ВОЗВЫШЕННОЕ В РЕЧИ И ЖИЗНИ: ВОСПРИЯТИЕ ОРЛОВСКИХ СТУДЕНТОВ - Аксенова Л. П. Проблемы формирования риторической культуры...
.RU

ВОЗВЫШЕННОЕ В РЕЧИ И ЖИЗНИ: ВОСПРИЯТИЕ ОРЛОВСКИХ СТУДЕНТОВ - Аксенова Л. П. Проблемы формирования риторической культуры...


^ ВОЗВЫШЕННОЕ В РЕЧИ И ЖИЗНИ: ВОСПРИЯТИЕ ОРЛОВСКИХ СТУДЕНТОВ

В большинстве современных руководств по риторике самым эффективным стилем публичной речи признается разговорный стиль, повсеместно вытеснивший высокий стиль из практики ораторских выступлений. В качестве причин этого вытеснения указывается стремление ораторов к естественности, непринужденности общения с аудиторией, создание впечатления незапланированности речи, подчеркивание «равноправия» говорящего и адресата в ситуации общения. Надо заметить, что данная риторическая аргументация опирается на перевернутую иерархию внешних топосов, в которой «общественное мнение» с последнего места перемещается на первое, занимая тем самым место религии. Подлинными причинами победы разговорного стиля являются глубокие изменения в сознании людей (стремление «устроиться на Земле без Бога»: Ф.М.Достоевский), и вызванные ими изменения в социальной реальности.

В числе социальных факторов, оказавших влияние на снижение стиля русской речи в недавнем прошлом, следует назвать уничтожение и рассеяние носителей отечественной речевой культуры, массовое овладение грамотностью, представителями социальных низов, исключение из числа школьных предметов церковнославянского языка – основы высокого стиля речи. В настоящее время активным социальным фактором является влияние американского риторического идеала, бессознательно воспринимаемого многими русскими людьми в качестве престижного речевого образца (данное явление можно сопоставить с влиянием речевой нормы столиц, метрополий на формирование общенациональных литературных норм).

Профессор А.А.Волков пишет: «Как выражение возвышенного высокий регистр и вообще церковнославянская речевая стихия, очевидно с трудом доступны современному языковому сознанию, которое формируется средствами массовой информации и поэтому способно вращаться в основном в сфере, по выражению М.М.Бахтина, «материально-телесного низа».

Практика общения с современной студенческой аудиторией может дать немало примеров, подтверждающих справедливость этого неутешительного заключения. Значительная часть выпускников наших школ лишена способности к восприятию возвышенного в языке и жизни. Сознание этих молодых людей не принимает, отталкивает от себя через насмешку и ерничанье беспокоящие их душу высокие слова и поэтические образы. При этом они безотчетно ощущают изначальную связь всего высокого с традицией Церкви. Наши дети испытывают неутолимый духовный голод, сами не осознавая этого.

Отрадные результаты дает знакомство с христианскими истоками русского речевого идеала в рамках курса «Риторика».В текущем учебном году данный курс проводился на факультете электроники и приборостроения ОрелГТУ (специальность «Прикладная информатика»). По итогам курса было написано сочинение на тему «Современная русская речь и духовная мораль». Приведу отрывки из сочинений студентов.

«Духовная мораль предполагает организацию духовного единства всех людей, установление мира, любви, прощения, терпения, великодушия, нахождение единой шкалы ценностей, поиск правды и нравственности.»(Семин Александр). «…Происхождение мысле-словесного согласия проистекает из общего источника: совершенного Слова Божия, воплощенного в текстах священного Писания. Русский язык сегодня – это не только новые речевые технологии, телевизор, компьютер, массовая пресса; это – и его церковно-славянская основа, глубокомыслие и сердечная сосредоточенность молитвы, богослужения, проповеди, всякий текст, обращенный к духу и душе человека.».(Тарасов Д.митрий)

Как показывают приведенные примеры, знакомство с христианским риторическим идеалом, древнерусской речевой традицией существенно влияет на уровень языкового сознания студентов, создавая условия для овладения средствами «высокого регистра» современной русской речи.


Гадышева О.В., Пушкарев А.Л. (Волгоград)
^ РИТОРИКА И КУЛЬТУРА РЕЧИ В СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

Поскольку риторика – это наука о способах убеждения, разнообразных формах языкового воздействия на аудиторию, оказываемого с учетом ее особенностей и в целях получения желаемого эффекта, она теснейшим образом связана со средствами массовой информации. Долгие годы, пропагандируя классовые идеи, СМИ использовали для воздействия на умы и чувства людей языковые средства, которые носили классово-партийный характер, а также специальную лексику с социально-оценочной окраской.

Изменение нашего общества способствовало развитию риторики, а также языка и стиля СМИ. Отсутствие ценностно-нормативной системы саморегуляции российской прессы, необязательность соблюдения норм и этических предписаний определяет сегодняшний облик и состояние СМИ, что естественным образом сказывается и на снижении культуры речи. Базируясь на единой структуре национального литературного языка, язык газеты должен создаваться особыми принципами использования стилевых систем, правилами сочетаемости слов, словоупотребления, варьированием семантики слов и фразеологии, отбором средств выражения и характером их объединения в определенные композиционные схемы. Игнорирование нормативно-стилистического подхода к выбору языковых средств привело к тому, что ненормированность является одним из главных признаков сегодняшней прессы. СМИ все больше используют разнообразные риторические приемы для достижения поставленных задач и забывают о необходимости соблюдения норм русского литературного языка.

Анализ языка средств массовой информации позволил выделить целый ряд отклонений от нормированной речи. Наиболее частотными являются следующие ошибки:

  1. разрушение семантических и стилистических норм сочетаемости слов (наземная космонавтика; нахальный и застенчивый; борзые агенты; патриот родины; президента обложили, запахло отставкой; в бывших братских республиках вопят о);

  2. индивидуально-стилистические неологизмы, образованные по известным моделям, но с нарушением грамматических норм (первоулучшатели нашего времени; дума-ленивка, дума-лоббистка; взятка-датка);

  3. индивидуальные метафоры и перифразы с отрицательной экспрессивной оценкой, нарушающей этические нормы (праздник пустых кошельков; летучая учительница; набушмаченный фраер; ладно, что на рыбьем языке не калякает, зато кумекает по-свойски; чеченофобия свойственна немногим; встает какой-нибудь басивала и давай перед народом распинаться).

Многие из таких оценок, будучи прямыми оскорблениями, находятся за рамками культурного общения, хотя имеют, возможно, сильный воздействующий эффект. СМИ в значительной степени определяют нормы языка и общения, тем более велика их ответственность за то, чтобы эти нормы отвечали лучшим культурным традициям. Отказ от соблюдения нравственно-этических и речевых норм приводит к агрессивности общества.

Итак, выполняя коммуникативные задачи и стремясь воздействовать на аудиторию, СМИ меньше всего обращают внимание на нормативный и этический аспект культуры речи.


Н.Ш. Галлямова (Уфа)

^ ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА


Одной из важнейших задач обучения будущих преподавателей русского языка следует считать постоянное совершенствование их профессиональной подготовки. Русский язык, являющийся для студента-филолога объектом изучения, приобретает для него двойную ценность: с одной стороны, студент сам познает эти явления и овладевает ими теоретически и практически, с другой стороны, он должен знать, как, каким образом эти явления должны быть объяснены ученикам. И как организовать этот процесс более продуктивно. Профессиональная подготовка, таким образом, предстает как сложный комплексный процесс, включающий в себя формирование разных видов компетенций: лингвистической (приобретение прочных знаний языковой системы и закономерностей ее функционирования); коммуникативной (совокупность знаний, умений и навыков в области вербальных и невербальных средств для адекватного восприятия и отражения действительности в различных ситуациях общения); методической (выработка профессиональных, лингводидактических умений); лингвокультурологической (знания о различных функциях русского языка и его этнокультурологического компонента) и др.

Очень важным компонентом профессиональной подготовки будущего учителя исследователи называют профессиональную культуру. Объем данного понятия еще четко не обозначился в научно-методической литературе, однако анализ различных точек зрения позволил выделить следующие его составляющие: культуру поведения, эмоциональную культуру, профессиональную культуру речи и культуру педагогического общения (Соколова В.В.).

В основе профессиональной культуры речи лежит как общая культура речи, предстающая в виде свойств речи, совокупность и система которых говорит о ее совершенстве, так и другие компоненты, а именно: владение терминологией данной науки, умение строить монологическую научную речь, организовывать профессиональный диалог и управлять им, логико-композиционные умения.

Под культурой педагогического общения понимают умения задавать вопросы, слушать собеседника, анализировать выступления, умения понять другого человека, ориентироваться в сложившейся ситуации, умения заинтересовать, увлечь рассказом, передать свое отношение к повествованию. Таким образом, культура педагогического общения немыслима без коммуникативных составляющих. В профессиональной деятельности учителя особая роль коммуникативных способностей, коммуникативных умений признается и психологами, и лингвистами, и педагогами. Анализ работ, посвященных проблемам речевого общения, демонстрирует неоднозначность понятия "коммуникативные умения", их составляющих. Так, исследователями выделяются три группы коммуникативных умений: социально-психологические, речевые и логико-композиционные [В.В. Соколова].

К социально- психологическим исследователи относит умения понимать ситуацию, оценивать ее, ориентироваться в ней, умения определять целевую установку общения, учитывать особенности адресата общения, умения вступать в контакт, прогнозировать воздействия высказывания на собеседника и т.п. К речевым умениям - умения выбрать из ряда альтернативных возможностей, предоставляемых языком, оптимальный для каждой конкретной ситуации вариант, позволяющий наиболее эффективно достичь запланированного результата; оптимальное и результативное использование в конкретной коммуникативной ситуации невербальных средств общения; учет соответствия вербальных и невербальных средств общения. К логико-композиционным - умения располагать, выстраивать речевые высказывания соответственно целям общения. К не менее важным профессионально-коммуникативным умениям другие исследователи относят умение слушать. Кроме этих основных коммуникативных групп умений можно выделить и массу других компонентов - умение устанавливать психологический контакт, умение перехватывать инициативу, умение понимать партнеров по общению, умение управлять общением, вносить в него коррективы и т.п.

Набор коммуникативных умений обеспечивает, поддерживает и формирует коммуникативную компетентность учителя. Развитие таких умений должно являться целью как общего педагогического образования, так и необходимым звеном профессионального становления учителя русского языка. Отсюда перед методистами встает две задачи: определить круг коммуникативных умений, достаточных для будущей профессионально-коммуникативной деятельности учителя русского языка (в том числе русского как неродного с истекающими отсюда содержательными и структурными особенностями); разработать систему специальных курсов, позволяющих осуществлять формирование, развитие и совершенствование коммуникативных (речевых, в первую очередь) умений. В целях решения этих задач на кафедре русского языка и методики его преподавания филологического факультета БГУ разработан спецкурс "Основы педагогической риторики (педагогического речеведения)", который, как мы надеемся, хотя бы частично решит поднятую проблему.


vse-ekskursii-v-astrahani-i-delte-volgi-istoriya-vostochnogo-tanca-v-rossii-trehchasovaya-s-teatralizovannim-shou-astrahanskih-tancovshic.html
vse-eksperti-i-vse-oprosi-mogut-skazat-kakie-knigi-pokupayutsya-luchshe-kakie-huzhe-ili-kakie-zhanri-no-kakaya-kniga-dejstvitelno-nuzhna-neobhodima-vostrebovana.html
vse-eto-formi-prodazhi-metodom-shenka-moskva-sankt-peterburg-nizhnij-novgorod-voronezh-rostov-na-donu-ekaterinburg.html
vse-eto-ulozhilos-u-menya-v-golove-okolo-tridcati-treh-let-nado-zametit-chto-togda-ya-ne-bil-znakom-s-teoriyami-vernadskogo-i-gumileva-ne-chital-shopengauera-i-to-stranica-5.html
vse-geroi-i-sobitiya-opisannie-nizhe-ne-vidumani-a-vzyati-iz-zhizni-s-dokumentalnoj-dostovernostyu-vse-uchastniki-opisivaemih-sobitij-eto-realno-sushestvuyushie.html
vse-horoshee-v-sebe-doistrebili-reportazh-o-matche-spartak-dinamo-03-05-2012-glavnie-novosti-sporta-5.html
  • composition.bystrickaya.ru/planiruemie-rezultati-osvoeniya-obuchayushimisya-osnovnoj-obrazovatelnoj-programmi-nachalnogo-obshego-obrazovaniya-mou-sosh-51-stranica-4.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/614990-rossiya-g-perm-shosse-kosmonavtov-111-informaciya-soderzhashayasya-v-nastoyashem-ezhekvartalnom-otchete-podlezhit-raskritiyu-v-sootvetstvii-s-zakonodatelstvom-rossijskoj-federacii-o-cennih-bumagah-stranica-6.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/virazdel-programmi-dlya-doshkolnikov-s-tyazhelimi-narusheniyami-zreniya.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/prikaz-ot-1-iyunya-2007g-90-o-g-tomsk-ob-itogah-oblastnogo-konkursa-metodicheskih-razrabotok-napravlennih-na-razvitie-sovershenstvovanie-obrazovatelnih-praktik.html
  • esse.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-literature-10-klass.html
  • education.bystrickaya.ru/4-dohodi-proekta-federalnogo-byudzheta-stranica-2.html
  • studies.bystrickaya.ru/glava-tretya-velichie-saturna-celitelnij-mif-pod-redakciej-roberta-svobodi.html
  • essay.bystrickaya.ru/doklad-madou-detskij-sad-70-kompensiruyushego-vida.html
  • studies.bystrickaya.ru/6-vihod-s-misa-barrou-peshkom-cherez-ledovitij-okean.html
  • testyi.bystrickaya.ru/64-zoni-razmesheniya-poligonov-dlya-tverdih-bitovih-othodov-sobranie-deputatov-napolnovskogo-selskogo-poseleniya.html
  • composition.bystrickaya.ru/pedagogchn-de-mar-montessor-v-suchasnih-doshklnih-zakladah.html
  • doklad.bystrickaya.ru/urok-v-5-klasse-tema-emocionalno-virazitelnaya-rol-imyon-sushestvitelnih-v-rechi.html
  • institut.bystrickaya.ru/uchebnaya-programma-po-discipline-zarubezhnaya-literatura-i-literatura-strani-izuchaemogo-yazika.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/zhurnal-istoricheskie-hroniki.html
  • institut.bystrickaya.ru/taktika-menyaetsya-povest-o-chekiste.html
  • studies.bystrickaya.ru/kommercheskij-kredit-chast-11.html
  • write.bystrickaya.ru/f-engels-dialektika-prirodi-stranica-15.html
  • college.bystrickaya.ru/13soobsheniya-programmi-soobsheniya-programmi-148-glossarij-149-ukazatel-risunkov-150-ukazatel-tablic-152.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/protokoli-kompyuternoj-seti-plan-lekcii-ponyatie-kompyuternoj-seti-evolyuciya-kompyuternih-setej-klassifikaciya.html
  • turn.bystrickaya.ru/otchet-o-nauchno-issledovatelskoj-rabote-provedennoj-po-zakazu-ministerstva-ekonomicheskogo-razvitiya-i-torgovli-rossijskoj-federacii-tema.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/programmi-informatika-v-obrazovanii-informatika-s-metodikoj-prepodavaniya-informatiki.html
  • turn.bystrickaya.ru/otchet-gurevskoj-rajonnoj-detskoj-biblioteki-o-rabote-za-2008-god-nazvanie-cbs-stranica-2.html
  • writing.bystrickaya.ru/kulturologya-yak-nauka.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/konkurs-yurij-hizhnyakov-partizanskij-fonarik-nataliya-knushevickaya-na-zavode-viktoriya-zadvornova-stranica-7.html
  • books.bystrickaya.ru/eksponata.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/otkritoe-obrashenie-sumevshie-ponyat-svoe-prednaznachenie-i-sut-beskonechnosti-stanut-zhit-schastlivo-perevoploshayas.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/programma-proizvodstvennoj-praktiki-17-vii-fond-ocenochnih-sredstv-po-programme-18-i-obshaya-harakteristika-programmi-cel-missiya-programmi-missiej-oop-po-napravleniyu-38-04-02-menedzhment.html
  • tasks.bystrickaya.ru/1-obshaya-harakteristika-ponyatij-socialnaya-gruppa-malaya-gruppa-bolshaya-gruppa.html
  • literature.bystrickaya.ru/ceremoniya-oficialnogo-otkritiya-vistavki-i-hh-konferencii-relejnaya-zashita-i-avtomatika-energosistem-2010.html
  • lecture.bystrickaya.ru/4-tipologiya-obshestvennoj-organizacii-koncepciya-postindustrialnogo-obshestva.html
  • nauka.bystrickaya.ru/urok-masterskaya-tema-vsya-moya-zhizn-roman-s-sobstvennoj-dushoj.html
  • student.bystrickaya.ru/1e-sklonenie-sushestvitelnih.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/polozhenie-ob-obrabotke-personalnih-dannih-chitatelej-municipalnih-bibliotek-g-irkutska.html
  • testyi.bystrickaya.ru/6-vselennaya-glazami-chervyaka-haruki-murakami-ohota-na-ovec.html
  • occupation.bystrickaya.ru/ob-uninii-i-otchayanii-viskazivaniya-i-soveti-podvizhnikov-20-veka.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.