праве мудрецом,

Не уменьшилось в людях зло: А кто твердит, что он мудрец,

Писанья эти ничему Тот именно и есть глупец.

Теперь не учат! В ночь и в тьму Стремиться надо, как известно,

Мир погружен, отвергнут Богом, - Жить добродетельно и честно

Кишат глупцы по всем дорогам. И, чтобы быть всегда в чести,

Жить дураками им не стыдно, Благоразумие блюсти».

но узнанными быть обидно.

- В чем состоит, с точки зрения гуманиста Бранта, цель жизни человека? Насколько важно для человека познавать мир?


- Изменила ли философия гуманизма взгляд европейцев на человека и его место в мире?

-Каковы главные цели в жизни человека ?


Урок истории «Возрождение и гуманизм в Европе» был проведен в 7 а классе. Урок является частью темы эпоха Возрождения. На уроке прослеживается четкость поставленной цели, задания соответствовали возрастным и психологическим особенностям учащихся. Была обеспечена комплексность образовательных, развивающих и воспитывающих задач. Выделена актуальность темы.

Тип урока: изучение нового материала. Небольшое повторение изученного материала являлось переходом к изучению новой темы. Работа с историческими источниками, проблемные задания, подготовка сообщений позволила учащимся активно включиться в работу и решить поставленные задачи. Самым ярким моментом являлось разыгрывание сцены из произведения У.Шекспира «Ромео и Джульетта». Сочетание использования на уроке словесных, наглядных, практических методов и метода персонификации способствовало развитию самостоятельности мышления, исследовательских умений, творческого подхода к изучению темы. Учащиеся обладают умением выделять главное, аргументировать, высказывать свою точку зрения, приводить примеры.

Широко использовались межпредметные связи (история и география, история и МХК, история и литература).

Выбранные формы и методы соответствовали содержанию отобранного материала. Все поставленные цели и задачи были достигнуты.

vremya-otnimat-podarki-novie-izvestiya-gulyutin-andrej-09062005-101-str-1.html
vremya-pervij-kanal-29122011-2100-teleprogramma-vremya-pervij-kanal-29122011.html
vremya-predatelej-eduard-samojlovhttp-gidepark-ru-user-50458370-article-136934-stranica-22.html
vremya-proslavleniya-knyazya-vladimira-literatura-periodizaciya-4.html
vremya-provedeniya-21-24-avgusta-2004-g-orgvoprosi-kigrokam-predyavlyayutsya-sleduyushie-trebovaniya.html
vremya-provedeniya-s-09-po-16-sentyabrya-2011-g-mesto-provedeniya.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/osnovi-filosofii-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-specialnost-111801-veterinariya-profil-podgotovki-specializacii.html
  • uchit.bystrickaya.ru/standart-otrasli-izdaniya-termini-i-opredeleniya-ost-29-130-97-stranica-2.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/programma-sedmaya-nauchno-prakticheskaya-konferenciya-problemi-sovershenstvovaniya-byudzhetnoj-politiki-regionov-i-municipalitetov-konferenciya-provoditsya-pri-finansovoj-podderzhke.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskie-materiali-po-discipline-istoriya-gosudarstva-i-prava-zarubezhnih-stran-dlya-studentov-dnevnogo-otdeleniya.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/zakonami-dvizheniya-materii-ot-prostogo-k-slozhnomu-v-istmate-teoriya-stranica-42.html
  • essay.bystrickaya.ru/belosludcevoj-v-n-tezisi.html
  • tests.bystrickaya.ru/metodi-proverki-kontekstnih-uslovij-i-poiska-uchastkov-ekonomii-v-preobrazovatele-programm.html
  • student.bystrickaya.ru/3-soderzhanie-kursa-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-stilistika-i-literaturnoe-redaktirovanie-specialnosti.html
  • student.bystrickaya.ru/1-lekciya-etot-cikl-lekcij-budet-kasatsya-voprosov-iz-oblasti-duhovnovedeniya-imeyushih-glubokoe-znachenie-iz-razlichnih-soobshenij-davaemih-za-vse-eto-vremya-kak-horosho-izvestno-stranica-8.html
  • report.bystrickaya.ru/informatika-ch2-781-75-voprosov-290-rublej-ishite-testi-ne-tolko-po-nazvaniyam-no-i-po-soderzhaniyu-ishite.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-8-gde-to-na-blizhnem-vostoke-rim-den-shestoj-ee-velichie-silu-i-slavu-i-krasotu-komu-to-eti-voprosi.html
  • tasks.bystrickaya.ru/24-proverochnie-ispitaniya-uchebnoe-posobie-po-ustnomu-i-pismennomu-perevodu-dlya-perevodchikov-i-prepodavatelej.html
  • esse.bystrickaya.ru/programma-proizvodstvennoj-praktiki-vtoraya-chast-dlya-visshih-uchebnih-zavedenij-po-specialnosti-100201-turizm-dlya-studentov-4-go-kursa.html
  • spur.bystrickaya.ru/kompleksnaya-ocenka-innovacionnoj-deyatelnosti-vuza-teoreticheskie-i-metodicheskie-aspekti.html
  • write.bystrickaya.ru/fio-pedagoga-publichnij-doklad-mou-sosh-1-p-b-isakovo.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/standart-organizacii-oao-rao-ees-rossii-oao-rao-ees-rossii-2008-g.html
  • nauka.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-linejnaya-algebra-dlya-specialnosti-stranica-4.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/klassifikaciya-izobretenij-i-ntp-chast-3.html
  • shkola.bystrickaya.ru/praktikum-po-geshtaltterapii-peterburg-stranica-23.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/uchebnoj-disciplini-modulya-naimenovanie-disciplini-modulya-osnovi-teorii-teksta-i-diskursa-rekomenduetsya-dlya-napravleniya-podgotovki.html
  • esse.bystrickaya.ru/realizaciya-principa-ustnosti-problemi-nadzora-v-grazhdanskom-i-arbitrazhnom-processe-v-svete-pravovih-pozicij-evropejskogo.html
  • institut.bystrickaya.ru/trenirovka-pamyati-vazhnij-faktor-koncepciya-professionalno-tvorcheskoj-podgotovki-pedagoga-nachalnogo-obrazovaniya.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tema-dezinfekciya-i-sterilizaciya-uchebnoe-posobie-dlya-studentov.html
  • shkola.bystrickaya.ru/sozdanie-i-obrabotka-izobrazhenij-s-pomoshyu-graficheskogo-redaktora-rastrovoj-grafiki-adobe-photoshop.html
  • esse.bystrickaya.ru/razdel-1-ponyatie-i-struktura-tehnologij-v-socialnoj-rabote-s-departament-socialnoj-zashiti-naseleniya-hanti-mansijskogo.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/russkie-pisateli12-chasov-tema-urokaetap-proektnoj-ili-issledovatelskoj-deyatelnosti.html
  • desk.bystrickaya.ru/optimalnij-kompleks-gidrogeologicheskih-i-geoekologicheskih-issledovanij-mestorozhdenij-metallov-v-korah-vivetrivaniya-primen-itelno-k-otrabotke-ih-sposobom-podzemnogo-vishelach-ivaniya.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tema-organizaciya-operativnoj-deyatelnosti-sluzhbi-deloproizvodstva.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-114-angeli-i-demoni-den-braun-perevod-s-anglijskogo-g-kosova-ocr-wlad-i-denis-anons.html
  • studies.bystrickaya.ru/4-j-shag-proverit-vtoroe-zadanie-vistavit-otmetku-na-polyah-raboti-i-tak-zhe-perenesti-eyo-v-tablicu-umenij.html
  • holiday.bystrickaya.ru/naimenovanie-meropriyatij-obshaya-harakteristika-obsheobrazovatelnogo-uchrezhdeniya.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/kak-vi-ocenivaete-dolgosrochnie-perspektivi-razvitiya-rinka-aton.html
  • lecture.bystrickaya.ru/83-proverka-ustojchivosti-stenok-i-poyasnih-listov-obshie-pravila-proektirovaniya-stalnih-konstrukcij.html
  • essay.bystrickaya.ru/data-pervoj-oficialnoj-publikacii-2marta-2012g.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/fashizm-ne-nacional-socializm-gosudarstvennoe-uchrezhdenie.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.