Возверзи на Господа печаль твою (Пс. 54,23)
.RU

Возверзи на Господа печаль твою (Пс. 54,23)


Возверзи на Господа печаль твою (Пс.54,23).

Блаженной памяти схиархимандрита Феодосия посвящается.

Печатается по благословению Преосвященнейшего Иова, епископа Каширского, управляющего Патриаршьими приходами в Канаде.

Возлюбленные о Господе братья и сестры!
Вашему вниманию предлагается второе, исправленное и дополненное издание книги о Почаевском старце – схиархимандрите Феодосии, более известном под монашеским именем как отец Ахила. Наш скромный труд является плодом любви о Господе духовных чад старца, приложивших много усилий по сбору материалов и воспоминаний, на основании которых и было составлено данное жизнеописание. Собирая и систематизируя эти материалы, мы руководствовались словами святого апостола Павла, отмечавшего необходимость почитания духовных наставников, как живых, так и перешедших в иной мир: «Братия, поминайте наставники ваша, иже глаголаше вам слово Божие: ихже взирающе на скончание жительства, подражайте вере их» (Евр. 13, 7-8).
Выражая глубокую признательность всем, кто оказал помощь в издании книги, хочется прежде всего отметить сугубое значение поддержки Преосвященнейшего Иова, епископа Каширского, управляющего Патриаршьими приходами в Канаде. Владыка Иов вырос в семье священнослужителя в непосредственной близости от Почаевской обители и с раннего детства был близко знаком с отцом Ахилой. Неоднократно бывая в Лавре во время богослужений, прикладываясь к Чудотворной иконе, он встречался со старцем, видел его подвижническую жизнь, испрашивал совета в различных жизненных обстоятельствах. Чада старца благодарны владыке за внимание, которое он проявил к изданию книги, лично пересмотрев допечатные материалы и дав свое архипастырское благословение на их издание.
Жизнь Почаевского старца схиархмандрита Феодосия (Орлова) является основной нитью, соединяющей различные исторические события, эпохи, времена, обретающие конкретное воплощение в воспоминаниях тех, кому он был дорог. В связи с актуальностью проблематики и повсеместной любовью, которой был окружен старец, книга вызвала широкий интерес. Люди, которым посчастливилось знать батюшку в его земной жизни, стали делиться воспоминаниями, в результате чего появились новые биографические материалы, позволившие уточнить ряд сведений о жизни и духовных трудах схиархимандрита Феодосия. Установилась обратная связь с читателями, не оставшимися равнодушными к нашему скромному труду, что позволило изучить критические замечания и уточнения, помогло исправить неточности и дополнить содержание новыми свидетельствами из жизни старца Феодосия и многих современных ему подвижников благочестия. Мы искренне благодарны всем, кто, поделившись воспоминаниями, по праву может считаться соавтором, и надеемся, что в новом издании книга стала более интересной.
Следует отметить, однако, что содержание публикации, существенно расширившись, переросло рамки повествования о старце Феодосии. В настоящем издании читатели имеют возможность ознакомиться с живыми, хотя и краткими воспоминаниями о Глинских, Киевских, Кавказских, Почаевских старцах, пережитой ими трудной и прекрасной исповеднической эпохе, исполненной православным духом подвижничества и старчества, который они донесли до наших времен, осмыслить их духовные воззрения на современную нам действительность.
В ходе работы над книгой мы постоянно ощущали силу молитвенного предстательства схиархимандрита Феодосия, которая была настолько очевидной, что не позволяла никаким сомнениям смущать нас. В нужный момент Господь по его святым молитвам посылал все необходимое: сведения и людей, с помощью которых и удалось воплотить творческий замысел, состоявший в запечатлении памяти о духовном отце. Низкий поклон ему за это.
Приглашаем к сотрудничеству всех, кто захочет поделиться воспоминаниями о старце либо свидетельствами о помощи, оказанной им страждущим. Каждое такое свидетельство имеет безусловную значимость, ибо одно и то же событие, освещенное несколькими лицами, обретает полноту и ясность, подтверждает достоверность изложенного ранее. Устами двух или трех свидетелей подтверждается всякое слово (Мф.18, 16). Если эти воспоминания, собранные с любовью и признательностью к приснопамятному старцу, вызовут интерес и стремление подражать его благочестивой жизни, мы будем считать свою задачу реализованной.
Письма просим направлять по адресу:
03069 г. Киев-69
ул. Луганская 16
Лазаренко Татьяне Александровне

^ ВРЕМЯ И ВЕЧНОСТЬ
Вместо предисловия
В предстоянье Господу великом,
Призраков полуночных поправ,
Ты восстал во всеоружии молитвы,
В невечернем свете воссияв.
Пусть к твоей могилке притекает
Каждый, кто душею наг и сир,
Авва Феодосий,
дивный старец,
Приоткрой нам двери в горний мир!
Есть особые избранники Божии, которым выпадает высокая участь стать живыми светильниками, озаряющими людям путь к Небу и укрепляющими их в скорбях.
Первая и главная заповедь Творца гласит: “Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всей душею твоею, и всем разумением твоим” (Мк.12,30). Вторая заповедь требует, помимо Богопочитания, самоотверженного служения окружающим нас людям: «Возлюби ближнего своего, как самого себя» (Мк.2,31), ибо мы не можем любить не видимого и не познанного нами Бога, не любя ближних, которых знаем и видим. Таким образом, теснейшая взаимосвязь первой и второй заповедей очевидна, а любовь к Богу и ближнему является условием исполнения практически всех обязанностей творения по отношению к своему Творцу и важнейшей предпосылкой жизни с Христом и во Христе.
Почаевский старец, схиархимандрит Феодосий, достиг в земной жизни заповеданный Господом дар Божественной любви, которая «долготерпит, милосердствует, не завидует, не превозносится, не гордится, не безчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине, все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит (1 Кор. 13, 4-7). Его жизнь и блаженная кончина, явившиеся воплощением этой всепоглощающей любви, - яркий пример безкорыстного служения Господу нашему Иисусу Христу, дивному во святых Своих. Уходя в лучший мир, в утешение своим скорбящим чадам он оставил обетование непрестанно молиться за них. Благодарная память о старце, сумевшем стяжать и приумножить щедрые Божии дары, живет в сердцах всех, кто знал и любил его, исполняя их уверенностью и надеждой. В трудные минуты, когда враг особенно яростно искушает их, они, помня обещание духовника, спешат к нему на могилку или мысленно призывают дорогое имя, и по вере своей обретают утешение в скорби через благодатную помощь почившего в Бозе подвижника. Здесь, на святой Почаевской земле, прославленной чудотворной иконой и цельбоносной стопой Владычицы, где в подвиге поста и молитвы просиял великий столп Православия преподобный Иов, а спустя три столетия – преподобные Кукша и Амфилохий, на духовном небосклоне взошла светозарная звезда старчества. Схиархимандрит Прохор, архимандрит Апеллий, схиархимандрит Димитрий – вот далеко не полный перечень имен, близких сердцам прихожан святой обители и многочисленных паломников, посещающих ее. Схиархимандрит Феодосий – один из этого славного сонма.
Удивительна тайна обожения, явления, осмыслить которое нашему обыденному сознанию непросто. Старчество как проявление Божией милости к падшему человеку, нуждающемуся в мудрых наставниках и неусыпных молитвенниках, является достоянием истинной Церкви, составляет Ее надмирность и славу. По мере своих немощных сил, призвав на помощь благодать Духа Святого, попытаемся заглянуть за грани неведомого, дабы приоткрылась нам тайна домостроительства Божия, утвержденного на людях высокой духовной жизни, как на неких живых камнях (1 Петр.2, 5). По нашему глубокому убеждению, высокие духовно-нравственные основы, заложенные подвижниками благочестия последнего времени, в числе которых схиархимандрит Феодосий занимает достойное место, могут противостоять растущему в мире злу, способствуя формированию православного мировоззрения людей. Обращение к ним вселяет в сердца любовь и надежду на милость Божию, позволяет обрести смысл жизни, спасительный страх Божий, который способен удержать на краю пропасти, уберечь от порока и приучить жить добродетельно. Вера Христова озаряет жизнь и придает ей новые, истинные смыслы, ниспосылает в молитве и Таинствах благодатные силы, “яже к животу и благочестию” (2 Петр. 1. 3), помогающие в борьбе с различными искушениями и грехами. Мы надеемся, что жизненный подвиг старца укрепит многих колеблющихся, а некоторых заблудших и обратит в веру Православную.
Несмотря на огромный интерес к такому уникальному явлению как старчество, жития многих подвижников благочестия все еще остаются малоизвестными. Мы взяли на себя смелость отчасти восполнить этот пробел, предложив вниманию читателей воспоминания об отце Ахиле (под этим именем духовные чада и братия Лавры знали схиархимандрита Феодосия на протяжении многих лет). Хотелось бы подчеркнуть, что отец Феодосий, по молитвам которого его чадам открывалась святая и непреложная Божественная воля, был орудием в руках Господа и стяжал свои дары аскетическими подвигами, молитвенными трудами, жертвенной любовью к Богу и к людям. В этом, а не в чудесах заключается высочайший смысл его самоотверженного служения. По словам архиепископа Мефодия (Герасимова), исследовавшего различного рода чудесные явления, “великий и святой Бог не может посылать знамения ради праздного любопытства, чтобы удивить только людей, а посылает их для какой-либо спасительной цели”. Не желая подменять правдивое изображение жизни подвижника, исполненной невидимого миру труда покаяния и внутренней борьбы, «православными чудесами ХХ века», повествующими о «целителе», «прозорливце», «пророке», обретшем благодатные Дары сверхъестественным, непостижимым образом, мы стремились бережно относиться к фактической стороне предоставленных нам свидетельств, ничего не изменяя и не добавляя от себя. В этом и не было необходимости: пройдя через все ужасы преследований за Веру, наш старец, как и многие представители его поколения, остался до конца верным исповеданию Истины, жизнью и смертью воплощая слова Евангелия: “Так да просветится свет ваш пред людьми, чтобы видели ваши добрые дела и прославили Отца вашего, Который на небесах” (Мф.5, 16).
ГЛАВА 1

«Принеси Богу юность свою» (Плач Иеремии, 3,27-28).
Детские, юношеские и зрелые годы жизни схиархимандрита Феодосия.
Звезда зажглась. Упал на землю снег,
И русла рек сковал прозрачный лед.
Вновь в мире воплотился человек.
Каким путем он по земле пройдет?
Какой судьбой его одарит Бог?
Какие он осилит рубежи?
Кто на ладони удержать бы смог
Песчинку Вечности, что называют Жизнь?
В силу того, что настоящие подвиги совершаются тайно, мы мало знаем о жизни старцев до их вступления на путь крестоношения. И поскольку духовность во все времена была наитеснейшим образом связана с крестоношением, судьба схиархимандрита Феодосия, который о домонастырском периоде жизни говорил мало и неохотно, не является исключением. Скудные сведения, которыми мы располагаем, почерпнуты преимущественным образом из свидетельств людей, знавших лишь ту часть его земной жизни, которую Господь изволил открыть. Очевидно, так и должно быть, ибо получив в постриге новое имя, монах навсегда отделяет себя от прежней жизни и погребает для мира. И все-таки для нас важно по мере возможностей, по крупицам собрав материал, проследить этот путь, чтобы, соприкоснувшись с ним, хотя бы отчасти понять, как же становятся подвижниками благочестия обыкновенные люди, - такие же, как мы с вами…
О своей жизни до сорока лет, не считая ее достойной внимания, старец хранил молчание, чрезвычайно редко делая исключения для близких чад лишь в тех случаях, когда рассказ его мог послужить вразумлению слушающих. Уважая это пожелание возлюбленного батюшки, не будем и мы пытаться исследовать то, что сам он пожелал сокрыть от любопытных глаз.
Обратимся к архивным данным. Крестьянское семейство Орловых, имевшее самостоятельное земледельческое хозяйство, отмечено в посемейном именном списке на январь 1910 года под №109 со ссылкой на свидетельство Танцырейского волостного управления Новохоперского уезда Воронежской губернии. В записи указано место проживания семейства: село Кадниковское Шелаболинской Заимке Касмолинской волости, Барнаульского уезда Томской губернии, а также его состав: «Орлов Макар Ефимов 47 лет; жена, Матрена Никифорова, 37 лет; сыновья - Павел, 12 лет; Ефим, 10 лет; Иван 8 лет и Александр 3-х лет».
Скупые строки сохранившихся документов свидетельствуют о том, что родился схиархимандрит Феодосий (Александр Макарович Орлов) 17 марта 1906 года, в день памяти Алексия, человека Божия. В крещении, совершенном в церкви священником Алипием Введенским, младенец был наречен Александром в честь святого благоверного князя Александра Невского, обретя на Небесах предстателя, славного воинской доблестью и христианским благочестием. Имя Алипия Введенского встречается и в свидетельствах о крещении старших братьев Александра. Сам отец Феодосий в автобиографии называл более позднюю дату рождения: 14 ноября 1907 года, располагая неточными данными либо же просто не придавая особого значения факту своего явления на свет Божий.
Жизнь старца вместила целую эпоху. Он родился на заре века, венчающего тысячелетие, и почил в начале следующего, стал современником Октябрьского переворота и наступивших после него смутных времен; героического военного лихолетия; «хрущевской оттепели» и новых репрессий по отношению к Церкви; так называемой перестройки и периода относительной стабильности, дожил до возрождения Православия, сопровождаемого скрытым богоборчеством. Он был из тех, кто, по словам Апостола, мужественно претерпел гонения за веру: «Камением побиени быша, претрени быша, искушени быша, убийством меча умроша: проидоша в милотех, и в козьих шкурах, лишени, скорбяше, озлоблени: ихже не бе достоин весь мир, в пустынях скитающиеся, и в горах, и в вертепах, и в пропастех земных» (Евр.11, 37-38).
Через все испытания пронес он неповрежденную простоту и детскую непосредственность, истоки которых вытекали из начатков семейного воспитания. Одаренный от природы, он с детства вел здоровый крестьянский образ жизни и всегда хранил трогательную любовь и благодарность к отцу и матери, неукоснительно выполняя заповедь: «Чти отца своего и матерь свою, и да благо тебе будет, и да продлятся дни твои» (Исх. 20, 13), которая исполнилась на нем буквально. Господь, на радость многочисленным чадам, благословил его долгоденствием - схиархимандрит Феодосий отошел ко Господу 20 июня 2003 года на 97-м году жизни, прожив без малого столетие.
Из воспоминаний известно, что старец глубоко почитал родителей и заботился о спасении их душ, усердно молясь о здравии, пока они были живы, а по завершении их земной жизни отдал им последнюю дань, похоронив по-христиански. До конца дней, совершая проскомидию, отец Феодосий поминал мать, отца и ближайших сродников, сохранив благодарность и любовь к тем, кто вырастил и воспитал его, а в беседах с духовными чадами неоднократно напоминал им об обязанностях детей перед родителями. Обличая грехи приходящих к нему людей, жаждущих помощи от Господа, он давал им наставление неуклонно ходить в заповедях, любить Бога, ближних и никогда не забывать о сыновнем долге. Даже в преклонные лета он помнил день и число кончины родителей. По свидетельству близких ему людей, задав однажды вопрос, какое сегодня число и получив ответ, он с теплотой в голосе сказал: «В этот день умер мой отец». Это свидетельствует о любви и почтении, которые он являл по отношению к родителям.
Основательного образования старец не получил – не до этого было в тяжелые, смутные времена: семье Орловых, как и многим другим, приходилось бороться за выживание. Детство закончилось в 1920 году, когда, завершив курс начальной школы, он вынужден был много и тяжело трудиться. С 1920-го по 1929 год, как следует из автобиографии Александра Орлова, он работал в сельском хозяйстве села Кадниково, с 1929 по 1931 год служил в рядах Советской Армии в городе Чита. Некогда в частной беседе старец Феодосий вспоминал, что был кавалеристом.
Важная веха автобиографии — период с 1931 по 1941 год, время пребывания в Казахстане, где Александр Орлов работал шофером. Край этот в 30-е - 40-е годы XX века уподобился русской Голгофе - печально известным Соловкам, краю мучеников. Город Верный, тогдашняя столица Казахстана, впоследствии переименованный в Алма-Ату, был пересыльным пунктом ГПУ, куда отправляли ссыльных и жертв «чисток» со всей страны. Людей гнали этапом по степям, привозили в поездах. В знойное летнее время многие умирали от жары, в период суровых зимних холодов, доходящих до 60 градусов, погибали от стужи. Наиболее тяжелой лагерной работой была добыча угля и руды в Караганде — живыми оттуда не возвращались. Неисчислимое множество людей, пострадавших за веру Христову, обрело там мученические венцы. Земля Казахстана стала свидетельницей великой трагедии русского народа.
История края свидетельствует, что Алматинско-Семипалатинская епархия, утвержденная в 1871 году и существовавшая более 125 лет, сыграла важную роль в истории Православия. В свое время она имела огромную протяженность, соотносимую с несколькими европейскими государствами, и сильные православные традиции в городе Верном. В разное время в Казахстане самоотверженно трудились на миссионерском поприще замечательные подвижники благочестия: схиархиепископ Антоний (Абашидзе), Пимен (Белоликов), митрополит Николай, причисленный к лику святых, святитель Иосиф (Чернов) и другие, сумевшие внести существенный вклад в становление Православия в этом мусульманском крае. «Академию смирения» проходил там также схиархимандрит Серафим (Романцов), с которым жизнь промыслительно соединит нашего подвижника в горах Кавказа. Возможно, именно здесь они и познакомились. Вполне вероятно, что здесь совершился коренной перелом в мировоззрении Александра Орлова, приведший его впоследствии к решению принять монашество. Как и каким образом это было, для нас не представляет принципиальной важности.
Сколько испытаний выпало на долю его поколения! Одним из них стала Великая Отечественная война, унесшая более двадцати миллионов человеческих жизней и приведшая многих на духовную стезю. Достаточно вспомнить, к примеру, архимандрита Кирилла (Павлова), протоиерея Василия Ермакова, протоиерея Михаила (Бойко), схиигумена Иеронима Санаксарского, схиархидиакона Илариона, монаха Руфа (Резвых) и многих других, под влиянием войны пришедших к глубокой, осмысленной вере и посвятивших жизнь служению Богу. По некоторым свидетельствам, в период Великой Отечественной войны Александр работал на военных заводах. В автобиографии засвидетельствовано, что с 1941 по 1945 год, будучи призванным в ряды Советской Армии, он проходил службу в городе Хабаровске Приморского края, отдаленном от линии фронта, однако находящемся в непосредственной близости с Японией. Некоторые из тех, кто знал старца по Киево-Печерской Лавре и Кавказу, утверждают, что участие в боевых действиях он принимал (возможно, непродолжительное время – в войне с Японией).
Более подробная информация об этом этапе жизни отца Феодосия сокрыта ввиду отсутствия официальных документов и свидетельств самого старца. И это естественно, ибо монахи не любят вспоминать и рассказывать о событиях, предшествовавших вступлению на тесный и узкий путь монашества. Умирая для мира, полностью отрекаясь от его преходящих благ и получая в постриге новое имя, они полностью изменяют образ жизни, и уже не имеет значения, когда и где они родились по плоти. Поэтому с именем отца Ахилы, который всецело доверил свою жизнь действию Промысла Господня, для монашествующих и его духовных чад связаны прежде всего его аскетические труды и молитвы в Киево-Печерской Лавре, горах Кавказа, Почаеве… Сознательно сокрыв свою предыдущую жизнь, он поступил духовно. Не будем же и мы пытаться приподнимать полог, окутывающий ее.
ГЛАВА 2
« Я избрал вас от мира, поэтому и ненавидит вас мир»
Странник Божий Александр Годы исканий. Обретение истины в Боге.
Цепенеет громада лет
Покаяний, прощаний, прощений.
Весь наш мир – суета сует
Мы в нем – странники, призраки, тени.
Из Экклесиаста.
Непостижимы пути Промысла Божия. Что стало причиной перелома в мировоззрении Александра, какие события побудили его оставить прежний образ жизни и стать на путь странничества, никто не знает. Желание посвятить себя Богу привело его к решению оставить мир с его нескончаемой суетой и вступить на путь монашества, самый верный, но и самый тернистый путь в Царствие Небесное. Господь призвал его, и в стремлении соединиться с Ним Александр пытался приблизиться к Нему тем путем, которым шли Святые Отцы - аскетическим.
Подвиг странничества старец скрывал, не упоминая о нем этапе даже в официальных документах. В автобиографии он впоследствии напишет, что по окончании войны с 1945 по 1950 год работал при церкви г. Алейск Алтайского края, в то время как сохранились свидетельства очевидцев его «странной» жизни, исполненной трудов и молитв.
На Руси странничество имеет многовековую историю. В народе странников любовно называли каликами перехожими, считая Божиим делом оказать им помощь, накормить и дать приют. За внешней непритязательностью «странных» людей, пешком ходивших по градам и весям, славя Господа, под личиной крайней простоты часто скрывались высокая духовность стойких воинов Христовых и благодатные дары, обретенные трудами во славу Божию. Удивительные эти люди не считали свой образ жизни сугубым подвигом, это была жизнь, позволяющая работать Господу, не лукавя говорить правду и непрестанно пребывать в молитве. Их почитали, к ним прислушивались, может быть потому, что мы все на бренной земле - странники…
Переход с широкой дороги внешнего делания на узкий и тесный путь крестоношения и глубокой внутренней работы - отличительный признак людей духовных. Открыв для себя эту истину, Александр безжалостно порвал с миром и его соблазнами. Жажда общения с Богом, давно жившая в его сердце, нашла удовлетворение, воплотившись в странствиях, исполненных трудностей и лишений. Это было связано с тем, что в послевоенное время, после недолгого потепления, на Церковь вновь обрушилась волна гонений: повсеместно закрывались обители и храмы, исповедники Христовой веры отправлялись в тюрьмы и психбольницы, подвергаясь жесточайшим притеснениям. Их преследовали и убивали, обливали клеветой, окружали злобой и недоверием. И, уходя из городов, странники не только подражали многовековой традиции, но и, возлагая на себя миссионерские труды, несли слово Божие туда, где в нем нуждались, свидетельствуя святую истину христианства всей своей жизнью.
Стремясь подражать Христу в Его печальных странствиях, Александр сознательно заужал путь, добровольно идя на лишения и трудности скитальческой жизни, укрепляя себя молитвой и всецело полагаясь на неложно обещаную Божию помощь: «Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее» (Мф. 10, 40). Впоследствии, в редкие моменты откровенности, старец рассказывал чадам, как однажды и навсегда решив пойти за Христом, взяв, по слову Господню, крест и вступив на путь познания тайн монашеской жизни, он отбросил небрежение и леность, исходив много дорог, дабы, потрудившись во славу Божию, очистить душу покаянием. Став как «сор для мира, как прах, всеми попираемый» (1 Кор.4, 13), он взошел на высшую ступень смирения, когда любое самоуничижение переносится с радостию. Смирение делало его неуязвимым в любых ситуациях. Очевидно, к этому периоду относится первая из сохранившихся фотографий старца (фото 1). С пожелтевшего от времени снимка на нас смотрит седой благообразный подвижник с длинной бородой, мысленному взору которого уже открыто то, что незримо телесными очами…
Отправляться в дальнее путешествие он предпочитал пешком, не соблазняясь возможностью пользоваться попутным транспортом, и в одиночку, чтобы праздные разговоры и суетные попечения не отвлекали от постоянной молитвы. Осознавая, что без Небесной помощи ему не выдержать натиск демонских сил, Александр направлял стопы к православным святыням, туда, где обитал дух Божий. Особое утешение обретал в Загорске (теперешний Сергиев Посад), под покровом Святой Троицы получая благодатную помощь преподобного Сергия Радонежского, укреплявшую в дальнейших многотрудных странствиях. Часто посещал святыни, носящие имя Пресвятой Владычицы Богородицы, возлюбив Ее третий удел, Киево-Печерскую Лавру, с которой было связано много откровений и видений его юности. Печерские преподобные были назидательным примером суровых аскетических подвигов бдения, пощения и непрерывной молитвы. Всем сердцем любил подвижник благословенный Почаев, где, явившись в столпе огня, Пречистая оставила след Цельбоносной стопы. Духом познавая суровое благочестие преподобного Иова, притекал он к дивным чудотворным мощам, впитывая силу и мужество исповедничества великого угодника Божия. Избрав нелегкий подвиг странничества, Александр, помолясь, вновь и вновь направлял стопы дальше - от обители к обители, держась в стороне от больших дорог с оживленным движением. В пути терпел многоразличные трудности, обходил человеческое жилье, ночуя под открытым небом или в стогах сена, вкушал мало, не беря с собой ничего впрок и питаясь лишь тем, что Бог подаст. По смирению, старец о своих аскетических подвигах рассказывал редко, но иногда, в силу некоего особого внутреннего расположения, приоткрывал эту страницу биографии (лишь в том случае, когда повествование служило назиданию). Нет-нет, да и вспомнит, бывало, в разговоре о событиях или обстоятельствах его «страннической» жизни и как-то особенно улыбнется...
Монахиня Вера, близко общавшаяся со старцем в последние годы его жизни, поведала о случае, явившем высоту духа и смирение подвижника в то время, и милосердие, проявленное им впоследствии. «Он рассказывал, как из Киево-Печерской Лавры шел пешком в Почаев. Была зима, и одна раба Божья боялась принять его на ночь. Тогда боялись принимать священников, и она приняла его в сарайчике. У батюшки очень обморозились ноги, и с тех пор сильно болели. Эта раба Божья приезжала к батюшке в Лавру, беседовала с ним, и он ее наставлял».
Это свидетельство ценно как пример сугубой любви старца к людям. Несмотря на то, что упоминаемая выше женщина поступила не совсем подобающим образом, поместив странника зимой в холодном сарае, он впоследствии помогает ей по мере возможности.
Во время длительных странствий он сподоблялся видеть много назидательного и чудесного. Сам Господь и Пресвятая Богородица хранили его под благодатным покровом, о чем свидетельствует примечательный случай, рассказанный отцом Феодосием как убедительный пример неоскудевающей силы великого и непостижимого Божественного Промысла. История свидетельствует, что в пятидесятые годы ХХ века богомолья странников бывали весьма небезопасными. В смутные, послевоенные времена в округе бродило много бандитов, и встреча с ними не сулила ничего хорошего. Укрываясь от посторонних глаз, странник Александр обустраивал ночлег в чаще леса, овраге или стогу сена, где, как правило, его никто не видел. Но на этот раз нигде по пути ему не попалось подходящее место, а усталость напоминала о себе, безжалостно подкашивая отяжелевшие и распухшие от долгой ходьбы ноги. Находясь уже в непосредственной близости от Почаева, после долгого и трудного дневного перехода, он увидел на краю дороги, около леса, старый заброшенный дом. Двери, как будто специально для него, были открыты. Едва утомленный взор странника остановился на широкой деревянной лавке, он, как подкошенный, упал на нее, успев лишь перекреститься и сотворить молитвы, после чего веки сами по себе закрылись, и усталый странник погрузился в глубокий сон без сновидений. Однако вскоре в тишину ночи ворвались шум, суета, возня, грубые окрики и пьяная ругань. Пробудившийся путник увидел вооруженных бандитов, возбужденных и агрессивных, спрятаться от которых было некуда. Александр украинским языком в то время не владел, и несложно представить дальнейшее, если бы «лесные люди» услышали русскую речь. «Москаль» был для них воплощением ненависти, врагом, которого можно было расстрелять без суда и следствия. Оставалось уповать на Господа и молиться, ибо спасти странника могло лишь нечто необычное, сверхъестественное. И когда угасла последняя надежда, чудо свершилось. Внезапно без какой-либо видимой причины бандиты были повергнуты в необъяснимый ужас. Смятение овладело ими настолько, что, даже не взглянув на лежащего прямо перед ними странника, словно он был огражден невидимой стеной, они вдруг засуетились и стремительно обратились в бегство. Это было явное знамение Божией милости, ибо Александра, застигнутого врасплох, можно было взять, что называется, голыми руками. Но его даже не увидели!
Впоследствии старец говорил, что в явленном ему знамении узрел особое заступничество Божией десницы, распростершейся над ним во свидетельство того, что еще не настало время перейти в лучший мир, и нужно трудиться на земле. В дальнейшем такие очевидные знаки Божественного Промысла являлись Александру все чаще, становились все очевиднее, укрепляя веру и убеждая в правильности избранного пути.
В период странствий, порой продолжительных, Александр общался с подвижниками благочестия, черпая из неиссякаемого источника старчества богатейший духовный опыт. Обретение навыка умного делания, практика борьбы с душевредными помыслами становились содержанием их бесед, укрепляя и направляя его. Именно в это время Александр имел общение с отцом Иосифом (схиигуменом Амфилохием), впоследствии прославленным в лике святых (фото17). Что в старце могло привлечь Александра? Вглядимся в сохранившуюся фотографию. Доброе лицо, мудрый взгляд, которому милостию Божией открываются глубины сердца… Нередко отец Иосиф, прозирая в нем человека духовного, приглашал Александра в келью для совместной молитвы, угощая от щедрот всем, что посылал милосердный Бог. Во время трапезы слух путника услаждался душеспасительными беседами, порой продолжительными. Впоследствии, встречаясь со схиигуменом Амфилохием в Почаевской Лавре, отец Ахила, прошедший монашеский искус в Печерской обители, обретший опыт пустынножительства на Кавказе, с благодарностью вспоминал отеческие наставления, сыгравшие важную роль в его духовном становлении. В дальнейшем он так же благоговейно внимал им. Память о великом старце схиархимандрит Феодосий сохранил до конца дней.
Перед канонизацией преподобного Амфилохия отцу Ахиле задали вопрос, как он относится к этому. Отец Ахила коротко, как всегда, ответил: «Он достоин этого».
Были и другие встречи. Отец Феодосий вспоминал, что посещал в те благословенные времена многих старцев, общался с разными духовными людьми, но никогда не рассказывал, о чем именно они вели беседу. Из скудных сведений, которые чадам удалось почерпнуть у старца, можно предположить, что речь шла о сокровенных тайнах домостроительства Божия.
Особо почитал он киевского старца схимонаха Дамиана, являвшегося келейником и чадом преподобного Ионы Киевского, фотографию которого бережно хранил в келье до конца дней. Не раз странник посещал и Глинскую пустынь, где, имея возможность общаться со старцами, познакомился и духовно сблизился с имевшим в то время сан иеромонаха отцом Симеоном, духовным чадом Глинского старца схиархимандрита Андроника (Лукаша), исповедовавшим богомольцев. Духовная дружба между ними, по воспоминаниям очевидцев и личной переписке отца Ахилы, длилась до его кончины. Именно поэтому сохранившиеся фотографии, на одной из которых схиархимандрит Симеон запечатлен возле своей кельи, а на другой – рядом с отцом Ахилой, - особенно дороги чадам батюшки. (Фото о. Симеона 11-12).
Не менее дороги и письма этого старца, одно из которых мы приводим ниже. Нужно оговориться, что отец Феодосий писем не хранил, делая исключение лишь для некоторых.
«О Пасха велия и священнейшая Христе!»
Дорогой Батюшка отец схиархимандрит Феодосий!
В сей нареченный и святый День с любовью приветствую Вас, Ваших родных и близких вечно живым и торжественно радостным приветом: Христос Воскресе!
Эти дорогие и вечно живые слова, исполненные великой силы и благодати, несут для нас надежду на желанный мир во дни новых испытаний для православных.
Да укрепит Господь Бог силы наши, дабы жизнь своей мы могли являть пред всем миром истину Воскресения в светлой радости и всепобеждающей любви.
Примите мое Пасхальное целование во имя Христа Воскресшего с молитвенным пожеланием Вам доброго здоровья, душевного мира, милости и помощи Божией в Ваших трудах и подвигах. По неизреченному милосердию Своему, да не лишит Господь Иисус Христос всех нас во время всеобщего Воскресения радости своей вечной и неизглаголанной.
Воистину Воскресе Христос!
С любовью о Воскресшем Господе
Схиархимандрит Симеон.
Любовь к Господу наполняла естество подвижника, руководила его помышлениями. Люди, знавшие его в этот период, вспоминают, что Александр после трудных странствий оставался некоторое время на богомолье, чтобы помолиться, принять Христовы Тайны и потрудиться во славу Божию на каком-либо послушании. Он с радостью и смирением исполнял любое из них, стремясь в кротости и трудолюбии подражать раннехристианским подвижникам. От рождения у него были восприимчивый ум и превосходная память. Высокая ревность о Господе и сосредоточенность на молитве позволили приумножить эти дары: зная все церковные службы, он внимательно следил за ходом богослужения, не позволяя своему вниманию ни на минуту рассеиваться. Схиархимандрит Исаия, тогда уже подвизавшийся в Лавре, в беседе с отцом Ахилой вспомнил эпизод, приведший его некогда в смущение и умиление.
Однажды, во время чтения шестопсалмия и кафизмы, в состоянии усталости, он несколько запутался и сбился. Каково же было его изумление, когда смиренный странник, мимо которого он проходил в храме, не поднимая головы, негромко, как бы скороговоркой указал ему на стихи, в которых были допущены неточности. Это было тем более удивительно, что погрешности были незначительными и малозаметными. В сознании отца Исаии этот случай зафиксировался как из ряда вон выходящий, и он часто вспоминал его, не переставая удивляться внимательности подвижника. Впоследствии монашеская судьба неоднократно сводила этих тружеников, подвизавшихся а ниве Господней. Находясь в горах Кавказа в период хрущевских гонений, они окормлялись у одного духовника - схиархимандрита Андроника (Лукаша), имели одно и то же молитвенное правило. Об отце Андронике, научившем его в горах Кавказа «добывать навык» Иисусовой молитвы, напишем сугубо. Встречи их всегда были теплыми и задушевными. Сохранились свидетельства очевидцев последней беседы старцев, тепло вспоминавших свое прошлое в Покровском монастыре г. Киева. Результатом подобного общения, полезного для души, явилась стяженная им почитаемая Святыми Отцами высокая добродетель рассуждения, которая впоследствии так привлекала многочисленных чад отца Феодосия.
Чтобы полнее передать дух молитвенного общения, объединявший старцев со времен их духовного окормления в Глинской пустыни и укрепившийся в период совместного подвижничества в горах Кавказа, мы помещаем в повествовании одно из писем, найденных после блаженной кончины отца Феодосия в его келье, отправленное схиархимандритом Исаией из Коренной пустыни.
Мир Вам!
С постом Вас, отче Феодосий!
Поклон Вам со святой земли Курской, в частности от меня, схиархимандрита Ефимия (Исайи), в миру Иакова. Часто вспоминаю наши дни, вместе проведенные во святой обители Почаевской. В каждодневных молитвах прошу нашего Спасителя о даровании Вам, отче, многих и благих лет. Я уже немощен и стар, но на все Воля Святая. Ныне нахожусь в обители Покрова Божьей Матери г. Киева. По просьбе моего духовного чада Ольги, она находится в Вашей святой Лавре, прошу Вас, отче, уделить хоть минимальное внимание монаху Епифанию из Луганска. Если это возможно, чтобы на некоторое время его определить в монастыре для вычитки (если возможно, на индивидуальную). Он сам окончил в Загорске семинарию и духовную академию, но, видимо, враг не дал ему дальше служить Богу. После двух лет пребывания в Свято-Сергиевой Лавре по немощи душевной вынужден был оставить монастырь. И вот приехал в Вашу Лавру, чтобы Матерь Божья по своей безграничной милости взяла его под свой покров. Если Вам по силам моя просьба и на то будет Воля Святая, то поспособствуйте в этом деле. Спаси Вас Господи и сохрани.
Монастырь Коренная Пустынь, схиархимандрит Исаия.
Отец Ахила уже в период странничества хорошо знал тексты Божественного Писания и святоотеческие толкования на Них, что свидетельствует о постоянном обращении подвижника к богодухновенным Источникам. Святое Евангелие! Как велика, поистине безценна польза от чтения его строк! Как наслаждается душа при этом чтении! Милостью Божией смиренному страннику, имевшему лишь начальное образование, открылось это безмерное богатство, ибо Дух дышит, где хочет (Ин.3,8). Впоследствии, много лет спустя, отец Феодосий в духовных беседах постоянно использовал Евангельские изречения, воспроизводя текст по памяти почти дословно и делая комментарии, поражающие глубиной проникновения в Богодухновенные тексты. На любой случай в качестве назидания он произносил Евангельское изречение Спасителя, имеющее непосредственное отношение к данной теме и обличающее либо вразумляющее собеседников. Сохранив нерастраченным этот благодатный дар Божий даже в глубокой старости, схиархимандрит Феодосий, любимый чадами, почитаемый братией, чтобы избегнуть суетной мирской славы, делал это с удивительной скромностью, не выставляя напоказ свои заслуги.
А время шло своей мерной поступью; события разворачивались, обгоняя время. Александр, паломничая по святым местам, не привлекал к себе особого внимания со стороны случайных попутчиков, иногда попадавшихся в безлюдной местности, где пролегали его маршруты, и быстро расставался с ними при малейшей возможности. Ни к чему он не прилеплялся сердцем, видя мысленным взором лишь благословенные Небесные обители. Но мир, враждебный к тем, кто не принадлежит ему, безжалостно мстил подвижнику, воздвигая на него человеческую ненависть и злобу. Ибо неложно сказано в Писании: «Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные – жизнь и мир» (Рим. 8, 6). Смерть восставала на жизнь. Тлен не упускал из своих цепких лап добычу. Тех, кто пытался сопротивляться этому, безжалостно уничтожали или непоправимо калечили. Будучи современником времени, в течение которого “много лжепророков появилось в мире” (1 Ин. 4,1), и пришли они “в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные” (Мф.7,15), «странный человек» Александр Орлов, в соответствии с непостижимыми путями домостроительства Божия, воплотил в себе неоскудевающую совесть своей эпохи, пробуждающую закосневших в грехе людей обратиться к Творцу. Приняв вызов времени, он ни в чем не запятнал совесть. Никогда, за редким исключением, не говорил он о том, что происходило с ним до прихода в Киево-Печерскую Лавру, какие скорби довелось претерпеть, но совершенно очевидно, что на компромиссы с совестью он старался не идти. Воистину, «блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его» (Иак. 1.12). Так в горниле испытаний, освобождаясь от всего лишнего, выплавлялось чистое золото христолюбивой души исповедника, подвижника благочестия, молитвенника, - благостного и любимого всеми, кто притекал к нему, схиархимандрита Феодосия.

vse-chto-mi-mozhem-sebe-pozvolit-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-marketingovie-kommunikacii-uchebnoe-posobie.html
vse-chto-vi-hoteli-znat-o-nebesah-poteryannaya-zhizn-serdca.html
vse-cveta-tmi-chasovoj-galaktiki-stranica-14.html
vse-cveta-tmi-chasovoj-galaktiki-stranica-5.html
vse-delat-vovremya-vremya-peremen.html
vse-dlya-mgsu-misi-metodicheskie-ukazaniya-uchebnie-posobiya-kursovie-i-domashnie-raboti-i-t-d-vse-dlya-mgsu-uchebnij-portal-dlya-studentov.html
  • thescience.bystrickaya.ru/kniga-georgiya-boreeva-stranica-8.html
  • lecture.bystrickaya.ru/amurskij-meridian-moskovskaya-pressa-regionalnaya-pressa.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/sinton-ili-skazka-o-kulinarii-filosofskie-skazki-dlya-obdumivayushih-zhite-ili-veselaya-kniga-o-svobode-i-nravstvennosti.html
  • studies.bystrickaya.ru/glava-2-eto-tajnie-slova-kotorie-skazal-iisus-zhivoj-i-kotorie-zapisal-didim-iuda.html
  • university.bystrickaya.ru/frejd-z-nedovolstvo-kulturoj-frejd-z-psihoanaliz-religiya-kultura.html
  • control.bystrickaya.ru/enciklopediya-domashnego-mastera.html
  • writing.bystrickaya.ru/glava-chetvertaya-kniga-pervaya-leon-nina-dotan.html
  • literatura.bystrickaya.ru/smeshannoe-plemya-uroki-na-zakritoj-dorozhke.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/rossijskij-gosudarstvennij-professionalno-pedagogicheskij-universitet.html
  • tasks.bystrickaya.ru/11-metodicheskie-rekomendacii-po-organizacii-izucheniya-disciplini-programma-naimenovanie-disciplini-sovremennij.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/buhgalterskij-uchet-i-audit-zatrat-v-stroitelstve.html
  • knigi.bystrickaya.ru/sistemi-ochistki-bitovih-stokov-atomenergoproekt-novovoronezhskaya-aes-2-s-energoblokami-1-i-2-soglashenie.html
  • studies.bystrickaya.ru/kto-takie-kolduni-kniga-tenej.html
  • znanie.bystrickaya.ru/antisepticheskaya-obrabotka-pilomaterialov-pravila-po-ohrane-truda-v-lesozagotovitelnom-derevoobrabativayushem-proizvodstvah.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/temi-referatov-ekonomicheskij-kontrol-i-professiya-auditora-razvitie-i-organizaciya-audita-osnovnie-napravleniya-reformi-rossijskogo-audita.html
  • control.bystrickaya.ru/doklad-na-soveshanie-po-itogam-razvitiya-promishlennosti.html
  • letter.bystrickaya.ru/nehudozhestvennaya-biblioteka-stranica-5.html
  • notebook.bystrickaya.ru/institut-nesostoyatelnosti-bankrotstva-yuridicheskih-lic-v-rf-chast-13.html
  • tasks.bystrickaya.ru/1-soderzhanie-konkursnoj-dokumentacii-konkursnaya-dokumentaciya.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/primer-iz-zhizni-rekomendacii-nekotorie-predlozheniya-po-dalnejshej-rabote.html
  • letter.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-k-psihologo-pedagogicheskoj-praktike-dlya-studentov-specialnosti-organizaciya-raboti-s-molodezhyu.html
  • reading.bystrickaya.ru/konkurs-nayada-arhivizov-otkrivaet-registraciyu-uchastnikov-i-priem-rabot.html
  • textbook.bystrickaya.ru/kniga-v-g-korolenko-slepoj-muzikant-stranica-4.html
  • literature.bystrickaya.ru/chastgodovoj-ciklogrammi-zhurnal-dlya-uchitelej-pedagogicheskih-kollektivov-administratorov-sistemi-obrazovaniya.html
  • thesis.bystrickaya.ru/praktika-primeneniya-modulnogo-obucheniya-v-sisteme-povisheniya-kvalifikacii-specialistov-po-fizicheskoj-kulture-i-sportu.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/reshenie-zasedaniya-kafedri-protokol-ot-2013-uchebno-metodicheskij-kompleks-modulya-filosofskie-problemi-estestvoznaniya.html
  • predmet.bystrickaya.ru/rukovodstvo-po-rasshirennoj-reanimacii-chast-i-o-yu-kuznecova-k-m-lebedinskij-sestrinskoe-delo.html
  • holiday.bystrickaya.ru/ob-osnovnih-itogah-proshedshego-otopitelnogo-perioda-i-zadachi-po-podgotovke-obektov-zhilishno-kommunalnogo-hozyajstva-v-moskovskoj-oblasti-k-osenne-zimnemu-periodu-20102011-goda.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-ii-soglashenie-storon-prekrashenie-trudovogo-dogovora-kommentarij-k-glave-13-trudovogo-kodeksa-rf.html
  • letter.bystrickaya.ru/moe-vistuplenie-posvyasheno-poryadku-tranzita-tovarov-cherez-territoriyu-respubliki-belarus-i-meram-predprinyatim-dlya-povisheniya-tranzitnoj-privlekatelnosti-belarus.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tema-10-imushestvennie-nalogi-programma-podgotovki-i-attestacii-buhgalterov-ekonomistov-po-mezhdunarodnim-standartam.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/lekciya-7-ponyatie-sushnost-i-struktura-ekonomicheskoj-sistemi-obshestva.html
  • textbook.bystrickaya.ru/kak-vse-eto-prinesti-domoj-rukovodstvo-po-ispravleniyu-svoej-zhizni-lesli-kemeron-bendler-devid-gordon-majkl-lebo.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-1-otkroyu-kodeks-na-lyuboj-stranice-i-ne-mogu-chitayu-do-konca-o-chem-eta-kniga.html
  • essay.bystrickaya.ru/byulleten-novih-postuplenij-za-noyabr-2008-god.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.