.RU

«Загадочный мир грибов»

МОУ « Алешинская основная общеобразовательная школа »

249250. Калужская область, Мещовский район

Д.Большое Алешино, ул. Новая, д.1

Тел.8(48446) 9-52-32

Районный заочный конкурс:

«Лучшая методическая разработка»

Урок- конференция

по теме:

«Загадочный мир грибов»

Класс-5

Красильникова Татьяна Петровна,

учитель химии и биологии,

высшая категория

Д.Большое Алешино, 2011г.

Содержание:

  1. Конспект урока:

  1. Приложения .

  2. Презентация к уроку.

  3. Методические рекомендации применения ИКТ по предмету.


Тема: «Загадочный мир грибов.

Цели:

Дидактические:

Развивающие:

Воспитательные:

Задачи:

Проблемные вопросы:

Учебные вопросы:
Форма урока :
урок- семинар. Урок сопровождается презентацией, выполненной в программе Power Point. В заключении урока проводится игровые тесты, подводится итог работы, выставляются оценки.
Оборудование урока
компьютер, проектор, Microsoft Power Point, Microsoft Word.
Межпредметные связи:
биология, история, литература, экология.

I.Организационный момент (Слайд8).

Вот прозвенел очередной звонок

Мы начинаем необычный наш урок.

Вы сядьте поудобнее ребята,

И не пугайтесь многих взглядов,

Давайте улыбнемся мы друг другу

И к новым знаниям протянем руку!

II.Актуализация знаний.

Наш урок я хочу начать с загадки:

«Один под березой,

Другой под осиной,

Иду я за ними

По тропке лосиной».

Действительно с грибами, так или иначе, знакомы все. Среди нас есть поклонники “тихой охоты”, ценящих неспешные прогулки по лесу, снимающие стрессы повседневной жизни. Собранные грибы идут на приготовление разнообразных вкусных блюд, неизменно украшающих дружеские застолья, а в сушенном, соленном, маринованном виде их запасают на длительный срок. Но немногие знают, насколько обширно царство грибов и как тесно связана наша жизнь с ними.

На уроке мы постараемся проникнуть в загадочный мир грибов. Познать и проникнуть в тайны этих загадочных существ нам поможет наш урок – конференция.

Цель конференции – расширить наши представления об интересной, но во многих аспектах незнакомой для большинства людей группе живых организмов грибах. Совместными усилиями выпустить стенгазету.

На нашем уроке присутствуют специалисты в разных областях знаний: историки, биологи, литераторы, эколог, грибник со стажем и спортсмен.

III.Восприятие нового материала.

3.1. Первое слово предоставляется историкам (слайд 10).

3.2. Мы услышали много информации о том, как развивалась наука о грибах. А теперь я вас попрошу прикрепить первую страницу в нашу газету.

Что общего у грибов и растений? (слайд 11)

Что общего у грибов и животных?

Почему грибы выделяют в отдельное царство?(слайд13)

На какие группы по способу питания делят все грибы?(слайд14)

Слово предоставляется биологам.

3.3Физкультминутка « Дождь в лесу» ( слайд 15)

3.4 Мы встряхнулись и отдохнули. Можно приступить к дальнейшей работе.

Какие грибы вам знакомы?

На какие группы по способу употребления человеком можно разделить все грибы?

В наших лесах встречается много съедобных грибов, например, подберезовики, маслята, подосиновики, сыроежки, волнушки, рыжики, грузди, моховики, шампиньоны, опята, валуи (слайд15-24). Самым ядовитым и смертельно опасным грибом считают бледную поганку, опасны для жизни человека мухомор, желчный гриб, ложные лисички и др (слайд25-30). 3.5. При сборе грибов надо уметь отличать ядовитые грибы от съедобных. “Тихая охота” привлекает огромное число людей во всем мире, но, наверное, это увлечение особенно характерно для жителей средней полосы России. Побродить по лесу в поисках грибов — лучший отдых, однако надо знать, какие грибы брать и как их собирать.

Своими советами поделится с нами грибник со стажем (слайд 31). Для общего ознакомления мы поместим советы в газету.

Но не только ядовитые грибы нельзя употреблять в пищу. Отравиться можно вполне съедобными грибами. Об этом нам расскажет эколог.

3.6. На территории нашей страны встречаются редкие виды грибов. Часть из них занесена в Красную книгу (слайд 32).

IV. Обобщение и систематизация знаний.

Организаторы конференции сообщили нам много нового, интересного. Спасибо большое. Молодцы!

А сейчас я предлагаю вам проверить свои знания о грибах (слайд 33-34).

Рефлексия (слайд35).

Вывод по уроку:

Мир грибов гораздо богаче того, который мы видим в лесу. Это действительно, своеобразное царство природы населенное очень непохожими организмами, объединенными общим названием – грибы. Заслушав сообщение каждого участника нашей конференции мы подведем итоги (слайд 36).

V. Домашнее задание.

Стихотворение. Оценки.
На этом наш урок окончен. Всем спасибо. Образовательные результаты, которые буду достигнуты учащимися
Понимание учащимися биологических понятий, знание географических объектов. Повышение интереса к образовательным ресурсам Интернет.

Приложение 1

Физкультминутка « Дождь в лесу» .

(Релаксация, развитие чувства эмпатии) Дети превращаются в деревья в лесу.
В лесу светило солнышко, и все деревья потянули к нему свои веточки. Высоко-высоко тянутся, чтобы каждый согрелся.(Дети поднимаются на носки, высоко поднимая руки, перебирая пальцами)
Но подул сильный ветер и стал раскачивать деревья в разные стороны. Но крепко держатся корнями деревья, устойчиво стоят и только раскачиваются. (Дети раскачиваются в разные стороны, напрягая мышцы ног)
Ветер принёс дождевые тучи, и деревья почувствовали первые нежные капли дождя. (Легкими движениями пальцев дети касаются спины стоящего впереди товарища)
Дождик стучит всё сильнее и сильнее. (Дети усиливают движения пальцами)
Деревья стали жалеть друг друга, защищать от сильных ударов дождя своими ветвями. (Дети проводят ладошками по спинам товарищей)
Но вот появилось солнышко. Деревья обрадовались, стряхнули с листьев лишние капли дождя, оставили только необходимую влагу. Деревья почувствовали внутри себя свежесть и бодрость жизни.

Приложение 2

Материалы для стенгазеты



Наука о грибах,как и всякая наука, возникла из практики. Ещё древние греки и римляне умели различать и описывать известные им виды грибов.Крупнейший древнегреческий ученый Аристотель, живший 2200 лет назад( в 4 веке до начала нашего летосчисления), писал в своих сочинениях о грибах. А его ученик, "отец ботаники " Теофрат, описывал съедобные и ядовитые свойства известных тогда грибов.

Очень высоко ценился в древнем Риме за отменный вкус знаменитый Кесарев гриб. Он встречается и у нас в южных лесах.Это близкий родич красного мухамора и внешне похожий на него. Кесарев гриб прославлен Лукуллом - древнеримским богачом и обжорой. "Лукулловские пиры" на многие столетия стали известными как образец неистощимой выдумки в разнообразии и изысканности еды.

Дело изучения и описания грибов значительно улучшилось и ускорилось с середины 16века. Особую заслугу в этом приписывают Клузиусу - крупному ученому того времени. Он собирал и изучал грибы на территории тенерешней Венгрии. Криузис составил коллекцию цветных изображений грибов. Получился первый в науки альбом шляпочных грибов на 87 страницах с 221 изображением в красках. Этот альбом получил название "Кодекса Клузиуса".

По "Кодексу" сличали свои описания и сборы новых видов грибов опытные ученые, чтобы убедиться, что их находки не были уже описаны раньше.

Однако , даже такой великий знаток природы, как Карл Линней, долго не мог решить, куда отнести грибы – к животным или к растениям. Выяснилось, что по некоторым признакам они приближаются к животным, но с другой стороны, по способу питания и другим признакам они близки к растениям. Пришлось образовывать специальную систематическую группу для грибов. Так появилось царство грибов.



1. При распознавании грибов не определяйте их вид, съедобность или не съедобность на основа­нии одного-единственного признака, например цвета, вкуса или формы плодового тела. Правильно определить гриб можно, только руководствуясь не­сколькими признаками. Особенно изменчив цвет грибов. По вкусу можно определять только сыро­ежки и рыжики (если у гриба нет жгучего вкуса, то он съедобен). В отношении других видов грибов это правило неприменимо: например, смертельно ядо­витая бледная поганка, как в сыром виде, так и по­сле кулинарной обработки очень приятна на вкус; некоторые отравившиеся ею даже утверждали, что никогда не пробовали гриба вкуснее. Критериями съедобности или несъедобности не являются черви­вость и следы того, что грибы ели животные (на­пример, слизни). И уж конечно, нельзя верить се­ребряной ложечке, которая якобы чернеет, если опустить ее в кастрюлю с ядовитыми грибами. Если вы определяете грибы по атласу, то руководствуй­тесь исключительно описанием гриба: картинки не способны отразить все возможные варианты данно­го вида; кроме того, изображения неточно передают цвет.

2. Для употребления в пищу собирайте только те грибы, которые вы твердо знаете! Придерживаясь этого принципа, вы убережете себя от многих не­приятностей. Самую большую опасность представ­ляют пластинчатые грибы, к которым относятся все наиболее ядовитые виды. Наоборот, среди трубча­тых мало: таков, например, сырой или плохо проваренный сатанинский гриб и родст­венные ему виды. Они в сравнении с бледной по­ганкой - просто невинные младенцы. Хорошо про­варенные, эти грибы совершенно безвредны. Если вы не уверены, что правильно определили грибы, то лучше выбросить их.

  1. Как можно более внимательно ознакомьтесь с основными ядовитыми грибами и несъедобными двойниками съедобных грибов.

  2. При сборе не срезайте грибы, а лучше вывора­чивайте их из земли.

  3. Для употребления в пищу собирайте только мо­лодые и здоровые плодовые тела.

  4. Тщательно выбирайте тару, в которую вы соби­раетесь класть найденные грибы.

  5. Грибы очищайте еще в лесу: этим вы избавите себя от лишних хлопот дома.

  6. Не забывайте, что грибы - довольно тяжелая пища, которая совершенно не подходит боль­ным, маленьким детям и пожилым людям.

  7. При появлении первых признаков ухудшения самочувствия немедленно обратитесь к врачу!

  8. В лесу нельзя нарушать порядок и тишину!

Все эти правила можно свести к одной заповеди: «Люди, ведите себя в лесу так же, как дома!»

Ядовитые съедобные грибы Все грибы делятся на съедобные, несъедобные и ядовитые.

С ядовитыми грибами все ясно — многовеко­вой печальный опыт, связанный с отравлениями, позволил людям определить ядовитые грибы, подробно описать их, а в некоторых случаях даже использовать в лечебных целях.

Но, оказывается, нередки случаи отравления людей вполне, казалось бы, съедобными грибами. Все дело в химическом составе грибов. Некоторые вещества, содержащиеся в них, могут взаимо­действовать с компонентами пищи, алкогольными напитками, ме­дикаментами. Например, такие грибы, как трутовик серо-желтый, говорушка, поддубовик, и некоторые другие при взаимодействии с алкоголем могут вызвать очень тяжелые последствия. А поддубовик, кроме того, содержит компоненты, реагирующие с кофе и чаем, и это может привести к неприятному результату.

Валуй, считающийся съедобным грибом, может накапливать очень ядовитое вещество — синильную кислоту, причем содержа­ние ее в разные годы может быть различным. Поэтому в Эстонии, например, где часто употребляют в пищу валуи, нередки случаи отравления этими грибами.

Тем людям, у ко­торых имеются любые хронические заболевания желудка, есть такие грибы нельзя. Легко можно отравиться и перезрелыми грибами — в них уже идут процессы разложения и, следовательно, вырабатыва­ются токсины.

Начинается этот процесс, как правило, после созревания спор. Особенно опасно такие грибы консервировать, мариновать, солить.

В этом случае риск отравления резко повышается. При домашнем консервировании вообще следует соблюдать большую осторожность. При недостаточно тщательной обработке грибов в консервы может попасть возбудитель ботулизма, содержащийся в почве. Этот мик­роб вырабатывает токсины и размножается только в герметически укупоренных банках. От таких консервов человек может заразиться ботулизмом — очень тяжелым заболеванием, которое нередко за­канчивается смертью.

Многие съедобные грибы могут накапливать тяжелые метал­лы — ртуть, олово, кадмий, которые часто содержатся в почве и атмосфере. Причем чаще всего это случается с самыми вкусными гри­бами — белыми, шампиньонами. Поэтому никогда не следует соби­рать грибы в парках, вблизи домов и уж тем более вдоль автомобильных дорог..



Тесная дружба грибов и цветковых растений известна с древнейших времен. Нити грибов были обнаружены палеонтологами при изучении папоротников и плаунов каменноугольного периода.

Самой высокой калорийностью из всех грибов обладают рыжики. По своей калорийности они превосходят яйца, куриное мясо, молоко. В начале 20 века соленые рыжики ценились во Франции выше шампанского.

Есть грибы, которые могут расти под землей – это трюфели. Их находят с помощью специально обученных собак и свиней. Опытные грибники находят эти грибы сами, потому что трава над ними словно выжжена. Самые ценные и съедобные – это черные трюфели. Их употребляют как приправу к изысканным блюдам.

Большими врагами червей нематод являются почвенные хищные грибы гифомицеты. Эти грибы улавливают червей своими клейкими кольцами. Гриб растворяет и всасывает в себя внутренние органы червя. Через сутки от червя останется лишь чехол, который изнутри будет заполнен нитями гриба.

У насекомых есть тяжелое заболевание – мускардиноз. Вызывается это заболевание грибком белая мускардина. Из спор этого гриба ученые создали препарат, который позволяет эффективно бороться с колорадским жуком и другими сельскохозяйственными вредителями.



При первых признаках отравления гри­бами (тошнота, боли в животе, иногда кро­вавый понос, сильная жажда, судороги, об­щая слабость) следует немедленно вызвать скорую помощь или доставить пострадав­шего в больницу.
До прибытия врача не­обходимо очистить желудок и кишечник пострадавшего от пищи, дав ему 4—5 стака­нов холодной кипяченой воды или содового раствора (1 чайная ложка питьевой соды на стакан кипяченой воды).
После этого необ­ходимо вызвать рвоту, раздражая обратным концом чайной ложки или пальцем корень языка или глотку. Эту процедуру повторить несколько раз и дать слабительное.
До при­езда врача больной должен находиться в постели.

Методические рекомендации по использованию электронного урока
Данная презентация выполнена в среде Power Point, предназначается для медиаподдержки учебного занятия по теме «Загадочный мир грибов» по учебной дисциплине «Природоведение» для учащихся 5 класса.

Презентация может быть использована и для сопровождения внеаудиторных мероприятий по биологии.

На слайдах представлен итоговый материал информационного проекта о грибах.

Применение презентации создает условия для решения образовательных задач:

Демонстрируя слайды, преподаватель ведет рассказ о необычном царстве природы «Грибы». В роли рассказчиков выступают и сами учащиеся, которые заранее готовят свои выступления.

Презентация состоит из 39 слайдов (первый слайд – титульный лист; последний слайд – список использованных источников).

Смена слайдов осуществляется по щелчку. Объекты на слайдах появляются автоматически.

zabezpechennya-stjkost-roboti-obkta-narodnogo-gospodarstva-provedennya-avarjno-vdbudovnih-robt-v-rajonah-urazhennya.html
zabitie-derevni.html
zabitij-boris-laskin-ili-spyat-kurgani-tyomnie.html
zabludivshiesya-v-buryatii-moskovskie-turisti-samostoyatelno-vishli-k-bajkalu-mchs-gazeta-rg-vostochnaya-sibir-internet-versiya-11082011.html
zabluzhdeniya-nilsa-bora-kanaryov-f-m.html
zabolevaemost-detej-po-osnovnim-klassam-boleznej-osnovnie-demograficheskie-harakteristiki.html
  • credit.bystrickaya.ru/ot-mefodiya-s-kirillom-dorogim-potomkam-spbgu.html
  • student.bystrickaya.ru/1-istoriya-stanovleniya-psihologii-kak-nauki4.html
  • institut.bystrickaya.ru/tipovoe-polozhenie-o-vechernem-smennom-obsheobrazovatelnom-uchrezhdenii-tipovoe-polozhenie-o-doshkolnom-obrazovatelnom-uchrezhdenii-2.html
  • turn.bystrickaya.ru/ploshadka-4-grazhdanskoe-obrazovanie-programma-krasnoyarskogo-gorodskogo-foruma-2009-krasnoyarsk-gorod-innovacij.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-2-biologicheskie-osnovi-estetiki-kniga-prednaznachena-dlya-nejrofiziologov-psihologov-i-iskusstvovedov-ona.html
  • reading.bystrickaya.ru/majster-ekhart-majster-ekhart-grigorij-palama-k-sopostavleniyu-nemeckoj-mistiki-i-vizantijskogo-isihazma.html
  • assessments.bystrickaya.ru/drugoe-tv-pervij-kanal-novosti-12-10-2005-neroznak-vsevolod-06-00-07-30-11.html
  • klass.bystrickaya.ru/annulirovanaya-direktiva-s-posledovatelnimi-popravkami-direktiva-soveta-ot-28-yanvarya-1991-g-po-usloviyam-zdorovya.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tema-6-seti-dokumentalnoj-elektrosvyazi-des-kurs-lekcij-dlya-studentov-ochnogo-i-zaochnogo-otdelenij-po-specialnosti.html
  • testyi.bystrickaya.ru/angel-stranica-8.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/v-prodvigayushie-uchebnik-po-psihoterapii-osnovannij.html
  • control.bystrickaya.ru/celi-i-osnovnie-funkcii-upravleniya-reklamnoj-deyatelnostyu.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tur-hejerdal-ya-chast-prirodi12-yu-b-gippenrejter-roditelyam-kak-bit-rebenkom.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/razdel-11-nekotorie-metodologicheskie-voprosi-statya1-k-russkomu-perevodu-knigi-k-byulera-ocherk-duhovnogo-razvitiya-rebenka.html
  • textbook.bystrickaya.ru/kibernetika-ili-upravlenie-i-svyaz-v-zhivotnom-i-mashine-2-e-izdanie-m-nauka-glavnaya-redakciya-izdanij-dlya-zarubezhnih-stran-1983-344-s-stranica-8.html
  • literature.bystrickaya.ru/dokladi-predstavlennie-gosudarstvami-uchastnikami.html
  • composition.bystrickaya.ru/otchyot-za-pervoe-polugodie-2010-2011-uchebnogo-goda-stranica-11.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/mikrokristalloskopiya.html
  • textbook.bystrickaya.ru/internet-resursi-gosduma-rf-monitoring-smi-30-marta-2006-g.html
  • knigi.bystrickaya.ru/soderzhanie-i-osnovnie-vivodi-issledovaniya-informacionnie-tehnologii-v-sozdanii-nauchno-spravochnogo-apparata-i-ispolzovanii.html
  • grade.bystrickaya.ru/ob-urokah-zacepleniya-soznaniem-vdohnovenie.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/l-m-port-p-60-noj-e-a-stepanova-m-akademkniga2006-199s-isbn-stranica-9.html
  • shkola.bystrickaya.ru/oplata-truda-rabotnikov-predpriyatiya.html
  • nauka.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-specialnie-razdeli-fiziki-obrazovatelnoj-professionalnoj-programmi-opp.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/psihologiya-poznavatelnoj-deyatelnosti-m-zh-burkeev-doktor-him-nauk-professor.html
  • institut.bystrickaya.ru/uchebnij-plan-povisheniya-kvalifikacii-nauchno-pedagogicheskih-rabotnikov-po-napravleniyu-upravlenie-kachestvom-obrazovaniya.html
  • college.bystrickaya.ru/22-zadanie-k-razdelu-po-go-diplomnogo-proekta-raboti-po-teme-uchebno-metodicheskoe-posobie-prednaznacheno-dlya.html
  • literature.bystrickaya.ru/chast-ego-vidov-sozrevaet-k-oseni-ili-zime-takim-obrazom-pri-kotorie-dolzhni-znat-vse-roditeli.html
  • tests.bystrickaya.ru/kratkoe-soderzhanie-lekcij-po-kursu-socialnaya-psihologiya.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/tema-vtrachenogo-pokolnnya-u-tvorchost-remarka.html
  • essay.bystrickaya.ru/detskij-dom-1-s-hurba-komsomolskogo-rajona-porvina-e-b-innovacionnie-podhodi-v-vospitatelnoj-rabote-municipalnogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-dlya-detej-sirot-i-detej-ostavshihsya-bez-popecheniya-roditelej.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/ria-novosti-moskva-11112008-olga-kovalenko-kazahstan-primet-zakoni-napravlennie-na-demokratizaciyu-obshestva.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/pravila-tehnicheskoj-ekspluatacii-rezervuarov-i-instrukcii-po-ih-remontu.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/osobennosti-transformacii-organicheskogo-veshestva-donnih-otlozhenij-pod-dejstviem-gidrotermalnih-uslovij-sredi.html
  • spur.bystrickaya.ru/lekciya-nauka-istorii-stranica-16.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.