.RU

Впервом действии пьесы перед нами раскрывается атмосфера взаимной вражды и отчужденности


О пьесе «На дне»

Действие 1

В первом действии пьесы перед нами раскрывается атмосфера взаимной вражды и отчужденности.

Барон издевается над Настей (найдите), обитатели ночлежки не хотят замечать мучения Анны (найдите). У этих людей все в прошлом: потеряны личное имя, профессия. Человеческое достоинство, да и сам облик человека почти распался.

Но из, казалось бы, однородной массы «бывших» людей начинает вырисовываться несколько наиболее интересных персонажей.

Речи Актера, если их выделить, выстраивают целый образ – человека, сопротивляющегося скатыванию на дно. Актер в «Гамлете» играл могильщика (найдите реплику из «Гамлета»),но произносит фразу из монолога принца (найдите). В своих мечтах он видит себя настоящим Актером. Так Горький готовит почву для важного сюжетного развития.

В речах персонажей все время слышится второй, более важный пласт. Чеховский прием подтекста работает и в этой драме Горького.

Сатин подозревает все слова в истертости, потере значения и ищет новые слова, необыкновенные, но способные хотя бы привлечь к себе внимание. Найдите это место.

Обреченные на смерть, Анна и Актер находят друг друга и понимают друг друга. Найдите.

Костылев – ханжа, в его речах слышаться интонации Иудушки Головлева. ^ Дайте характеристику его первому разговору с ночлежниками. Обилие якобы религиозной лексики в его речах предваряет появление Луки.

Сквозь паутину каких-то неясных речей начинает открываться социальная картина дна. Появление на сцене Васьки Пепла – вора, его общение с Костылевым дает представление о том, что здесь действует целое преступное сообщество: вор, скупщик краденного – Костылев и покрывающий их представитель власти Медведев. Найдите доказательство этому в диалоге героев.

В словах Сатина «Нет на свете людей лучше воров» слышится отголосок идей «Челкаша», но в этом произведении Горький решительно отказывается от надежды на исправление жизни людьми вроде Пепла.

Разговор о таких, казалось бы, неуместных в данной ситуации понятиях как честь и совесть (найдите) готовит появление Луки.

Именно после этого разговора Наташа приводит Луку.

Имя персонажа – евангелист Лука и одновременно второй смысл: Лука – лукавый, то есть идущий неверным путем. Песню о потере пути и поет герой в самом начале своего появления в ночлежке. (Найдите).

Внешность Луки напоминает нам Платона Каратаева. Речь персонажа округлая, пословичная, мягкая, сглаживающая.^ Приведите примеры.

Горький явно вступает в спор с основными положениями толстовства о непротивлении злу насилием, об исправлении людей самосовершенствованием. Ведь вопрос о том, как изменить жизнь ночлежников, немедленно приводит к вопросу о путях изменения жизни в целом. Появление Луки – предложение одного из способов исправлению. Какого? Как к этому способу относится Горький, созвучен ли такой способ эпохе – вот главные вопросы пьесы.

Обратите внимание на то, что слова Пепла о храбрости и отсутствии боязни смерти сопровождаются фоном. Этот фон - слова другого ночлежника о гнилых нитках. Как вы думаете, почему два этих момента пересеклись?

Лука сразу увидел черты нечеловеческой жизни обитателей ночлежки.^ Докажите это.

Диалог барона и Пепла лишний раз подтверждает, что эти люди стоят на пути расчеловечивания. Докажите.

Отчаянная бравада Алешки еще раз напоминает, что люди здесь стоят на краю бездны. Диалог Луки с Медведевым дает нам представление, что Лука говорит притчами. Это немедленно заставляет вспомнить притчи Христа. Так вопрос о религии и о месте ее в человеческом мире выходит на первый план в пьесе.


Действие 2

Одновременно идет шулерская игра и диалог Луки с Анной, в котором странник утешает Анну словами о том, что на том свете будет все хорошо. В результате такого совпадения минисцен Лука и оказывается шулером, обманщиком. Найдите этот момент.

Слова Татарина: «Надо играть честна!» имеют более широкое значение, почти сразу после этих слов он произносит: «Надо честно жить!». Именно о том, как жить честно, пьеса.

Следом идет еще одна минисцена с подтекстом. Актер пытается вспомнить стихи, которые собирался процитировать Луке, но пьянство лишило его памяти. Найдите. А рядом с этим продолжается игра.

Бубнов. Готово! Пропала твоя дамка... ходи!

Слова Бубнова могут распространяться и на Актера, так как он пропал, потому что у него не было веры в себя.

Актер. Пропил я душу, старик... я, брат, погиб... А почему - погиб? Веры у меня не было... Кончен я...

И Лука утешает его сказкой о бесплатной лечебнице. Замена истины ложью – вот важнейшая проблема пьесы.

А затем Лука начинает утешать Анну. Но он не вселяет в нее надежду, а предлагает ей смириться со скорой смертью. ^ Найдите. Сделайте вывод, каковы цели Луки? Особенно важны две реплики.

Анна. А... может... может, выздоровлю я?

Лука (усмехаясь). На что? На муку опять?

Следом Медведев и Пепел говорят, казалось бы, о том, кто вор, кто покрывает, кто на воровство подбил. Но на самом деле главное в их словах вот это:

Медведев. Врешь! Не поверят тебе!

Пепел. Поверят, потому - правда!

^ Как вы думаете, зачем Горький подвел их диалог к этому фрагменту?

После этого Лука берется помочь Ваське. Но мы уже видели, в чем заключается помощь Луки людям.^ Что происходит теперь? К чему он призывает Василия?

Бубнов. И чего вы оба мелете? Не пойму... Какой тебе, Васька, правды надо? И зачем?

Бубнов – персонаж, которому меньше всего интересны вопросы правды, лжи, истины. Он смирился с тем миром, в котором живет. Мы таких персонажей у Горького уже не раз видели.

Васька нечто важное про Луку уже понял, и поэтому он задает ему один из главных вопросов человеческой жизни.

Пепел. Погоди, не каркай! Пусть он мне скажет... Слушай, старик: бог есть?

^ Как вы понимаете ответ Луки? Как к такой идее относится Горький? Может ли спасти человека подобное решение.

Следом за этим Василиса зовет Ваську в комнату, и там Василий говорит ей правду. Главное здесь именно это правда. Найдите это место.

Следует замечательная по драматическому накалу сцена, и в момент, когда Васька хочет узнать у Луки, зачем он утешает так странно людей, умирает Анна.

Вот в эту минуту появляется Актер. Ему кажется, что он на пути спасения, он вспомнил любимое стихотворение, он называет свое подлинное имя; как настоящий художник, он уже домыслил слова Луки о лечебнице. В его воображении она превратилась во дворец, где его, Актера, ждут. Он готов уйти отсюда, со дна.

Актер (загораживает ей дорогу). Я - уезжаю, ухожу... Настанет весна – и меня больше нет...

Но эти слова имеют второй зловещий смысл. Вот реакция Бубнова на смерть Анны.

Бубнов. Кашлять перестала, значит.

Это эпитафия человеку в том мире, где мы оказались. Зачем же жил человек, чтобы над его телом произнесли такие слова? ^ Найдите слова Наташи об этом.

Появляются другие ночлежники. Призывавший честно жить татарин, казалось бы, заснул. Актер цитирует «Короля Лира», но вместо верного Кента резонер Сатин отвечает ему, что нет той лечебницы, о которой Актер уже возмечтал. Драматизма нарастает.

Актер. Врешь!

Татарин (вскакивая). Где хозяин? Хозяину иду! Нельзя спать - нельзя деньги брать... Мертвые... пьяные... (Быстро уходит.)

Сатин свистит вслед ему.

Бубнов (сонным голосом). Ложись, ребята, не шуми... ночью - спать надо!

^ Почему Бубнов говорит такие слова?

Актер. Да... здесь - ага! Мертвец... "Наши сети притащили мертвеца"... стихотворение... Б-беранжера!

Это один из самых интересных моментов в пьесе. Актер цитирует Пушкина, но называет эти строчки строками Беранжера. А то стихотворение о «сне золотом» в который надо погрузиться, если правда мира не откроется, и было стихотворением Беранже. Получается, что погружение «в сон золотой» приведет к тому, что рано или поздно «сети притащат мертвеца», то есть того, кто вместо истины поверит «золотому сну».

Сатин (кричит). Мертвецы - не слышат! Мертвецы не чувствуют... Кричи... реви... мертвецы не слышат!..

Мертвец не только Анна, но и тот мир, который не услышит мольбу Актера о помощи.

И тогда снова появляется утешитель, который навевает «свои золотые сны» - Лука.

Действие 3

Действие переносится на пустырь – это вариант «дна» жизни, где мусор, выброшенные из жизни люди составляют трагическое единство.

Интересен образ Наташи. У нее своя мечта и свой придуманный мир. ^ Докажите это.

Книги, по мысли автора, могут лгать, а могут и говорить правду. Книжки Насти лгут, создают иллюзорный мир счастья, тот мир, в который погружают нас сегодня многие суррогаты культуры. А книги географа из важнейшей притчи говорят правду. Перед этой притчей Лука рассказывает, как надо относиться к людям, чтобы в мире не распространялось зло. В этом рассказе о двух каторжниках невозможно не увидеть черты толстовского учения. Но как сам Горький относился к предложению Луки верить в возможность исправления человека добротой? Мы уже знаем, что Лука у него говорит заведомую неправду, утешая людей. Но рассказ о двух ворах рисует нам Луку как человека замечательного, глубокого психолога. Вероятно, Горький и сам до конца не знал, вести ли ему образ Луки к большему сгущению отрицательных черт или найти в нем еще светлые стороны.

Социальный и любовный сюжет между тем развивается своим чередом, но все чаще ночлежники задаются вопросом, нужна ли правда.

Клещ (дрожит от возбуждения). Говорите тут - пра-авда! Ты, старик, утешаешь всех... Я тебе скажу... ненавижу я всех! И эту правду... будь она, окаянная, проклята! Понял? Пойми! Будь она - проклята! (Бежит за угол, оглядываясь.)

Пьеса подходит к идейной кульминации. Притча о Праведной земле. ^ Как вы понимаете эту притчу? О чем она? Что этой притчей хотел сказать Горький?

Обратите внимание на реакцию героев на притчу.

Пепел (негромко). Ч-черт те возьми... история - невеселая...

Наташа. Не стерпел обмана...

Бубнов (угрюмо). Все - сказки...

Наиболее интересна реакция Наташи. ^ Кто не стерпел обмана? Ведь Лука-то думал, что человек не стерпел правды. Выходит, слова Наташи направлены против понимания лжи и правды Лукой.

Обманом была та вера в Праведную землю, которую кто-то внушил человеку. Такая ничем не подкрепленная вера может быть названа ложным сознанием. Пьеса Горького была направлена против такого сознания.

А после этой сцены Лука уговорил Наташу уходить с Васькой, и тем самым подтолкнул его быстрее развязать туго завязанный узел. ^ Как этот узел будет развязан? Кто пострадает. Кого убьют?

В дальнейших сценах мы видим, что влияние Луки на людей еще более усиливается. Даже Бубнов вспоминает что-то из своей прошлой жизни.


Действие 4

Действие вновь переносит нас в обстановку первого акта, но нет уже комнаты Пепла. Мир «дна» стремительно губит людей. Умерла Анна, арестован Васька. Остается последний герой, который прислушался к советам Луки – Актер. Как изменилась его жизнь со времени появления Луки?

Он готов идти туда, куда ему укажет Лука. Но Лука – беспаспортный бродяга, и появление полиции ему опасно. Поэтому он и ушел во время убийства Костылева. А Актер остался. Но он уже не может здесь больше находиться. Готова бежать и Наташа. Найдите.

Клещ. Поманил их куда-то... а сам - дорогу не сказал...

Барон. Старик - шарлатан...

После этого идет знаменитый спор ночлежников о старике с кульминационными словами резонера Сатина: Ложь - религия рабов и хозяев... Правда - бог свободного человека! Чело-век! Это - великолепно! Это звучит... гордо! Че-ло-век! Надо уважать человека! Не жалеть... не унижать его жалостью...уважать надо!

Наступивший 20 в. стал временем, когда многие истины, казавшиеся бесспорными, на глазах людей подвергались суровому испытанию. Подверглась испытанию и мысль о том, что человека не надо жалеть. Понятая буквально, она привела к такому отношению к человеку, что стала просто античеловечной.

Спор о том, нужна ли человеку религия, не прекратится никогда, но писатель, призывавший верить в человека, поддержал самые бесчеловечные формы обращения с людьми в нашей стране. Этот горький парадокс должен быть осмыслен.

А драматургический талант Горького проявился в полной мере в конце пьесы, когда на слова Барона о повесившемся Актере Сатин ответил:

Сатин (негромко). Эх... испортил песню... дур-рак!

Эта эпитафия напоминает нам песню, которую пел при своем первом появлении в ночлежке Лука. И все учение Луки можно назвать «песней», которая была бы неплоха, если бы ее плоды не были так горьки.






vsootvetstvii-so-statej-12-zakona-rf-ot-12-dekabrya-1991-goda-2124-1-osredstvah-massovoj-informacii-ne-trebuetsya-registraciya-sredstv-massovoj-informacii-u-stranica-21.html
vsootvetstvii-so-statej-12-zakona-rf-ot-12-dekabrya-1991-goda-2124-1-osredstvah-massovoj-informacii-ne-trebuetsya-registraciya-sredstv-massovoj-informacii-u-stranica-33.html
vsootvetstvii-so-statej-22-federalnogo-zakona-79-fz-o-gosudarstvennoj-grazhdanskoj-sluzhbe-rossijskoj-federacii-idlya-obespecheniya-prava-grazhdan-na-ravnij-dos.html
vsostav-rabochej-dokumentacii-na-stroitelstvo-zdaniya-ili-sooruzheniya-v-obshem-sluchae-vklyuchayut.html
vsovetskoe-vremya-k-filippikam-v-adres-burzhuaznih-falsifikatorov-istorii-vtoroj-mirovoj-v-nashej-strane-otnosilis-s-izryadnim-skepsisom-mi-bili-vospitani-v-u-stranica-4.html
vsovetskoj-literature-posvyashennoj-velikoj-otechestvennoj-vojne-za-belorussiej-prochno-zakrepilos-nazvanie-partizanskoj-respubliki-vetom-nazvanii-otrazilo-stranica-10.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/kondratenko-roman-isidorovich-kniga-predstavlyaet-soboj-sbornik-istoricheskih-materialov-posvyashennih-samoj-geroicheskoj.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-23-nalogi-i-nalogovaya-sistema-teoriya-makroekonomiki.html
  • crib.bystrickaya.ru/itogo-po-lotu-4-otkritij-konkurs-24-na-pravo-zaklyucheniya-municipalnogo-kontrakta-na-postavku-uchebno-naglyadnih.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/voprosi-k-zachyotu-osnovnie-pedagogika-kak-nauka.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/proekt-polozhenie.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/sekciya-vodosnabzheniya-vodootvedeniyai-gidravliki-programma-58-j-nauchnoj-studencheskoj-konferencii-petrozavodsk-izdatelstvo.html
  • knigi.bystrickaya.ru/sahalin-enerdzhi-investment-kompani-ltd-stranica-15.html
  • lesson.bystrickaya.ru/razdel-6-vipolnenie-prirodoohrannih-meropriyatij-i-ekologicheskij-effekt-ot-ih-realizacii.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/socialnaya-filosofiya-programma-dlya-magistrantov-ggf-fen-novosibirsk.html
  • books.bystrickaya.ru/byulleten-novih-postuplenij-v-biblioteku-vags-za-fevral-2011-g.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/zasedanie-4-otkril-generalnij-direktor-mtpp-yu-f-azarov.html
  • writing.bystrickaya.ru/7-tehnologiya-izucheniya-geologicheskih-razrezov-skvazhin-tehnicheskaya-instrukciya-po-provedeniyu-geofizicheskih-issledovanij.html
  • composition.bystrickaya.ru/polupredikativnie-edinici-v-serbskom-perevode-romana-me-saltikova-shedrina-chast-3.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/kniga-otkrivayushaya-novuyu-seriyu-izdatelstva-fenomen-xx-veka-stranica-12.html
  • occupation.bystrickaya.ru/mucheniki-za-veru-zakoni-cerkovnogo-upravleniya.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/razdel-ix-zaklyuchitelnie-polozheniya-1-vneshnie-i-vnutrennie-faktori-opredelyayushie-harakter-i-napravlenie.html
  • student.bystrickaya.ru/15-issledovatelskoe-povedenie-intellekt-i-tvorchestvo-a-n-poddyakov-issledovatelskoe-povedenie-strategii.html
  • spur.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-k-kraevomu-roditelskomu-sobraniyu-semya-i-shkola-kulturno-istoricheskie-cennosti-semi-kak-vektor-vospitaniya-molodogo-pokoleniya.html
  • predmet.bystrickaya.ru/spisok-1-kratkij-kurs-moskva-2002-vojtov-a-g-istoriya-ekonomicheskih-uchenij-kratkij-kurs-pererabotannij-3-e.html
  • shpora.bystrickaya.ru/yazikoznanie-ukazatel-avtorov-17.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/chast-i-put-hippi-antivoennie-protesti-57-ken-kizi-angeli-ada-i-kislotnie-testi-59-kislotnie-testi-60-be-in.html
  • student.bystrickaya.ru/24-auditorskie-riski-metodika-auditorskoj-proverki-ucheta-raschetov-s-podotchetnimi-licami-diplom.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/protokol-1-rassmotreniya-i-ocenki-kotirovochnih-zayavok-stranica-14.html
  • shkola.bystrickaya.ru/ris-2-vozniknovenie-konfliktnoj-situacii-podbor-torgovogo-personala.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/tehnologiya-hyper-transport.html
  • holiday.bystrickaya.ru/o-vnesenii-izmenenij-v-postanovlenie-administracii-goroda-vologdi-ot-28-marta-2011-goda-1441.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/prilozheniya-tipovie-trebovaniya-k-avtomatizirovannim-sistemam-elektronnogo-dokumentooborota-specifikaciya-m-o-r-eq.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/sostaviteli-l-krol-e-purtova-stranica-5.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tematicheskij-plan-prakticheskih-znanij-dlya-studentov-5-kursa-lechebnogo-fakulteta-na-2010-2011-uchebnij-god.html
  • textbook.bystrickaya.ru/k-state-230-statya-celi-i-zadachi-trudovogo-zakonodatelstva.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-iv-vodohranilisha-ozera-i-morskie-ustya-rek-ih-navigacionnie-opasnosti-lociya-na-vvp-zemlyanovskij.html
  • studies.bystrickaya.ru/gromadske-telebachennya-nmechchini-chast-2.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-anglijskomu-yaziku-5.html
  • grade.bystrickaya.ru/ob-upotreblenii-dara-slova-o-hranenii-ust-konspekt-po-nravstvennomu-bogosloviyu.html
  • predmet.bystrickaya.ru/referatov-dlya-samostoyatelnoj-raboti-po-kursu-elektronnij-marketing.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.