.RU

ВОЗВЫШЕННОЕ В РЕЧИ И ЖИЗНИ: ВОСПРИЯТИЕ ОРЛОВСКИХ СТУДЕНТОВ - Аксенова Л. П. Проблемы формирования риторической культуры...


^ ВОЗВЫШЕННОЕ В РЕЧИ И ЖИЗНИ: ВОСПРИЯТИЕ ОРЛОВСКИХ СТУДЕНТОВ

В большинстве современных руководств по риторике самым эффективным стилем публичной речи признается разговорный стиль, повсеместно вытеснивший высокий стиль из практики ораторских выступлений. В качестве причин этого вытеснения указывается стремление ораторов к естественности, непринужденности общения с аудиторией, создание впечатления незапланированности речи, подчеркивание «равноправия» говорящего и адресата в ситуации общения. Надо заметить, что данная риторическая аргументация опирается на перевернутую иерархию внешних топосов, в которой «общественное мнение» с последнего места перемещается на первое, занимая тем самым место религии. Подлинными причинами победы разговорного стиля являются глубокие изменения в сознании людей (стремление «устроиться на Земле без Бога»: Ф.М.Достоевский), и вызванные ими изменения в социальной реальности.

В числе социальных факторов, оказавших влияние на снижение стиля русской речи в недавнем прошлом, следует назвать уничтожение и рассеяние носителей отечественной речевой культуры, массовое овладение грамотностью, представителями социальных низов, исключение из числа школьных предметов церковнославянского языка – основы высокого стиля речи. В настоящее время активным социальным фактором является влияние американского риторического идеала, бессознательно воспринимаемого многими русскими людьми в качестве престижного речевого образца (данное явление можно сопоставить с влиянием речевой нормы столиц, метрополий на формирование общенациональных литературных норм).

Профессор А.А.Волков пишет: «Как выражение возвышенного высокий регистр и вообще церковнославянская речевая стихия, очевидно с трудом доступны современному языковому сознанию, которое формируется средствами массовой информации и поэтому способно вращаться в основном в сфере, по выражению М.М.Бахтина, «материально-телесного низа».

Практика общения с современной студенческой аудиторией может дать немало примеров, подтверждающих справедливость этого неутешительного заключения. Значительная часть выпускников наших школ лишена способности к восприятию возвышенного в языке и жизни. Сознание этих молодых людей не принимает, отталкивает от себя через насмешку и ерничанье беспокоящие их душу высокие слова и поэтические образы. При этом они безотчетно ощущают изначальную связь всего высокого с традицией Церкви. Наши дети испытывают неутолимый духовный голод, сами не осознавая этого.

Отрадные результаты дает знакомство с христианскими истоками русского речевого идеала в рамках курса «Риторика».В текущем учебном году данный курс проводился на факультете электроники и приборостроения ОрелГТУ (специальность «Прикладная информатика»). По итогам курса было написано сочинение на тему «Современная русская речь и духовная мораль». Приведу отрывки из сочинений студентов.

«Духовная мораль предполагает организацию духовного единства всех людей, установление мира, любви, прощения, терпения, великодушия, нахождение единой шкалы ценностей, поиск правды и нравственности.»(Семин Александр). «…Происхождение мысле-словесного согласия проистекает из общего источника: совершенного Слова Божия, воплощенного в текстах священного Писания. Русский язык сегодня – это не только новые речевые технологии, телевизор, компьютер, массовая пресса; это – и его церковно-славянская основа, глубокомыслие и сердечная сосредоточенность молитвы, богослужения, проповеди, всякий текст, обращенный к духу и душе человека.».(Тарасов Д.митрий)

Как показывают приведенные примеры, знакомство с христианским риторическим идеалом, древнерусской речевой традицией существенно влияет на уровень языкового сознания студентов, создавая условия для овладения средствами «высокого регистра» современной русской речи.


Гадышева О.В., Пушкарев А.Л. (Волгоград)
^ РИТОРИКА И КУЛЬТУРА РЕЧИ В СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

Поскольку риторика – это наука о способах убеждения, разнообразных формах языкового воздействия на аудиторию, оказываемого с учетом ее особенностей и в целях получения желаемого эффекта, она теснейшим образом связана со средствами массовой информации. Долгие годы, пропагандируя классовые идеи, СМИ использовали для воздействия на умы и чувства людей языковые средства, которые носили классово-партийный характер, а также специальную лексику с социально-оценочной окраской.

Изменение нашего общества способствовало развитию риторики, а также языка и стиля СМИ. Отсутствие ценностно-нормативной системы саморегуляции российской прессы, необязательность соблюдения норм и этических предписаний определяет сегодняшний облик и состояние СМИ, что естественным образом сказывается и на снижении культуры речи. Базируясь на единой структуре национального литературного языка, язык газеты должен создаваться особыми принципами использования стилевых систем, правилами сочетаемости слов, словоупотребления, варьированием семантики слов и фразеологии, отбором средств выражения и характером их объединения в определенные композиционные схемы. Игнорирование нормативно-стилистического подхода к выбору языковых средств привело к тому, что ненормированность является одним из главных признаков сегодняшней прессы. СМИ все больше используют разнообразные риторические приемы для достижения поставленных задач и забывают о необходимости соблюдения норм русского литературного языка.

Анализ языка средств массовой информации позволил выделить целый ряд отклонений от нормированной речи. Наиболее частотными являются следующие ошибки:

  1. разрушение семантических и стилистических норм сочетаемости слов (наземная космонавтика; нахальный и застенчивый; борзые агенты; патриот родины; президента обложили, запахло отставкой; в бывших братских республиках вопят о);

  2. индивидуально-стилистические неологизмы, образованные по известным моделям, но с нарушением грамматических норм (первоулучшатели нашего времени; дума-ленивка, дума-лоббистка; взятка-датка);

  3. индивидуальные метафоры и перифразы с отрицательной экспрессивной оценкой, нарушающей этические нормы (праздник пустых кошельков; летучая учительница; набушмаченный фраер; ладно, что на рыбьем языке не калякает, зато кумекает по-свойски; чеченофобия свойственна немногим; встает какой-нибудь басивала и давай перед народом распинаться).

Многие из таких оценок, будучи прямыми оскорблениями, находятся за рамками культурного общения, хотя имеют, возможно, сильный воздействующий эффект. СМИ в значительной степени определяют нормы языка и общения, тем более велика их ответственность за то, чтобы эти нормы отвечали лучшим культурным традициям. Отказ от соблюдения нравственно-этических и речевых норм приводит к агрессивности общества.

Итак, выполняя коммуникативные задачи и стремясь воздействовать на аудиторию, СМИ меньше всего обращают внимание на нормативный и этический аспект культуры речи.


Н.Ш. Галлямова (Уфа)

^ ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА


Одной из важнейших задач обучения будущих преподавателей русского языка следует считать постоянное совершенствование их профессиональной подготовки. Русский язык, являющийся для студента-филолога объектом изучения, приобретает для него двойную ценность: с одной стороны, студент сам познает эти явления и овладевает ими теоретически и практически, с другой стороны, он должен знать, как, каким образом эти явления должны быть объяснены ученикам. И как организовать этот процесс более продуктивно. Профессиональная подготовка, таким образом, предстает как сложный комплексный процесс, включающий в себя формирование разных видов компетенций: лингвистической (приобретение прочных знаний языковой системы и закономерностей ее функционирования); коммуникативной (совокупность знаний, умений и навыков в области вербальных и невербальных средств для адекватного восприятия и отражения действительности в различных ситуациях общения); методической (выработка профессиональных, лингводидактических умений); лингвокультурологической (знания о различных функциях русского языка и его этнокультурологического компонента) и др.

Очень важным компонентом профессиональной подготовки будущего учителя исследователи называют профессиональную культуру. Объем данного понятия еще четко не обозначился в научно-методической литературе, однако анализ различных точек зрения позволил выделить следующие его составляющие: культуру поведения, эмоциональную культуру, профессиональную культуру речи и культуру педагогического общения (Соколова В.В.).

В основе профессиональной культуры речи лежит как общая культура речи, предстающая в виде свойств речи, совокупность и система которых говорит о ее совершенстве, так и другие компоненты, а именно: владение терминологией данной науки, умение строить монологическую научную речь, организовывать профессиональный диалог и управлять им, логико-композиционные умения.

Под культурой педагогического общения понимают умения задавать вопросы, слушать собеседника, анализировать выступления, умения понять другого человека, ориентироваться в сложившейся ситуации, умения заинтересовать, увлечь рассказом, передать свое отношение к повествованию. Таким образом, культура педагогического общения немыслима без коммуникативных составляющих. В профессиональной деятельности учителя особая роль коммуникативных способностей, коммуникативных умений признается и психологами, и лингвистами, и педагогами. Анализ работ, посвященных проблемам речевого общения, демонстрирует неоднозначность понятия "коммуникативные умения", их составляющих. Так, исследователями выделяются три группы коммуникативных умений: социально-психологические, речевые и логико-композиционные [В.В. Соколова].

К социально- психологическим исследователи относит умения понимать ситуацию, оценивать ее, ориентироваться в ней, умения определять целевую установку общения, учитывать особенности адресата общения, умения вступать в контакт, прогнозировать воздействия высказывания на собеседника и т.п. К речевым умениям - умения выбрать из ряда альтернативных возможностей, предоставляемых языком, оптимальный для каждой конкретной ситуации вариант, позволяющий наиболее эффективно достичь запланированного результата; оптимальное и результативное использование в конкретной коммуникативной ситуации невербальных средств общения; учет соответствия вербальных и невербальных средств общения. К логико-композиционным - умения располагать, выстраивать речевые высказывания соответственно целям общения. К не менее важным профессионально-коммуникативным умениям другие исследователи относят умение слушать. Кроме этих основных коммуникативных групп умений можно выделить и массу других компонентов - умение устанавливать психологический контакт, умение перехватывать инициативу, умение понимать партнеров по общению, умение управлять общением, вносить в него коррективы и т.п.

Набор коммуникативных умений обеспечивает, поддерживает и формирует коммуникативную компетентность учителя. Развитие таких умений должно являться целью как общего педагогического образования, так и необходимым звеном профессионального становления учителя русского языка. Отсюда перед методистами встает две задачи: определить круг коммуникативных умений, достаточных для будущей профессионально-коммуникативной деятельности учителя русского языка (в том числе русского как неродного с истекающими отсюда содержательными и структурными особенностями); разработать систему специальных курсов, позволяющих осуществлять формирование, развитие и совершенствование коммуникативных (речевых, в первую очередь) умений. В целях решения этих задач на кафедре русского языка и методики его преподавания филологического факультета БГУ разработан спецкурс "Основы педагогической риторики (педагогического речеведения)", который, как мы надеемся, хотя бы частично решит поднятую проблему.


vse-ekskursii-v-astrahani-i-delte-volgi-istoriya-vostochnogo-tanca-v-rossii-trehchasovaya-s-teatralizovannim-shou-astrahanskih-tancovshic.html
vse-eksperti-i-vse-oprosi-mogut-skazat-kakie-knigi-pokupayutsya-luchshe-kakie-huzhe-ili-kakie-zhanri-no-kakaya-kniga-dejstvitelno-nuzhna-neobhodima-vostrebovana.html
vse-eto-formi-prodazhi-metodom-shenka-moskva-sankt-peterburg-nizhnij-novgorod-voronezh-rostov-na-donu-ekaterinburg.html
vse-eto-ulozhilos-u-menya-v-golove-okolo-tridcati-treh-let-nado-zametit-chto-togda-ya-ne-bil-znakom-s-teoriyami-vernadskogo-i-gumileva-ne-chital-shopengauera-i-to-stranica-5.html
vse-geroi-i-sobitiya-opisannie-nizhe-ne-vidumani-a-vzyati-iz-zhizni-s-dokumentalnoj-dostovernostyu-vse-uchastniki-opisivaemih-sobitij-eto-realno-sushestvuyushie.html
vse-horoshee-v-sebe-doistrebili-reportazh-o-matche-spartak-dinamo-03-05-2012-glavnie-novosti-sporta-5.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/vospitanie-detej-ostavshihsya-bez-popecheniya-roditelej-t-v-holshevnikova-nezavisimij-ekspert.html
  • thesis.bystrickaya.ru/primernie-temi-zanyatij-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-metodika-prepodavaniya-tehnologii-s-praktikumom.html
  • composition.bystrickaya.ru/osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-visshego-professionalnogo-obrazovaniya-napravlenie-magisterskoj-podgotovki-stranica-8.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-disciplina-strategicheskoe-planirovanie-specialnost.html
  • learn.bystrickaya.ru/federal-nij-gosudarstvenn-ij-obrazovateln-ij-standart-visshego-professionalnogo-obrazovaniya-po-specialnosti-proektirovanie-aviacionnih-i-raketnih-dvigatelej-stranica-4.html
  • tasks.bystrickaya.ru/4-cel-i-zadachi-programmi-pasport-programmi-naimenovanie-programma-liberalizacii-valyutnogo-rezhima-v-respublike.html
  • urok.bystrickaya.ru/primernie-voprosi-k-ekzamenu-po-informatike.html
  • thesis.bystrickaya.ru/programma-kursa-innovacionnij-menedzhment-im-programma-podgotovki-upravlencheskih-kadrov-specialnost-menedzhment.html
  • teacher.bystrickaya.ru/federalnij-gosudarstvennij-obrazovatelnij-standart-srednego-professionalnogo-obrazovaniya-po-specialnosti-151031-montazh-i-tehnicheskaya-ekspluataciya-promishlennogo-oborudovaniya-po-otraslyam-stranica-5.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/urok-igra-chto-gde-kogda-celi-i-zadachi.html
  • learn.bystrickaya.ru/g-a-gricenko-socialnoe-proektirovanie-v-rabote-s-molodezhyu-stranica-4.html
  • institut.bystrickaya.ru/trebovaniya-k-napisaniyu-osnovnoj-chasti-raboti-posobie-po-podgotovke-i-zashite-kursovih-vipusknih-kvalifikacionnih.html
  • klass.bystrickaya.ru/4-programmi-vneurochnoj-deyatelnosti-dopolnitelnogo-obrazovaniya-i-analiz-sostoyaniya-socialno-pedagogicheskoj-sistemi.html
  • institut.bystrickaya.ru/tema-uroka-yagodnaya-polyanka.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/gosudarstvennij-byudzhet-i-problema-optimizacii-byudzhetnih-rashodov.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-20-nalogovaya-deklaraciya-po-nalogu-prakticheskoe-posobie-po-usn-chast-i-obshie-polozheniya-glava-usn-specialnij.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/o-provedenii-zaprosa-kotirovok-na-oficialnom-sajte-gorodskogo-okruga-gorod-salavat-rb-stranica-5.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/shkoli-antichnoj-filosofii-v-grecii.html
  • write.bystrickaya.ru/fakultet-geograficheskij-kafedra-geoekologii-i-landshaftnogo-planirovaniya-uchebno-metodicheskij-komplekt-disciplini-metodi-kartografirovaniya-landshaftov.html
  • tests.bystrickaya.ru/kurs-vzleta-na-rulenii.html
  • lesson.bystrickaya.ru/nizhnyaya-palata-prinyala-popravki-v-ryad-statej-ugolovno-processualnogo-kodeks-stranica-24.html
  • learn.bystrickaya.ru/finansovoe-obespechenie-publichnij-otchet-osostoyanii-i-rezultatah-deyatelnosti-mou-sosh-55-za-2009-2010-uchebnij.html
  • urok.bystrickaya.ru/pozdravlyaem.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/programma-vstupitelnih-ispitanij-po-magisterskoj-programme-psihologicheskoe-soprovozhdenie-obrazovaniya-lic-s-problemami-v-razvitii.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-6-rudolf-shtejner-v-teme-hristos-vospominaniya-o-shtejnere.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/plani-seminarskih-zanyatij-dlya-studentov-do-uchebno-metodicheskij-kompleks-uchebnoj-disciplini-pravoohranitelnie.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tablica-ravnomerno-raspredelennih-v-intervale-01-sluchajnih-chisel-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/kompyuternaya-semya.html
  • lesson.bystrickaya.ru/municipalnoe-pravo-chast-2.html
  • learn.bystrickaya.ru/godovoj-otchet-za-2009-god-predvaritelno-utverzhden.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/programma-speckursa-filosofskie-problemi-obrazovaniya-po-specialnosti-020100-filosofi-zaochnoe-otdelenie-specializacii-020102-sistematicheskaya-filosofiya.html
  • apprentice.bystrickaya.ru/znachenie-imeni-boga-v-biblii-i-ego-proiznoshenie.html
  • knigi.bystrickaya.ru/rinok-turisticheskih-uslug-kemerovskoj-oblasti.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/64podklyuchenie-i-pusk-elektrodvigatelya-uchebnoe-posobie-gomel-2006-soderzhanie-1-obshie-svedeniya-5-1-trehfaznaya.html
  • crib.bystrickaya.ru/impulsivnaya-model-poznaniya-kniga-izdana-pri-uchastii-izdatelstva-universitetskaya-kniga-s-peterburg-i-moskovskogo.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.