.RU

ВОЗВЫШЕННОЕ В РЕЧИ И ЖИЗНИ: ВОСПРИЯТИЕ ОРЛОВСКИХ СТУДЕНТОВ - Аксенова Л. П. Проблемы формирования риторической культуры...


^ ВОЗВЫШЕННОЕ В РЕЧИ И ЖИЗНИ: ВОСПРИЯТИЕ ОРЛОВСКИХ СТУДЕНТОВ

В большинстве современных руководств по риторике самым эффективным стилем публичной речи признается разговорный стиль, повсеместно вытеснивший высокий стиль из практики ораторских выступлений. В качестве причин этого вытеснения указывается стремление ораторов к естественности, непринужденности общения с аудиторией, создание впечатления незапланированности речи, подчеркивание «равноправия» говорящего и адресата в ситуации общения. Надо заметить, что данная риторическая аргументация опирается на перевернутую иерархию внешних топосов, в которой «общественное мнение» с последнего места перемещается на первое, занимая тем самым место религии. Подлинными причинами победы разговорного стиля являются глубокие изменения в сознании людей (стремление «устроиться на Земле без Бога»: Ф.М.Достоевский), и вызванные ими изменения в социальной реальности.

В числе социальных факторов, оказавших влияние на снижение стиля русской речи в недавнем прошлом, следует назвать уничтожение и рассеяние носителей отечественной речевой культуры, массовое овладение грамотностью, представителями социальных низов, исключение из числа школьных предметов церковнославянского языка – основы высокого стиля речи. В настоящее время активным социальным фактором является влияние американского риторического идеала, бессознательно воспринимаемого многими русскими людьми в качестве престижного речевого образца (данное явление можно сопоставить с влиянием речевой нормы столиц, метрополий на формирование общенациональных литературных норм).

Профессор А.А.Волков пишет: «Как выражение возвышенного высокий регистр и вообще церковнославянская речевая стихия, очевидно с трудом доступны современному языковому сознанию, которое формируется средствами массовой информации и поэтому способно вращаться в основном в сфере, по выражению М.М.Бахтина, «материально-телесного низа».

Практика общения с современной студенческой аудиторией может дать немало примеров, подтверждающих справедливость этого неутешительного заключения. Значительная часть выпускников наших школ лишена способности к восприятию возвышенного в языке и жизни. Сознание этих молодых людей не принимает, отталкивает от себя через насмешку и ерничанье беспокоящие их душу высокие слова и поэтические образы. При этом они безотчетно ощущают изначальную связь всего высокого с традицией Церкви. Наши дети испытывают неутолимый духовный голод, сами не осознавая этого.

Отрадные результаты дает знакомство с христианскими истоками русского речевого идеала в рамках курса «Риторика».В текущем учебном году данный курс проводился на факультете электроники и приборостроения ОрелГТУ (специальность «Прикладная информатика»). По итогам курса было написано сочинение на тему «Современная русская речь и духовная мораль». Приведу отрывки из сочинений студентов.

«Духовная мораль предполагает организацию духовного единства всех людей, установление мира, любви, прощения, терпения, великодушия, нахождение единой шкалы ценностей, поиск правды и нравственности.»(Семин Александр). «…Происхождение мысле-словесного согласия проистекает из общего источника: совершенного Слова Божия, воплощенного в текстах священного Писания. Русский язык сегодня – это не только новые речевые технологии, телевизор, компьютер, массовая пресса; это – и его церковно-славянская основа, глубокомыслие и сердечная сосредоточенность молитвы, богослужения, проповеди, всякий текст, обращенный к духу и душе человека.».(Тарасов Д.митрий)

Как показывают приведенные примеры, знакомство с христианским риторическим идеалом, древнерусской речевой традицией существенно влияет на уровень языкового сознания студентов, создавая условия для овладения средствами «высокого регистра» современной русской речи.


Гадышева О.В., Пушкарев А.Л. (Волгоград)
^ РИТОРИКА И КУЛЬТУРА РЕЧИ В СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

Поскольку риторика – это наука о способах убеждения, разнообразных формах языкового воздействия на аудиторию, оказываемого с учетом ее особенностей и в целях получения желаемого эффекта, она теснейшим образом связана со средствами массовой информации. Долгие годы, пропагандируя классовые идеи, СМИ использовали для воздействия на умы и чувства людей языковые средства, которые носили классово-партийный характер, а также специальную лексику с социально-оценочной окраской.

Изменение нашего общества способствовало развитию риторики, а также языка и стиля СМИ. Отсутствие ценностно-нормативной системы саморегуляции российской прессы, необязательность соблюдения норм и этических предписаний определяет сегодняшний облик и состояние СМИ, что естественным образом сказывается и на снижении культуры речи. Базируясь на единой структуре национального литературного языка, язык газеты должен создаваться особыми принципами использования стилевых систем, правилами сочетаемости слов, словоупотребления, варьированием семантики слов и фразеологии, отбором средств выражения и характером их объединения в определенные композиционные схемы. Игнорирование нормативно-стилистического подхода к выбору языковых средств привело к тому, что ненормированность является одним из главных признаков сегодняшней прессы. СМИ все больше используют разнообразные риторические приемы для достижения поставленных задач и забывают о необходимости соблюдения норм русского литературного языка.

Анализ языка средств массовой информации позволил выделить целый ряд отклонений от нормированной речи. Наиболее частотными являются следующие ошибки:

  1. разрушение семантических и стилистических норм сочетаемости слов (наземная космонавтика; нахальный и застенчивый; борзые агенты; патриот родины; президента обложили, запахло отставкой; в бывших братских республиках вопят о);

  2. индивидуально-стилистические неологизмы, образованные по известным моделям, но с нарушением грамматических норм (первоулучшатели нашего времени; дума-ленивка, дума-лоббистка; взятка-датка);

  3. индивидуальные метафоры и перифразы с отрицательной экспрессивной оценкой, нарушающей этические нормы (праздник пустых кошельков; летучая учительница; набушмаченный фраер; ладно, что на рыбьем языке не калякает, зато кумекает по-свойски; чеченофобия свойственна немногим; встает какой-нибудь басивала и давай перед народом распинаться).

Многие из таких оценок, будучи прямыми оскорблениями, находятся за рамками культурного общения, хотя имеют, возможно, сильный воздействующий эффект. СМИ в значительной степени определяют нормы языка и общения, тем более велика их ответственность за то, чтобы эти нормы отвечали лучшим культурным традициям. Отказ от соблюдения нравственно-этических и речевых норм приводит к агрессивности общества.

Итак, выполняя коммуникативные задачи и стремясь воздействовать на аудиторию, СМИ меньше всего обращают внимание на нормативный и этический аспект культуры речи.


Н.Ш. Галлямова (Уфа)

^ ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА


Одной из важнейших задач обучения будущих преподавателей русского языка следует считать постоянное совершенствование их профессиональной подготовки. Русский язык, являющийся для студента-филолога объектом изучения, приобретает для него двойную ценность: с одной стороны, студент сам познает эти явления и овладевает ими теоретически и практически, с другой стороны, он должен знать, как, каким образом эти явления должны быть объяснены ученикам. И как организовать этот процесс более продуктивно. Профессиональная подготовка, таким образом, предстает как сложный комплексный процесс, включающий в себя формирование разных видов компетенций: лингвистической (приобретение прочных знаний языковой системы и закономерностей ее функционирования); коммуникативной (совокупность знаний, умений и навыков в области вербальных и невербальных средств для адекватного восприятия и отражения действительности в различных ситуациях общения); методической (выработка профессиональных, лингводидактических умений); лингвокультурологической (знания о различных функциях русского языка и его этнокультурологического компонента) и др.

Очень важным компонентом профессиональной подготовки будущего учителя исследователи называют профессиональную культуру. Объем данного понятия еще четко не обозначился в научно-методической литературе, однако анализ различных точек зрения позволил выделить следующие его составляющие: культуру поведения, эмоциональную культуру, профессиональную культуру речи и культуру педагогического общения (Соколова В.В.).

В основе профессиональной культуры речи лежит как общая культура речи, предстающая в виде свойств речи, совокупность и система которых говорит о ее совершенстве, так и другие компоненты, а именно: владение терминологией данной науки, умение строить монологическую научную речь, организовывать профессиональный диалог и управлять им, логико-композиционные умения.

Под культурой педагогического общения понимают умения задавать вопросы, слушать собеседника, анализировать выступления, умения понять другого человека, ориентироваться в сложившейся ситуации, умения заинтересовать, увлечь рассказом, передать свое отношение к повествованию. Таким образом, культура педагогического общения немыслима без коммуникативных составляющих. В профессиональной деятельности учителя особая роль коммуникативных способностей, коммуникативных умений признается и психологами, и лингвистами, и педагогами. Анализ работ, посвященных проблемам речевого общения, демонстрирует неоднозначность понятия "коммуникативные умения", их составляющих. Так, исследователями выделяются три группы коммуникативных умений: социально-психологические, речевые и логико-композиционные [В.В. Соколова].

К социально- психологическим исследователи относит умения понимать ситуацию, оценивать ее, ориентироваться в ней, умения определять целевую установку общения, учитывать особенности адресата общения, умения вступать в контакт, прогнозировать воздействия высказывания на собеседника и т.п. К речевым умениям - умения выбрать из ряда альтернативных возможностей, предоставляемых языком, оптимальный для каждой конкретной ситуации вариант, позволяющий наиболее эффективно достичь запланированного результата; оптимальное и результативное использование в конкретной коммуникативной ситуации невербальных средств общения; учет соответствия вербальных и невербальных средств общения. К логико-композиционным - умения располагать, выстраивать речевые высказывания соответственно целям общения. К не менее важным профессионально-коммуникативным умениям другие исследователи относят умение слушать. Кроме этих основных коммуникативных групп умений можно выделить и массу других компонентов - умение устанавливать психологический контакт, умение перехватывать инициативу, умение понимать партнеров по общению, умение управлять общением, вносить в него коррективы и т.п.

Набор коммуникативных умений обеспечивает, поддерживает и формирует коммуникативную компетентность учителя. Развитие таких умений должно являться целью как общего педагогического образования, так и необходимым звеном профессионального становления учителя русского языка. Отсюда перед методистами встает две задачи: определить круг коммуникативных умений, достаточных для будущей профессионально-коммуникативной деятельности учителя русского языка (в том числе русского как неродного с истекающими отсюда содержательными и структурными особенностями); разработать систему специальных курсов, позволяющих осуществлять формирование, развитие и совершенствование коммуникативных (речевых, в первую очередь) умений. В целях решения этих задач на кафедре русского языка и методики его преподавания филологического факультета БГУ разработан спецкурс "Основы педагогической риторики (педагогического речеведения)", который, как мы надеемся, хотя бы частично решит поднятую проблему.


vse-ekskursii-v-astrahani-i-delte-volgi-istoriya-vostochnogo-tanca-v-rossii-trehchasovaya-s-teatralizovannim-shou-astrahanskih-tancovshic.html
vse-eksperti-i-vse-oprosi-mogut-skazat-kakie-knigi-pokupayutsya-luchshe-kakie-huzhe-ili-kakie-zhanri-no-kakaya-kniga-dejstvitelno-nuzhna-neobhodima-vostrebovana.html
vse-eto-formi-prodazhi-metodom-shenka-moskva-sankt-peterburg-nizhnij-novgorod-voronezh-rostov-na-donu-ekaterinburg.html
vse-eto-ulozhilos-u-menya-v-golove-okolo-tridcati-treh-let-nado-zametit-chto-togda-ya-ne-bil-znakom-s-teoriyami-vernadskogo-i-gumileva-ne-chital-shopengauera-i-to-stranica-5.html
vse-geroi-i-sobitiya-opisannie-nizhe-ne-vidumani-a-vzyati-iz-zhizni-s-dokumentalnoj-dostovernostyu-vse-uchastniki-opisivaemih-sobitij-eto-realno-sushestvuyushie.html
vse-horoshee-v-sebe-doistrebili-reportazh-o-matche-spartak-dinamo-03-05-2012-glavnie-novosti-sporta-5.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/matrica-pedagogicheskogo-analiza-lichnostno-orientirovannogo-uroka-23.html
  • urok.bystrickaya.ru/prekrasnaya-izolda-zamechaniya-v-otnoshenii-istochnikov-i-perevoda-mifa.html
  • college.bystrickaya.ru/-1-bogatstvo-i-obmen-kniga-izvestnogo-amerikanskogo-ekonomista-matematika-irvinga-fishera-professora-politicheskoj.html
  • abstract.bystrickaya.ru/3-ustojchivost-v-smisle-predskazuemosti-dostatochno-obshaya-teoriya-upravleniya.html
  • urok.bystrickaya.ru/programma-obshekulturnoj-napravlennosti-dlya-1-klassa-sostavitel-pyatajkina-a-p.html
  • esse.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-discipline-v-v-reklamnaya-deyatelnost-v-internete.html
  • report.bystrickaya.ru/klass-podgotovki-specialistov-radioelektronnoj-razvedki-metodika-podgotovki-rukovoditelya-k-zanyatiyam.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/programma-povisheniya-kvalifikacii-pedagogicheskih-rabotnikov-po-prioritetnomu-napravleniyu-pedagogika-i-psihologiya.html
  • shkola.bystrickaya.ru/obitel-na-reke-luh.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/m-b-olenev-avgust-sentyabr-2002-g.html
  • abstract.bystrickaya.ru/310-280-usloviya-sotrudnichestva-i-poryadok-bronirovaniya-turov.html
  • spur.bystrickaya.ru/lev-shilnik-a-bil-li-malchik-skepticheskij-analiz-tradicionnoj-istorii-lev-shilnik-a-bil-li-malchik.html
  • assessments.bystrickaya.ru/ceni-na-razmeshenie-v-otelyah-velikobritanii-na-period-01-11-2009-31-03-2010-na-odnogo-cheloveka-za-noch-s-zavtrakom-i-vat-v-anglijskih-funtah-birmingen-stranica-4.html
  • klass.bystrickaya.ru/9-zemlyanie-raboti-pravila-proizvodstva-i-priemki-rabot-tehnika-bezopasnosti-v-stroitelstve-data-vvedeniya-1981-01-01.html
  • books.bystrickaya.ru/chempionat-rossii-sredi-masterov-veteranov-plan-yunosheskoe-pervenstvo-rossii-v-zvenigorode-yuniorskoe-pervenstvo.html
  • textbook.bystrickaya.ru/instrukciya-po-deloproizvodstvu-v-apparate-upravleniya-sudebnogo-departamenta-v-respublike-altaj-1.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/makolkin-v-i-ovcharenko-si-vnutrennie-bolezni-uchebnik-5-e-izd-pererab-m16-i-dop-stranica-4.html
  • learn.bystrickaya.ru/garri-potter-i-orden-feniksa-stranica-4.html
  • lecture.bystrickaya.ru/aspekt-marker-referirovanie-uchebno-metodicheskij-kompleks-specialnosti-032001-dokumentovedenie-i-dokumentacionnoe.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-v-arhimandrit-rafail-karelin-o-yazike-pravoslavnoj-ikoni.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/osnovnie-nauchnie-razrabotki-stranica-2.html
  • letter.bystrickaya.ru/obrazovanie-gosudarstva-izrail.html
  • literatura.bystrickaya.ru/shkolnie-tipi.html
  • tests.bystrickaya.ru/lekciya-6-uchenie-o-spasenii-lekciya-uchenie-o-boge-lekciya-uchenie-ob-iisuse-hriste.html
  • assessments.bystrickaya.ru/dopolnitelnie-lechebnie-seansi-pleyadeanskoj-svetovoj-raboti-amora-guan-in-nasledie-pleyad-probuzhdenie-energii-ka.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/plan-raboti-shkolnoj-biblioteki-na-2010-2011-uchebnij-god-osnovnaya-cel-biblioteki.html
  • institut.bystrickaya.ru/tema-4-mirovie-rinki-zolota-i-dragocennih-kamnej-uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-sd-f-03-mezhdunarodnie.html
  • studies.bystrickaya.ru/haupt-v-bitva-za-moskvu-pervoe-reshayushee-srazhenie-vtoroj-mirovoj-1941-1942-per-s-nem-l-a-igorevskoro-stranica-9.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-vosemnadcataya-p-ya-chaadaev-knigi-prorokov-sostavlyayut-v-vethom-zavete-lish-okolo-chetverti-vsego-teksta.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/regionalnimi-nalogami-zakonu-ot-6-oktyabrya-2003-g-n-131-fz-ob-obshih-principah-organizacii-mestnogo-samoupravleniya.html
  • reading.bystrickaya.ru/literatura-svyazannaya-s-problemami-zarozhdeniya-zhizni-stranica-4.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/programma-vstupitelnogo-ekzamena-po-priemu-v-magistraturu-po-specialnosti-6m060600.html
  • student.bystrickaya.ru/12blok-b-tehnicheskoe-zadanie-na-kompleksnoe-ekspluatacionno-tehnicheskoe-obsluzhivanie-i-soderzhanie-bazi-otdiha.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tema-kursovoj-raboti-uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-strategicheskij-menedzhment-osnovnoj-obrazovatelnoj.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/prilozhenie-4-proekt-programmi-volgogradskoj-oblasti-po-okazaniyu-sodejstviya-dobrovolnomu-pereseleniyu-v-rossijskuyu.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.