.RU

Зао "Бизнес-школа "Интел-Синтез" - страница 4



В качестве варианта целесообразным представляется переход на оправдавший себя в отечественной и мировой практике программно-целевой метод решения социальных задач, ориентируясь на соци­альные нормативы, присущие для каждого из трех периодов: кризиса, стабилизации, подъема экономики. Приоритет социально-эконо­мическим программам позволит обеспечить экономическую и соци -альную безопасность для большинства населения, а значит устранить угрозу экономической и социальной жизни и для всей страны. Та­кие программы должны охватывать производство продовольствен­ных и непродовольственных товаров и услуг, составляющих для ны­нешнего этапа минимальную потребительскую корзину, с выходом в ближайшие годы на рациональные нормативы потребления основ­ных групп продуктов.

Для реализации таких задач потребуется минимум 15—20 целе­вых государственных программ, в том числе продовольственная (с

------------------------------331----------------------------

ffi,

соответствующими подпрограммами), программа производства непро­довольственных товаров (с подпрограммами) с целью обеспечения отечественного производства в нужных объемах тканями, швейными, трикотажными и чулочными изделиями, обувью, а также товарами дли -тельного пользования, в т.ч. телевизорами, холодильниками, стираль­ными машинами и электротехническими изделиями. Необходимо также разработать программу развития услуг, в том числе бытовых: пасса­жирского транспорта, услуг связи, жилищно-коммунальных, по со­держанию детей в дошкольных учреждениях, услуг культуры, сана-торно - курортных, туристско - экскурсионных, физкультуры и спорта, здравоохранения, развития науки, образования, культуры.

Для каждой из таких программ должны быть разработаны по на­правлениям производства подпрограммы, взаимоувязанные с регио­нальными составляющими на основе норм и нормативов, ориентиру­ющиеся в конечном итоге на достижение рационального уровня обес­печенности населения, по нормативам, которые разработаны у нас специалистами и научными центрами по 156 показателям. Это и бу­дет социальный заказ для экономики. Нужны действенные процеду­ры и механизмы выработки и принятия законодательных и иных распорядительно-нормативных актов, гарантирующих достижение социальных нормативов. Законодательные и исполнительные орга­ны власти и органы местного самоуправления призваны выработать для каждого периода и региона социальные нормативы, на дости­жение которых должна ориентироваться экономика. Эта работа дол­жна проводиться с участием профсоюзов и предпринимателей.

Наряду с такими нормативами необходимо определить и социальные индикаторы уровня, качества жизни для данного периода и данного региона, ниже которых опускаться недопустимо. Зная предельно до­пустимые нижние и возможные для достижения верхние рациональ­ные нормы, законодательные и распорядительно - исполнительные органы, профсоюзы и предприниматели в рамках договорных отношений и со -циального партнерства призваны определить практические меры и сроки по реализации программ. Должны также проводиться в обязательном порядке социальная экспертиза всех без исключения проектов законо­дательных и исполнительных актов с оценкой их социальной направ­ленности и последствий. Процедуру социальной экспертизы должны проходить при регистрации и все вновь создаваемые предприятия, уч­реждения, финансовые и иные структуры.

Целевые производственно - потребительские программы должны сочетаться с другими социальными программами, в том числе таки­ми, как "Заработная плата", "Адресная помощь нуждающимся", "Заня­тость" "Жилищное строительство", "Социальное страхование", "Ох-

332

рана труда", "Социальное партнерство", "Развитие социальной сферы", "Информационное обеспечение", "Участие в управлении", "Подготовка кадров" и др. Каждая из этих программ должна иметь четкие вре -менные цели, выверена на социальные последствия, иметь правовое, финансовое, информационное и кадровое обеспечение.

Переход на программно - целевой метод организации социаль­ного рыночного хозяйства, ориентированного на социальные нормы и нормативы, позволит в числе других антикризисных мер преодо­леть "остаточный подход" к социальному развитию и обеспечить про­ведение эффективной социальной политики. Осуществление этих программ не должно строиться на административно - командных ме -тодах. Под каждую программу необходимо законодательными и рас -порядительными мерами создать экономические механизмы, стимулы и условия, побуждающие инвесторов, производителей, индивидуаль­ных вкладчиков сосредоточить силы и средства на отечественном производстве социально значимых товаров и услуг. Это и будет оз — начать поворот экономики и реформ лицом к человеку

Реализация целевых программ будет способствовать успешному решению актуальных социально - экономических задач, намеченных программой социальных реформ в Российской Федерации на пери­од 1996—2000 годов1, принятой в феврале 1997 г. На основе анализа и тенденций изменений в социальной сфере в ней определены глав­ные цели и приоритетные направления социальных реформ. Стра­тегическими целями социальной политики являются:

■ достижение ощутимого улучшения материального положения и условий жизни людей;

■ обеспечение эффективной занятости населения, повышение ка -чества и конкурентоспособности рабочей силы;

■ гарантия конституционных прав граждан в области труда, со­циальной защиты населения, образования, охраны здоровья, культу­ры, обеспечения жильем;

■ переориентация социальной политики на семью, обеспечение прав и социальных гарантий, предоставляемых семье, женщинам, детям и молодежи;

■ нормализация и улучшение демографической ситуации, сни­жение смертности населения, особенно детской, и граждан трудо­способного возраста;

■ существенные улучшения социальной инфраструктуры. Для достижения этих целей предложено:

1 Российская газета, 12 марта 1997 г.

---------------------------------333

• восстановить роль доходов от трудовой деятельности как ос­новного источника денежных доходов населения и важнейшего сти — мула развития производства и повышения трудовой активности ра­ботников;

• обеспечить справедливое распределение доходов на основе со — вершенствования системы индивидуального налогообложения дохо — дов и собственности граждан, увеличения ставок налогов для лиц с высокими личными доходами и снижения налоговой нагрузки на низкодоходные группы населения, введения эффективного контроля за реальными доходами, в том числе путем проверки соответствия размеров декларируемых налогоплательщиками доходов фактически произведенным ими расходами;

• стимулировать использование доходов от трудовой и предпри — нимательской деятельности, доходов от собственности для инвести — рования и кредитования социально значимых программ, направлен­ных на формирование базовых условий жизнедеятельности: улучше -ние жилищных условий, медицинское обслуживание, получение

образования;

• обеспечить взвешенность в политике занятости с тем, чтобы, с одной стороны, не допустить массовой безработицы, а с другой — не препятствовать высвобождению излишней рабочей силы в связи со структурной перестройкой экономики;

• усилить адресность социальной поддержки нуждающихся граждан на основе учета материального положения семей и заяви — тельного принципа назначения пособий;

• создать полноценные условия жизнедеятельности семьи, жен — щин, молодежи, улучшить условия жизнеобеспечения детей;

• повысить роль социального страхования как важнейшего ме -ханизма защиты граждан при утрате заработка в случае безработи­цы, болезни, других социальных и профессиональных рисков;

• обеспечить стабильное финансирование отраслей социальной сферы и социальных программ, гарантировать всем гражданам дос — тупность медицинской помощи, социального обслуживания, образо­вания, культуры и отдыха.

Специальный раздел Программы посвящен реформе в сфере труда и трудовых отношений, в котором большое внимание уделено оплате труда. В нем предусмотрено обеспечение роста реальной заработной платы, как главного источника денежных доходов населения.

Развитию социального рыночного хозяйства особое значение при — дают и законодательные органы. В феврале 1998 г. Совет Федера­ции провел круглый стол на тему "Финансовые основы экономи­ческого роста в России". В принятых рекомендациях для решения

----------------------------------334------------------------------------

проблем перехода страны к устойчивому экономическому росту пред­лагается осуществить следующие меры:

1. Ускорить разработку проектов законов об управлении государ­ственным долгом, об управлении Бюджетом развития Российской Федерации, о защите конкуренции на рынке финансовых услуг, о несостоятельности и банкротстве кредитных учреждений, о гаран­тировании вкладов граждан, об ипотечном кредитовании, о деятель­ности инвестиционных банков, о развитии кредитной кооперации.

2. Внести изменения в Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (в части уточнения норм по публичной отчетности и ответственности Центрального банка в рам -ках Конституции Российской Федерации).

3. Обеспечить скорейшее принятие Бюджетного и Налогового ко -дексов Российской Федерации.

4. Завершить формирование базового законодательства для инве -стиционной деятельности.

В области инвестиционной политики:

1. Активизировать государственную поддержку инвестиций на основе регулирования процентных ставок, использования государ -ственных гарантий, средств Бюджета развития Российской Федера­ции, формирования инвестиционных институтов.

2. Обеспечить целевое регулирование денежных потоков для удер -жания их в производственном секторе экономики.

3. Принять меры, направленные на повышение ответственности юридических и физических лиц за неэффективное управление госу­дарственными промышленными предприятиями, а также предприя -тиями, акции которых закреплены в федеральной собственности.

4. Обеспечить условия для развития интеграционных процессов в промышленности путем создания разнообразных форм кооперации, интеграции и специализации производственных, научно-исследо­вательских, торговых и финансовых организаций.

5. Разработать с привлечением представителей субъектов Рос­сийской Федерации и предпринимательских кругов новую Комп­лексную программу стимулирования отечественных и иностранных инвестиций.

6. Снизить налоги в производственной сфере, прежде всего пу­тем освобождения от налогообложения расходов на цели развития, внедрение инноваций, научные разработки, пополнение оборотных средств.

7. Содействовать трансформации сбережений населения в инве­стиции, создавая необходимые для этого правовые и организацион­ные условия.

------------------------------------335----------------------------------

8. Перейти к проведению открытой инвестиционной политики, направленной на предоставление полной и достоверной информа­ции о заемщике.

Комитет по вопросам социальной политики Совета Федерации в апреле 1998 г. провел парламентские слушания на тему: "Об упоря­дочении социальной политики государства в условиях выхода из кри — зиса и становления рыночной экономики". В принятых рекоменда­циях подчеркивается: чисто монетаристский подход к социальной сфере (ориентации на минимизацию государственных социальных гаран­тий) неприемлем, а роль государства в социальном процессе не должна сводиться к роли "ночного сторожа". Эта роль — активная и регули­рующая, преобладающая в разработке и осуществлении социальной политики. Социальные задачи неотделимы от экономической поли­тики. Стратегия устойчивого экономического роста — требование се — годняшнего дня, императив государственной политики. Все средне­срочные меры социального развития должны ориентироваться на подъем производства как основу решения социальных проблем, на разрьш порочного круга сокращения производства, сжатия бюджета, снижения социальных расходов. Реальный сектор экономики и трудовые отно­шения — фундамент и общеэкономической стратегии, и социальных концепций. Основа решения вопросов финансирования социальной сферы — не столько перераспределение доходов, сколько меры, веду­щие к росту производительности. Один из основных принципов обес -печения единства экономической и социальной политики — решение на практике вопросов социального партнерства, в частности, норма­тивное регулирование системы генеральные — отраслевые тарифные соглашения — коллективные договора.

Преодоление "отраслевого" подхода к социальной сфере. Кон­цептуальное и практическое требование — сведение "отраслевых" социальных реформ в единый комплексный подход. Различные сто­роны социальной сферы нельзя развивать, а тем более реформиро­вать отдельно. Необходимо сопряжение темпов экономических и со­циальных преобразований, тенденций перекладывания части соци­альных расходов на плечи населения с ростом доходов, темпов отхода государства от социального патернализма и формирования эффек­тивного собственника. Это предполагает системный подход при оценке социально-экономического положения и при формировании

социальной политики.

В рекомендациях отмечается, что адресность — перспективный, но не универсальный принцип социальной защиты. Он необходим на уровне социальной поддержки. Есть однако и уровень социальных гарантий — распространяющихся на всех граждан. Сферу адрес -

--------------------.--------------336------------------------------------

ности необходимо четко очерчивать, учитывая, что: 1) организацион­ные формы адресной поддеРжки делают существенно дороже весь механизм ее осуществления; 2) адресный принцип может вступать в противоречие с перспективными задачами социальной политики — переносом центра тяжести от прямой помощи нуждающимся к ин­вестициям в развитие человеческого капитала.

Весьма активную работу в разработке и реализации курса на со­циально—ориентированное рыночное хозяйство проводит и нижняя палата (Дума) Федерального собрания Российской Федерации, широко используя при этом научный потенциал. Так, в Договоре о сотрудни — честве Комитета Государственной Думы по труду и социальной по­литике и Академии труда и социальных отношений предусмотрено, что Комитет регулярно проводит научные консультации с учеными и спе­циалистами Академии по актуальным проблемам законотворческой де — ятельности в сфере социально—трудовых отношений в контексте фор — мирования правового обеспечения становления и развития России как правового, демократического социального государства; с учетом теку­щего и перспективного плана законотворческой работы Комитет при­влекает Академию к разработке предложений по концепции отдель­ных законопроектов и их содержанию; направляет в Академию про­екты законов по социально—трудовым вопросам для проведения научной экспертизы; участвует в проводимых Академией научных и научно-практических конференциях, семинарах, совещаниях, заседаниях, "круглых столах" и др. формах общественного обсуждения актуальных проблем социальной политики.

Прочным фундаментом социального государства может быть только стабильная и эффективная экономика. Непременным условием для этого необходимо сделать производственную сферу не только эко — номически выгодной, но и самой престижной сферой приложения капитала. В этой связи уместно привести выдержку из выступления Ю.М.Лужкова1 о необходимости различать производительный и па­разитический капитал. Если мы, сказал он, хотим жить в стабильном, здоровом и процветающем государстве, в котором низок уровень пре — ступности, в котором надежно защищены гражданские права и иму­щественные интересы людей, мы должны подавить развитие парази­тического капитала и создать условия (т.е. налогово — правовую среду) для развития капитала производственного. Как только народ ка­кой-либо страны успешно решает эту задачу, это сразу проявляется в

1 Материалы торжественного заседания Ученого совета Академии труда и социальных отношений, посвященного вручению Диплома почетного про­фессора Ю.МЛужкову. - М.: АТиСО, 1996. С. 27—29

337


таких объективных показателях, как численность населения, продол­жительность и качество жизни, рождаемость, доля нации в потребле — нии глобальных ресурсов и ряде других.

Есть много аргументов, доказывающих, что мы имеем нездоровую налогово — правовую среду и не вправе сказать упомянутой заветной фразы. В частности: появление богатых людей в стране, где падает производство; ухудшение положения собственника, когда цена на его собственность растет.

Это признаки нашего сегодняшнего бытия. Главное, что нужно для достижения социального согласия, — изъять социально — эконо — мическую систему России из рук тех, кто использует ее исключи­тельно в своекорыстных интересах, и передать тем, кто служит рос — сийскому народу. Речь идет не о переделе капитала, не о матросах с маузерами и пулеметными лентами. Нужны правила экономической игры, которые сами, без единого выстрела, по взаимному согласию, чисто экономическими методами, воздействующими только на част­ные интересы людей, отнимут богатства и, соответственно, власть у тех, кто служит себе в ущерб России, и передадут их тем, кто, служа себе, обеспечивает процветание страны. И от этого выгадают все: и те, у кого отняли, и те, к кому перейдет По мнение Ю. М. Лужкова, стер­жень наших реформ — приватизация, ваучеризация и так да­лее — осуществлены не только неправильно с любых точек зре­ния — научных, экономических, хозяйственных. Они осуществлены преступно, и мы сейчас пожинаем плоды того, как это было сделано. И в дальнейшем этот процесс будет долго довлеть над нашей эконо — микой и над самой возможностью обеспечить стабилизацию нашего общества. Ибо в результате такой приватизации мы не получили настоящего хозяина той собственности, от которой государство за — хотело отказаться, а государство не получило тех денег, в которых оно нуждалось для решения социальных проблем.

Для обоснования оптимального баланса интересов труда и ка­питала мы должны по — новому взглянуть на философию социаль — ной справедливости. Мы не раз подчеркивали, что тысячелетняя история России выработала привычку у ее граждан полагаться на заботливое начальство и надежду на то, что оно может сделать на­род счастливым. Несколько последних поколений россиян жили в условиях относительно высокой социальной надежности и стабиль­ности. Это определяло ряд позитивных моментов в материальной и духовной сфере, но объективно стимулировало коррупцию и демо — билизовывало инициативу и предприимчивость граждан. Если мы хотим избежать этих негативных моментов и одновременно устра — нить складывающееся сейчас расслоение общества, попирающее и

----------------------------—338-------------------------------

социальную справедливость, и экономическую целесообразность, надо соблюдать два принципа:

первый — ни один человек не должен быть лишен права на до — стойную жизнь;

второй — ни один человек не должен получать социальной под­держки, если нет уверенности, что он делает все, что в его силах, чтобы не быть обузой для общества.

§ 4. Концепция взаимоотношений граждан и государства

Демократизация взаимоотношений между гражданами и государ — ством содействует развитию принципов самоуправления, которые должны иметь под собой финансово — экономическую базу. В прошлом мы имели затратную экономику с пассивным и послушным народом. Народ не мог существовать без распределительной системы финан — сирования всех сфер деятельности. А само государство поддержи — валось исключительно силой центральной власти. Мы хотим иметь демократическую экономическую систему с активным, дееспособным народом с одной стороны и рациональным, социальным государством с другой. Сегодня мы являемся свидетелями начала возникновения нового государства, основанного на идее оказания услуг населению, а не на командовании. Идя по этому пути, мы в скором времени увидим, что процесс цементирования нашего государства не силой, а выгодой будет более надежным и эффективным. Эта ситуация возникнет, если добиться оптимального распределения ответственности за услуги между различными уровнями власти, усовершенствовать систему пла — тежей за эти услуги и повысить с помощью этой системы эффек­тивность расходования средств.

Наиболее целесообразным является создание такого обществен­ного устройства, в котором государство не будет самодовлеющей силой, системой принуждения граждан к реализации некоторых общегосу­дарственных целей. Оно все более будет становиться организацион — но — хозяйственной системой. Системой, которая предоставляет граж­данам конкретные услуги за конкретную оплату. Главной задачей ли­деров государства будет поиск наиболее рациональных способов оказания обществу и гражданам услуг, которые общество признает целесообразным "заказать" государству и передать государству заказ вместе с бескомпромиссной ответственностью за номенклатуру, объем и качество услуг.

В такой ситуации изменится сам принцип обоснования доходной базы государства. Услуги власти будут по смыслу просто платным

----------.----------------------339--------------------------------

служением гражданам в рамках ясного двустороннего контракта. А это значит, что впервые за всю нашу многовековую историю у нас будет государство, в котором власть исходит от народа и которое не имеет другой цели, кроме служения народу. Пирамида власти, всегда действовавшая (и до сих пор пока еще действующая) сверху вниз, превратится, таким образом, в пирамиду, в которой власть распрост­раняется снизу вверх. Успех будет оцениваться количественными кри­териями: ростом богатства граждан, рублями городских доходов и рас — ходов, квадратными метрами домов, дорог, парков и т.п. А ныне успех "правления", определяется умением прислуживания правителям. В этом случае получить положительную оценку легче. Это и определяет сие — тему предпочтений многих политиков и часто является препятствием установлению ясных, демократических, хозяйственно — экономических отношений народа и власти. Но такие политики не имеют перспектив создать долгоживущее и процветающее государство.

Итак, подлинно научная Концепция взаимоотношений граждан и государства1 должна ориентироваться на общество подлинно сво­бодных производителей товаров и услуг, в котором каждая нормаль — ная семья обладает достаточными средствами для достойной жизни и воспроизводства здорового и дееспособного потомства. Для дос­тижения этого необходимо обеспечить важные дополнительные ус — ловия, которые должны гарантировать с одной стороны экономичес — кую заинтересованность граждан к производительному труду, а с другой — создать для граждан продуктивную "среду обитания". Та­кие условия достигаются только при равноправном взаимодействии частного и общественного (социального, государственного) интере — сов. Первые из перечисленных условий больше в руках граждан, однако органы власти должны содействовать утверждению, популя — ризации и защите соответствующих норм общественной морали, а вторые — преимущественно в руках общества. Оно должно центра — лизованно развивать социальную, транспортную, информационную, инженерную и правовую инфраструктуру. Здесь существенно пря — мое или косвенное (через финансы) взаимодействие с частным сек — тором. Благосостояние каждой семьи должно определяться в соот­ветствии с количеством и качеством труда ее членов и их очень отдаленных предков. Однако, хотели бы подчеркнуть, что "количество и качество", т.е. мера труда и, соответственно, мера потребления, в том обществе, которое мы строим, устанавливаются не государством,

' Подробное изложение Концепции см. Ю.М.Лужков "Образ, цели россий­ских реформ и стратегия управления тенденциями социально-экономичес­кого развития России". — М., 1998.

----------------------------------340------------------------------------

а условиями свободной конкуренции. Если кто—то найдет способ производства товара или услуги, которые покупатель ценит высоко, а поставщик производит даже без серьезных затрат и трудовых усилий, мы больше не считаем этот доход "нетрудовым". Разумеется, если не нарушается свобода для каждого производить и продавать этот то — вар. В условиях свободы конкуренции происходит выравнивание нормы прибыли. Поэтому, на самом деле, в такой конкурентной сие — теме количество и качество труда измеряется намного точнее и спра — ведливее, чем при государственном нормировании. Зато выгоды, ко — торые можно получить в динамике, до стабилизации нормы прибыли в процессе конкуренции, являются идеальным стимулом для непре­рывного поиска новых идей и притока капиталов.

zadachi-disciplini-viyasnit-teoreticheskie-i-pravovie-osnovi-bankovskogo-menedzhmenta-raskrit-sootnoshenie-celej-deyatelnosti-banka-i-ego-menedzhmenta.html
zadachi-dissertacionnogo-issledovaniya-12-metodologicheskaya-osnova-raboti-12.html
zadachi-dlya-dostizheniya-celi-2-ob-utverzhdenii-kompleksnoj-programmi-socialno-ekonomicheskogo-razvitiya-municipalnogo.html
zadachi-dlya-nachinayushih-05-skazka-lozh-da-v-nej-namek.html
zadachi-dlya-raschyotno-graficheskih-i-kontrolnih-rabot-primeri-vipolneniya-varianti-zadanij.html
zadachi-dlya-samostoyatelnogo-resheniya-chetirehugolniki-i-treugolniki.html
  • college.bystrickaya.ru/2-osnovnie-vnutrennie-funkcii-mi-bajtin-in-senyakin-v-d-popkov-doktor-yuridicheskih-nauk-professor.html
  • gramota.bystrickaya.ru/zadanie-k-samostoyatelnoj-rabote-programma-disciplini-filosofiya-gse-f-10-specialnost-informatika-030100-050202-65.html
  • control.bystrickaya.ru/chast-vtoraya-den-zakritiya-pogovorka.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/voprosi-k-ekzamenu-po-medicinskoj-i-biologicheskoj-fizike-dlya-studentov-1-go-kursa.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-po-mezhdisciplinarnomu-kursu-dalee-mdk-vhodit-v-pm-03-naplavka-defektov-i-uzlov-mashin-mehanizmov-konstrukcij-i-otlivok-pod-mehanicheskuyu.html
  • college.bystrickaya.ru/32-ugolovno-processualnoe-pravo-metodicheskie-rekomendacii-studentu-zaochniku-ekonomicheskogo-fakulteta-5-kursa.html
  • urok.bystrickaya.ru/priobretenie-poleznih-privichek-i-kachestv-obraz-zhizni.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/rabochaya-uchebnaya-programma-po-discipline-fizika-e-n-f-03-razdel-fizicheskie-osnovi-tehnologicheskih-processov.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tablica-b2-harakteristiki-kanala-zvuka-subektivnaya-ocenka-kachestva-zvuka-po-gruppam-tehnologicheskih-cepej-s-cifrovoj-tehnologiej.html
  • notebook.bystrickaya.ru/iii-organizaciya-informirovaniya-abiturientov-e-vestnik-gimnazii-vipusk-8-edinij-gosudarstvennij-ekzamen.html
  • essay.bystrickaya.ru/diplomnaya-rabota-stranica-9.html
  • klass.bystrickaya.ru/53-pechi-dlya-viplavki-elektrokorunda-visokotemperaturnie-reaktori-pechi.html
  • lecture.bystrickaya.ru/6-sovershenstvovanie-meropriyatij-radiacionnoj-himicheskoj-i-biologicheskoj-zashiti.html
  • university.bystrickaya.ru/gosduma-rf-monitoring-smi-17-19-marta-2007-g-stranica-18.html
  • control.bystrickaya.ru/byudzhetnie-programmi-ne-otnosyashiesya-k-zadacham-strategicheskogo-plana-ministerstva-finansov.html
  • pisat.bystrickaya.ru/temp-ra-k-kurs-lekcij-prof-yu-s-mardashev-uchebnoe-posobie-dlya-studentov-ii-kursa-pedagogicheskih-universitetov.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/prikaz-i-o-ministra-obrazovaniya-i-nauki-respubliki-kazahstan-ot-21-noyabrya-2007-goda-565-ob-utverzhdenii-instrukcii-po-oformleniyu-dokumentov-ob-obrazovanii.html
  • control.bystrickaya.ru/chast-vosmaya-mihail-sholohov-sudba-cheloveka.html
  • tests.bystrickaya.ru/kurs-lekcij-po-i-s-stranica-18.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/s-12-marta-2012-goda-po-17-marta-2012-g.html
  • institut.bystrickaya.ru/t-purtova-bibliografiya-komitet-po-voprosam-malochislennih-narodov-severa.html
  • knigi.bystrickaya.ru/russkij-yazik-mirovaya-literatura-33.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/i-usloviya-konkursnogo-otbora-gosudarstvennij-obrazovatelnij-standart-visshego-professionalnogo-obrazovaniya-napravlenie.html
  • studies.bystrickaya.ru/diplomi-gosudarstvennogo-obrazca-otchet-o-rezultatah-samoobsledovaniya-chelyabinskogo-filiala.html
  • books.bystrickaya.ru/bileti-po-biologii.html
  • school.bystrickaya.ru/evolyuciya-rannej-hristianskoj-obshini.html
  • lecture.bystrickaya.ru/analiz-gia-2010-mou-sosh-32-st-novominskoj-kanevskogo-rajona-v-2009-2010-uchebnom-godu.html
  • urok.bystrickaya.ru/pravila-priema-v-altajskuyu-gosudarstvennuyu-akademiyu-obrazovaniya-imeni-v-m-shukshina-v-2010-godu-stranica-2.html
  • credit.bystrickaya.ru/opit-hudozhestvennogo-issledovaniya-stranica-43.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/programma-obucheniya-na-seminare-povishenie-kvalifikacii-specialistov-v-oblasti-podtverzhdeniya-sootvetstviya-produkcii-uslug.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tezisi-dokladov-stranica-4.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/regionalnaya-celevaya-programma-razvitie-agropromishlennogo-kompleksa-respubliki-kareliya-na-period-do-2012-goda-pasport.html
  • thescience.bystrickaya.ru/informaciya-o-predvaritelnih-itogah-deyatelnosti-po-gosudarstvennoj-registracii-aktov-grazhdanskogo-sostoyaniya-organami-zags-na-territorii-magadanskoj-oblasti-v-2010-godu-i-zadachah-na-2011-god.html
  • essay.bystrickaya.ru/dostavka-osnovnie-ponyatiya-koncepcii-kaizen-13.html
  • shkola.bystrickaya.ru/roman-viktora-astafeva-pechalnij-detektiv.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.