.RU

Задачи исследования - Библиотечно-информационное образование в контексте мировых тенденций: теоретико-методологический аспект


^ Задачи исследования:

  1. Обосновать теоретико-методологические положения развития библиотечно-информационного образования с учетом мировых информационно-цивилизационных процессов;

  2. Проанализировать мировой опыт формирования компетенций профессиональной деятельности специалиста библиотечно-информационной сферы;

  3. Проанализировать инновационные процессы профессиональной деятельности библиотечно-информационного специалиста с целью реализации компетентностного моделирования;

  4. Разработать научное представление о сущности, содержании, структуре и формах реализации компетентностного подхода в процессе подготовки специалистов библиотечно-информационной сферы;

  5. Выявить принципы формирования оптимальных компетентностных моделей профессиональной подготовки библиотечно-информационных специалистов;

  6. Разработать типологию профессиональных компетенций специалиста библиотечно-информационной сферы;

  7. Обосновать возможности компетентностного моделирования библиотечно-информационной деятельности при формировании системы двухуровневой подготовки специалиста;

  8. Определить значимость национально-регионального компонента подготовки специалиста в качестве ресурса его профессиональной компетентности.

^ Гипотеза исследования основывается на предположении о том, что современный этап реформирования российского библиотечно-информационного образования осуществляется в русле развития мировых систем образования, формируется под воздействием трансформации цивилизационных процессов и обусловлен интенсивным формированием предпосылок для разработки и внедрения компетентностного подхода, педагогическая эффективность которого определяется:

^ Методологической основой исследования послужил системный подход, опирающийся на такие гносеологические принципы, как диалектика, самоорганизация, структурно-функциональный анализ, историчность, социальное моделирование. В этой связи познаваемый процесс реформирования библиотечно-информационного образования понимается как саморегулируемая система.

Исследование опирается на положения системного подхода к изучению предметов и явлений окружающего мира (В.Г.Афанасьев, И.В. Блауберг, В.Н. Садовский, Э.Г. Юдин, Г.М. Брагин, Д.М. Гвишиани, В.В. Глущенко, Ю.А. Конаржевский, Н.В. Кузьмина, М. Месарович, А.В. Петровский); идеи гуманистической педагогики, раскрывающей психолого-педагогические основы компетентностного подхода в повышении уровня профессионального образования (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, И.В. Бестужев-Лада, Л.С. Выготский, А.Г. Гостев, В.В. Давыдов, А.В. Занков, В.П. Зинченко, А.Н. Леонтьев, Г.П. Щедровицкий и др.); основы культурологического подхода к образованию (В.С. Библер, Е.В. Бондаревская, А.П. Валицкая, О.С. Газман, В.П. Зинченко и др.).

Для решения поставленных задач использован комплекс методов исследования. Использованы традиционные в общепедагогических и прикладных исследованиях библиотечно-информационной деятельности методы научного познания. Применялись методы теории обучения и воспитания, педагогической психологии, теории сложных систем, методы моделирования педагогических процессов.

Корректность предложенных в работе теоретических и практических положений проверялась методами математического анализа и обработки результатов анкетирования, наблюдения, педагогического эксперимента. Для апробации структурно-факторной модели компетенции библиотечно-информационной деятельности использованы методы аналогии и экстраполяции.

^ Научная новизна результатов диссертационного исследования заключается в том, что:

^ Теоретическая значимость проведенного исследования заключается в обосновании теоретико-методологических положений развития библиотечно-информационного образования с учетом мировых информационно-цивилизационных процессов. При этом:

^ Практическая значимость диссертации определяется направленностью её научных результатов на теоретико-методологическое обоснование нового поколения государственных образовательных стандартов высшего библиотечно-информационного образования. Это дает возможность использования научных выводов диссертанта на уровне установления приемлемых (достаточных и возможных) требований к специалисту-выпускнику вуза; на уровне отбора содержания и дидактических единиц курсов и дисциплин; на уровне научно-методического и технологического обеспечения учебного процесса в вузе.

Результаты диссертации могут найти применение в процессе подготовки и переподготовки научно-педагогических кадров, работающих в системе отраслевого образования, что позволит существенно расширить их представление о современных образовательных процессах, о сущности и специфике интеграции высшего библиотечно-информационного образования в общеевропейское образовательное пространство, разработке моделей двухуровневой подготовки и т.д.

Применение выводов в ходе разработки национально-региональных образовательных систем позволит дополнить их современным компетентностным содержанием, отвечающим требованиям современного этапа модернизации библиотечно-информационной деятельности, изменениям информационных потребностей общества и информационно-коммуникационных технологий.

^ Достоверность научных результатов работы достигается теоретической обоснованностью исходных концептуальных позиций; применением адекватных цели и задачам исследования методологических подходов; всесторонним набором методов педагогического анализа; теоретической обоснованностью основных положений и выводов, выносимых на защиту; сопоставимостью результатов теоретического исследования с современной практикой библиотечно-информационной деятельности.

^ Базой исследования выступали учреждения высшего профессионального образования, обеспечивающие подготовку кадров по специальности «Библиотечно-информационная деятельность» в Российской Федерации. Прежде всего – Казанский государственный университет культуры и искусств (КазГУКИ). Данный вуз является инициатором организации регионального университетского образовательного округа, с 2002 года координирует деятельность высших и средних специальных учебных заведений отрасли культуры в Среднем Поволжье. Информационно-библиотечный факультет одним из первых в КазГУКИ начал осуществлять совместную научно-исследовательскую и научно-методическую работу, подготовку кадров в регионе, активно сотрудничая с высшими и средними специальными учебными заведениями в республиках Мордовии, Марий Эл, Чувашии, Удмуртии и др. Базовыми для проведения опытно-экспериментальной работы стали также филологический факультет Удмуртского государственного университета, факультет культуры и искусства Марийского государственного университета, институт национальной культуры Мордовского государственного университета, библиотечное отделение Мордовского колледжа культуры и искусств, Елабужского училища культуры.

Исследование проводилось на базе библиотечных учреждений и информационных центров различного уровня, таких, как Национальная библиотека Республики Татарстан, Республиканская юношеская библиотека, Республиканская детская библиотека, Республиканский медицинский библиотечно-информационный центр, Научная библиотека им Н.И.Лобачевского Казанского государственного университета, Научная библиотека КазГУКИ, Научная библиотека Казанского технологического университета, Научная библиотека Института госслужбы при Президенте Республики Татарстан, ЦБС г. Казани; ЦДБС г. Казани; крупнейших республиканских и вузовских библиотек республик Мари Эл, Мордовии, Удмуртии; а также школьных библиотек, филиалов районных и сельских ЦБС.

^ Результаты диссертационного исследования были представлены профессиональному сообществу и отражены в:

- 66 публикациях общим объемом 51,3 п.л., в том числе в монографии «Библиотечно-информационное образование в контексте мировых тенденций: теоретико-методологический аспект», четырех статьях в научно-реферируемых журналах, рекомендованных ВАК Российской Федерации для публикации результатов докторских диссертаций;

- выступлениях на научных конгрессах и конференциях различного уровня, в том числе на 11 международных и 7 всероссийских конференциях.

Апробация осуществлялась также путем внедрения отдельных результатов исследования в учебно-воспитательный процесс вузов культуры и искусств региона Среднего Поволжья в виде учебных планов, программ авторских курсов и т.д. Вклад в разработку инновационных подходов национально-регионального библиотечно-информационного образования отмечен присуждением Государственной премии Правительства Российской Федерации в области образования 2006 года.

^ На защиту выносятся следующие положения:

1. Компетентностный подход определяет особое состояние и свойство образовательной системы профессиональной подготовки библиотечно-информационных кадров, которая ориентирует образовательный процесс на его фундаментализацию на основе оперирования междисциплинарными категориями; проектирование содержания и результатов, выраженных в компетенциях; обеспечение модульности обучения с ориентацией на интеграцию знаний в соответствии с индивидуальной программой образовательного процесса; формирование профессионального универсализма личности как способности менять сферы и способы деятельности. При этом цель высшего библиотечно-информационного образования формулируется как совокупность компетенций обучаемого, т.е. необходимых в дальнейшей работе теоретических и практикоориентированных умений, знаний, навыков, которыми должен обладать библиотечно-информационный специалист, действующий в ситуациях динамично изменяющейся профессиональной деятельности.

2. Становление компетентностной парадигмы библиотечно-информационного образования определяется совокупностью условий, которые напрямую связаны с общим контекстом общественного развития. Выделены целевое условие   становление информационного общества, изменение информационных потребностей и форм их удовлетворения; организационное условие   обновление организационного контекста развития систем библиотечно-информационного образования; содержательно-смысловое условие   формирование идейно-смыслового консенсуса в библиотечно-информационной теории; динамическое условие – накопление синергетического потенциала в системе библиотечно-информационного образования, способного противостоять идейно-смысловой, организационной энтропии; технологическое условие   усиление инновационно-технологического характера изменений в системе библиотечно-информационного образования.

3. В современных условиях дальнейшую модернизацию отраслевого образования определяют тенденции, имеющие большое значение в контексте методологического обоснования компетентностного подхода: а) расширение состава профессиональных компетенций, в котором находят отражение ведущие факторы отраслевого развития; б) сущностная диверсификация профессиональных компетенций, которая направлена на обеспечение естественной динамики видоизменения компетентностей, их функциональной переориентации, уточнения ценностно-смыслового содержания и т.д.; в) усиление взаимосвязи всех компетенций библиотечно-информационного специалиста (личностных, социальных, профессиональных и др. компетенций), что обеспечивает целостность личностного развития; г) постепенное формирование взаимосвязи компетентности специалиста и его квалификации, что ведет к переоценке организационной структуры библиотечно-информационных учреждений и, как следствие, к диверсификации должностных обязанностей специалистов, изменение штатных расписаний библиотечных учреждений и т.д.

4. Разработка и реализация оптимальных компетентностных моделей высшего библиотечно-информационного образования возможна на основе интеграции двух групп принципов: первая группа обеспечивает сопряжение образовательных программ с общеевропейскими требованиями (принцип преемственности, обеспечивающий сохранение содержания, традиций, фундаментальности и качества российского библиотечно-информационного образования; принцип постепенности, предполагающий корректировку стандартов и их адаптацию в зависимости от дальнейшего развития реформы образования; принцип узнаваемости, ориентирующий на создание условий и механизмов признания российского библиотечно-информационного образования в Болонском процессе); вторая группа принципов отражает специфику компетентностной модели российской библиотечно-информационной деятельности (принцип методологической целостности и непротиворечивости, обеспечивающий единство оснований для формирования содержания и технологий библиотечно-информационного образования; принцип полноты и достаточности компетентностной модели библиотечно-информационной деятельности как цели библиотечно-информационного образования; принцип логичности и последовательности курсовой структуры образовательной программы, отражающей компетентностную модель библиотечно-информационной деятельности; принцип практикоориентированности на всех уровнях профессиональной подготовки; принцип вариативности образовательных программ, в связи с потребностями регионального и отраслевого развития, что отражает потребность постоянной связи с работодателями, субъектами информационной деятельности на местах).

5. Ключевыми терминологическими единицами компетентностного подхода выступают понятия общей, профессиональной, интегральной компетентностей библиотечно-информационных специалистов. Профессиональные компетенции специалиста библиотечно-информационной сферы имеют динамично изменяющийся состав, открытый характер, четкую и глубокую связь с личностным развитием и формированием духовно-ценностных приоритетов личности, что создает базовую предпосылку коренного обновления библиотечного образования, выход его на новые рубежи качества подготовки специалистов.

6. Типология профессиональных компетенций библиотечно-информационных кадров, разработанная на основе структурно-факторного подхода, включает следующие группы компетенций: 1. Компетенции обработки и анализа информации, удовлетворения информационных потребностей читателей; 2. Компетенции сохранения, использования и управления библиотечным собранием (книжный фонд, базы данных, специальные собрания); 3. Компетенции маркетинга и продвижения библиотечно-информационных услуг; 4. Компетенции технологической инновационности; 5. Компетенции научно-исследовательской и образовательной деятельности.

7. Формирование регионально-вузовского компонента являет собой один из завершающих этапов разработки образовательных программ профессиональной подготовки библиотечно-информационных кадров на основе компетентностного подхода. При этом неприемлемой является идея стандартизации регионального компонента, которая сдерживает формирование нового уровня интеграции профессиональных и личностных компетенций (общие, профессиональные, интегральные и компетенции, отражающие национально-региональный компонент библиотечно-информационного образования, способствуют постижению регионального контекста профессиональной деятельности и выбору направления профессионализации в соответствии с конъюнктурой регионального рынка труда, национально-региональной спецификой).

Цель и задачи исследования определили структуру работы. Диссертация включает введение, три главы, заключение, список использованной литературы и приложения.

В первой главе представлены тенденции реформирования библиотечно-информационного образования на основе мировых информационно-цивилизационных процессов, результаты терминологического анализа понятий «компетенция», «компетентность», «профессиональная компетентность», показана сущность и специфика компетентностного подхода в высшем профессиональном образовании. Во второй главе проанализирован компетентностный состав профессиональной подготовки специалистов библиотечно-информационной сферы, обоснована типология профессиональных компетенций специалиста на основе зарубежных библиотековедческих исследований. В третьей главе на базе проведенного исследования охарактеризованы организационно-педагогические условия реформирования российского библиотечно-информационного образования: доказано, что профессиональные компетенции являются основой инноваций в образовательных системах разного уровня, представлена структурно-факторная модель компетенций библиотечно-информационной деятельности, показано значение национально-регионального компонента как ресурса профессиональной компетентности специалиста.


^ ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Общий контекст современного общественного развития становится не просто фоном для реформирования высшего библиотечно-информационного образования, а ключевым моментом его обновления. Становление новой парадигмы библиотечного образования определяется рядом условий:

^ Целевое условие. Современное общество характеризуется гармонизацией информационных систем локального и мирового уровней, а также взаимодействием с другими социальными системами, оно стремительно прогрессирует благодаря совершенствованию информационных технологий и телекоммуникаций, что положительно влияет на развитие социума в целом, его отдельных групп и каждого конкретного человека. Существует очевидная зависимость уровня его развития от качества информационного обеспечения всех сфер деятельности, развитости информационной и аналитической инфраструктуры. Библиотечно-информационные учреждения в силу своей социальной роли содействуют повышению интеллектуального потенциала общества в целом, информированности и компетентности каждого человека.

^ Организационное условие. Информационное общество и его неуклонное развитие ставят все более сложные задачи перед системой образования, которое по праву находится в центре внимания и на фоне глобализации мирового сообщества приобретает определенные сходные черты и модели, сохраняя при этом, однако, и некоторые существенные отличия. Общемировые тенденции развития высшего образования проявляются в расширении вариантов его развития, многообразии и многомодельности типов и видов высшего образования, ориентации на потребности социума в тех или иных специалистах, нацеленности не только на сегодняшние потребности общества, но и на потребности завтрашнего дня, стремлении к образованию в течение всей жизни, формировании способности сохранять, развивать и понимать специфику культур во всем их многообразии, содействии росту гражданского самосознания и активности. Стратегия развития высшего образования нацелена на социальное партнерство и укрепление связей с миром труда; оптимальное сочетание баланса между когнитивным освоением учебных дисциплин и овладением навыками в сфере коммуникаций, творческого и критического анализа; возрастание направленности на междисциплинарные и трансдисциплинарные образовательные программы; привлечение в образовательную сферу современных технологий и видов образовательного обслуживания; внедрение модульных программ в качестве новых организационных рамок для обучения.

Сравнительный анализ особенностей и тенденций развития библиотечно-информационного образования различных стран, позволил выделить две основные модели, существенно отличающиеся подходами к реализации механизмов государственного регулирования в образовательной сфере. Либеральная модель в большей степени характерна для стран с рыночной экономикой, приверженных демократическим ценностям, с устоявшимися традициями уважения автономии университетов и академических свобод», модель квазиадминистративного типа   для стран, имевших в недавнем прошлом плановую экономику с жестким государственным регулированием и командно-административным управлением. Неэффективность последних моделей в новых экономических условиях стимулирует процесс постепенного реформирования в России квазиадминистративной модели с ориентацией на либеральную.

^ Содержательно-смысловое условие. Трансформация библиотечно-информационных учреждений свидетельствует о поиске ими своей ниши в сфере организации информационных, библиотечных, культурно-досуговых услуг и их значимости в обществе независимо от его экономического и политического состояния. Главные, ключевые точки информационных технологий не только круто изменили библиотечную деятельность и библиотечные технологии, но и создали в последнее десятилетие прецедент превращения одного из традиционных институтов в двигатель общественного прогресса, в механизм осмысленного и уверенного продвижения нашего общества в общество информационное. Поэтому необходимо профессиональное библиотечно-информационное образование нового типа, созданное на основе современных парадигм, с учетом потребностей рынка труда и экономики.

^ Динамическое условие. Самоорганизация в ситуациях исчезновения тотального отраслевого руководства становится единственным способом сохранения отечественной библиотечной системы. Динамизм этих процессов самоорганизации напрямую связан с нарастающим потоком инноваций в библиотечно-информационной сфере. Конференции, профессиональные форумы, выход на уровень международного сотрудничества, становясь реальными «рычагами» управления сложной системой библиотечно-информационной работы, направляют выработку новых профессионально-этических стандартов, технологических и духовных императивов библиотечно-информационной деятельности. Накопление синергетического потенциала в системе библиотечно-информационного образования является важнейшим динамическим условием дальнейшего развития отрасли и отраслевого образования.

^ Технологическое условие. Библиотечная инноватика смыкается с проблематикой реформирования высшего библиотечного образования, обнаруживая мощный потенциал его обновления. В основе создания модели специалиста должны быть заложены способности к инновационному мышлению, эффективной деятельности в системе инновационного обновления библиотечной сферы, программированию и моделированию инновационных процессов. Таким образом, библиотечно-информационное образование сегодня характеризуется наличием объективных условий для формирования нового подхода к его организации, глубинной трансформации его содержания и педагогического оснащения, что знаменует становление новой парадигмы библиотечно-информационного образования.

Сравнительное сопоставление существующей и еще только формирующихся парадигм образования дает основание заключить, что на смену знаниевой парадигме приходит компетентностная, позволяющая сориентировать обучение на комплексную процедуру осознания значимости обучения, освоение знаний и опыта, готовность и способность применения их на практике. Системный анализ позволяет представить компетентностный подход как состояние и свойство, цель и средство, метод (способ достижения цели) образовательной системы профессиональной подготовки. Речь идет о создании условий, при которых основной задачей профессиональной подготовки будет не просто формирование информированности обучаемых, а их включение в решение проблем профессиональной деятельности. Подготовка студентов перемещает акценты с учебной деятельности на научно-исследовательскую и практическую, что позволяет им, непосредственно включаясь в сотворчество с преподавателем, мастером и сталкиваясь с необходимостью отслеживания и решения профессиональных проблем и задач, продуктивно осваивать новые виды опыта, методы и стили эффективной работы,

В качестве ключевых терминологических единиц компетентностного подхода выделяются компетентность и компетенции. Компетентность рассматривается и как готовность к эффективной, чаще всего профессиональной, деятельности. Общую компетентность личности составляют умение читать, писать, говорить, слушать; различные мыслительные навыки, личностные качества. Интегральная компетентность включает в себя общую и профессиональную компетентности. Профессиональные компетентности интегрируют большую группу компетентностей, являеющихся показателем профессиональной зрелости современного человека как субъекта труда.

Среди компетентностей выделяют ключевые или базовые, которые носят предельно обобщенный характер и включают универсальные знания, умения, навыки.

Компетенция в научном сообществе интерпретируется как желаемый результат обучения, а также его непосредственная цель. Формулируя свою исследовательскую позицию, мы считаем возможным понимать под компетенцией такую совокупность качеств личности, которая необходима или нормативна для выполнения какой-либо конкретной работы. Применительно к образованию - это тот уровень подготовки, который требуется, заданная норма, стандарт. Компетенция потенциальна, а компетентность предстает как уже наличествующее качество, характеристика личности, означающая ее опытность и практические умения в данной сфере. Образовательные стандарты третьего поколения ориентированы на новое проектирование результатов образования и его уровня, результатов обучения, компетенций и профиля, на интегрирующие начала «модели» выпускника. Компетентностное моделирование, соответственно, является средством практической реализации компетнтностного подхода, создания моделей профессионального образования.

^ Информационное мышление – одна из базовых профессиональных компетенций современного специалиста библиотечно-информационной сферы. На глобальном уровне оно является средством взаимосвязи, объединения людей, социальных систем. В широком смысле оно может быть представлено как основа существования информационного общества, дающая объяснение тенденциям его развития. В узком (личностном) значении информационное мышление относится к психическим процессам, влияющим на социальное поведение человека. Библиотечно-информационный специалист, без сомнения, должен обладать профессиональным информационным мышлением как основой для эффективной деятельности.

Компетенции профессиональной деятельности – одна из центральных проблем западноевропейских и североамериканских педагогических исследований библиотечно-информационного образования. Анализ опыта таких стран, как США, Великобритания, Австралия, Новая Зеландия, Франция, Нидерланды и др., свидетельствует о масштабности исследований и достижениях в данном направлении. Специфическая черта компетентностного состава зарубежного библиотечно-информационного образования – его ярко выраженная прагматичная направленность и предельно конкретная ориентировка на прикладные задачи, что подтверждается анализом философско-методологической основы имеющихся моделей высшего образования. Это дает основание для вывода о необходимости построения оригинальной модели компетентностного подхода, вписывающейся в духовно-смысловой, ментальный контекст российской культуры.

Современное отечественное библиотечно-информационное образование накопило значительный опыт разновариантной подготовки специалистов высшей квалификации и вполне способно переориентироваться с учетом новаций компетентностного подхода. Некоторые его основы заложены и в действующем варианте подготовки кадров (ГОС ВПО по специальности «Библиотечно-информационная деятельность», 2003г.), который, предполагая подготовку по отдельным квалификациям частично учитывает профессиональные компетенции по объекту деятельности. Однако заявленные в действующем ГОСе квалификации не охватывают все современные и перспективные предметные компетенции библиотечно-информационной деятельности. Еще большего внимания потребует сфера профильной компетентнции, которая сегодня практически не учитывается. Ее основу должен составлять учет конкретных заказов на специалистов на местах исходя из потребностей региона, что позволит сделать специалиста востребованным, повысит престиж профессии и данного образования в целом.

Важными показателями, по которым можно судить о состоянии компетентностного компонента в российском библиотечно-информационном образовании и деятельности, по данным проведенного исследования, являются: наличие диспропорций в оценке компетенций, отражающих содержание профессиональной деятельности в библиотечно-информационных учреждениях; наличие причинно-следственного диссонанса в оценке проблем отечественного библиотечно-информационного образования; наличие традиционалистской установки по отношению к задачам модернизации профессионального образования как у представителей научно-педагогической общественности вузов, так и у практиков – руководителей и специалистов библиотечно-информационных учреждений.

Группировка оценок компетенций по показателям реального и желаемого состояния профессиональных компетенций позволила обнаружить, что в ближайшей перспективе респонденты оптимистично воспринимают идеи реформирования библиотечно-информационного образования. Средние оценки ожидаемого уровня развития профессиональных компетенций значительно превосходят такие же показатели их реального уровня. Это свидетельствует о проблемном состоянии профессиональной компетентности современных специалистов библиотечно-информационной сферы. Наиболее компетентная группа – эксперты, руководители и преподаватели – в своих оценках четко констатирует потребность отраслевого образования и практики библиотечно-информационной деятельности в преодолении сложившегося уровня подготовки кадров, что свидетельствует о недостаточной степени интеграции библиотечно-информационных специалистов в современное информационное общество.

Максимальные баллы, которыми респонденты оценили реальный уровень развития профессиональных компетенций, относятся к традиционным для современных российских библиотек навыкам и умениям по отбору, хранению, распределению и обмену информацией, а также по обслуживанию читателей. Однако в списке высоко оцененных компетенций отсутствуют высокотехнологичные навыки и умения, как наиболее актуальные и перспективные в контексте становления информационного общества в России, что свидетельствует о недостаточном осознании данной проблемы респондентами. Преподаватели отдали предпочтение традиционной и всегда высоко ценившейся в вузах знаниевой компетенции. Руководители библиотек и практики низко оценили компетенции научно-исследовательской деятельности. Это говорит и о том, что в российских библиотеках магистерская степень с его приоритетным научно-исследовательским компонентом не будет востребована в ближайшем будущем.

Основная идея, теоретически обоснованная в данном исследовании, заключается в признании особого статуса понятия компетенции как особого педагогического конструкта, отражающего сложную функционально-факторную структуру целей профессионального образования. Для подтверждения данной позиции проведен сравнительный анализ по критериям соотносимости предлагаемых наборов компетенций, их соответствия двум уровням высшего профессионального образования, а также факторной операционализации и интерпретации набора профессиональных компетенций. Источником для выделения профессиональных компетенций стала общеевропейская модель компетенций библиотечно-информационных специалистов. Экспертам предложено было оценить весь набор из 70 компетенций, а затем уточнить отдельные позиции. В результате 81,25% опрошенных посчитали, что предложенный набор компетенций имеет универсальный характер и в полной мере описывает сущность и специфику современной библиотечно-информационной деятельности.

При реализации факторного анализа было выделено 5 факторов, которые в целом описывают 97,48% наблюдаемых признаков, что можно признать репрезентативным для интерпретации выделенных факторов. Наиболее значимым является первый фактор, который составил половину всей совокупности факторных весов. Пятый фактор оказался наименее информативным, описывая всего 2,6 % анализируемых признаков.

 

^ Компетенции обработки и анализа информации, удовлетворения информационных потребностей читателей

Factor 1

Var56

Обработка и анализ информации

0,89471

Var14

Устные консультации читателей, руководство чтением

0,88019

Var13

Помощь пользователям в электронном поиске библиографической информации

0,85491

Var19

Использование библиографических источников и утилит для комплектования фонда

0,85078

Var38

Связи с общественностью, обеспечивающие общественную поддержку

0,84169

Var52

Развитие навыков использования педагогической литературы и информационных продуктов для целей образования и самообразования (брошюры, руководства, видео, слайд-шоу, компьютерные презентации и т.д.)

0,82431

Var9

Управление каталогизацией

0,81211

Var39

Планирование и распределение временных затрат (Time management)

0,80776

Var53

Проектирование образования по библиографии и теории библиотечного дела (курсы развития профессиональной направленности, информационных навыков, использование интегрированного подхода)


0,78441

Var65

Перевод фонда на электронные носители, создание информационных архивов и оказание специализированных услуг по использованию электронных ресурсов библиотеки

0,77548

Var16

Каталогизация правительственных документов, организация собрания законодательной и правовой информации и обеспечение услуг по его использованию

0,76263

Var58

Развитие мастерства компьютеризированного поиска информации, выбор стратегии поиска, использование инструментов поиска, проведение и оценки результатов поиска

0,76216

Var40

Управление изменениями, оптимизация ресурсов и услуг библиотеки в соответствии с изменяющимися общественными потребностями в социально-экономической и духовной сфере

0,75678

Var25

Использование новых информационных технологий (электронная почта, мультимедиа, CDROM, и т.д.)

0,75639

Var24

Обеспечение функции каталогизации, выполнение ручной и автоматизированной каталогизации

0,75630

Var10

Электронная каталогизация (использование библиографических утилит и т.д.)

0,75507

Var6

Руководство операциями по использованию фонда и оптимизации работы персонала библиотеки по обслуживанию читателей

0,74521

Var30

Стратегическое планирование (планы перспективного развития, формулировка миссии и целей) и среднесрочное и краткосрочное планирование

0,73376

Var44

Понимание международных, национальных и предметно ориентированных публикаций (специализированных, научно-технических и др.)

0,73060

Var49

Навыки использования информационных систем анализа и каталогизации, правил и инструментов (кодексы, схемы, тезаурусы, и т.д.)

0,72789

Var2

Использование компьютерных программ для обработки текстов, графики, таблиц и др.

0,70436

 

^ Компетенции сохранения, использования и управления библиотечным собранием

Factor 2

Var45

Развитие использования и политика управления собранием, обеспечение сохранности фондов, межбиблиотечное обслуживание

0,94946

Var62

Проектирование услуг для специальных групп: дети, молодежь, взрослые, студенты, группы женщин, и т.д. в общественной библиотеке

0,80614

Var21

Руководство и выполнение услуг по копированию материалов

0,76977

Var57

Развитие навыков поиска литературы в поисковых системах (ручной и электронный поиск, поиск в онлайновом режиме, с использованием CD-ROM и др.)

0,73179

Var5

Оценка и использование услуг книжных посредников, дистрибьюторов и продавцов книг

0,72394

Var4

Понимание процессов издательской деятельности и книгораспространения

0,72394

Var64

Использование правительственных документов, связанных с общественным развитием, подбор правовой документации и оказание специализированных услуг


0,67382

Var61

Развитие навыков использования настольных издательских систем (форматирование текста, создание оригинал-макета публикации и др.)

0,63281

Var46

Управление эффективным использованием помещений и оборудования

0,61082

 

^ Компетенции маркетинга и продвижения библиотечно-информационных услуг

Factor 3

Var15

Организация социокультурной деятельности библиотеки (выстав-ки, обсуждения, видеопоказы, массовые мероприятия и т.д.)

0,96362

Var11

Каталогизация непечатных и специализированных материалов (аудиовизуальные, электронные издания, карты, рукописи, и т.д.)

0,89298

Var12

Понимание основных понятий и терминологии в областях специализации специальной библиотеки

0,88151

Var37

Маркетинг и продвижение услуг, промоушн библиотеки и информационных продуктов и услуг

0,78464

Var48

Методологическая подготовленность для организации поиска, классификации, создания указателей и каталогизации

0,74960

Var63

Развитие политики, системы и услуг для пригородных и сельских сообществ общественных библиотек, включая мобильные услуги библиотеки

0,70462

 

^ Компетенции технологической инновационности

Factor 4

Var29

Проектирование и участие в больших информационных системах и сетях (LAN and WAN)

0,756954

Var28

Текущая оценка работы существующих автоматизированных систем

0,740477

 

^ Компетенции научно-исследовательской и образовательной деятельности

Factor 5

Var55

Оказание специализированных информационных услуг (SDI, vertical file, content page, clippings, bulletin, boards, referral и т.д.)

0,871115

Var70

Научно-исследовательская деятельность в библиотечно-информационной сфере

0,866275

Var54

Проведение образовательных программ для населения

0,723360

zakonomernost-eksponirovaniya-geroev-v-odissee-r-v-gordeziani-problemi-gomerovskogo-eposa.html
zakonomernost-razvitiya-tehnologicheskogo-processa-tehniko-ekonomicheskie-pokazateli-tehnologicheskih-processov-struktura-tehnicheskih-sistem-chast-2.html
zakonomernostej-vihoda-iz-haosa.html
zakonomernosti-fenotipicheskoj-i-geneticheskoj-izmenchivosti.html
zakonomernosti-funkcionirovaniya-psihicheskoj-realnosti-izuchenie-psihiki.html
zakonomernosti-genezisa-obrazovatelnih-sistem-stranica-8.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/role-of-government-intervention-in-environmental-issues.html
  • literatura.bystrickaya.ru/spisok-literaturi-dlya-uglublennogo-izucheniya-kursa-uchebno-metodicheskij-kompleks-dlya-specialnosti-080102-mirovaya.html
  • composition.bystrickaya.ru/plan-seminarskogo-zadaniya-po-metodike-prepodavaniya-istorii-3-kurs.html
  • desk.bystrickaya.ru/osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-po-vvedeniyu-fgos-na-period-2012-2015-godi.html
  • tasks.bystrickaya.ru/010-000-000-000-obshie-voprosi-oboroni-stranica-4.html
  • textbook.bystrickaya.ru/istina-i-zabluzhdenie-pravda-i-lozh.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/v-svedeniya-o-finansovo-hozyajstvennoj-deyatelnosti-emitenta-resheniem-edinstvennogo-akcionera.html
  • letter.bystrickaya.ru/mkdou-detskij-sad-obsherazvivayushego-vida-32-p-razdolnoe-nadezhdinskogo-rajona-z-b-polina-23-iyunya-2012-g.html
  • urok.bystrickaya.ru/prikaz-mvd-rf-ot-15-fevralya-2002-g-n-135-o-sovershenstvovanii-organizacii-sluzhebnih-komandirovok-v-sisteme-ministerstva-vnutrennih-del-rossijskoj-federacii-s-izmeneniyami-ot-9-oktyabrya-2002-g-1-iyulya-2004-g.html
  • literatura.bystrickaya.ru/respubliki-moldova-glavnoe-upravlenie-vospitaniya-nauki-molodezhi-i-sporta-primerii-municipiya-kishinev-licej-imeni-dmitriya-kantemira.html
  • shpora.bystrickaya.ru/vzaimodejstvie-gosdumi-s-federalnimi-organami-pervij-kanal-novosti-07-11-2008-korableva-valeriya-06-00.html
  • reading.bystrickaya.ru/lekciya-povedenie-potrebitelya-3.html
  • books.bystrickaya.ru/devushkam-do-semnadcati-instrukciya-po-primeneniyu.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/faktori-blagopoluchiya-neblagopoluchiya-gorodov.html
  • doklad.bystrickaya.ru/v-v-sokolov-filosofskij-sintez-gotfrida-lejbnica-stranica-31.html
  • credit.bystrickaya.ru/otchyot-po-preddiplomnoj-praktike-na-temu-mehanizmi-obespecheniya-kachestva-obsluzhivaniya-v-korporativnih-setyah.html
  • thesis.bystrickaya.ru/prezident-rf-vladimir-putin-vstretilsya-s-liderami-10-ti-krupnejshih-rossijskih-partij.html
  • bukva.bystrickaya.ru/razdel-1-vvedenie-v-uchebnij-kurs-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-visshego-professionalnogo-obrazovaniya-napravlenie-podgotovki.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tema-2-koncepciya-logistiki-uchebno-metodicheskij-kompleks-udk-bbk-l-rekomendovano-k-izdaniyu-uchebno-metodicheskim.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/soderzhanie-lekcij-i-prakticheskih-zadanij-po-fizike-kratkoe-soderzhanie-lekcionnogo-kursa.html
  • textbook.bystrickaya.ru/internet-resursi-nezavisimaya-gazeta-alkej-07-07-2008-137-str-1-8.html
  • letter.bystrickaya.ru/obrazovatelnie-resursi-v-pomosh-shkolnikam-roditelyam-i-uchitelyam.html
  • uchit.bystrickaya.ru/teoriya-psihologicheskoj-differenciacii-uchebnik-dlya-studentov-visshih-uchebnih-zavedenij.html
  • crib.bystrickaya.ru/k-voprosu-ob-obuchenii-inostrannomu-yaziku-magistrantov-krasgau.html
  • institute.bystrickaya.ru/forma-4-instrukciya-dlya-uchastnikov-razmesheniya-zakaza-4-dlya-uchastnika-razmesheniya-zakaza-yuridicheskogo-lica-podpisani.html
  • diploma.bystrickaya.ru/zhurnalistskoe-rassledovanie-chast-9.html
  • bukva.bystrickaya.ru/molochnost-svinomatok-fiziologiya-znachenie-i-metodi-povisheniya-molochnosti.html
  • education.bystrickaya.ru/221-programma-grazhdansko-patrioticheskogo-vospitaniya-pasport-programmi-razvitiya-shkoli-na-2011-2015-godi-i.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/eta-udivitelnaya-vselennaya.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/standart-srednego-polnogo-obshego-o-brazovaniya-po-inostrannomu-yaziku-bazovij-uroven.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/priglashenie-k-delovomu-sotrudnichestvu-stranica-15.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-5-nalogovoe-obyazatelstvo-zakon-nalogovij-kodeks.html
  • college.bystrickaya.ru/3-yanvarya-2010-goda-rosaviaciya-dalnevostochnoe-mezhregionalnoe-territorialnoe-upravlenie-vozdushnogo-transporta.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/seriya-100-velikih-predstavlyaet-novuyu-knigu-kotoraya-poznakomit-chitatelej-s-biografiyami-100-admiralov-vozglavlyavshih-floti-v-razlichnih-srazheniyah-i-vojnah-i-oka-stranica-14.html
  • bukva.bystrickaya.ru/offshornie-kompanii-chast-5.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.