.RU

Ю.Г. Хамнуев - К вопросу о сравнительном исследовании конституционно-правовой основы формы правления государства



Ю.Г. Хамнуев

кандидат юридических наук, заведующий кафедрой конституционного и международного права Бурятского госуниверситета


^ Законодательство Китайской Народной Республики: конституционно-правовой аспект


Китай, являясь крупнейшим географическим соседом и стратегическим союзником России, представляет огромный интерес с точки зрения исследования права этого государства. В соответствии с Договором о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве, вступившим в силу 28 февраля 2002 г. РФ и КНР на основе взаимной выгоды развивают сотрудничество в торгово-экономической, военно-технической, научно-технической, энергетической, транспортной областях, ядерной энергетике, финансовой, космической, авиационной областях, сфере информационных технологий и других сферах, представляющих взаимный интерес, содействуют развитию приграничного и межрегионального торгово-экономического сотрудничества между двумя государствами и в соответствии с национальным законодательством каждой из них создают для этого необходимые благоприятные условия, всемерно способствуют развитию обменов и сотрудничества в области культуры, образования, здравоохранения, информации, туризма, спорта и права (ст. 16).

Россия и Китай сотрудничают в деле содействия осуществлению прав человека и основных свобод в соответствии со своими международными обязательствами и национальным законодательством каждой из них, предпринимают эффективные меры, гарантирующие законные права и интересы юридических и физических лиц одного государства на территории другого государства, а также оказывают друг другу необходимую правовую помощь по гражданским и уголовным делам. Соответствующие органы обоих государств на основе соответствующих законов рассматривают и решают проблемы и споры, возникающие в ходе сотрудничества и хозяйственной деятельности юридических и физических лиц одного государства на территории другого государства (ст. 18).

Очевидно, что принятый руководством государств курс на стратегическое партнерство предполагает сотрудничество двух стран в различных областях: торгово-экономической, культурной, военной и т.д. Однако особое место будет занимать сотрудничество в области права, поскольку эффективное развитие экономических, социальных, да и любых других отношений возможно только на основе адекватных правовых предписаний.

Понятно, что потребуется серьезная взаимная работа, направленная на анализ действующих законов двух государств. Одним из направлений этой работы должно стать исследование основных категорий права Китая и, в частности, такого понятия, как «законодательство». Являясь ключевым, оно объединяет вокруг себя другие важнейшие понятия, такие как «право», «источник права», «закон», «нормативный правовой акт» и другие.

Необходимо также отметить, что, несмотря на существующий сегодня постоянный интерес к праву Китайской Народной Республики, полноценного представления о правовых институтах в этом государстве в отечественной науке до сих пор не сформировано. Связано это не только с тем, что длительное время российские юристы не уделяли должного внимания праву Китая, но и с тем обстоятельством, что правовая система КНР находится в постоянном развитии, а в некоторых элементах и на стадии становления. В связи с этим в данной статье предлагается своеобразный обзор представлений, существующих в отечественной литературе, по вопросу о законодательстве Китайской Народной Республики (1).

В соответствии со ст. 5 Конституции КНР* (2) государство поддерживает единообразие и достоинство социалистической правовой системы. Никакие законы, указы или местные правила и инструкции не могут противоречить Конституции. Все государственные органы, вооруженные силы, все политические партии и общественные организации, все предприятия и учреждения обязаны соблюдать Конституцию и закон. Все действия, нарушающие Конституцию и закон, должны быть расследованы. Ни одна организация или частное лицо не имеет привилегий перед Конституцией или законом.

Указанные положения в системной связи с положениями преамбулы (3) свидетельствуют о том, что Китай является правовым социалистическим государством. Как справедливо отмечено А.С. Чупановым, «…Конституция (КНР – Х.Ю.) выступает в качестве ядра всей системы права. Она обеспечивает единство, взаимную согласованность различных отраслей законодательства, общность их исходных принципов. Эта роль Конституции ведет к упорядоченности всей системы права, устанавливая соподчиненность различных видов нормативных актов. Конституция выполняет ту же роль и в отношении других нормативных подсистем, особенно в сфере государства и общественных институтов» (4).

В тексте Конституции указываются и виды актов, которые могут приниматься в Китае. В ст. 5 упоминаются законы, указы, местные правила и инструкции. В ряде статей Конституции упоминаются административные правила и инструкции, местные правила (ст. 67, 89), указы, директивы и правила Государственного совета (ст. 89), указы, директивы и обязательные постановления министерств и комитетов (ст. 90), местные директивы (правила) местных собраний народных представителей провинций и муниципальных образований, находящихся в прямом подчинении центрального правительства (ст. 100), местные указы и директивы народных представительств (ст. 107), положения об автономии и отдельно действующие положения (ст.116).

Следует обратить внимание на то обстоятельство, что в тексте Конституции Китайской Народной Республики основным термином, характеризующим совокупность действующих правовых предписаний, является термин «закон» (5). Например, в ст. 53 Конституции говорится о том, что граждане Китайской Народной Республики обязаны соблюдать Конституцию и закон. Ст. 33 Конституции: «…Все граждане Китайской Народной Республики равны перед законом. Каждый гражданин пользуется правами и вместе с тем должен выполнять обязанности, определенные Конституцией и законом». Таким же образом термин «закон» применяется и при характеристике статуса органов государственной власти Китайской Народной Республики. «Депутаты Всекитайского собрания народных представителей должны служить примером в соблюдении Конституции и закона» (ст. 76).

В некоторых случаях термин «закон» имеет вполне конкретное содержание, указывая на группы отношений, подлежащих урегулированию в форме закона. Например, ст. 59 Конституции говорит о том, что количество депутатов Всекитайского собрания народных представителей и процедура выборов определяются законом. В ст. 78 указывается, что организационный и рабочий регламент Всекитайского собрания народных представителей и его постоянного комитета определяются законом. Указанные положения позволяют выделить наравне с обычными законами особую разновидность законов, действующих в Китае – законы, принимаемые на основании указания Конституции, т.е. органические законы.

Законом КНР о законодательстве устанавливается перечень вопросов, которые могут быть регулироваться только законами: вопросы государственного суверенитета, образования, организации и компетенции собраний народных представителей, народных правительств, народных судов и народных прокуратур всех ступеней, системы национальной территориальной автономии, системы особых административных районов, система низового самоуправления масс, преступлений и уголовных наказаний, мер принуждения и наказания, связанных с лишением, ограничением личной свободы как гражданского политического права, изъятие негосударственного имущества, основ гражданского права, основ экономической системы, а также основ системы финансов, налогов, таможни и внешней торговли, процессуальной и арбитражной систем. Этот перечень является открытым, так как последним пунктом ст. 8 закона устанавливается возможность расширения перечня самим Всекитайским собранием народных представителей или Постоянным комитетом Всекитайского собрания народных представителей. Кроме того, 9-й статьей закона установлено право ВСНП и ПК ВСНП делегировать Госсовету право принимать по вышеперечисленным вопросам административно-правовые акты, если по этим вопросам еще не приняты законы (6).

Конституция КНР предусматривает и иерархию принимаемых нормативных правовых актов. Как уже сказано, Конституция является основным законом государства и обладает высшей юридической силой. Законы должны соответствовать Конституции. Акты Государственного совета должны соответствовать Конституции и законам. Акты министерств и комитетов должны соответствовать законам и актам Государственного совета Акты местных народных представительств должны соответствовать вышеперечисленным актам.

Особенностью построения иерархии нормативных правовых актов в Китае являются примеры некоторых юридических исключений из общих правил, а также возможность дополнительного самостоятельного правового регулирования на местах. Речь, в частности, идет о районах национальной автономии и особых административных районах. Согласно Конституции Китайской Народной Республики, автономные районы, автономные округа и автономные уезды являются территориями национальной автономии. Система районной национальной автономии означает установление автономии в районах компактного проживания национальных меньшинств, учреждение там органов самоуправления и осуществление автономных прав под единым руководством государства. В 1980-е годы в Китайской Народной Республике стала складываться многоступенчатая система национального (этнического) законодательства. Основу этой системы составили соответствующие положения Конституции Китайской Народной Республики, закон Китайской Народной Республики о национальной районной автономии 1984, положения об автономии, отдельно действующие установления, разрабатывающиеся в национальных районах, и другие местные законодательные акты (7). По словам А.С. Чупанова: «В законе Китайской Народной Республики о национальной районной автономии конкретизированы, расширены и дополнены положения Конституции, касающиеся политики районной национальной автономии. …Согласно ст. 19 закона, собрания народных представителей районов национальной автономии имеют право с учетом политических, экономических и культурных особенностей национальностей соответствующих районов вырабатывать положения об автономии и отдельно действующие положения. Положения об автономии относятся к основополагающим вопросам районной национальной автономии данного района; отдельно действующие положения касаются конкретных статей в какой-либо области осуществления национальной автономии в данном районе. Положения об автономии и отдельно действующие положения автономных районов вступают в силу после их утверждения Постоянным комитетом Всекитайского собрания народных представителей. …Важнейшим правом национальных автономий является возможность (по согласованию с вышестоящими государственными органами) изменять или приостанавливать исполнение их решений, постановлений, приказов и инструкций» (8).

В соответствии со ст. 31 Конституции Китайской Народной Республики государство может при необходимости создавать особые административные районы. Система, создаваемая в особом административном районе, должна быть предписана законом, принятым Всекитайским собранием народных представителей с учетом конкретной специфики.

«4 апреля 1990 г. Всекитайским собранием народных представителей был принят Основной закон Сянганского особого административного района (СОАР) Китайской Народной Республики, а 31 марта 1993 г. – Аомэньского особого административного района (АОАР) Китайской Народной Республики, регламентирующие режим управления на территории, соответственно Сянгана и Аомэня, после их перехода под суверенитет Китайской Народной Республики. …Структура Основных законов ОАР в целом схожи. Основной закон СОАР содержит 160 статей, Основной закон АОАР – 145 статей. …Особый административный район является территориальным административным районом Китайской Народной Республики. Всекитайское собрание народных представителей разрабатывает Основной закон Особого административного района. Законодательный орган Особого административного района может на основании Основного закона в соответствии с установленной процедурой вырабатывать законы, однако эти законы должны быть доведены до сведения Всекитайского народного собрания представителей. При этом в случае, если Всекитайское собрание народных представителей сочтет какой-либо законодательный акт, выработанный законодательным органом Особого административного района, не соответствующим Основному закону ОАР, закон возвращается вновь на рассмотрение законодательного органа Особого административного района и утрачивает силу. …Особые административные районы пользуются правом широкой автономии. За исключением законоположений об обороне, внешней политике и других правовых актов, касающихся единства государства и территориальной целостности страны и не входящих в сферу автономии ОАР, все иные законодательные акты, разработанные Всекитайским собранием народных представителей, не применимы к Особым административным районам» (9).

Таким образом, при характеристике структуры законодательства Китайской Народной Республики необходимо учитывать наличие уровней, являющихся специфическим относительно самостоятельным массивом законодательных актов. Указанные массивы вносят определенные коррективы в иерархию правовых актов Китайской Народной Республики. Указанное положение дел вытекает из концепции «одно государство – две системы», предполагающей существование в рамках одной государственной общности различных социально-экономических укладов, что фактически делает возможным существование в рамках государства нескольких правовых систем, отличающихся друг от друга социальной природой, содержанием и структурой законодательства, системой правоприменительных и правоохранительных органов.

«Следующая особенность китайской правовой системы заключается в широком распространении экспериментального, опытного подхода к праву. Формирование и реализация такого подхода обусловлена не только отсутствием достаточно устойчивого опыта правового регулирования, но и значительной внутренней разобщенностью многих общественных отношений» (10). Это, в частности, отражается в практике принятия представительными органами Китайской Народной Республики так называемых временных законов, то есть законов, действующих в порядке эксперимента. Сфера применения таких законов ограничивается отношениями, связанными с хозяйственным оборотом, и не затрагивает публичные отношения.

Говоря о правовой системе Китайской Народной Республики, нельзя обойти стороной и вопрос о влиянии Коммунистической партии Китая на законодательство. По мнению многих авторов, Китай, с точки зрения политического режима, является партократическим государством. Политический курс, закрепленный в Преамбуле Конституции КНР, ставит народ под идеологическое и политическое руководство Коммунистической партии Китая. Компартия фактически является единственной партией в Китае. Признается, что Коммунистическая партия Китая была, есть и будет руководителем китайского народа (11). Каким образом решается вопрос о верховенстве права в социалистическом государстве, где господствует одна партия, мы знаем по опыту нашей страны. Фактически это означает полную зависимость органов государственного управления от партийного руководства.

Заявления китайских официальных лиц по этому поводу просты и однозначны. В частности, Цзян Цзэминь в своем докладе на 15-м Всекитайском съезде Компартии отметил: «Управление государством по закону означает, что широкие народные массы под руководством партии и в соответствии с Конституцией и законами через различные каналы и в различных формах управляют государственными делами, экономикой и культурой, общественными делами, что гарантируется законность деятельности органов государственной власти, что постепенно осуществляется систематизация и узаконенность социалистической демократии, чтобы эта система и эти законы не менялись со сменой руководителей, в зависимости от их взглядов и внимания. Эта идея, развивая содержание управления по закону, стала важной частью теории Дэн Сяопина, является основной стратегией, благодаря которой партия руководит народом при осуществлении государственного управления, и представляет собой важную гарантию для стабильности государства» (12). Взаимодействие партии государства и общества выражено в Уставе Компартии следующим образом: «Партия должна обеспечивать государственным законодательным органам, органам юстиции и административным органам, хозяйственным и культурным организациям, а также народным организациям такие условия, при которых они могли бы работать активно и инициативно, слаженно и согласовано, самостоятельно и со всей ответственностью» (13).

В любом случае при анализе фактического состояния дел в правовой системе Китайской Народной Республики необходимо принимать во внимание и соответствующие партийные решения.

На основании изложенного следует согласиться с мнением Е.В. Куманина о том, что «структура современного китайского законодательства характеризуется неравномерностью в разработанности различных отраслей. Многие из действующих в настоящее время законов и постановлений связаны с экономикой. Значительное развитие получило уголовное и уголовно-процессуальное законодательство. … Проведение демографической политики по ограничению рождаемости потребовало развитие брачно-семейного законодательства. Постепенно сложилась как самостоятельная отрасль административное законодательство» (14).

Отдельно необходимо отметить формирование совокупности законов, образующих конституционное право Китайской Народной Республики. Примечательно, что в коллективной работе «Современное право Китайской Народной Республики» 1985 г. говорилось о том, что в 1982 г. приняты и введены в действие Конституция КНР, а также Закон об организации Всекитайского собрания народных представителей, Закон об организации Государственного совета, Закон об организации местных собраний народных представителей и местных народных правительств, Закон о выборах во Всекитайское собрание народных представителей и местные собрания народных представителей различных ступеней. Первые два закона разработаны на основе соответствующих актов, принятых в 1954 г.; вторые два – на основе законодательных актов 1979 г. К важным государственно-правовым актам относятся также законы, принятые в 1979 г. и измененные в 1983 г.: Закон об организации народных судов и Закон об организации народной прокуратуры. «Конституция и шесть указанных законов составляют государственно-правовую основу КНР» (15). Примечательно же в этой цитате то обстоятельство, что она может послужить примером того, как быстро и достаточно разнообразно развивается конституционное законодательство Китайской Народной Республики. Сегодня помимо Конституции и указанных шести законов к нему можно отнести следующие акты: Закон КНР о гражданстве, Закон КНР об организации комитетов городских жителей, Закон КНР об организации комитетов сельского населения, Закон КНР о государственных компенсациях, Закон КНР о народонаселении и планировании рождаемости, Закон КНР о защите прав и интересов, возвратившихся из эмиграции китайцев и родственников лиц, проживающих за границей, Закон КНР о воинской обязанности, Закон КНР об обороне, Закон КНР о национальной районной автономии, Закон КНР против сецессии, Основной закон Сянганского особого административного района КНР, Основной закон Аомэньского особого административного района КНР, Закон КНР о законодательстве, Закон КНР о государственной службе.

В заключение необходимо отметить, что законодательство Китайской Народной Республики находится на стадии формирования. Развитие его, как уже сказано, происходит неравномерно. Во многом направление развития права Китая определяется политической целесообразностью, что особенно ярко проявляется в преобразованиях в экономической сфере государства. Принцип «одно государство – две системы» делает возможным существование нескольких разнонаправленных правовых систем в стране. Развитие этих правовых образований, как и само существование в Китае самостоятельных социально-экономических укладов, оценивается отечественными экспертами как временное переходное явление. Как положительную тенденцию необходимо отметить также поиск руководством Китая компромисса по вопросу о соотношении принципа правового государства с партийным руководством государства на современном этапе.


1. Хабибуллин А.Г. Модернизация государства и права на современном этапе: российско-китайский взгляд / А.Г. Хабибуллин. М.: ГНИИСА СП РФ, 2006. 207с.; Чупанов А.С. Государственный строй Китайской Народной Республики: конституционно-правовой аспект: дис. … канд. юр. наук: 12.00.02./ А.С. Чупанов. – М., 2006. – 255с.; Юрковский А.В. Конституционно-правовые основы политической системы Китайской Народной Республики: проблемы теории и практики / А.В. Юрковский. Иркутск, 2004. 194 с.; Келимбердин Б.М. Основы конституционного права Китайской Народной Республики: учеб. пособие / Б.М. Келимбердин. М., 2002. 48 с.; Куманин Е.В. Юридическая политика и правовая система Китайской Народной Республики / Е.В. Куманин. М., 1990. 157 с.; Государственный строй Китайской Народной Республики / отв. ред. Л.М. Гудошников. М.: Наука, 1988. 230 с.; Юридическая жизнь в Китае. М., 1990. 375 с.; Современное право КНР. М.: Наука, 1985. 206 с.

2. Акты, отмеченные символом *, используются в переводе Центра изучения российского права Пекинского политико-юридического университета.

3. Данная Конституция в правовой форме торжественно заявляет о достижениях в борьбе народов Китая и определяет базовую систему и основные задачи государства; она является основным законом государства и имеет высшую юридическую силу. Все народы страны, все государственные органы, вооруженные силы, все политические партии и общественные организации, все предприятия и учреждения страны должны принимать Конституцию как основной стандарт и обязаны поддерживать уважение к Конституции и претворять в жизнь ее положения.

4. Чупанов А.С. Государственный строй Китайской Народной Республики: конституционно-правовой аспект: дис. … канд. юр. наук: 12.00.02. / А.С. Чупанов. – М., 2006. С. 63.

5. В предоставленном переводе.

6. Чупанов А.С. Указ. соч. С.165-166.

7. Чупанов А.С. Указ. соч. С. 146-149.

8. Там же. С. 147.

9. Там же. С. 151-152.

10. Куманин Е.В. Юридическая политика и правовая система Китайской Народной Республики / Е.В. Куманин. – М ., 1990. С.62.

11. Модернизация государства и права на современном этапе: российско-китайский взгляд. М.: ГНИИСА СП РФ, 2006. С.52.

12. Цит. по: Модернизация государства и права на современном этапе: российско-китайский взгляд. М.: ГНИИСА СП РФ, 2006. С. 52.

13. Цит. по: Ганшин В.Г. Формирование гражданского общества в России и Китае / В.Г. Ганшин. М.: Институт Дальнего Востока, 2007. С. 76.

14. Куманин Е.В. Указ. соч. С. 69.

15. Современное право КНР. М.: Наука, 1985. С. 35.


Хэ Жань

доктор юридических наук, профессор, директор юридического института Чанчуньского политехнического университета, член законодательного и консультативного совета правительства провинции Цзилинь, юрисконсульт муниципального народного правительства г. Чанчунь.


опыт административного надзора в Китайской Народной Республике: теория и практика


Административные акты исполнительной власти тесно связаны с законными правами и интересами миллионов людей, важное значение имеет контроль за действиями органов исполнительной власти для защиты законных прав и интересов людей, занимающих относительно слабую позицию. С учетом этого данная работа рассматривает процесс действия административного надзора, механизмы и меры административного надзора с точки зрения теории права, автор пытается связать с реальностью возрождение старых промышленных баз в провинции Цзилинь, выдвинуть теоретические законодательные и судебные основы для осуществления деятельности административных органов в соответствии с законом.

В этом году началось осуществление стратегии возрождения северо-восточной старой промышленной базы. Редкая возможность, тяжелая ответственность. Правительство играет важную роль в планировании и принятии решений.

Для повышения эффективности работы органов исполнительной власти необходимо придавать больше значения административному надзору.


^ 1. Правовой анализ административного надзора

Исполнительная власть является одной из наиболее тесно связанных с народом. Французский философ Монтескье сказал: «Все люди, облеченные властью, уязвимы к злоупотреблению властью, это вечная истина». Таким образом, все страны в мире, прежде всего западные правовые государства, без исключения, контролируют исполнительную власть. С административно-правовой точки зрения надзор за правительством основывается на следующем понимании людей исполнительной власти:

Во-первых, под исполнительной властью понимается публичная власть, имеющая силу государства в виде поддержки, расширение, нарушение и произвол являются ее внутренними факторами, по сравнению с правами человека находится на более сильной позиции. Китай является страной, где политическая власть традиционно играет ведущую роль, исполнительная власть, связанная плановой экономикой, имеет более универсальные характеристики. Такая исполнительная власть отличается тем, что, как правило, имеет прямую силу, т.е. «силу, которая может независимо от желания и обстоятельств вынуждать другую сторону подчиняться своей воле» (1). Очевидно, что «эта власть главным образом не является определенным духовным и идеологическим влиянием, а опирается на принудительное применение физической силы (например, задержание, заключение под стражу и т.д.). Таким образом, общие насильственные административные меры в процессе осуществления вызывают желание нарушить и подавить, даже включая желание устранить сопротивление путем вооруженных сил» (2). Хотя здесь в основном имеются в виду насильственные административные действия, но и насильственные административные действия как типичная модель правления правительства лучше объясняет то, что существует возможность нарушения прав гражданина. Из-за этого некоторые капиталистические страны с момента основания начинают принимать меры предупреждения, делают все возможное, чтобы ограничивать и сдерживать подобные проявления.

Во-вторых, исполнительная власть может быть открытой для общественности, также может быть частной. Административная исполнительная власть осуществляется и выполняется людьми, правительство есть коллектив людей, оно не может избавиться от слабости человеческой натуры. Таким образом, можно сказать, что исполнительная власть имеет тенденцию к ненадлежащему осуществлению, нарушению общественных интересов и стремлению к удовлетворению интересов отдельных лиц. Аргументация Монтескье заключается в следующем: «Люди, которые имеют власть, используют ее до тех пор, пока не сталкиваются с пределами». Поэтому, чтобы предотвратить злоупотребление властью, необходимо осуществлять надзор за административной властью. Например, проблема распределения государственного финансирования и льгот связана с крупными отраслями и предприятиями, необходимо обеспечить справедливость и научность ее решения.

Только путем усиления контроля, с тем чтобы люди, не имеющие полномочий, не принимали решения и люди, принявшие ошибочные решения несли ответственность, нужно максимально обеспечить научность решения.

Наконец, исходя из отношения между гражданским правом и исполнительной властью, в соответствии с требованием социальной справедливости, власть должна служить реализации и росту права. В западных странах, в соответствии с теорией общественного договора и либеральной теорией, предоставление прав и защита прав граждан являются сферой и пределами права. В социалистической стране принцип народного суверенитета устанавливает, что вся власть принадлежит народу. В целях предотвращения злоупотребления правительственной властью, необходимо контролировать исполнительную власть.


^ 2. Анализ механизма административного надзора

С правовой точки зрения, зрелая система административного надзора должна быть «структурной», путем многолетних интерактивных интеграций законодательного, административного, судебного и неофициального правового процесса необходимо проверять, подтверждать законность и рациональность административных действий правительства перед, во время и после дела. Система в практике административного надзора в западных странах играет важную роль, во многих странах принимают различные системы для предотвращения злоупотребления публичной властью. Прежде всего на основе теории об ограничении власти западные ученые выдвинули идею ограничения власти властью, их конкретные модели включают два аспекта: с одной стороны, взаимное ограничение различных систем власти, например, право законодательства контролировать административную власть, судебная власть контролирует исполнительную власть; а с другой стороны, это же ограничение в одной системе, например, ограничение между ветвями власти в системе исполнительной власти. Во-вторых, правопорядок в западных странах стал давней традицией и национальной культурой, которая имеет большое значение для благоприятного функционирования публичной власти. Наконец, в рамках теории общественного договора западные ученые выдвинули идею системы сдержек и противовесов, эту мысль в большинстве случаев применили в практике в западных странах в целях укрепления административного надзора, сложился эффективный надзор граждан, народных организаций, групп по интересам и средств массовой информации за административной властью. Системы административного надзора в юридической практике каждой страны различаются содержанием, сферой, формой и т.д. Такие страны, как Соединенные Штаты Америки, Великобритания и Япония, в административном надзоре накопили богатый практический опыт.

В Соединенных Штатах вместе с постепенным совершенствованием правопорядка власти постепенно создают комплексную правовую систему административного надзора. Соединенные Штаты в 1965 и 1978 гг., соответственно, принимали «Руководящие принципы правительственных чиновников и служащих» и «Закон о моральном поведении правительства», которые дали четкое определение о заявлении собственности президента, различных высших должностных лиц, их супругов и детей. В 1978 г. был также принят «Закон о реформе бюрократических системы» о правилах поведения государственных служащих, который четко предусматривает обязанности государственных служащих, в 1985 г. «Моральные нормы правительственных служащих» установили, что нельзя использовать в любой форме государственные посты для совершения частных сделок. Системы административного надзора включают прокуратуру, ФБР и другие антикоррупционные агентства, в Соединенных Штатах также создали специальные учреждения по борьбе с коррупцией. В 1921 г. приняли «Закон о бюджете и бухгалтерском учете» для сокращения злоупотребления властью и расточительства административных должностных лиц, решили создать Генеральное управление аудита, которое непосредственно подчиняется Департаменту укрепления надзора за доходами, расходами и использованием общественных фондов. Еще особо отметили, что защита осведомителей является важной составной частью системы административного надзора. В 1978 г. американским «Законом о реформе бюрократической системы» был создан специальный кабинет советников, отвечающий за расследование и преследование действий исполнительных органов, которые нарушили данный кодекс. В Великобритании кроме органов судебного преследования и постоянного комитета Нолан есть еще ряд антикоррупционных органов. Например, Управление по борьбе с мошенничеством, омбудсмен административного надзора совета, омбудсмен местного административного надзора, омбудсмен здравоохранения исполнительного надзора и омбудсмен парламентского и финансового надзора. Но самым важным контрольным органом является Комитет Нолан. В Японии политика на основе денег и власти является хронической болезнью правительства. Японские меры административного надзора проявляются: во-первых, в «Законе о государственных служащих», «Законе о местных служащих», «Решении об упорядочении морального поведения чиновников», в уголовном законодательстве есть подробные положения о преступлениях гражданских служащих; во-вторых, в осуществлении позрачности собственности. Прозрачность имущества включает недвижимость и доходы: банковские депозиты и вклады, почтово-сберегательные вклады, ценные бумаги, корпоративные облигации, акции и иные ценные бумаги, акции стоимостью более 5 миллионов йен должны содержать названия организаций, выпускающих акции, и количество акций; членство в гольф-клубах, автомобили, антиквариат, для защиты которых есть ряд мер административного надзора.

В Китае надзор административного правопорядка, главным образом, состоит из государственного мониторинга и социального надзора. Государственный мониторинг включает три аспекта: контроль органов государственной власти, т.е. народных собраний и их постоянных комитетов на всех уровнях, внутренний контроль и контроль судебной власти. Социальный надзор включает надзор Коммунистической партии Китая, надзор демократических партий и социальных групп, надзор общественного мнения, в основном контроль средств массовой информации, прямой надзор граждан в виде жалоб, обвинений и докладов. Тем не менее роль существующих правовых систем административного надзора на практике слабая, все еще существуют такие вопросы, как узкие рамки контроля, отсутствие силы контроля, каналы контроля, ослаблена общая эффективность системы контроля. Внутренний надзор органов исполнительной власти можно назвать «надзором самоанализа», контроль ВСНП за законодательной властью находится в пассивной позиции в результате того, что система предоставления права до сих пор не создана, ВСНП не в силах надзирать за работой правительства, а система жалоб и петиций зачастую не может решить реальных проблем. Эти проблемы мешают экономическому развитию Китая, так что вопрос о том, как в дальнейшем совершенствовать существующие системы мониторинга и повышать эффективность, необходимо как можно скорее решить в теории и практике административного права.


vse-na-chem-vi-fokusiruetes-dostatochno-dolgoe-vremya-stanovitsya-pravdoj-eto-zakon.html
vse-nachalos-s-togo-chto-ya-stoyal-za-prilavkom-knizhnogo-magazina-i-pitalsya-prodat-ocherednuyu-tozhe-fantasticheskuyu-knigu-ocherednomu-pokupatelyu-pokupatel-okazal-stranica-2.html
vse-nachalos-s-togo-chto-ya-stoyal-za-prilavkom-knizhnogo-magazina-i-pitalsya-prodat-ocherednuyu-tozhe-fantasticheskuyu-knigu-ocherednomu-pokupatelyu-pokupatel-okazal-stranica-6.html
vse-nachinaetsya-s-karandasha-b-golubovskij-shag-v-professiyu.html
vse-nachinalos-so-sluchajnogo-poceluya-odri-totu-v-ekranizacii-bestsellera-zvezdi-francuzskoj-literaturi-davida-fonkinosa.html
vse-nashi-emocii-v-afrodiziakah.html
  • literatura.bystrickaya.ru/skrinnikov-rg-o-russkoj-pravde-uchebno-metodicheskoe-posobie-dlya-studentov-specialnosti-d-210301-istoriya-grodno-2002.html
  • doklad.bystrickaya.ru/v-apt-bose-sostoyalos-vstrecha-centralnaya-pressa-25-popechiteli-obespechili-detej-sirot-novogodnimi-podarkami-25.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/problema-tverdih-bitovih-othodov-istoriya-puti-resheniya-pravovie-aspekti.html
  • knigi.bystrickaya.ru/segodnya-mi-sobralis-v-etom-zale-chtobi-tradicionno-v-sootvetstvii-s-federalnim-zakonom-131-ob-obshih-principah-organizacii-mestnogo-samoupravleniya-v-rossij.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/novosti-5.html
  • universitet.bystrickaya.ru/uchebnaya-programma-disciplini-r12-kvantovaya-i-opticheskaya-elektronika-po-napravleniyu-010300-fundamentalnaya-informatika-i-informacionnie-tehnologii-nizhnij-novgorod.html
  • writing.bystrickaya.ru/audit-raschetov-po-zarabotnoj-plate-i-edinomu-socialnomu-nalogu-chast-3.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/v-anape-zavershilsya-otkritij-vserossijskij-chempionat-detsko-yunosheskih-avtomobilnih-shkol-i-sekcij-obshestva-avtomobilistov-provedyonnij-pri-podderzhke-departament-stranica-5.html
  • education.bystrickaya.ru/-copyright-andrej-gorohov-stranica-6.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/rashodov-sredstv-gosudarstvennoj-podderzhki-iz-federalnogo-byudzheta-na-realizaciyu-programmi-razvitiya-shkoli-po-vnedreniyu-innovacionnoj-deyatelnosti-na-2008-g.html
  • assessments.bystrickaya.ru/doklad-rukovoditelya-federalnogo-kaznachejstva-nesterenko-t-g.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tema-3-osnovopolagayushie-zakoni-organizacij-teoriya-organizacij.html
  • essay.bystrickaya.ru/diagnostika-vnimaniya-u-mladshih-shkolnikov-s-narusheniyami-rechi.html
  • teacher.bystrickaya.ru/gosduma-primet-zakon-o-personalnih-dannih-press-sluzhba-frakcii-edinaya-rossiya-gosduma-rf.html
  • predmet.bystrickaya.ru/slovo-informaciya-proishodit-ot-latinskogo-slova-informatio-chto-v-perevode-oznachaet-svedenie-razyasnenie-oznakomlenie-ponyatie-informaciya-yavlyaetsya-bazovim-stranica-2.html
  • writing.bystrickaya.ru/interaktivnij-muzej-v-sovremennom-mediaprostranstve.html
  • grade.bystrickaya.ru/metodicheskoe-rukovodstvo-podgotovili-e-l-mahnin-s-v-fedotov-rfcse-a-s-kazyulin-d-m-koshelev-sz-rcse-nauchnie-redaktori-doktor-yuridicheskih-nauk-a-i-usov-rfcse-kandidat-tehnicheskih-nauk-v-g-grigoryan-rfcse-oglavlenie.html
  • occupation.bystrickaya.ru/obespechenie-ustanovlennogo-poryadka-deyatelnosti-sudov-prinuditelnij-privod-gbr-ucheniya-sport.html
  • grade.bystrickaya.ru/oboronnij-potencial-dalnego-vostoka-sssr-v-godi-velikoj-otechestvennoj-vojni-1941-1945.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/programmi-treningov-korporativnogo-universiteta-bekar-trening-1.html
  • credit.bystrickaya.ru/pamyat-o-pushkine-proishozhdenie.html
  • desk.bystrickaya.ru/organizaciya-bezopasnogo-prostranstva-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-sostoyanie-problemi-perspektivi.html
  • exam.bystrickaya.ru/vliyanie-vremeni-i-temperaturi-na-deformaciyu-mehanicheskie-svojstva-plastmass.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/programma-provedeniya-laboratornih-rabot-zadaniya-dlya-samostoyatelnoj-raboti-laboratornaya-rabota-1.html
  • literature.bystrickaya.ru/chastotnie-harakteristiki-vibracii-uchebnoe-posobie-moskva-2007-soderzhanie-lekciya-aktualnost-borbi-s-shumom.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/arhitektura-posobie-po-istorii-otechestva-dlya-postupayushih-v-vuzi.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/velikij-novgorod.html
  • tests.bystrickaya.ru/metodicheskie-materiali-dlya-zanyatij-po-moralno-psihologicheskoj-podgotovke-barnaul-2010.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/metodika-rascheta-i-oblast-primeneniya-slozhnih-procentov.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/petr-iii-i-perevorot-1762-goda-polnij-kurs-lekcij-po-russkoj-istorii.html
  • credit.bystrickaya.ru/otchet-o-rezultatah-samoobsledovaniya-zooinzhenernogo-fakulteta-stranica-4.html
  • tasks.bystrickaya.ru/-198-morfologiya-kak-razdel-grammatiki-morfologiya-eto-odna-iz-sostavnih-chastej-gram-matiki-poetomu-chtobi-ponyat-specifiku-morfologii-nuzhno-utochnit-kak-p.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/v-avstriyu-s-nadezhdoj-igor-rabiner-nasha-futbolnaya-russia.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/mbou-sosh-4-za-2012-2013-uchebnij-god.html
  • apprentice.bystrickaya.ru/zakon-pro-zovnshnoekonomchnu-dyanst-ukrani-chast-3.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.