.RU

Житие протопопа Аввакума, им самим написанное, и другие его сочинения - страница 17



* «прости, государь... тобою» — Евфимей Стефанович обращается к Аввакуму словами «блудного сына» (Евангелие от Луки, XV, 18).

* Господь... дает благодать — из Послания ап. Иакова, IV, 6; см. также: Притчи Соломона, III, 34. Это библейское изречение вошло в речевой обиход XVII в.: оно дословно повторяется в сборниках пословиц этого века.

* Аз же сволокся к Москве...— Второе бегство Аввакума в Москву относится к 1652 г., не позднее начала мая, так как после этого он около двух месяцев прожил в Юрьевце-Повольском и вновь вернулся в Москву до перенесения Никоном мощей митрополита Филиппа (9 июля 1652 г.).

* ...к патриархову приказу... били батожьем и топтали...— Дворцовый Патриарший приказ ведал административными, финансовыми и судебными делами патриарших вотчин. Избиение толпой Аввакума, помимо желания расправиться с ним как со строгим блюстителем нравов, было вызвано, нужно думать, и тем, что Аввакум, видимо, строго взыскивал с населения налоги в патриаршую казну. Об этом избиении в Юрьевце, как и о некоторых дальнейших своих мытарствах, Аввакум говорит и в «первой» своей челобитной Алексею Михайловичу.

* На Кострому прибежал... изгнали.— В 1652 г. костромской протопоп Даниил вызвал против себя мятеж, очевидно, за строгость, с которой он относился к своей пастве.

* Посем Никон... Филиппа митрополита.— Перенесение Никоном мощей

митрополита Филиппа из Соловков в столицу предпринято было с целью поднятия авторитета церковной власти, приниженной при Иване Грозном самим фактом расправы с Филиппом.

Стр. 18

* А прежде его приезду... чтоб ему быть в патриархах.— Челобитная эта, о которой Аввакум упоминает и в «Книге бесед», до нас не дошла. За руками — с собственноручной подписью.

* ...и пишет к нему послание навстречю...— Послание Алексея Михайловича с извещением о смерти патриарха Иосифа (15 апреля 1652 г.) было отправлено Никону, митрополиту Новгородскому, в мае 1652 г. (см.: Акты Археографической экспедиции. Т. IV. СПб., 1836, № 57/11, стр. 76—77).

* Егда поставили патриархом...— Никон был поставлен в патриархи 25 июля 1652 г.

* ...не стал и в Крестовую пускать.— Крестовая — зала для приемов и заседаний в Патриаршем дворе.

* ...в пост великой прислал... пишет: «трема персты бы есте крестились».— В «памяти», посланной Никоном накануне великого поста в 1653 г. сначала протопопу Казанского собора Неронову, а затем и в другие места, речь шла об уменьшении числа земных поклонов (с семнадцати до четырех) во время покаянной молитвы Ефрема Сирина и о замене двуперстия троеперстием.

* Аввакум вспоминает, что его прочили протопопом в собор Спаса-на-Бору в Кремле на место, освободившееся после смерти протопопа Силы, однако неясно, насколько эти сведения достоверны.

* ...в Чюдов...— В Чудов монастырь в Кремле.

* ...от образа глас бысть...— Об этом «гласе» от образа Спаса Неронов писал Стефану Вонифатьеву из Вологды 13 июля 1654 г. (см.: Материалы, I, стр. 99—100).

* ...коломенскому епископу Павлу... в новогороцских пределах...— Епископ Коломенский Павел (ум. 1656), друг Неронова, сразу же стал во враждебные отношения к реформам Никона. Это был единственный архиерей, до смерти оставшийся в лагере старообрядцев. После собора 1654 г. он был лишен епископской кафедры и отправлен в заточение. По одним сведениям, был убит по приказу Никона в Хутынском монастыре, в Новгородском уезде, по другим — сожжен в срубе в Новгороде.

* Мы же с Данилой... Никону отдали.— Эти выписки до нас не дошли.

* ...в монастыре за Тверскими вороты...— То есть в Страстном монастыре, на бывшей Страстной (ныне Пушкинской) площади в Москве.

* ...темниковского Даниила... у Спаса на Новом.— Темников — ныне город в Мордовской АССР. Спас-на-Новом — бывший Ново-спасский монастырь в Москве.

* Тоже протопопа Неронова... в Кольский острог.— Первое столкновение Неронова с Никоном произошло, как об этом пишет сам Неронов, из-за заступничества Неронова за муромского протопопа Логгина. В июле 1653 г. Неронов был сослан в Спасов-Каменный монастырь на Кубенском озере (ныне в Вологодской области), а затем —в Кандалакшский Рождественский монастырь на Кольском полуострове (см. «Записку о жизни протопопа Ивана Неронова с 1653 по 1659 г.» —Материалы, I, стр. 136).

* А напоследок... да так и умер.— Обессиленный в борьбе с противниками, Неронов в 1667 г. обратился к царю, патриархам и всему собору (1666—1667) с посланием, в котором он, «яко блудный сын», уподобившийся «скотам несмысденным», каялся в своем непокорстве, просил прощения и впредь обещал новопечатным исправленным книгам не прекословить ни словом, на делом, ни помышлением (см.: Материалы, I, стр. 240—243). Умер Неронов в сане архимандрита, с именем Григорий, 2 января 1670 г. и похоронен в паперти соборной церкви московского Данилова монастыря. Сочувственное отношение Аввакума к Неронову, несмотря на отречение последнего от старой веры, объясняется, видимо, дружескими чувствами, которые всегда питал Неронов к Аввакуму.

* ...всяк мняйся... не падет — из первого Послания ап. Павла к коринфянам.

* ...аще возможно... избранных — из Евангелия от Матфея, XXIV, 24.

* Царь ево на патриаршество зовет, а он бытто не хочет...— Желая склонить Никона, занявшего позицию упорного отказа от патриаршества, царь упрашивал его на коленях о согласии, после чего Никон уступил, выговорив, однако, себе беспрекословное послушание со стороны царя и бояр.

* ...а со Анною по ночам укладывают...— Речь идет об Анне Михайловне Ртищевой, по мужу Вельяминовой (ум. 1675), сестре Федора Большого Михайловича Ртищева, жившей в его доме в Москве после смерти мужа в 1642 г., «второй верховой боярыне» царицы Марии, горячей стороннице реформы Никона и его приятельнице (см. о ней специальную статью: Робинсон А. Н. Два русских женских характера (XVII век).— В кн.: Искусство слова. М., 1973, стр. 31—39).

Стр. 19

* Таж меня взяли... до Андроньева монастыря...— Краткое сообщение Аввакума об этом факте дополняется и проясняется из письма священника Казанского собора Ивана Данилова к Ивану Неронову от 29 сентября 1653 г. Как только состоялось постановление Никона о ссылке покровителя Аввакума Неронова, с Аввакумом перестали церемониться. У него, замещавшего Неронова в Казанском соборе во время его отлучек, в тот же день, когда Неронов был приговорен к ссылке, 13 августа 1653 г., на всенощной было отнято «первенство:». Аввакум не уступил, отказался служить и ушел из церкви. Проводив затем отправлявшегося в ссылку Неронова, Аввакум, вернувшись в Москву, не стал служить в Казанском соборе, а служил полуночницу в церкви Аверкия в Замоскворечье. Но и там не поладив, он служил всенощную во дворе Неронова, на сеновале («в сушиле»), переманив туда и прихожан из Казанского собора, причем иные из приверженцев Аввакума прямо говорили: «В некоторое время и конюшня-де иные церкви лучше». Казанский причт, особенно Данилов, «не стерпев», донес об этом Никону. В результате — арест Аввакума и богомольцев, бывших в сушиле (см.: Материалы, I; стр. 28—31). О том же сообщает и сам Аввакум в письме к Неронову от 14 сентября 1653 г. (там же, стр. 21—22). Очень показательно, что в своем «Житии» Аввакум о сушиле не упоминает, ограничиваясь лишь указанием, что он взят «от всенощного»: с точки зрения церковно-нанонической, демонстративная служба на сеновале, сопровождавшаяся отвлечением молящихся от храмов, была своего рода знаком отделения от церкви. Суровая расправа с провинившимся протопопом и его единомышленниками объяснялась, помимо указанного поступка, еще и тем, что он вместе с костромским протопопом Даниилом был автором челобитной, которую подал от имени «братии» Алексею Михайловичу по поводу ареста и ссылки Неронова. В этой челобитной, до нас не дошедшей, были допущены по адресу Никона, судя по письму Аввакума к Неронову, резкие выражения (ср.: Материалы, I, стр. 23—24, 31).

* ...день недельный...— То есть воскресенье («неделя» — старое русское (славянское) наименование последнего дня «седмицы» — воскресенья).

* ...до Андроньева монастыря...— Спасо-Андроников монастырь в Москве.

* ...не знаю — на восток, не знаю — на запад.— По старорусскому обычаю молиться нужно было на восток.

* Бысть же я в третий день приаляен...— В Деяниях Апостолов (X, 10—13) сходным образом описывается чувство голода у ап. Петра.

* ...в соборной церкви... остриг в обедню.— Никон лишил Логгина сана

(расстриг) в Успенском соборе во время обедни. .

* Во время переноса... пущи жидовского действа! — Возмущение Аввакума вызвано было, очевидно, тем, что ввиду возбуждения, царившего в храме, архимандрит с чашей у алтаря во время так называемого «великого входа» задержался дольше обычного. Называя находившиеся на дискосе части просфоры «телом Христовым», Аввакум утверждает тем самым факт «пресуществления даров» во время так называемой проскомидии, что ему и ставилось в вину как ересь.

Стр. 20

* Тоже в Никитин день ход со кресты...—Никитин день—15 сентября. В этот день совершался крестный ход из Успенского собора в Никитский монастырь.

* ...отдали дьяку Третьяку Башмаку... мне делал добро.— Младший дьяк

Сибирского приказа Третьяк Васильев Башмаков вскоре выступил с челобитной против справщиков церковных книг и ушел в монахи, приняв имя Савватий.

* ...послали меня в Сибирь... до Тобольска...— Дело Аввакума велось очень быстро, и он был отправлен из Москвы в Сибирь, видимо, числа 17 сентября 1653 г. или близко к этому. У Аввакума, как он показал на допросе в Сибирском приказе 15 сентября, было четверо детей: три сына — Иван (девяти лет), Прокопий (пяти лет) и Корнилий (восьми дней)—и одна дочь Агриппина (восьми лет). Младшего сына, Корнилия, протопопица Анастасия родила, следовательно, в Москве около 7 сентября. В черновом отпуске указной грамоты Симеону, архиепископу Тобольскому, в числе отправляемых с Аввакумом указывалась и его племянница Марина (ср.: Никольский, стр. 159—160).

* ...три тысящи верст... половину пути.— В то время существовали две дороги в Сибирь: одна — южная, через Казань, большей частью водой, пригодная в летнее время, и другая — северная, через Вологду, зимняя, преимущественно сухопутная. Аввакум с семьей шел второй дорогой. В черновом отпуске проезжей грамоты намечены следующие пункты, через которые должен был следовать Аввакум из Москвы в Тобольск: Переяславль-Залесский, Ярославль, Вологда, Тотьма, Устюг Великий, Соль-Вычегодская, Кайгород, Соль-Камская, Верхотурье, Туринский острог, Тюмень (ср.: Никольский, стр. 143).

* Архиепископом в Тобольске к месту устроил меня.— Речь идет об архиепископе Тобольском и Сибирском Симеоне (см. прим. к стр. 30), который принял Аввакума, определив его протопопом тобольской Вознесенской церкви. Прибыл Аввакум в Тобольск, если полагаться на его указание, что он был в пути тринадцать недель, в конце декабря 1653 г.

* ...пять слов государевых сказывали на меня...— «Слово и дело государево» — формула, сопровождавшая донос на кого-либо с обвинением в государственном преступлении, отмененная в 1762 г. Екатериною II при вступлении ее на престол.

* ...архиепископля двора дьяк Иван Струна... побегоша вспять.— Вскоре после 24 января 1654 г. архиепископ Симеон уехал почти на целый год в Москву, будучи вызван туда на собор, созванный Никоном против старообрядцев. На время своего отсутствия дела епархии он поручил приказному Григорию Черткову и дьяку Ивану Струне. Заместители архиепископа, особенно Струна, сильно злоупотребляли своим положением, и Симеон по своем возвращении в Тобольск в декабре 1654 г. нашел, что в казенной, житейной и других службах епархиального Софийского дома «воровста и кражи объявилося много». В духовных судных делах Струна «правых винил, а виновных оправливал для своей бездельной корысти». За месяц до возвращения Симеона у Аввакума произошло столкновение со Струной, о котором он рассказывает здесь, из-за дьячка Антона, преследовавшегося Струной, видимо, по какому-то судному церковному делу (ср.: Никольский, стр. 144—145, 165— 166).

* ...к воеводе...— «Большим» воеводой в Тобольске с 31 мая 1652 г. по 17 февраля 1656 г. был князь Василий Иванович Хилков (1614-1677).

* ...меня стриг.— Аввакум был расстрижен 13 мая 1666 г.

Стр. 21

* Потом приехал архиепископ... и мое дело тут же помянул.— Во второй своей челобитной, поданной в Сибирский приказ в 1659 г., архиепископ Симеон сообщал, что Ивану Струне «подали челобитную жена на мужа, а дочь на отца, что тот мужик дочь свою насильствовал. И он, вор, сделал по неправде. Мужика оправдал, а жену ево и дочь велел бить без пощады и отдал ему, мужику, головою без всякия крепости». По приезде Симеона (14 декабря 1654 г.) дочь била ему челом на отца. Мужик с дочерью был на очной ставке и дал на себя повинную. За это «пребеззаконное» дело Струна посажен был архиепископом в хлебню и взят на цепь. В челобитной, поданной царю в 1656 г., Струна жаловался на то, что Симеон его «в чепи и железах мучил многое время» и притом «по челобитной ссыльного протопопа Аввакума» (ср.: Никольский, стр. 146, 162, 166). Упоминание Струной челобитья Аввакума объясняет слова последнего: «и мое дело тут же помянул».


* Он же. Струна... «слово и дело государево» на меня.— В своей челобитной царю Струна, со слов «памяти» из Патриаршего приказа в Сибирский, «не претерпля ево, архиепископли муки, в чепи и железах пришел в съезжую избу и бил челом государю, а стольнику и воеводам, князю Василию Ивановичу Хилкову с товарищи, про тово Протопоповы Аввакумовы неистовы слова извещал» (ср.: Никольский, стр. 162). Эти «неистовы слова», о которых мы ничего не знаем, видимо, и послужили Струне материалом для того «слова и дела государева» на Аввакума, о которых упоминает последний. Но, кроме того, судя по отписке тобольских воевод в Сибирский приказ, относящейся ко времени между 1 сентября и 31 декабря 1655 г., Струна «на того протопопа Аввакума извещал, что он, Аввакум, ходит с посохом, а посох-де с яблоки вызолочен, а на рогах оправлено серебром...», то есть завел посох не по сану.

* Воеводы отдали ево... за пристав.— Иван Струна, как явствует из челобитных архиепископа Симеона, сказал «слово и дело и дело государево и патриаршее» не только на Аввакума, но и на него, архиепископа. А так как политический доносчик в Московском государстве пользовался особым покровительством во время производства следствия по его доносу и отдавался под охрану властей, то и Струна отдан был под начало, «за пристав», Петру Бекетову, энергичному «землепроходцу», открывателю новых земель в Сибири, присоединявшихся к Московскому царству.

* Посем указ пришел...— и укоряю ересь Никонову.— Как видно из отписки тобольских воевод в Сибирский приказ, ими получен был за подписью царя Алексея Михайловича указ о ссылке Аввакума на Лену, в Якутский острог. В Тобольске Аввакум, таким образом, пробыл с лишком полтора года.

* Два брата жили у царицы в Верху...— Известно, что во время мора (чумы) 1652 г. умер брат Аввакума Евфимий (см.: Материалы, I, стр. 359—369; Робинсон, стр. 241). Верх — царский дворец в Кремле.

* Излиял Бог... фиял гнева Своего! — Ср.: Апокалипсис, XVI, Ь

* Говорил тогда... меч, разделение...—Аввакум имеет в виду, очевидно, первое послание Неронова к царю Алексею Михайловичу из Спасов-Каменного монастыря от 6 ноября 1653 г., в котором, однако, Неронов, разумея предстоящую войну с Польшей, писал лишь следующее: «аще бо сия брань не уставлена будет и церквам мир не предан будет, крепости не будет имети быти хотящая брань, но за премногое прогиевание Владыки нашего Бога велия погибель и тщета будет» (см.: Материалы, I, стр. 38).

* Тоже сел... поехал на 'Лену.— Аввакум отправился из Тобольска по направлению на Лену в Петров день, 29 июня 1655 г., как об этом он сам говорит в «Житии»

* ...в Енисейской...—тo есть в Енисейский острог.

* ...велено в Дауры вести — дватцеть тысящ и больши будет от Москвы.— Даурия — старинное название местности, находящейся на восток от озера Байкал и составлявшей часть Забайкальской области. Аввакум сильно преувеличивал расстояние Даурии от Москвы; на самом деле оно не превышает пяти с половиной тысяч верст.

* И отдали меня Афонасью Пашкову... и мучит, и бьет.— Афанасий Филиппович Пашков (ум. 1664) во время прибытия в Енисейск Аввакума бывший енисейским воеводой, в августе 1655 г. получил приказание отправиться во главе отряда в несколько сот человек стрельцов и казаков в Даурию. Задачей экспедиции Пашкова было освоение земель, лежащих на Амуре, и установление там правильной администрации. Человек предприимчивый, смелый и энергичный, опытный администратор, Пашков вместе с тем отличался жестокостью в обращении с подначальными людьми, довольно, впрочем, обычной у сибирских администраторов, особенно во время походов, когда приходилось усиленными карательными мерами удерживать в повиновении, в обстановке всяческих лишений, плохо дисциплинированное войско. О жестокостях Пашкова по отношению к духовенству доносил, между прочим, архиепископ Симеон, называвший его «великим озорником» (подробнее об этом см.: Бороздин, стр. 69—71, и там же приложение, стр. 117).

* Егда поехали из Енисейска...— Пашков во главе своего отряда выступил из Енисейска весной 1656 г.

* В Большой Тунгуске-реке...— Большая, или Верхняя, Тунгуска— так называлось раньше нижнее течение реки Ангары, притока реки Енисея, вытекающей из озера Байкал.

* ...простоволоса ходя.— По старорусским религиозным представлениям, считалось грехом появление женщины при посторонних с непокрытой головой.

Стр. 22.

* Шаманский, Долгий — пороги на реке Ангаре.

* ...горы... витать.— Перефразировка Псалтири, X, 1.

* И аз ему малое писанейце написал... и послал к нему.— Текст письма Аввакума к Пашкову до нас не дошел.

* Начало «писаней-ца», процитированное Аввакумом,— хорошо известные его современникам слова заклятья дьявола, произносимые священником во время «запретительных» молитв (отсюда параллель «Пашков — дьявол»)

Стр. 23.

* Аще Иев и говорил так...— Аввакум имеет в виду ропот Иова на Бога за

обрушившиеся на него бедствия, о чем идет речь в библейской Книге Иова.

* Я со многими скорбьми... царство небесное — из Деяний апостолов, XIV, 22.

* ...Падуну... в щепы изломает...— Ангара «шириною с версту» несколько ниже Падунского порога, в районе которого ширина реки доходит до двух-трех верст.

* «сыне, не пренемогай... а не сынове есте» — из Послания ап. Павла к евреям, XII, 5—8.

* Брацкой острог...— Братский острог основан в 1631 г. на реке Ангаре у порога Падун; в 1654 г. перенесен к месту впадения реки Оки в Ангару. От острога сохранились две башни; одна из них, в которой, по преданию, был заключен Аввакум, в настоящее время перевезена в с. Коломенское под Москвой.

* ...сидел до Фияипова поста...— Так называемый Филиппов пост начинается за сорок дней до праздника Рождества, то есть 14 ноября.

* ...я со Лазаря во гною у вратех богатого, пси облизаху гной его...— Сравнение взято из евангельской притчи (Евангелие от Луки, XVI, 19—31) о богатом и Лазаре.

Стр. 24.

* Хилок — приток реки Селенги, впадающей в Байкал.

* Иргень — озеро к востоку от Байкала.

* ...что Авраам у дуба Мамврийска.— В Книге Бытия, XIII, 18, говорится о том, что Авраам, расставшись с Лотом, поселился «у дуба Мамврийскаго».

Стр. 25

* Ингода — река в системе Амура, вместе с рекой Ононом составляющая Шилку

* У протопопицы моей однарятка... рублев в полтреть цеть...— Упоминание об однорядке протопопицы, которая стоила двадцать пять рублей, указывает на то, что в Москве Аввакум жил в немалом достатке (лошадь стоила полтора рубля; годовая плата на хозяйском содержании — работника-мужчины была пять рублей, а женщины —два с полтиной; см.: Никольский, стр. 138).

* Нерча— приток реки Шилки.

* И у меня два сына маленьких умерли в нуждах те...— При отправке Аввакума в Сибирь у него было, как сказано выше, три сына—Иван, Прокопий и только что родившийся Корнилий.

* Иван и Прокопий далее упоминаются как живые,— следовательно, умер Корнилий и еще один, очевидно родившийся уже в Сибири.

* Кто даст... источник слез — из Книги пророка Иеремии, IX, I; следующая часть фразы — да же оплачю... житейскими сластьми?— перефразировка текста молитвы (см.; Робинсон, стр. 250).

* ...а иногда у куров корму из корыта нагребет.— Первоначальный набросок описания сибирских испытаний Аввакума и его семьи находится в его «первой» челобитной царю Алексею Михайловичу и «Записке» о жестокостях воеводы Афанасия Пашкова (см. стр. 168—169, 172—173). Некоторые стилистические параллели к описаниям Аввакума обнаруживаются в челобитных служилых людей и крестьян XVII в. (см., например: Оглоблин Н. «Женский вопрос» в Сибири в XVII в.— Исторический вестник, 1890, № 7, стр. 199— 200).

* Дочь моя... Огрофена... на Мезени... закопаны сидят.— * Огрофена (Агриппина) — старшая дочь Аввакума, родилась в 1645 г., по-видимому, 16 июня (память св. Агриппины — 23 июня); две другие дочери Аввакума («меньшие сестры»)—Акилина и Ксения. Анастасия Марковна и два старших сына Аввакума, Иван и Прокопий, были заключены в земляную тюрьму на Мезени в марте 1670 г.

Стр. 26.

* «не начный блажен, но скончавый» — перефразировка . слов

Евангелия от Матфея, XXIV, 13.

* яко ничто же успевает, но паче молва бывает — из Евангелия от Матфея, XXVII, 24. Аввакум характеризует А. Пашкова словами Евангелия, относящимися к Пилату.

* Древле благодать действовавше ослом при Валааме...

* человеческим гласом.— В Книге Чисел (XXII) говорится о том, что прорицатель Валаам отправился на ослице к моавитянам. По дороге ослица, которой трижды ангел преграждал путь, трижды сворачивала с дороги, за что Валаам бил ее, пока она человеческим голосом не стала жаловаться Валааму на побои и пока ангел сам своими укорами не остановил Валаама. Сообщаемое Аввакумом о греческих святых Юлиане и Сисинии не находит себе соответствия в известных нам памятниках, связанных с именами этих лиц.

* Бог идежи хощет, побеждается естества чин.— Из третьей стихиры на Благовещение.

* Чти житие Феодора Едесскаго... мертваго воскресила.— В Житии Феодора Едесского рассказывается о том, как блудница воскресила умершего младенца; см.: Житие Феодора Едесского. СПб., 1880 (Памятники древней письменности, LXI), стр. 143—147.

* Кормчая — собрание законоположений, относящихся к церковному праву, действовавшему в практике русской православной церкви.

Стр. 27.

* На Москве с бояронею в Вознесенском монастыре вселились.—То есть

поселились с вдовой воеводы Пашкова (ум. 1664), боярыней Феклой Симеоновной, в женском Вознесенском монастыре (в Кремле). Ф. С. Пашкова с июня 1673 г. и до смерти в 1685 г. была игуменьей Вознесенского монастыря, заметной фигурой в лагере никониан (см.: Румянцева В. С. О датировке краткой редакции Жития протопопа Аввакума.— Вестник МГУ. Серия истории, 1969, № 6, стр. 64). Там же погребена и сноха Пашкова Евдокия Кирилловна.

* Тоже с Нерчи-реки паки назад возвратилися к Русе.— Построив на Нерчи острог, Пашков 25 мая 1662 г. выехал на Иргень-озеро, а оттуда направился в Москву.

Стр. 28.

* У боярони...— То есть у снохи Пашкова Евдокии Кирилловны.

Стр. 29.

* ...в Мунгальское царство...— В Монголию.

* «Господи, хощеши ли... во ину весь» — из Евангелия отЛуки, IX, 54—56.

* приложи им зла... приложи — из Книги пророка Исайи, XXVI, 15.

Стр. 30.

* ...согрешил... пролил кровь неповинну...— Слова Пашкова напоминают

речь Иуды, предавшего Христа (Евангелие от Матфея, XXVII, 4).

* ...яко косен Бог во гнев, а скор на послушание...— Ср.: Послание ап. Иакова, I, 19.

* «...Аще живем... Господеви умираем» — из Послания ап. Павла к

римлянам, XIV, 8.

Стр. 31.

* Десеть лет он меня мучил...— Если считать со времени прибытия Аввакума в Енисейск (1655), где в то время воеводой был Пашков, и до отъезда Пашкова в Москву (1662), Аввакум был в его власти не десять, а семь лет. Очевидно, здесь Аввакум круглой цифрой определяет время своей сибирской ссылки, длившейся в общей сложности одиннадцать лет. О гонениях Пашкова Аввакум рассказывает также в специальной «Записке», приложенной к «первой» челобитной царю Алексею Михайловичу. О том же речь идет и в челобитной архиепископа Симеона (см.: Бороздин, стр. 74). А я, месяц спустя... поехали...— Так как Пашков выехал из Нерчинского острога 25 мая 1662 г., то, следовательно, Аввакум начал путешествие из Сибири в Москву приблизительно в последних числах июня того же года или на несколько недель позже, если здесь имеется в виду отъезд не из Нерчинского острога, а с Иргеня.

* В Прянишниковском списке (см.: Житие, 1960, стр. 325) указывается иной срок.

* ...яко Раав блудная... спрятал ево...— В главе II Книги Иисуса Навина рассказывается о том, как блудница Раав на кровле своего дома скрыла от

преследования иерихонского царя двух юношей, посланных Иисусом Навином в Иерихон на разведку.

* «внутрь убо страх, а вне убо боязнь»... «уже бо не надеяхом-ся... и избавляет» — из второго Послания ап. Павла к коринфянам, VII, 5, и I, 8, 10.

* «яко еще не бы Господь... пожерли быша нас» — из Псалтири, CXXIH, 2.

Стр. 32.

* ...запрещение то отступническое...— Аввакум так называет постановление собора 1667 г., запрещавшее священнику самому крестить, исповедовать и причащать своих детей.

* Петр (ум. 1326), Алексей (1300—1373), Иона (ум. 1461), Филипп (1507—1569) — митрополиты московские, признанные церковью святыми.

* «любите враги ваша и благотворите» — из Евангелия от Матфея, V, 44.


Стр. 33

* Погода окинула на море, и мы гребми перегреблись...— То есть на море

приключилась непогода и мы гребли изо всех сил.

* ...больши романовского...— Речь идет, вероятно, о сорте лука и чеснока,

разводившегося в городе Романове-Борисоглебском (ныне город Тутаев Ярославской области).

* Там же растут и конопли... и зайцы великих в нем...— Возможно, в описании Сибири (в этом фрагменте и в предшествующих) отразились не только непосредственные впечатления Аввакума, но и знакомство с литературным источником — описанием «Сибирской страны» в Есиповской летописи, где есть весьма похожий по типу текст, перечисляющий природные богатства Сибири (см.: Сибирские летописи. СПб., 1907, стр. 109—110). Есиповская летопись, написанная в Тобольске по заказу тобольской архиепискими в 1636 г., была широко распространена в Сибири в XVII в. Аввакум мог познакомиться с летописью во время пребывания в Тобольске в 1653—1655 гг. (архиепископ Симеон покровительствовал Аввакуму) или на обратном пути из ссылки, когда зимовал в Тобольске зиму 1663—1664 гг. Сохранился список Есиповской летописи, переписанной в Тобольске в ноябре 1663 г. при тобольском воеводе князе И. А. Хилкове, к которому Аввакум иногда ходил «обедать». Тесная связь Аввакума с лицами, в распоряжении которых была Есиповская летопись, его любознательность и любовь к книгам, сходный тип описания-перечня дают основание предположить знакомство Аввакума с этим начальным памятником сибирской литературы (подробнее см.: Демкова Н. С. Комментарий в кн. «Пустозерский сборник», стр. 237—238).

* А человек... яко сень, преходят... — Ср.: Псалтирь, CXLIII, 4 Это изречение встречается в сборниках пословиц XVII в.

* ...скачет, яко козел... яко бес...— Аввакум использует здесь об^ навь к

разы одного из «слов» Иоанна Златоуста (см.: Робинсон, стр. —259).

Стр. 34

* ...яко ничто ж успевает, но паче молва бывает.— См. стр. 31.

* «привязался ecи... не ищи жены» — из первого Послания ап. Павла к коринфянам, VII, 27.

* Таже приехал к Москве. Три годы ехал из Даур...— Аввакум приехал в Москву весной 1664 г., так что в действительности путешествие продолжалось около двух лет.

* Иван Богданович Камынин (ум. 1682)—с 22 января 1659 по 16 сентября 1662 г. воевода в Верхотурье (город Пермской области). Об участливом отношении к нему Камынина вспоминает Аввакум в другой редакции «Жития» (редакция В) в связи со своим заключением в Пафнутьевом монастыре.

Стр. 35

* К Федору Ртищеву зашел...— Ртищев Федор Большой Михайлович (1626—1673)—государственный и общественный деятель (во время приезда Аввакума в Москву ведал Приказом Большого дворца), приближенный царя Алексея Михайловича, образованнейший человек своего времени, основавший школу, в которой ученые монахи, вызванные из Киева, обучали языкам славянскому и греческому, наукам словесным «даже до риторики и философии». Принадлежа к кружку «ревнителей благочестия» и будучи близок на первых порах с Никоном, Ртищев в то же время, отличаясь терпимостью, добротой характера и широтой воззрений, был чужд враждебности к старообрядцам, в частности к Аввакуму. В своем доме' он устраивал диспуты, на которых давал возможность свободно высказываться представителям двух враждебных лагерей, не выказывая лично явного предпочтения ни одной из спорящих сторон,

* О Ф. М. Ртищеве см.: Робинсон, стр. 260—261, и в его же монографии «Борьба идей в русской литературе XVII века». М., 1974.

*...вся сия яко уметы... приобрящу... — См. прим. к стр. 14.

* А се мне в Тобольске... благодеяния забыть?—Рассказанное здесь относится ко времени пребывания Аввакума в Тобольске зимой 1663—1664 гг. Царевнины именины, видимо, именины царевны Татьяны Алексеевны (или Михайловны?), 12 января.

Стр. 36

* «...да на полма рассеку тя!» — стилистическое подражание Евангелию от Матфея, XXIV, 51.

*... Господи, источивый... днесь ты ecи!—Ср.: Книга Исход, XVII, 2—7.

*...на обычном месте.— То есть на положенном для молитвы месте.

*...«не глад хлеба, ни жажда воды... жити.— Ср.: Книга пророка Амоса, VIII, II.

Стр.37

*...и сколько друзей первых на Руси заедем...— То есть: и сколько прежних друзей на Руси встретим.

*...приказывал государь... чтоб я молчал.— Родион Матвеевич Стрешнев (ум. 1667) — в то время окольничий, ведающий Сибирским приказом. На него, так как он пользовался общим уважением и обладал репутацией беспристрастного и справедливого человека, царь Алексей Михайлович возлагал роль посредника в своих распрях и столкновениях как с Никоном, так и с Аввакумом. Как видно из дальнейшего, Стрешнев наряду с другими лицами, принимавшими участие в судьбе Аввакума, оказал материальную помощь.

* А се посулили мне... книги править...— Симеонов день — 1 сентября. Вряд ли перспективы Аввакума на получение места книжного справщика были реальны ввиду явно враждебного его отношения к тогдашней практике исправления богослужебных книг.

* ...Лукьян духовник...— Протопоп Лукьян Кириллов, царский духовник с

1657 по 1666 г.

Стр. 38

* У света моей... в дому был.— Боярыня Феодосья Прокопьевна Морозова, в то время вдова одного из первых бояр при царе Алексее Михайловиче — Глеба Ивановича Морозова, и княгиня Евдокия Прокопьевна Урусова, жена также приближенного к царю — кравчего князя Петра Семеновича Урусова,— родные сестры, урожденные Соковнины, родственницы Ф. М. Ртищева и свойственницы царя и царицы, ярые приверженницы раскола и последовательницы Аввакума. Ни убеждения, ни преследования и мучения, ни тягчайший тюремный режим не сломили волю сестер. Они умерли, заключенные в воровской (ныне Калужская область) земляной тюрьме (Урусова— 11 сентября 1675 г., Морозова — 2 ноября того же года). Боярыня Анна Петровна Милославская, урожденная княжна Пожарская (ум. 1669),— родственница царицы Марии Ильиничны, урожденной Милославской.

zadachi-dat-predstavlenie-o-vliyanii-kompyutera-na-zdorove-cheloveka-zastavit-uchashihsya-zadumatsya-o-neobhodimosti-bit-zdorovim-o-priobshenii-k-zdorovomu-obrazu-zhizni.html
zadachi-delovogo-protokola-na-sovremennom-etape-chelovek-kak-subekt-vzaimootnoshenij-v-delovom-obshenii.html
zadachi-deyatelnosti-federalnogo-kaznachejstva-4-pokazateli-deyatelnosti-federalnogo-kaznachejstva-9-stranica-2.html
zadachi-deyatelnosti-federalnogo-kaznachejstva-5-pokazateli-deyatelnosti-federalnogo-kaznachejstva-13-razdel-rashodnie-obyazatelstva-i-formirovanie-dohodov-22.html
zadachi-didakticheskaya-prodolzhat-formirovat-u-detej-umenie-zadavat-voprosi-otvechat-na-nih-argumentiruya-otvet-posledovatelno-i-logichno-ponyatno-dlya-sobesednikov-rasskazivat-o-fakte-sobitii-yavlenii.html
zadachi-diplomnogo-proektirovaniya-4-organizaciya-raboti-nad-diplomnim-proektom-v-period-diplomnogo-proektirovaniya-5.html
  • notebook.bystrickaya.ru/interfaks-httpwwwinterfaxru-18012006-173900-pervij-kanal-novosti-18-01-2006-kriskevich-vyacheslav-15-00-15.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/61-zapoved-zapreshayushaya-uderzhivat-zalog-esli-v-nem-nuzhdaetsya-vladelec-kratkaya-kniga-zapovedej.html
  • abstract.bystrickaya.ru/-trehstoronnee-soglashenie-ob-osnovnih-principah-regulirovaniya-trudovih-otnoshenij-na-2011-2012-godi-podpisano-mezhdu-administraciej-profsoyuzami-i-rabotodatelyami.html
  • textbook.bystrickaya.ru/kniga-chetvertaya.html
  • knigi.bystrickaya.ru/rukovodstvo-prednaznacheno-psihiatram-nevrologam-vracham-obshej-praktiki-studentam-medicinskih-vuzov-i-psihologicheskih-fakultetov-stranica-12.html
  • crib.bystrickaya.ru/k-v-babaev-o-rekonstrukcii-dvuh-serij-pokazatelej-lica-v-nostraticheskih-yazikah.html
  • studies.bystrickaya.ru/bretonskij-adholodnij-i-mokrij.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/saba-barisinda-malm-men-oushi-arasindai-ker-atiniasti-ske-asiru-zholdari-ou-rdsn-zadilii.html
  • assessments.bystrickaya.ru/bezrabotica-v-rossii-vidi-formi-tendencii-chast-3.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/obrazovatelnaya-deyatelnost-akademii-usta-v-federalnogo-kazennogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-visshego-professionalnogo.html
  • assessments.bystrickaya.ru/dolomitovij-kombinat-istoriya-razvitiya-i-ego-rol-v-ekonomike-goroda-dankova-dokladov-uchastnikov.html
  • shkola.bystrickaya.ru/na-zemnom-share-sushestvuyut-tisyachi-razlichnih-yazikov-ivse-zhe-mi-govorim-ne-tolko-o-yazikah-no-takzhe-o-yazike-chelovecheskom-yazike-kak-o-stranica-8.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/razdel-2rossijsko-armyanskoe-sotrudnichestvo-v-ekonomicheskoj-sfere-problemi-i-perspektivi.html
  • uchit.bystrickaya.ru/st-st-6-8-zakona-ob-avtorskom-prave-i-smezhnih-pravah.html
  • pisat.bystrickaya.ru/statya-54-gosudarstvennij-stroitelnij-nadzor-moskva.html
  • learn.bystrickaya.ru/g4-dannie-izmeritelnogo-kontrolya-metodicheskie-ukazaniya-rd-52-04-168-2001-nablyudeniya-za-atmosfernim-elektrichestvom.html
  • crib.bystrickaya.ru/i-k-rabochej-programme-po-discipline-klinicheskaya-i-eksperimentalnaya-hirurgiya-dlya-medikobiologicheskkogo-fakulteta-sgmu.html
  • knigi.bystrickaya.ru/russkaya-antiutopiya-hh-nachala-hh-i-vekov-v-kontekste-mirovoj-antiutopii-10-01-01-russkaya-literatura.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-po-napisaniyu-kursovoj-raboti-pervogo-goda-obucheniya-na-obrazovatelnoj-programme-kulturologiya-niu-vshe.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tema-40-stanovlenie-i-razvitie-neoklassicheskogo-napravleniya-vtoraya-polovina-hih-nachalo-hh-vv-metodologiya-marzhinalizma.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/primernoj-programmi-disciplini-istoriya-mirovoj-literaturi-literatura-vostoka-cel-disciplini.html
  • knigi.bystrickaya.ru/serzhant-2-j-roti-polka-ppsm-uvd-naberezhnih-chelnov-rustem-ahmetzyanov-zavoeval-titul-luchshego-sotrudnika-patrulno-postovoj-sluzhbi-milicii-tatarstana-2009-goda-na-stranica-3.html
  • uchit.bystrickaya.ru/standarti-iso-v-fonde-permskogo-cnti-kursi-menedzhment-kachestva-v-sootvetstvii-s-trebovaniyami-mezhdunarodnih-standartov.html
  • control.bystrickaya.ru/chast-3-informacionnaya-karta-aukciona-izveshenie-o-provedenii-otkritogo-aukciona-forma-torgov.html
  • klass.bystrickaya.ru/58-6-01932-protokol-rassmotreniya-i-ocenki-kotirovochnih-zayavok-po-zaprosu-kotirovok-cen-tolko.html
  • assessments.bystrickaya.ru/chast-ii-epidemiya-vampirizma-v-vostochnoj-evrope-11-profilaktika-vampirizma-punkt-12-krov-otvet-na-voprosi-punkt-13.html
  • klass.bystrickaya.ru/b-n-zhukov-kandidat-tehnicheskih-nauk-zaveduyushij-kafedroj-inzhenernoj-geodezii-sibirskogo-gosudarstvennogo-universiteta-putej-soobsheniya.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/vliyanie-variantov-rekultivacii-neftezagryaznennoj-pochvi-na-rost-i-razvitie-rastenij.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/prepodobnij-filofej-sinajskij-dobrotolyubie-tom-3.html
  • crib.bystrickaya.ru/informacionnij-byulleten-po-ocenke-vliyaniya-faktorov-sredi-obitaniya-na-zdorove-naseleniya-eao-i-municipalnih-obrazovanij-za-2009-god-stranica-4.html
  • reading.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-formirovanie-u-doshkolnikov-navikov-bezopasnogo-povedeniya-stranica-4.html
  • university.bystrickaya.ru/evnuh.html
  • studies.bystrickaya.ru/burenie-skvazhin-na-vodu.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/vserossijskij-festival-obrazovatelnih-sajtov-i-blogov.html
  • bukva.bystrickaya.ru/otchyot-o-finansovom-polozhenii-za-31-dekabrya-2010-goda-v-tisyachah-rublej-4-otchet-o-dvizhenii-denezhnih-sredstv-za-god-zakonchivshijsya-31-dekabrya-2010-goda-stranica-11.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.