.RU

Всем, потерявшим надежду и опустившим руки - страница 3


Я: Сын, я очень хочу, чтобы ты гулял на улице. Это полезно для здоровья, и понятно, что тебе надо встре­чаться с друзьями. Но хотелось бы, чтобы ты гулял возле дома или хотя бы говорил нам, где ты будешь, чтобы мы при случае могли тебя найти.

^ Сын: Хорошо, папа, я так и буду делать.

Я: И еще одна просьба. Когда мама тебя зовет, а ты гуляешь во дворе, откликнись, подойди к балкону.

Сын: Папа, мы играем в футбол, кричим. Я маму час­то не слышу. А если услышу, брошу игру и подойду к балкону, меня потом не примут...

Вот тут я понял, что мы действует по защитному мо­тиву - забота о сыне. Истинная же цель – обеспечить себе спокойствие за его счет. Механизм действий сына стал предельно ясен. Во дворе мы его зовем, т. е. мешаем ему, с ребячьей точки зрения, позорим перед друзьями. И он стал уходить в рощу, на водоемы, свалки и т. п. На следующую беседуя пригласил и жену. Я: Мы с сыном договорились, что ои или будет гу­лять во дворе, или предупредит нас, куда пошел гулять. Но у него к нам есть просьба. Мы не должны его звать с балкона.

^ Жена: А как же мне быть, если я волнуюсь? Я: Ты не веришь сыну? Он же слово дал! Жена: Верю. Но все-таки тревожно. Я: Так это тебе тревожно. Зачем же ты хочешь снять свою тревогу за его счет? Выйди на улицу, и если он там, спокойно вернись домой.

^ Жена: Тогда я ничего не успею сделать. Для него же. Я: Ничего страшного. Если он чего-то захочет, то сам это сделает.

Сын действительно сдержал свое слово. Но жена была как на иголках. И я, как только темнело, безро­потно выходил на улицу. Было скучно, и я подходил к детям посмотреть, как они играют. Вначале они чувст­вовали себя напряженно, но постепенно привыкли и отходили от меня только тогда, когда рассказывали анек­доты: «...это не для взрослых». Прошло какое-то время, и они даже стали принимать меня в свои игры. Отга­дайте, кем я был, когда играли в хоккей? Правильно, вратарем- Этим они неосознанно выражали снисходи­тельное отношение к взрослым. В конечном итоге я рас­ширил психологические знания, да и гулял все-таки больше.

С точки зрения психологической науки, необосно­ванной формой желания является каприз. Хочется вы­сказать свои соображения на этот счет. Каприз просто так не возникает. Он проявляется лишь тогда, когда ос­тается неудовлетворенным желание, соответствующее природе человека. Капризничает ребенок, когда его не пускают гулять, а дома нет ничего интересного. Каприз­ничает я взрослый, когда у яего яе сформированы инте­ресы.

Интересы - это мотивы, побуждающие личность на­правлять свою деятельность на знакомство с осознанно значимым предметом или на деятельность, удовлетво­ряющую ту или иную ее потребность.

Дорогой читатель! Хотелось бы знать, как интерес заставляет вас читать эту книгу. Может быть, она помо­гает вам скоротать время на вокзале, а может быть, вам крайне важно ее содержание, так как вы увидели, что есть реальные возможности улучшить себя и свою жизнь, наладить отношения с близкими, продвинуться по служ­бе. Вероятно, в первом случае мы с вами больше не встре­тимся, во втором - не исключено, что познакомимся на наших семинарах или между нами завяжется перепис­ка. Все зависит от того, какие потребности с помощью книги вы удовлетворяете. Для других вы тоже интерес­ны постольку, поскольку удовлетворяете их потребнос­ти. И чем важнее последние, тем глубже интерес к вам партнера. И конечно же, интересы, которые тесно свя­заны с нашими биологическими свойствами - задатка­ми, способностями и темпераментом, можно удовлетво­рить полнее и легче.

Комбинация интересов формирует наши склоннос­ти. Все виды направленности определяют ценностную ориентацию личности. Свой взгляд на ценностную ори­ентацию я изложил в первой главе. Те, кто с ним в кор­не не согласился, у кого он вызвал неприятие, те уже давно бросили читать. Вы же что-то в ней нашли, хотя, может быть, и не во всем согласны со мной. Что же, такое бывает. Все зависит от ценностных ориентации, составляющих сущность личности.

Как уже говорилось выше, направленность личности самым тесным образом связана с ее мировоззрением, мо­ралью. Эти, казалось бы, сугубо социальные свойства личности, с моей точки зрения, имеют глубокую био­логическую подоплеку. Не буду пространно рассуж­дать об этом. Приведу только одну пословицу: «Мо­раль крепчает, когда дряхлеет плоть». Мораль - это для меня, ведь мне уже за пятьдесят. И пусть она удер­живает меня от чего-то или же толкает на что-то. Меня, только меня, но не вас! И если вы будете действовать в соответствии с вашей природой, то не заметите пут морали. Как будто ее и нет.

2. Судьба


В свое время, чтобы не запутаться в многообразии черт характера, Берн, известный калифорнийский пси­хотерапевт, предложил описывать характер по трем пара­метрам: «Я» (отношение к себе), «ВЫ» (отношение к близким), «ОНИ» (отношение к людям вообще). Коди­руется отношение знаками «плюс» (благополучие) и «минус» (неблагополучие). Берн справедливо считал, что от этих сформированных родителями позиций за­висит стиль жизни и жизненный план, который он назвал «сценарием». Этот сценарий, обычно неосозна­ваемый, и ведет человека к его судьбе. Я ввел еще одну позицию - «ТРУД»,






Рис 131

Правильно» воспитание сохраняет плюс во всех четы­рех позициях, формирование же личностного комплек­са, социогена, происходит под влиянием неверного вос­питания, когда начинают появляться минусы в тех или иных позициях. В этом случае человек поступает не в силу обстоятельств, а под действием этого социогена. Как биоген определяет физический облик, так и социо-ген определяет судьбу. И если она вам не нравится, сле­дует изменить свой социоген. Проделайте такую работу, и вы достигнете удачи. Я не могу считать счастли­вым того, кто заработал миллионы и одновременно язву желудка, кто добился успеха и авторитета путем неимо­верных усилий, ибо с позиции современной психологии я счастье, и успех, и авторитет являются побочными про­дуктам» правильно организованной жязяи.

А теперь обо воем этом расскажу более подробно. Итак, знак «плюс» означает благополучие в позиции.

При «Я+» человек воспринимает себя как благопо­лучную личность. Следует подчеркнуть, что позиция отличается от самооценки. Первая формируется в ран­нем детстве и зачастую не осознается. Она достаточно стабильна, является основной характеристикой ком­плекса и с большим трудом поддается изменению. От нее зависит формирование остальных позиций. Само­оценка же довольно часто обусловлена конкретной си­туацией. Закономерность такова: если у человека чрез­мерно высокий уровень притязании, то у него низкая само­оценка, и даже при наличия реальных успехов ои будет чувствовать себя несчастным. Таково большинство боль­ных неврозами.

Часто на занятиях групповой психотерапией одни пациенты ставят проблемы, которые не могут решить, и страдают от этого, а другие, сидящие тут же, чувство­вали бы себя счастливыми, если бы у них эти проблемы были. Так, на одном моем занятии один пациент - ру­ководитель отдела - жаловался, что не может решить некоторые вопросы, связанные с общением. Другой па­циент, примерно равный с ним по возрасту и образова­тельному цензу, но находящийся на низовой работе, советовал ему что-то дельное. Дискуссия носила эмо­циональный характер, и первый в сердцах сказал: «Вам, конечно, хорошо...» Второй мгновенно ответил: «Давай­те поменяемся местами». Чрезмерность притязаний первого пациента сразу стала очевидной.

При «ВЫ+» человек в контактах с близкими осознан­но или неосознанно апеллирует к их положительным качествам, считает их благополучными людьми. Это выражается дружелюбием, привязанностью, готовностью к примирению при недоразумениях, стремлени­ем путем разумных уступок сохранить установившие­ся связи. Недостатки своих партнеров он тоже видит, но относится к ним примерно как цветовод к розе:

наслаждается ее запахом, красотой, но при этом ста­рается не наткнуться на колючки и не пытается обла­мывать их.

При «ВЫ-» человек настроен на конфликт с члена­ми своей микросреды, которые рассматриваются им как неблагополучные личности. Часто отмечается стремле­ние перевоспитать своих близких. Такие люди склонны к ироническим замечаниям, чрезмерному критицизму, сарказму, придирчивости, готовы прекратить отноше­ния и прервать эмоциональные связи даже по незначи­тельному поводу. Ужиться с ними можно, только по­стоянно им уступая. В общении они, как правило, игра­ют роль Преследователя. Если они выступают Избави­телями, то отличаются скрытой агрессивностью. Это заботливые родители, все сами делающие за детей, ко­торые растут неприспособленными к жизни; начальни­ки, выполняющие всю ответственную работу сами, тем самым препятствуя росту своих подчиненных. Часто такие люди предлагают свои услуги, хотя их никто об этом не просит.

^ При «ОНИ+» личность расположена к новым кон­тактам. Такие люди фиксируют внимание на достоин­ствах новых партнеров, дружелюбны и вступают в дело­вые отношения.

При «ОНИ-» отмечаются застенчивость, стремление избежать новых контактов. Внимание обращается преж­де всего на недостатки в поступках и характере новых партнеров по общению. Адаптация в незнакомой обста­новке проходит медленно.

При «ТРУД+» личность в своей деятельности ори­ентируется на сам процесс труда, учебы или игры. Дея­тельность у нее вызывает живой интерес и желание внес­ти свой творческий вклад, приобрести навык, самоусо­вершенствоваться. Материальные интересы при такой позиции на втором плане, хотя, как правило, такие люди преуспевают. ; • ,

При «ТРУД-» у личности основным ориентиром в деятельности являются конкретные результаты труда (материальные или моральные). Отсюда постоянные поиски более выгодной работы, ожидание «настоящей» жизни после достижения результатов.

Появление минусов в одной из позиций гипертро-фирует позитивное содержание других. Например, при исчезновении плюса в позиции «ВЫ» нередко проис­ходит гипертрофия позитивного содержания «Я». Ком­плекс, в котором хотя бы в одной позиции появился минус, можно уподобить табуретке, у которой отпили­ли одну ножку, затем разрезали эту ножку на три части (часто неравные) и удлинили ими остальные ножки.

Из всего изложенного становится ясно, что благо­получной можно считать личность, у которой во всех позициях знак «плюс». Это комплекс психического здо­ровья и стабильности. Только с ним можно быть счаст­ливым. Это структура «демократической общности» («Я+, ВЫ+, ОНИ+, ТРУД+»). Обладатель ее верно оцени­вает свои качества, как положительные, так и отрица­тельные, продуктивно общается с близкими, охотно рас­ширяет круг общения, а процесс деятельности является для него радостью. Жизненные неудачи и кризисы та­кие люди переносят спокойно и стойко, без излишнего самокопания и попыток переложить ответственность за свои неудачи на других. Они ищут ошибки в своих дей­ствиях и приобретают позитивный опыт, постоянно самоусовершенствуются, обращены к миру и людям и не пытаются изменить все и вся в угоду своим интере­сам.. Они никогда не будут одинокими, даже если ре­альное окружение исчезнет (окончание учебного заве­дения, переезд в другой город, смена работы, уход на пенсию и т. п.). Если результаты их труда не найдут при­знания, это будет не поводом для нервного срыва, а лишь толчком для объективного анализа своих промахов. Они умеют принимать жизнь, какая она есть.

Существуют ли такие люди? Конечно, да. Их психологический портрет подробно описан в трудах предста­вителя гуманистической психологии Абрахама Масяоу. Это тот идеал, к которому следует стремиться при про­ведении сценарного перепрограммирования. Некоторые считают, что последнее невозможно. Попробуем разо­браться, так ли это.

Вот родился ребенок. Уже по тому, как он требует внимания к себе, можно предположить, какой у него темперамент. Но что можно сказать о его характере? Ничего. Ведь у него пока нет отношений, они появятся потом. Если дереву не мешать, оно вырастет ровным. Наверное, если ребенка не воспитывать, а выращивать, он станет таким, каким ему следует быть. Давайте по­наблюдаем за ребенком. Какого мнения он о себе? Пра­вильно! Хорошего! («Я+»). А как он относится к своим близким? Тоже хорошо («ВЫ+»).

Мамы и папы, дедушки и бабушки, у которых име­ются дети и внуки до пяти лет, понаблюдайте за собой и за ними! Утром вы их собираете в садик. Они каприз­ничают, медленно одеваются, вы их ругаете, может быть, даже шлепаете, они плачут, сердятся на вас. Но ведь вечером все равно радостно вас встречают, обнимают и целуют. Но так бывает до пяти - семи лет. Хорошо по­мню, как однажды, когда я пришел за своим пятилет­ним сыном в садик, чтобы забрать его домой, он сказал:

«Папа, я останусь ночевать в садике с друзьями». «Хо­рошо», - ответил я. На душе было неприятно. Но тогда я еще не занимался психотерапией и не понимал, что нахожусь в сценарии. Теперь-то мне ясно, что у моего сына начинал формироваться минус в позиции «ВЫ».

Все вы знаете, как общителен ребенок, как охотно он идет на новые знакомства («ОНИ+»). Как-то мы с деть­ми поехали на море. Старшему сыну тогда было восемь лет, младшему - три. Не успели мы распаковаться и раз­ложить вещи, как вдруг является младший сын и знако­мит нас со своим «новым другом». Старший же все вре­мя был возле нас.

А попробуйте заставить делать ребенка то, что ему неинтересно. Ведь не получится! Зато то, что ему инте­ресно, он делает охотно («ТРУД+»).

«Нравственный человек четырехуголен», - указы­вал Аристотель. Не исключено, что он имел в виду, что у нравственного человека позитивное содержание во всех четырех позициях. (Кстати, греки считали четырехуголь­ник идеальвои фигурой.)

Как уже говорилось, минусы в позициях появляются при неправильном воспитании. Мне трудно сказать, есть ли случаи правильного воспитания. Думается, есть. Но мой мир - это мир невротических личностей (да и сам я был невротиком). Ни один из моих пациентов и клиен­тов не получил правильного воспитания. В результате сформировался социоген, который и привел их к болезни. Занявшись сценарным перепрограммиро­ванием, я стал просить пациентов и клиентов писать подробные автобиографии. Анализ последних показал, что социоген складывался в первые пять-семь лет жизни. На занятиях психотерапией мы^^находили ключевые моменты, обусловливающие формирование позиций комплекса.

Обычно я просил пациента зачитать биографию до пяти-семи лет, затем останавливал чтение, и мы выяв­ляли основные вехи его дальнейшей жизни, характер супруга, образование, должность, болезни, определяли, как сложится дальше его судьба, если не произвести сценарного перепрограммирования. Через некоторое время мы достигли в этом деле большой точности. У семилетнего ребенка уже есть характер, и поступать он будет не по обстоятельствам, а в соответствии со своим сценарием.

Думается, школа не может испортить ребенка. Если учителя владеют приемами сценарного перепрограмми­рования, им удастся ликвидировать дефекты семейного воспитания, которые в школе обязательно выявятся. Так, например, если в семье ребенку потакали и он вы­рос капризным, то здесь с ним никто носиться не будет и разовьется декомпенсация. Я знаю одного ребенка, которого мама буквально «пасла». В садик он не ходил, с детьми на улице не играл. Нетрудно представить, каково ему было потом в школе.

Каким же образом формируется характер? Все зависит от темперамента и стиля воспитания. О темперамен­те мы уже говорили. Теперь поговорим о стиле воспи­тания. В литературе описаны различные стили непра­вильного воспитания: «гипоопека», «гиперопека», «оранжерейное воспитание», «ежовые рукавицы», «Зо­лушка», «кумир семьи», «повышенная моральная ответ­ственность» и др. Я свел их к трем стилям: «преследова­тель», «избавитель» и смешанный. Например, «кумир се­мьи» был отнесен к стилю «избавителя»; «Золушка», «ежовые рукавицы» - к стилю «преследователя»; «по­вышенная моральная ответственность» - к смешанному стилю, так как здесь ребенка, с одной стороны, пресле­дуют, в результате чего он все время чувствует себя ви­новатым («ты должен, должен...»), а с другой - избавля­ют от ряда трудностей («мы тебе создадим все условия, ты только учись»). Сюда относится и «оранжерейное воспитание». Здесь есть все: музыка, иностранный язык, балет, спорт и т. п. Однако ребенок лишен права выбо­ра, у него нет свободы, нет опыта спонтанных отноше­ний. Он очень многое усваивает, но оказывается непри­способленным к реальной жизни.

Как же воспитывать правильно? Думается, надо по­меньше вмешиваться в дела ребенка. Оградите его от тех опасностей, от которых у нас нет генетической защиты (электричество, острые предметы и т. п.), и дайте ему возможность приобретать собственный опыт. Средя гениев большое количество людей, которых родители остави­ли в покое, и у них появилась возможность свободного раз­вития. Может быть, не было бы гениального поэта Пуш­кина, если бы все внимание его родителей не было от­дано другим детям (старшая сестра была любимицей отца, младший брат был любимцем матери). «Если хо­чешь оказать благодеяние человеку - оставь его в покое. Но именно эта часть добродетели дается труднее все­го», - писал Ф.Ницше.

А теперь попробую посмотреть на весь воспитатель­ный процесс глазами ребенка. Конечно, я фантазирую, * но, кажется, здесь есть рациональное зерно.

«Когда я еще в колыбельке, да и потом, в первый год жизни, родители - великаны, а я - маленькая козявка. Я полностью завишу от родителей. Они для меня - доб­рые волшебники. И вдруг я слышу упреки, крики, кото­рые относятся ко мне. Я еще не знаю слов, но эмоции мне уже понятны. Я плохой, вы хорошие. Но когда мне еще нет года, разве я могу что-нибудь сделать непра­вильно? Да, обмочил пеленки, но разве это неправиль­но? А что мне прикажете делать? Удерживать мочу? Лучше, чем орать, вовремя сажайте на. горшок. Вы меня шлепаете, потом вдруг заласкиваете.

Когда мне два-три года, вы все время от меня чего-то требуете. Я медленно одеваюсь, и вы снова кричите. Но я не могу быстро одеваться, у меня еще недостаточно развиты в мозгу соответствующие центры, «ведающие» точными движениями. Надо было лучше в школе учить­ся, мамочка! А то ведь ты думала, что если врачом не будешь, то и анатомию знать не надо.

Я начинаю плакать, и вы меня успокаиваете. Когда я смеюсь, вы тоже радуетесь. Я вроде бы ничего особен­ного не сделал, а вы меня то ругаете, то хвалите. В об­щем, я ничего не могу понять. Да, вы обо мне заботи­тесь. Но не думайте, что детство - счастливая пора жизни. Ведь я в рабстве у вас. Такой, какой я есть, я вам не нужен. И вы заставляете меня делать не то, что мне хочется, а то, что нужно вам. И я стараюсь к вам при­способиться, отходя от своей природы. Мне становится тяжело жить» (Уже потом, став взрослым, я узнаю, что легче всего жить в соответствии с собственной приро­дой.) Но тем не менее я получаю очень много хорошего от вас. И мой первый вывод: «Я-, ВЫ+». Я стараюсь стать таким, как вы. Я еще не знаю, что и вы тоже в свое время были изуродованы своими родителями и не осоз­наете сейчас, что мучаете меня.

Я вас люблю и не могу жить без вашей любви, но ведь когда я веду себя хорошо, вы вообще не обращаете на меня внимания. Тогда я начинаю болеть и шалить, и вы вновь становитесь внимательными ко мне. Вот почему лет до 14 я часто простужаюсь или нарушаю правила поведения. Потом-то я найду любовь в другом месте. Но болезнь может стать хронической, а мелкое хулиганст­во порой перерастает в преступное поведение. Дорогие мои родители! Знаете ли вы, что те переживания, ко­торые дает любовь, можно испытать с помощью приема алкоголя или наркотиков? Знаете ли вы, что дети, ли­шенные любви, часто становятся алкоголиками и нар­команами? ,

Напрашивается практический вывод. Когда я болею, то должен получать только лечение и уход. На мелкие шалости лучше не реагируйте, а по возможности ста­райтесь принять участие в моих играх. Но, конечно, все это я узнаю потом, а сейчас я только понимаю, что если нет поглаживаний, то пусть будут хотя бы пинки*.

Помните, папа и мама, каждый день вы пишете мне «сценарий», который мне потом уже не изменить без посторонней помощи. Именно сейчас у меня формиру­ется отношение к людям. Сначала я думаю, что я пло­хой, а вы хорошие. Настроение у меня от этого подавленное. Я стараюсь вести себя лучше, быстрей оде­ваться, аккуратней есть, но у меня ничего не получает­ся, а вы меня ругаете и бьете. Конечно, все это я потом забуду, но эмоциональная память останется.

Наконец, круг моего общения расширяется. Я иду в школу и очень надеюсь, что там меня поймут лучше, чем вы. Но учителя заставляют меня решать задачи не про­сто правильно, а именно тем способом, который они считают правильным. Я покоряюсь или же становлюсь бунтарем. Не верите мне? Посидите на каком-нибудь уроке. Ведь там идет игра «гусь».

Учительница: Дети, скажите, какую пользу прино­сит гусь?

^ Вася: Мясо.

Учительница: Да, конечно, но все же, какую пользу приносит гусь?

Петя: Жир.

Учительница: Да, это так. Но выходит, никто из вас не знает, какую пользу приносит гусь? Конечно же, пух!

Ну как я должен реагировать на это? А как вы меня

"• Психолог К.Левпп проводил эксперименты на крысятах. Одних он поглаживал, других колол, третьих оставлял без внимания. Так вот те, кого он поглаживал, ^выросли здоровыми: кого колол, тоже были здоровыми, но злыми: а кто оыл оставлен без внимания, болели.


оскорбляете: я дармоед, у меня руки не оттуда растут, я стану дворником, я ничего не соображаю и т. д. Но если бы вы хоть изредка читали современные книги по пси­хологии, вам быяо бы известно правило проекции: «По­слушай, что говорит человек о другом. Это о» дает характе­ристику самому себе».

Я, как и все дети, очень проницателен. Вспомните сказку Андерсена «Голый король». Э.Берн как-то заме­тил, что было бы здорово, если бы профессор психоло­гии сохранил хотя бы тридцать процентов той прони­цательности, которая была у него в пять лет. Проница­тельность сейчас у меня есть, но вы, мои родители, убьете ее, и мне потом придется "ходить в группу психологи­ческого тренинга к М.Е-Литваку и тратить большие день­ги для проведения сценарного перепрограммирования. Вообще вам, пока вы меня окончательно не испортили, не мешало бы пройти психологическую подготовку.

Мои дорогие родители! Намерения у вас благие, но, как известно, ими устлана дорога в ад. Конечно, вы хо­тите, чтобы я вырос хорошим человеком. Но кроме хоте­ния нужно и знать кое-что. Например: запрет приведет к тому, что именно это я и буду делать. Вы заставляете меня читать, я противлюсь, а вы попробуйте мне запретить!

Вы говорите, что я непослушный? Да я очень послуш­ный! Я так нуждаюсь в вас, что готов выполнить все ваши требования. Но знаете ли вы, чего от меня хотите? Знаете ли вы, что в инструкциях должны быть не отрицания, а четкие указания, что следует делать. И вообще, лучше положитесь на мой здравый смысл и поменьше меня дергайте.

Вот вы заставляете меня питаться по режиму. Давайте мне есть тогда, когда мне хочется, а не устраивайте муку и мне и себе. Доктор Б.Спок описывает такой опыт. Детям от девяти месяцев до полутора лет дали возмож­ность есть то, что они хотят, поставив перед ними раз­личные блюда. Сочетание выбранных продуктов оказа­лось несколько необычным (например, селедка с пирож­ным и т. д.), но подбор питательных веществ (белки, жиры, углеводы и пр.) соответствовал современным на­учным рекомендациям. Так дайте мне волю! В конце концов выработается режим питания, который соответ­ствует моей природе.

Пожалуйста, не запрещайте, а научите меня пользо­ваться спичками, ножом, газовыми или электрически­ми приборами. Иначе в будущем я испытаю большие неудобства. Когда вы говорите: «Тебе еще рано пить», -это означает: придет время, и ты должен будешь пить. В 16-18 лет я четко выполню вашу инструкцию. Когда вы говорите, что мне еще рано. встречаться с девочками, я слушаюсь. Но, во-первых, если хочется, то уже не рано, а во-вторых, куда мне деть свое нарастающее половое влечение, которое не знает ваших правил? И вот в луч­шем случае я начну заниматься онанизмом, в худшем -могут развиться половые извращения.

А чему меня учат сказки? Возьмем сказку о Деде Морозе. Ведь что бы я ни делал, под елкой будет пода­рок. В результате формируются чувство безнаказаннос­ти, убежденность, что все равно придет Дед Мороз и... Так я начинаю жить не реальностью, а иллюзиями и надеждами.

А ваша забота? Она еще хуже преследования. Под влиянием преследования у меня будет накапливаться, хоть и отрицательный, но все-таки опыт. Заботливость ваша меня погубит. В армию пойду без навыков самооб­служивания и при теперешних порядках бит буду там нещадно. В семье не смогу рассчитать бюджет, вести хозяйство и т. д. Может быть, в процессе жизни я чему-нибудь научусь, но, как считают психологи, судьба все равно будет испорчена».

Примерно вот что сказал бы вам ваш ребенок, но поскольку такой возможности у него нет, все идет сво­им чередом в полном соответствии со сценарием.

Анализ нескольких тысяч биографий больных нев­розами и клиентов, которые посещали циклы психоло­гического тренинга, а также изучение литературы показали, что обычно родители, образно выражаясь, заколдовывают к пяти - семи годам своего ребенка, ко­торый родился принцем или принцессой, формируя у него тот или иной социоген - личностный комплекс.

Опишу пять типов таких комплексов.


Комплекс «Евгений Онегин»

(«Я-1-, ..ВЫ-»-, «ОНИ-»-, «ТРУД-")

Я уже говорил, что не имею опыта правильного вос­питания, но зато знаю, как можно испортить ребенка. Ита^, .сомплекс «Евгений Онегин» легче всего сформи­ровать у способного, интеллектуально развитого ребен­ка с привлекательной внешностью и сангвинического темперамента. Воспитание должно быть попуститель­ским. Желательно, чтобы в школе были низкие требо­вания, занятия проводились скучно, а учителя не отли­чались особым умом. Такой ребенок все схватывал бы на лету и получал хорошие оценки, не прилагая особых усилий. Неплохо также, чтобы семья была хорошо обес­печена и материальные блага ребенок от любящих ро­дителей получал бы просто так. Судьбу такого ребенка можно определить почти с математической точностью. Первый вариант: к 28-30 годам у него разовьется реак­тивная депрессия, скорее всего он покончит жизнь само­убийством. Второй вариант: он станет алкоголиком или наркоманом.

Обратимся к пушкинскому Евгению Онегину. Учил­ся он «чему-нибудь и как-нибудь». Хорошие способнос­ти и низкая требовательность привели к тому, что «труд упорный ему был тошен». Он оказался богатым наслед­ником и, следовательно, не испытывал материальных затруднений. Фактически у него не было мотивов для продуктивной деятельности. Но положительные эмо­ции необходимо зарабатывать самому. Их источники -творческий труд и любовь. А соотношение их определе­но еще в Библии: шесть дней работай и один отдыхай (наслаждайся). Верность этого положения подтверждена и современными исследованиями.

Творческий труд для Онегина был перекрыт социо-геном с минусом в позиции «ТРУД». Таким образом, единственным источником положительных эмоций яви­лась светская жизнь с любовными приключениями. Остается неудовлетворенной потребность в творческом труде. Именно она толкает Онегина на частую смену предмета любви. Новая победа с каждым разом дается ему все легче и легче, т. е. он становится неплохим «про­фессионалом». А когда долго и эффективно занимаешь­ся одним делом, то начинаешь делать его автоматичес­ки, и компонент творчества в конце концов исчезает. В результате у Онегина еще и в позиции «ВЫ» появляет­ся минус. «В красавиц он уж не влюблялся, а волочился как-нибудь; откажут - мигом утешался, изменят - рад был отдохнуть».

Ему опостылел «свет», у него потерян интерес к жизни. При «ВЫ-» человек становится одиноким, ои ни с кем не чувствует себя духовно связанным, а ведь один человек жить не может! И вот тогда у него развивается особый род недуга - «охота к перемене мест». Но еще Сенека писал, что перемена мест не может рассеять тоски и угнетенности духа. Менять надо не небо, а душу. Ибо за тобой, куда бы ты ни приехал, последуют твои поро­ки. Сходную мысль находим и у Сократа: «Странно ли, что тебе нет никакой пользы от странствий, есля ты по­всюду таскаешь самого себя?» (Вот, оказывается, куда ухо­дит корнями «сценарное перепрограммирование!»)

Онегин стал жить в деревне. Кончилось это тем, что он убил Ленского. Затем стал путешествовать, но везде его преследовала тоска. А почему он все-таки вернул­ся домой, что случилось с его душой? Ответить на этот вопрос нетрудно. В позиции «ОНИ» плюс сменился на минус. Для укрепления нестойкой позиции «Я», а не от большой любви стал ухаживать Онегин за Татьяной.

А с точки зрения сценарного анализа Татьяна отка­зала ему, потому что в ее социогене в позиции «ВЫ» был минус.

^ Она в семье своей родной Казалась девочкой чужой. Она ласкаться не умела К отцу, ни к матери своей...

Объясняясь с Онегиным, она замечает

Мой модный дом и вечера, Что в них? Сейчас отдать я рада

Всю эту ветошь маскарада, Весь этот блеск, и шум, и чад За полку книг, за дикий сад. За наше бедное жилище...

Но вернемся к Евгению. «...Онегин сохнет- и едва ль уж. не чахоткою страдает». Перед нами - четкая клини­ческая картина реактивной депрессии.

Что же касается второго варианта судьбы человека с комплексом «Евгений Онегин», то здесь остановлюсь только на одном, но главном моменте. Наш организм представляет собой как бы завод, вырабатывающий ал­коголь и морфий (эндорфины). Без последних организм жить не может. Когда человек достигает успехов в рабо­те или любви, в крови у него повышается уровень алко­голя и эндорфинов, т. е. завод работает на полную мощ­ность. Но если завод станет, организм должен получить эти вещества извне, и человек начинает принимать ал­коголь и наркотики.

Встречаются ли Онегины в наше время? Встречают­ся, и довольно часто. Ведь наши школьные программы рассчитаны на тупиц. Современные Онегины легко окан­чивают школу и даже институт, не научившись упорно трудиться. И позднее их обходят те, кому четверки и даже тройки давались упорным трудом.

Методы коррекции данного комплекса покажу вам на следующем примере.

Клиентка И., 26 лет, жаловалась яа чувство безысходности, бессмысленности существования. «Как будто все у меня есть, но ничего не радует. С мужем ругаюсь, сама понимаю, что провоцирую его на конфликты. Знаю, что он бурно реагиру­ет, если я возвращаюсь домой позднее, чем обещала. Но как будто что-то меня подталкивает, и я задерживаюсь без особой надобности. Учеба неинтересна. Я - студентка третьего курса психологического факультета. Не представляю, чем буду зани­маться по окончании учебы». Я попросил И. написать автобиографию, но она отказалась. Рассказывала она очень красиво, и на групповом занятии слушали ее с большим вниманием. В одно трехчасовое занятие она не уложилась, и рассказ был продолжен на следующем занятии. Жизнь

za-period-01-09-2007-g-25-06-2008-g-stranica-4.html
za-period-s-1-yanvarya-po-31-dekabrya-2005-g-resheniem-edinstvennogo-akcionera-otkritogo-akcionernogo-obshestva-zoloto-seligdara.html
za-perioda-01-01-2006-31-12-2006-g-sglasno-zakona-za-upravlenie-na-otpadcite-i-podnormativnite-aktove-km-nego-sa-izvrsheni-505-br-proverki-izdadeni-sa-3.html
za-poddelki-rasplachivayutsya-i-koshelkom-i-zdorovem-radio-21-mayak-novosti-08-06-2005-13-00-00-21.html
za-porogom-smerti-izdanie-pyatoe-ispravlennoe-i-dopolnennoe.html
za-poslednie-godi-v-udmurtskoj-respublike-sohranyaetsya-tendenciya-snizheniya-proizvodstvennogo-travmatizma-ob-etom-ministr-truda-sergej-fefilov-soobshil-na-apparatnom-soveshanii-pri-prezidente-ur-5-iyulya.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/cikl-ii-russkij-yazik-programmi-i-uchebnij-plan-otdeleniya-teoreticheskoj-i-prikladnoj-lingvistiki-izdatelstvo.html
  • apprentice.bystrickaya.ru/zadachi-i-priroda-kassacii-v-sovetskom-ugolovnoj-processe-stranica-4.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/metodicheskaya-razrabotka-po-nominacii-urok-s-ispolzovaniem-ikt.html
  • knigi.bystrickaya.ru/sozdanie-uslovij-dlya-vneurochnoj-deyatelnosti-obuchayushihsya-i-organizacii-dopolnitelnogo-obrazovaniya.html
  • credit.bystrickaya.ru/peredacha-parametrov-mezhdu-procedurami-organizuetsya-po-zhelaniyu-programmista-konspekt-lekcij-po-kursu-yazik-assemblera-ibm.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/slovar-terminov-uchebnoe-posobie-podgotovleno-v-psihologicheskom-institute-rao-kazhdaya-glava-etoj-knigi-yavlyaetsya.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/tv-i-evolyuciya-neterpimosti.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/akademicheskaya-kartochka.html
  • spur.bystrickaya.ru/kompozicionnie-materiali-tema-kristallicheskoe-stroenie-metalla.html
  • reading.bystrickaya.ru/kvalifikacionnie-testi-po-hirurgicheskoj-stomatologii-metodi-obezbolivaniya-v-hirurgicheskoj-stomatologii-stranica-2.html
  • institut.bystrickaya.ru/temi-dlya-obsuzhdeniya-bibliotechnie-fondi-segodnya-principi-organizacii-i-izuchenie-effektivnosti-ispolzovaniya.html
  • testyi.bystrickaya.ru/audirovanie-otlichno-uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-opd-f-01-inostrannij-yazik-professionalnij.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/problema-vlasti-v-rannesrednevekovom-obshestve-istoriograficheskij-i-metodologicheskij-aspekti-stranica-4.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/a-a-ananev-supi-chast-5.html
  • report.bystrickaya.ru/i-snova-zdravstvujte-ukranska-zernova-asocacya.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tehnicheskoe-zadanie-na-razrabotku-proektno-smetnoj-dokumentacii.html
  • tests.bystrickaya.ru/lyudvig-van-bethoven-1770-18271-piano-concerto-no1-in-c-major-op15-nazvanie-diska-100-shedevrov-klassiki-cd1.html
  • universitet.bystrickaya.ru/teatralizovannij-muzej-zhivaya-istoriya.html
  • nauka.bystrickaya.ru/uchebnik-dlya-visshih-i-srednih-specialnih-uchebnih-zavedenij-3-e-izd-pererab-i-dop-m-ivc-marketing-2000-375-s.html
  • writing.bystrickaya.ru/glava-1-soderzhanie-i-logika-formirovaniya-strategii-razvitiya-regionov-v-rinochnoj-srede.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/anglijskie-formi-vezhlivosti.html
  • holiday.bystrickaya.ru/obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-detskij-sad-kombinirovannogo-vida-2.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/rasskaza-v-p-astafeva.html
  • desk.bystrickaya.ru/ponyatie-i-priznaki-tipologii-prava.html
  • literatura.bystrickaya.ru/spisok-uchastnikov-po-sostoyaniyu-na-15-iyunya-2012-g-stranica-2.html
  • klass.bystrickaya.ru/7-sovremennoe-sostoyanie-agroprodovolstvennogo-sektora-i-pervoocherednie-zadachi-agrarnoj-politiki-v-rossii.html
  • literatura.bystrickaya.ru/socialno-ekonomicheskie-prava-grazhdan-otchet-podgotovlen-v-sootvetstvii-so-statej-14-oblastnogo-zakona-ob-upolnomochennom.html
  • literatura.bystrickaya.ru/s-n-berezinskaya-o-v-sorokina-e-i-kugushev.html
  • credit.bystrickaya.ru/orfoepicheskij-slovar-stranica-16.html
  • reading.bystrickaya.ru/kollektivnaya-forma-organizacii-truda-chast-9.html
  • urok.bystrickaya.ru/profilaktika-dorozhno-transportnogo-travmatizma-i-pozharnoj-bezopasnosti-protivodejstviyu-terrorizmu-i-ekstremizmu.html
  • klass.bystrickaya.ru/annotaciya-predprinimatelskoe-pravo-mezhdunarodnoe-chastnoe-pravo-biznes-yurist.html
  • lesson.bystrickaya.ru/ponyatiya-kak-forma-mishleniya-chast-2.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/xx-vek-kardinalno-izmenil-polozhenie-istorii-v-obshestve-nekogda-slivshaya-caricej-nauk-gordo-imenovavshaya-sebya-uchitelnicej-zhizni-istoriya-segodnya-perezhivaet.html
  • knigi.bystrickaya.ru/sorosovskie-uchitelya-publichnij-otchet-municipalnogo-obsheobrazovatelnogo-uchrezhdeniya-licej-153.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.