.RU

(В.П. Трубочкин) - Энциклопедия современной юридической психологии (отредактированные материалы)


^ (В.П. Трубочкин)
Литература: Ратинов А.Р. Структура правосознания и некоторые методы его исследования. / Методология и методы социальной психологии. - М., 1977; С.201-214; Соколов Н.Я. Профессиональное сознание юристов. - М., 1988; Ратинов А.Р., Ефремова Г.Х. Правовая психология и преступное поведение. - Красноярск, 1988; Российский менталитет: вопросы психологической теории и практики./Под ред. К.А. Абульхановой, А.В. Брушлинского, М.И. Воловиковой. - М., 1997; Ситковская О.Д. Психология уголовной ответственности. М., 1998; Юридическая психология /. Под ред. А.Р. Ратинова, Г.Х. Ефремовой. - М., 1998; Поздняков В.М. Актуальные проблемы правовой и превентивной психологии. - Рязань, 1998; Прикладная юридическая психология ….Глава 2; Социальная психология /Под ред. проф. А.М. Столяренко. – М.. 2001. Глава 30.

^ Правового регулирования общественных отношений психологически аспект. Право занимает одно из важнейших мест в системе социального регулирования. В теории права справедливо считается, что наряду с специально-юридическим необходим и «социологический», личностный подход, реализующий формулу «человек есть мера всех вещей», в том числе и правовых «вещей». Право оказывает воздействие на психологию и поведение людей. Только пройдя через сознание людей, право может повлиять на действительность общественных отношений. Психологически сказываются все блоки права: его нормативный характер, механизмы правового регулирования, правотворчество и правоисполнение.

Право и все правовые акты эффективны по своему регулирующему влиянию, если его психологический эффект адекватен, т.е. отвечает специфике психологии людей, обеспечивает понимание, одобрение, правомерное поведение. Правовое регулирование предполагает закрепление прав и обязанностей участников общественных отношений, установление правовых запретов и дозволений, обеспеченность действия права мерами государственного принуждения. Оно действенно, если понимается и одобряется людьми, отвечает их интересам, поддерживается ими, мотивирует их правомерное поведение и активность в его утверждении в жизни. Закон живет и действует, если люди на его стороне. При этом закон и законодательство в целом приобретают характер подлинной гуманности, цивилизованности, воспринимаются не как путы, кара, а как благо для людей и становится действенной социальной силой. Любой закон, любой нормативно-правовой акт, норма, любое положение в них будут исполняться людьми и могут изменить что-то к лучшему, если они рассматриваются не только как чисто правовое орудие, нормативное положение, а по своему содержанию и текстовому оформлению и как средство психологического и воспитательного воздействия на людей.

В законодательной практике и практике правоприменения значимо принятие во внимание психологии людей, групп населения, всего народа. Играет роль не учет каких-то частностей, но культурно-исторический менталитет народа, базовые психологические особенности общностей и граждан, их психическое состояние, настроения, общественное мнением, социальные ожидания, интересы, уровнем развития правовой психологии. Непродуктивно и даже опасно забегать вперед, плодить законы, к восприятию и исполнению которых люди, общество психологически не готовы, но плохо и отставать.

(А.М. Столяренко)

Литература: Социальная психология / Под ред. проф. А.М. Столяренко. – М., 2001. Глава 30.

Предмет ЮП. Психологические факты, закономерности и механизмы, возникающие при соприкосновении явлений юридической и психологической природы, присущие интегральному объекту исследований ЮП, выступают предметом ЮП. Она понимает свой предмет в «психологической части» так, как его понимает психологическая наука, а в «юридической части» так, как его понимает юридическая наука. Этот предмет - психология людей во взаимоотношениях с правом (во всем емком его значении), юридико-психологические явления.

Интегративный характер юридико-психологические явлений. определяет их уникальность, своеобразие, не исследуемое ни одной из отраслей психологической науки, а поэтому определяет своеобразие предмета ЮП, а ее – как особой отрасли этой науки.

Своеобразие самих юридико-психологических явлений объективно детерминировано юридической природой явлений, находящих психическое отражение. Однако «юридическое» и «психическое» в этих явлениях не самостоятельны, не рядоположны. Диалектика их отношений может быть описана философскими категориями содержания и формы, предполагающими взаимодействие, взаимопереходы, опосредованные процессами и механизмами. Иначе говоря, юридическое находит свое выражение не только в содержании психических процессов, состояний и образований, но и в своеобразии их возникновения, протекания, оформления и конечного психологического результата (образа, мысли, отношения, действия и пр.). Но имеется и обратные зависимости: психологические закономерности и механизмы влияют на своеобразие отражения юридической действительности и ее явлений, сказываясь на их особое понимание, особое отношение к ним, особое реагирование. Поэтому юридико-психологические явления – это явления, характеризующие субъективный образ правой действительности, это мир права в человеке и человек в мире права.

В соответствии со спецификой предмета психологической науки ЮП исследует, описывает и разрабатывает рекомендации, относящиеся к: а) нормальной, здоровой психике человека и способам психологической работы с таким человеком (исследованием болезней психики и ее лечением занимается представители медицинской науки - врачи-психиатры); б) явлениям индивидуальной и групповой психики, в) сознанию и подсознанию, г) социально-психологическим, функционально-психологическим и психофизиологическим явлениям, д) психолого-педагогическим явлениям, но все это – в юридическом своеобразии.

(А.М. Столяренко)

Предпосылки возникновения ЮП. Востребованность юридико-психологических знаний возросла в эпоху Просвещения и проявилась в анализе многопланового эмпирического материала по деятельности суда (Франсуа де Питаваль, 1734-1743) и мест лишения свободы (Джон Говард, 1777), подтвердив важность рационалистического подхода в правовом регулировании. Первыми монографическими работами по ЮП можно считать публикации немецких ученых К. Эккартегаузена "О необходимости психологических познаний при обсуждении преступлений" (1792), И.Х. Шауманна "Мысли о криминальной психологии" (1792), Мюнха "О влиянии криминальной психологии на систему уголовного права" (1799). Среди отечественных ученых в XVIII в. достаточно плодотворные в психологическом аспекте взгляды содержались в работах И.Т. Посошкова (классификация преступников по "степени испорченности", психологически эффективные способы допроса свидетелей и обвиняемых), В.Н. Татищева (развитие правосознания масс), М.М. Щербатого (возможность досрочного освобождения исправившихся преступников), Ф.В. Ушакова (психологические условия воздействия на преступника наказания), А.Н. Радищева (меры по предупреждению преступлений, основанные на учете психологии личности преступника).

Особенностью развития в ХIХ в. зарубежной юридико-психологической мысли явилось, с одной стороны, продолжение роста публикаций о преступности и личности преступника философско-рационалистического и эмпирико-описательного характера (И. Гофбауэр, 1808; П.Й.-А. Фейербах, 1829; И. Фридрейх, 1835 и др.), а с другой - попытки опереться при интерпретации юридико-психологических явлений на достижения по быстро прогрессировавшим естественным наукам (анатомическая "френология" Ф. Галля, психиатрическая теория "вырождения преступников Б. Мореля, антропологическая концепция "прирожденного преступника" Ч. Ломброзо и др.). По указанным подходам имелись сторонники и в России: по первому - В.К. Елпатьевский, Г.С. Гордиенко, П.Д. Лодий, А.П. Куницын, А.И. Галич, Г.И. Солнцев, К.Д. Кавелин, С.И. Баршев и др., а по второму - Х.Р. Штельцер, К.Я. Яневич-Яневский, В.Х. Кандинский, Д.А. Дриль, А.У. Фрезе, И.Г. Оршанский, П.Н. Тарновская и др. Однако в развитии отечественной юридико-психологической мысли в последней трети ХIХ столетия проявились и ряд специфических тенденций. Во-первых, в раскрытие психологических механизмов преступления и наказания, а также в целом в пробуждении в обществе интереса к личности преступников и представителей маргинальных слоев населения весомый вклад внесли выдающиеся русские писатели Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, А.П. Чехов и др., а также ряд видных публицистов - С. Максимов, А. Семилужский, Н.М. Ядринцев, П.Ф. Якубович, А.И. Свирский и др. Во-вторых, в рамках научных дискуссий все более утверждалась междисциплинарная ориентированность в разработке юридико-психологической проблематики, что проявилось как в трудах известных юристов (Л.Е. Владимиров, В.Д. Спасович, И.Я. Фойницкий, А.Ф. Кони и др.), так и психологически ориентированных ученых (В.М. Бехтерев, В.Ф. Чиж, П.И. Ковалевский и др.). В-третьих, в рамках проводимых в России судебной (1864) и тюремной (1879) реформ началась активная опытническая работа по использованию психологических знаний в правоприменительной практике: проведение судебно-психологической экспертиз (впервые в 1883 г. по установлению психического состояния при изнасиловании), выявление психологических закономерностей функционирования суда присяжных (Л.Е. Владимиров, 1873; Н. Бобрищев-Пушкин, 1898), поиск эффективных средств исправления преступников в местах лишения свободы (прежде всего несовершеннолетних - А.Я. Герд, 1868, 1874; М.Н. Капустин, 1870; А.Д. Ушинский, 1876; А.Ф. Кистяковский, 1878; Д.А. Дриль, 1884; и др.).

(^ В.М. Поздняков)

Литература: Будилова Е.А. Социально-психологические проблемы в русской науке. - М., 1983.С. 50-87; Поздняков В.М. Личность преступника и исправление осужденных (историко-психологический очерк) - Домодедово, 1998; Юридическая психология: Хрестоматия / Сост. В.В. Романов, Е.В. Романова. - М., 2000. С. 32-68.

Психоистория правовой сферы. Направление исследований на стыке психологической и исторической наук, в рамках которого методология, понятийный аппарат, теории и методы психологической науки применяются для объяснения коренных трансформаций правового сознания под влиянием взглядов отдельных исторических личностей и конкретных социальных групп. При психоисторическом анализе возникает возможность вскрыть "историческую мотивацию правовых лидеров конкретной эпохи", а также роль "групповых фантазий", "символизма", фатальных драм" и других феноменов психической деятельности различных общностей людей ("психоклассов") в развитии правовой сферы в конкретные исторические периоды.

В настоящее время психоисторические исследования активно ведутся лишь за рубежом, затрагивания весьма разноплановую проблематику: рост в определенные исторические периоды преступности и насилия (например, исследование Дж. Атласа 1986 г., раскрывающее жизнь и быт городов средневековой Европы; исследование Р.М. Филде в 1988 г., вскрывающее причины терроризма в современной Северной Ирландии и др.); влияние криминальной субкультуры осужденных на выживание в тюрьме (The Oxford History of the Prison..., 1996).

Одной из ключевых задач исследований по психоистории правовой сферы выступает выявление влияния индивидуально-психологических особенностей выдающихся ученых и ментальности профессиональных сообществ, действовавших в переломные периоды истории России, на выбор методолого-концептуальных ориентиров трансформации правовой сферы, в том числе в отстаивании приоритетности догматико-юридического, социологического, либо психологического подходов. Это может вскрыть роль психологических феноменов как причины разноплановости взглядов на возможности индивидуализации в применении объективного права на практике (например, при судебных решениях, при исполнении наказания и т.д.).

(^ В.М. Поздняков)

Литература: Шутова О.М. Психоистория: школа и методы. - Минск., 1997.

Психологическая инфраструктура правоохранительной деятельности. Инфраcтруктура (от лат. infra – ниже и struktura – строение, расположение) представляет собой форму, содержанием которой выступают группы психологических структур и поцессов, а так же соотвствующих связей между ними, обеспечивающих выполнение совокупности трудовых функций субъектом в соотвествии с социально-профессиональными усовиями, цкелями и содержанием деятельности. Понятие «психологическая инфраструктура» впервые использовал А.Н. Леонтьев, писавший: « Все психологическое может быть понято только в ее связи с суперструктурой социального, потому что инфраструктура без этой суперструктуры не существует вообще».

Психологическая инфраструктура включает в себя базовые (или объективно-предпосылочные – по М.С. Кветному), организацимонные компоненты деятельности субъекта и вторичные (обслуживающие, по терминологии А.М. Столяренко) психологические (или субъективно-регулятивные) образования в сфере прав и обязанностей, опосредованные нравственно 0психологическими факторами поведения сотрудников ПОО в повседневной жизнедеятельности. К базовому, организующему уровню относятся две группы факторов: 1) организация деятельности служебного коллектива (базовые психологические факторы, связанные с образами деятельности, с характерными психологическими особенностями субъектов и особенностями контактов между ними – непосредственные контакты, контакты, опосредованные общим предметом труда, общими средствами труда, информационные контакты; уровень развития служебного коллектива, особенности правового сознания и мотивационной напряженности деятельности его членов и др.); 2) организация управления – психологические факторы, характеризующие устойчивые признаки субъективно-удобного стиля коллективной деятельности и взаимодействия всех лиц , участвующих в реализации функций управления (факторы: ценностно-целевые, организационно-управленческие, познавательно-коммуникативные, связанные с организацией информационного обеспечения управления и управленческие воздействия); 3) обслуживающие психологические факторы образуют наиболее динамическую группу факторов психологической инфраструктуры: а) оперативные – принятие текущих решений, распределение и доведение заданий, мобилизации и поддержания рабочего тонуса и др.; б) ситуативные – эмоции, чувства, настроения, переживания, процессы социальной перцепции, эмоционального оценивания и неформального общения и др.

В соответствии с принципом полноты завершенность перечня параметров концептуальной схемы психологической инфраструктуры обеспечивается двояко: во-первых, эмпирическим путем, обеспечивающим возможность проврки и фиксации конкретных проявлений указанных параметров и деталей деятельности; во-вторых, соответствие целям и задачам исследования, что поможет отбирать оптимально возможные элементы деятельности.

Правовая и психологическая инфраструктуры структуры диалектически взаимосвязаны между собой, составляя определенные слои регуляции деятельности (С.С. Алексеев). Обе они опираются на устойчивые организационные формы, своеобразный психолого-юридический базис в виде особого построения правового пространства обеспечивающего функционирование и развитие психолого-юридических структур, причем каждый компонент (часть) структуры может рассматриваться как система (или подсистема), взаимодействующая с другой п механизмам координации (упорядоченность по горизонтали) и субординации (упорядоченность по вертикали) в целях выполнения определенной функции.

Общепсихологическое содержание инфраструктуры правоохранительной деятельности включает в себя характеристики ее основных компонентов – мотивов, ролей, условий, средств и результатов. Она представляет собой форму объединения и познания реальных подструктур психологической активности субъекта на основе закономерностей и принципов системного подхода. Проблемы эффективности управления и развития ПОО необходимо рассматривать только во взаимосвязях элементов психологической инфраструктуры деятельности. Такой подход может быть использован в юридическом менеджменте, в профессиональной подготовке руководителей, а так же при разработке комплексных программ развития ПОО.

(Ю.А. Шаранов)

Психологическая культура в правовой сфере. Важная составная часть психокультуры в современном мире. Развивается в результате психологизации правовой сферы под влиянием внешних и внутренних факторов. В общеупотребительном значении понимается как психологическая образованность, владение психологическими знаниями, техниками и технологиями в юридической сфере. В ЮП идею «культуры» методологически ввел А.Р. Ратинов, рассмотрев правовую психологию в контексте «правовой культуры». Понятие «психологическая (социально-психологическая) культура» было разработано в исследованиях психологической подготовки применительно к личности юриста (А.М. Столяренко, В.И. Коваленко), а также в рамках психотехнического подхода (В.А. Носков, Л.Н. Иванова), в психолого-педагогических исследованиях (В.П. Трубочкин). Термин становится модным и все чаще начинает использоваться в юридико-психологических работах, в т.ч. без специальной понятийной проработки (В.Л. Васильев). Культурологический подход перспективен для ЮП Он стал активно использоваться в криминологии (А.И. Долгова, С.М. Иншаков и др.). Тема «психология и культура» – не новая для методологии психологии (Л.С. Выготский, В.П. Зинченко, В.М. Розин и др.). Разработано понятие «культуродигмы» в психологии (С.Ю. Степанов).

Проблема соотнесения психологии и культуры возникает вместе с формированием практической психологии, развитием психопрактик, появлением профессиональных психологов, распространением психологических служб, институционализацией психологии. Психология начинает «врастать» в культуру, происходит окультуривание психологии, а с другой стороны идет процесс психологизации культуры. При всем многообразии феномена культуры в психологическом контексте на первый план выступает ее деятельностно-технологическая проекция и ипостась. Современная психология – это прежде всего углубленные знания о человеке, эффективные техники и технологии работы с людьми. Они востребованы и без них сегодня немыслима жизнь современного общества, начиная от политики и экономики и заканчивая семейными и личными проблемами каждого человека. Распространение психологии связано также с изменением взгляда на человека, с пересмотром идеологической концепции человека как «винтика» и расходного материала в государственной машине и социуме, с гуманизацией отношений в обществе. Психология все больше взаимоувязывается со второй, ценностной, аксиологически-мировоззренческой, духовной ипостасью культуры, не только привнося с собой в культуру новые смыслы и идеалы, но и сама обретая определенные нормативные, ценностные, культурные формы. Третья ипостась культуры – это ее коммуникативно-трансляционная функция, передача опыта от поколения к поколению, ее встроенность в организацию социальной жизни людей через традиции и др. механизмы. Психические пласты жизни человека и общества в ряде современных концепций рассматриваются в том числе в качестве глубинных оснований самой культуры, в частности, в феномене ментальности (В.А. Шкуратов).

ПКвПС (как и в других сферах) не ограничивается уровнем личности, но существует также на уровне групп, организаций, социума в целом. О той или иной психологической культуре целесообразно говорить применительно к различным субъектам юридически значимого поведения или деятельности: законодатель, юрист, юридическое лицо, гражданин, правонарушитель преступник и т.д. Качество (правовая, неправовая, криминальная) и степень ее развития (низкая, средняя, высокая), разумеется, связаны с конкретным субъектом, как носителем, потребителем, пользователем, производителем, транслятором ПК. Феномен ПК имеет для ЮП интегративный, категориальный характер, а концепция ПК перспективна в качестве одного из теоретических, парадигмальных оснований ЮП. Развитие на базе концепции психологической культуры юридико-психологического мышления стратегически значимо для ЮП.

vserossijskaya-nauchno-prakticheskaya-konferenciya-na-temu.html
vserossijskaya-nauchno-prakticheskaya-konferenciya-po-medicinskoj-mikologii.html
vserossijskaya-nauchno-prakticheskaya-konferenciya-s-mezhdunarodnim-uchastiem-posvyashennaya-50-ti-letnemu-yubileyu-mehaniko-matematicheskogo-fakulteta-12-15-oktyabrya-2010g.html
vserossijskaya-nauchno-prakticheskaya-konferenciya-sistemnij-podhod-v-voprosah-formirovaniya-molodezhnoj-politiki-so-storoni-obshestva-i-gosudarstva-ministerstvo-transporta-rossijskoj-federacii.html
vserossijskaya-nauchno-prakticheskaya-konferenciya-ukreplenie-nacionalnoj-bezopasnosti-rossii-demograficheskie-i-migracionnie-aspekti-stranica-22.html
vserossijskaya-nauchno-prakticheskaya-shkola-konferenciya-molodih-uchenih-istoriya-rossii-s-drevnejshih-vremen-do-xxi-veka-problemi-diskussii-novie-vzglyadi.html
  • predmet.bystrickaya.ru/sostavit-plan-raboti-metodicheskogo-kabineta-avgust.html
  • desk.bystrickaya.ru/organizaciya-i-provedenie-zanyatij-i-sorevnovanij-po-plavaniyu.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/v-nyuhtilin-shpargalki-po-filosofii-chast-26.html
  • essay.bystrickaya.ru/e-fromm-d-sudzuki-r-de-martino-buddizm-i-psihoanaliz.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/skazka-o-treh-mashinah-rasskazchicah-korolya-genialona-stranica-3.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-disciplini-aktualnie-problemi-obshej-teorii-prava-naimenovanie-magisterskoj-programmi-obespechenie-ekologicheskoj-bezopasnosti-i-racionalnogo-prirodopolzovaniya.html
  • institut.bystrickaya.ru/stratoplan-dlya-kosmoleta-referat-po-vvedeniyu-v-aviacionno-kosmicheskuyu-tehniku.html
  • turn.bystrickaya.ru/otchet-o-peregonke-mislej-s-mesta-na-mesto-po-zadannim-napravleniyam.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/vvod-pges-polyarnaya-v-saleharde-pozvolit-v-dva-raza-snizit-tarifi-ekspert-ia-interfaks-ural-12052011.html
  • thesis.bystrickaya.ru/pravitelstvo-sankt-peterburga-informacionnij-byulleten-administracii-sankt-peterburga-47-698-6-dekabrya-2010-g.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-kozlovskogo-gorodskogo-poseleniya-sobranie-deputatov-emetkinskogo-selskogo-poseleniya-reshenie.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/biologicheskie-osnovi-razvitiya-rebenka-i-vliyanie-na-nego-faktorov-vneshnej-sredi.html
  • university.bystrickaya.ru/fakultet-fizicheskoj-kulturi-sporta-i-turizma-konferencii.html
  • holiday.bystrickaya.ru/mir-mezhdu-dvumya-mirovimi-vojnami-d-eyatelnost-lbartu-i-mlitvinova-po-sozdaniyu-sistemi-evropejskoj-kollektivnoj-bezopasnosti-v-pervoj-polovine-1930-hgg.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-uchebnoj-disciplini-osnovi-proektirovaniya-priborov-i-sistem-federalnogo-komponenta-cikla-opd.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/nravstvenno-filosofskie-osnovi-buddizma.html
  • bystrickaya.ru/vneshnij-dolg-rossii-2.html
  • knigi.bystrickaya.ru/rol-federalnoj-sluzhbi-gosudarstvennoj-statistiki-v-formirovanii-otchetnosti.html
  • student.bystrickaya.ru/-2-uprazhneniya-po-razvitiyu-psihofizicheskogo-apparata-cheloveka-kozireva-a-yu.html
  • credit.bystrickaya.ru/oushilardi-zertteu-dadilarin-damituda-zharatilistanu-pnn-erekshelg.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/rol-vodi-v-prirode-i-v-zhizni-cheloveka.html
  • tests.bystrickaya.ru/koncepciya-nauchno-issledovatelskogo-seminara-teoriya-i-metodologiya-demograficheskih-issledovanij.html
  • teacher.bystrickaya.ru/ezhekvartalnij-otchet-po-cennim-bumagam-za-4-kvartal-2004-goda.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/proekt-dogovora-o-zakupkah-tovarov-rabot-uslug-otdelnimi-vidami-yuridicheskih-lic.html
  • notebook.bystrickaya.ru/kniga-posvyashena-odnomu-iz-samih-maloizuchennih-no-chrezvichajno-vazhnih-razdelov-medicini-soedinitelnoj-tkani-i-ee-osnovnoj-strukturnoj-sostavlyayushej-kollagenu.html
  • books.bystrickaya.ru/chast-otorvannaya-ot-celogo-inogda-mne-kazhetsya-chto-nasha-vselennaya-lish-epigraf-k-drugoj-kuda-bolee-masshtabnoj.html
  • lecture.bystrickaya.ru
  • crib.bystrickaya.ru/istoricheskij-fakultet-programma-5-9-j-nauchnoj-studencheskoj-konferencii-petrozavodsk-izdatelstvo-petrgu-2007.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/zadachi-uroka-obrazovatelnie-aktualizaciya-znanij-po-teme-sistemi-schisleniya-differenciaciya-materiala-izuchennogo-po-teme-sistemi-schisleniya.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/perechen-meropriyatij-programmi-pp-naimenovanie-celi-zadachi-i-meropriyatiya-srok-realizacii-otvetstvennie-za.html
  • knigi.bystrickaya.ru/sovremennij-chehoslovackij-detektiv-stranica-6.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/spisok-oborudovannih-kupelej-moskvi-na-kreshenie-informacionnoe-agentstvo-regnum-ekspert-centralnij-okrug-18012012.html
  • spur.bystrickaya.ru/m-v-larin-istoricheskij-opit-i-sovremennoe-sostoyanie-gosudarstvennogo-regulirovaniya-deloproizvodstva-v-rossii.html
  • control.bystrickaya.ru/celi-i-zadachi-kursa-otechestvennaya-istoriya-stranica-4.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tema-22-principi-avtomaticheskogo-upravleniya-skorostyu-i-momentom-v-sisteme-upravlyaemij-preobrazovatel-dvigatel.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.